Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Консультация
консультация по коррекционной педагогике

Гуренко Наталья Ивановна

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. В большей степени этот термин представляет собой психолого-педагогическую категорию, однако нередко в основе задержки психического развития лежат органические нарушения, которые, в свою очередь, должны рассматриваться медицинскими специалистами: детскими неврологами, детскими психиатрами, педиатрами. Таким образом, работа с детьми с ЗПР требует слаженного междисциплинарного взаимодействия. Соответственно и изучение причин возникновения ЗПР возможно только на стыке сразу нескольких научных дисциплин, таких как педагогика, психология и медицина.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных форм психических патологий и проявляется в нарушении нормального темпа психического развития ребёнка. Количество детей с ЗПР, выявляемых в дошкольных образовательных учреждениях, увеличивается с каждым годом.

С одной стороны, это связано с усовершенствованием системы психолого-педагогической диагностики и раннего выявления. А с другой стороны, с тем, что с каждым годом детей с ЗПР появляется всё больше.

Задержка психического развития (ЗПР) — это замедление темпа психического развития, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщенностью интеллектуальной деятельности.

При анализе такого явления как задержка психического развития, особое внимание уделяется исследованию причинно-следственных связей, так как непосредственно один какой-либо фактор не способен послужить причиной к ее возникновению, необходимо влияние группы различных факторов. Механизм формирования ЗПР очень сложен и изучается до сих пор. Однако уже сейчас мы можем сделать вывод об основных группах причин возникновения задержки психического развития. К ним относятся:

- общий дефицит общения с социумом и людьми в нем, вызывающий задержку в усвоении ребёнком общественного опыта;

- причины биологического характера, которые препятствуют нормальному и своевременному созреванию мозга;

- социально-психологическая депривация, препятствующая своевременному психическому развитию;

- отсутствие, или недостаток соответствующей возрасту деятельности, дающей ребёнку возможность посильного «присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий.

На тяжесть задержки влияют:

1) характер патогенного фактора, время его воздействия и его интенсивность;

2) социальные условия, в которых живет и воспитывается ребенок.

Нарушения, возникающие у детей с задержкой психического развития, носят лёгкий характер и поддаются коррекции. Однако при этом они влияют на все интеллектуальные процессы ребёнка и серьезно воздействуют на формирование личности. Особенностью ЗПР является факт того, что хотя нарушения и обратимы, они качественнее всего компенсируются только при наличии создания соответствующих условий.

В дошкольном возрасте отклонения в развитии ребёнка уже могут становиться очевидными, даже если они не имеют грубого характера.  Однако диагностика задержки психического развития в раннем возрасте может быть затруднена, поскольку при разной локализации нарушений может наблюдаться сходная симптоматика (например, недоразвитие речи у слабослышащего ребёнка, ребёнка с умственной отсталостью, ребёнка с ранним детским аутизмом, ребёнка с алалией и т.д.).

Можно с уверенностью утверждать, что раннее выявление задержки психического развития и оказание качественной помощи ребёнку в раннем возрасте и его семье будет иметь отличный эффект в отношении преодоления имеющихся нарушений и профилактики возникновения новых. Однако такая диагностика должна быть проведена профессионально и не одним специалистом, а несколькими специалистами из разных смежных сфер - квалифицированными и подготовленными. Во время обследования следует учитывать очень много факторов, таких как: особенности моторного развития, сенсорно-перцептивная деятельность, речевое развитие, эмоциональное развитие, коммуникативное развитие, общее состояние здоровья и т.д. Следовательно, специалистам, проводящим диагностику, крайне важно хорошо разобраться в основных особенностях развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте.

Внимание детей с ЗПР характеризуется крайней неустойчивостью. В связи с этим у них неравномерная работоспособность.

Им трудно концентрировать внимание, удерживать его во время той или иной деятельности, что делает ее недостаточно целенаправленной. Дети с задержкой психического развития часто действуют крайне импульсивно и легко отвлекаются. Вследствие этого страдает и переключаемость внимания: им трудно сменять один вид деятельности на другой, трудно ориентироваться в сменяющих друг друга заданиях. В старшем дошкольном возрасте это часто приводит к недостаточности регуляторного компонента поведения.

Свойства памяти детей с ЗПР имеют особое значение среди всех их психических характеристик, поскольку именно недостаточная сформированность процессов памяти зачастую является главной причиной трудностей в освоении образовательной программы в детском саду, или в школе.

 При задержке психического развития возможно снижение как долговременной, так и кратковременной памяти и как произвольного, так и непроизвольного запоминания (что также связано с неустойчивым вниманием).

В сфере мыслительной деятельности у детей с ЗПР также наблюдаются довольно характерные отличия.

Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании образов и представлений. При задержке психического развития возникают трудности как с процессом анализа, так и с процессом синтеза. Это значит, что детям трудно определять единое целого из частей и выделения отдельных частей из целого. Трудности отмечаются также в пространственном оперировании образами.

Речевое развитие у детей с ЗПР является областью довольно хорошо исследованной. Нарушение речи у ребенка с ЗПР чаще всего будет иметь системный характер и входить в структуру дефекта, а значит оно имеет большое значение для определения статуса ребенка и составления прогноза для его дальнейшего обучения и развития.

Наличие в структуре дефекта при ЗПР недоразвития речи обусловливает необходимость специальной логопедической помощи.

Вследствие задержки психического развития у детей страдает и сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети с ЗПР могут существенно отставать от возрастной нормы. Это может быть связано как с недостаточностью мышления, речевого развития, так и с неразвитостью эмоционально-волевой сферы. К примеру, согласно отечественным исследованиям, дети дошкольного возраста с ЗПР не готовы к внеситуативному общению со взрослыми, в отличие от нормативно развивающихся сверстников.

У детей с задержкой психического развития может быть снижен игровой интерес, их меньше привлекают сложные манипуляции с игрушками. Вследствие различных характерных для ЗПР особенностей у них с трудом рождается замысел игры, а сюжеты чаще всего стереотипны. Порой их игровые действия сводятся лишь к односложному и повторяющемуся взаимодействию с игрушками. У ребенка с ЗПР не сформирована игра и как совместная деятельность: он будет меньше общаться со сверстниками в процессе, чаще конфликтовать, либо же вообще избегать контакта в ходе игры.

Все вышеперечисленное обуславливает необходимость создания особых образовательных потребностей детей с ЗПР. Специалистам, работающим с данной категорией обучающихся, необходимо учитывать особенности всего психического их развития для того, чтобы качественно проводить диагностику и определять основные направления и содержание коррекционной работы. Важно понимать, что отставание темпа психического развития ребёнка от возрастных норм может и должно быть преодолено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»...

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»

консультация для педагогов по адаптации детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов "Психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей в детском саду".

Психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей в детском саду....

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»...

Воображение детей дошкольного возраста как психолого-педагогическое явление, характеристика его сущности

В статье раскрывается сущность воображения, особенности развития воображения детей дошкольного возраста...

Характеристика структуры и содержания психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в условиях ДОО

Характеристика структуры и содержания психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в условиях ДОО...

Психолого-педагогическая характеристика детей с ТНР. Консультация

Не существует двух совершенно одинаковых детей с речевыми нарушениями, ведь само понятие «тяжелые речевые нарушения» включает в себя очень много состояний и возможных диагнозов со своими х...