Body Percussion в работе учителя-логопеда в ДОУ
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Воронова Наталья Николаевна

Не секрет, что у детей с речевыми нарушениями существует и проблема развития моторики, чётко координированных движений. Для стимуляции двигательной активности, внимания, памяти и развития рече-двигательных способностей есть удивительная техника музицирования тела - боди перкуссия. Её возможности в логопедической практике дают прекрасные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bodi.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Body Percussion в работе учителя-логопеда в ДОУ

1 слайд  Сфера интересов учителей-логопедов не останавливается только на знаниях в области логопедии. Чтобы быть компетентным, мы должны иметь знания таких наук, как дефектология, психология, кинезиология, нейропсихология, и любить творчество в любом проявлении.

2 слайд   У большинства детей, имеющих речевые нарушения, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием. Поэтому я считаю, что существует необходимость включать в свою работу игры, которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать внимание. Большое значение в этом процессе имеют игры на формирование межполушарного взаимодействия и развитие чувства ритма. В этом мне помогает Body Percussion (перкуссия тела – «тело-барабан») – техника владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца. Это значит не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя.

3 слайд  «Самым первым инструментом человека было и есть его тело» - говорил Карл Орф. Слушать и слышать свое тело, играть на нем– это значит пропускать музыку, ее ритм непосредственно через себя. Так родилась система “body percussion” (с лат. звучащие жесты) это хлопки, шлепки, топот ног, удар пальцами, тыльной стороной ладони, сопровождающие музыкальное произведение или пение самих детей. 

4 слайд   Двигательные упражнения в системе К. Орфа: пружинящие упражнения на месте, легкие покачивания корпуса, движения рук, сопровождающиеся «звучащими жестами». Звучащие жесты – это звуки человеческого тела, которые являются первым музыкальным инструментом.

 К. Орф вводит 4 типа звучащих жестов (шаги, хлопки, щелчки, шлепки):

 ‒ хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);

 ‒ шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);

‒ притопы (всей стопой, пяткой, носком);

‒ щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Подобная элементарная музыка тела хороша тем, что ее может освоить каждый, и доступна для всех с раннего возраста. Примеры Body Percussion мы видим в детской игре «Ладушки» (пример)

5 слайд  Эта техника легко ложиться на многие этапы работы логопеда с детьми, имеющими различные речевые нарушения, т.к. посредством сочетания музыки, движения и речи можно реализовывать множество задач:

‒ расширение лексического запаса речи;

 ‒ развитие связной речи;

 ‒ развитие слухового внимания и зрительной памяти;

‒ совершенствование общей и мелкой моторики;

 ‒ выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью и с музыкой;

 ‒ развитие общей моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;

 ‒ формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.

6 слайд  К проведению занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования:

‒ занятия составляются с опорой на лексические темы;

 ‒ занятия целесообразно проводить в начале работы с ребёнком – индивидуально, обучая выполняемому движению и пониманию этого движения в схематичном изображении, после – фронтально продолжительностью от 15 до 25 минут в зависимости от возраста детей;

 ‒ содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков;

 ‒ каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность;

‒ в сюжете занятий можно использовать музыкальные произведения русских и зарубежных авторов, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

7 слайд  И самое главное, занятия боди-перкуссией помогает детям получать положительные эмоции и позитивный заряд.

Ра-ра-ра-ра (притопы) – вот высокая гора! (шлепки)

Ры-ры-ры-ры (притопы) – за горою комары! (щелчки)

Ро-ро-ро-ро (притопы) – потерял петух перо! (потирание)

Ру-ру-ру-ру (притопы) – а барсук унёс в нору! (хлопки)

На первых этапах работы, ребенку зачастую достаточно сложно воспроизводить весь ритмичный рисунок, для этого используется визуальная подсказка (карты-схемы, символы).

Автоматизация звуков с использованием боди перкуссии несомненно дает положительный результат. Ребёнок воспринимает задание, как игру. Увлечённо втягиваясь, задействует движения своего тела. А как говорил великий В.А. Сухомлинский «…Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

8 слайд  Таким образом, можно говорить о том, что Вody percussion способствует

выражению своего состояния с помощью звуков собственного тела и голоса, познав

силу импровизации, дети получают эффективное средство для самовыражения, снятия

напряжения, раскрытия собственного потенциала. Это в свою очередь, позволяет

оживить, оптимизировать процесс коррекционного обучения, что особенно важно в

работе с детьми с ОВЗ.

9 слайд  Мастер класс для коллег.

Предлагаю вам окунуться в боди пекуссию и хорошо провести время.

  1. Ехал грека через реку (хлопки)

Видит грека в реке рак, (потирание ладонями по бокам)

Сунул грека руку в реку, (потирание ладонями)

Рак его за руку - цап! (хлопок)

  1. Левой, правой! (притопы)

Левой, правой! (притопы)

На парад идёт отряд. (хлопки по бёдрам)

Барабанщик очень рад. (щелчки)

Барабанит, (хлопки в ладони)

Барабанит(хлопки в ладони)

Полтора часа подряд. (притопы)

3.Шли в припрыжку динозавры-(притопы)

Гоп-гоп-гоп-гоп! (щелчки)

Дружно шлёпали по лужам-(притопы)

Шлёп-шлёп-шлёп-шлёп! (хлопки ладонями)

Грозно топали ногами-(притопы)

Топ-топ-топ-топ! (притопы)

И кивали головами-(хлопки по бёдрам)

Оп-оп-оп-оп! (хлопки в ладони)

10 слайд 

Вместе хлопнули в ладоши! - все хлопают

Дружно топнули ногой! – все топают правой ногой

Всё, во что мы здесь играли – потирание ладонями

Мы запомнили с тобой! -щелчки

«До свиданья» - всем сказали – шлепки ладонями

Друг другу счастья пожелали! –  воздушный поцелуй

11 слайд 

Спасибо за внимание!

Библиографический список:

Асафьев Б.В О музыкально-творческих навыках у детей.М.Наука,1986г с212

Бергер Н.А Рожденный движением ( о ритме в жизни и искусстве) Известия РГПУ 2009№89 с 178-189

Готсдинер А.Л Музыкальная психология М 1993 с 219

Елисеева М.Н Чувсто ритма как один из аспектов музыкального воспитания Санкт Петербург 2015 г с 187-189

Суслова Н.Г Расставте акценты-получите ритм. Искусство в школе 2002 №4с 20-24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритмическое воспитание в хоровом коллективе (игры, body percussion). (Методическая работа).

Роль ритмики в музыкальном воспитании  детей, пособия по ритмике и сольтфеджио (традиционные и новые), ритмические игры, подготовительные упражнения к исполнению body percussion в хоровых коллект...

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли.  Хорош...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"

Применение в работе учителя-логопеда Одной из   методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...

Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"

Выступление об актуальности  использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...