АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ТНР
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)

Усова Виктория Викторовна

Общее недоразвитие речи или тяжелы нарушения речи рассматриваются как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_gusev_srednyaya.docx82.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 112»

Согласовано:

педсовет №

протокол №

от ________________

Утверждаю:

Директор МАДОУ № 112

______________ / Целищева Е.Г.

«____» _______________ 2022 г.

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ТНР

Гусев Кирилл Никитич

г.р.

Срок реализации: 2021-2022 учебный год

Ответственные за реализацию программы:

учитель-логопед: Устинова Е.В.,

педагог-психолог: Крючкова Е.Ю.,

инструктор по физической культуре: Иржова М.М.,

музыкальный руководитель: Мишарина Т.В.

воспитатель: Усова В.В.

Сыктывкар 2022 г.

СТРУКТУРА АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ТНР

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка …………………………………………

3

Цели и задачи реализации программы ………………………..

4

Принципы формирования программы …………………………

5

Планируемые результаты ……………………………………….

5

Общие сведения об обучающемся ……………………………..

5

Данные о прохождении ПМПК ………………………………..

5

Психолого-педагогическая характеристика ребёнка (на основе комплексного психолого-педагогического обследования) …..

5

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Диагностический компонент …………………………………..

8

Воспитательный компонент ……………………………………

9

Коррекционно-развивающий компонент …………………….

11

Образовательный компонент ………………………………….

14

Организация работы с родителями в рамках программы ……

22

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Специальные условия обучения и воспитания ребёнка в ДОУ

23

Расписание образовательной деятельности ……………………

24

Материально-техническое обеспечение программы ………….

25

Учебно-методическое обеспечение программы ………………

26

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа для обучающегося с ТНР (далее - АОП) разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ «ЦРР - д/с № 112» (далее - ООП), в соответствии с особыми образовательными потребностями ребёнка с ТНР и рекомендациями ПМПК.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Международные акты в области защиты прав и законных интересов ребенка

  • Всеобщая декларация прав человека
  • Декларация о правах инвалидов
  • Конвенция о правах ребенка

Документы Федеральные уровня:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон "О персональных данных"
  • Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья"
  • Письмо Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. №48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 вида" (с изменениями от #1075;.)
  • СанПиН "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564)

Документы локального уровня

  • Устав МАДОУ «ЦРР - детский сад № 112» г. Сыктывкара
  • Годовой план МАДОУ «ЦРР - детский сад № 112» г. Сыктывкара

Адаптированная основная образовательная программа МАДОУ «ЦРР - детский сад № 112» г. Сыктывкара.

Общее недоразвитие речи или тяжелы нарушения речи рассматриваются как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.).

Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е.).

В настоящее время выделяют 4 уровня недоразвития речи, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с тяжелыми нарушениями речи (Филичева Т.Б.):

При первом уровне - речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных

слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова. Характерна многозначность употребляемых слов (ись – кошка, мышка). Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, падежа, рода. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

При втором уровне – речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов, простых предлогов. В самостоятельных высказываниях уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкции, отмечается смещение падежных форм и др. понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только основных цветов, но и оттенков их. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов.

Третий уровень речевого развития – характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференциальное произношения звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов.

Четвертый уровень характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значений. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатления «смазанности». Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов. Отмечаются сложности при образовании сложных слов. Особую трудность представляют сложнее предложения с разными придаточными.

Дети с недоразвитием речевой функции имеют особенности в организации высших психических функции, сенсомоторных свойствах и познавательной активности.

  1. Цели и задачи реализации Программы

Цель: выстраивание системы работы с обучающимся с ТНР, обучающемся в общеразвивающей группе.

Задачи:

  1. выявить особые образовательные потребности ребенка;
  2. осуществить индивидуальную педагогическую помощь ребенку;
  3. способствовать усвоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  4. обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей;
  5. обеспечить конструктивное сотрудничество с родителями (законными представителями), воспитывающими ребёнка с ТНР.

  1. Принципы формирования Программы
  1. Принцип единства диагностики и коррекции;
  2. Принцип учёта «Зоны ближайшего развития»;
  3. Принцип комплексности при организации процесса психолого-педагогического сопровождения;
  4. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения ребёнка;
  5. Принцип соответствия требований, методов и приёмов, условий образования индивидуальным потребностям и возрастным особенностям ребёнка.

  1. Планируемые результаты

Планируемый результат реализации АОП предполагает формирование социально активной, творческой личности ребёнка с ТНР, способной к адаптации в разнообразных социальных условиях, к проявлению своей индивидуальности, к продуктивному общению со взрослыми и сверстниками.

  1. Общие сведения об обучающемся

Фамилия, имя, отчество

Гусев Кирилл Никитич

Дата рождения

Посещаемая группа

Средняя группа № 3, 1 корпус

Дата поступления в ДОУ

сентябрь 2019

Степень адаптации к детскому саду

средняя

  1. Данные о прохождении ПМПК

Наименование рекомендованной программы обучения: адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР.

Рекомендации ПМПК

Нуждается в организации коррекционно – развивающих занятий у следующих специалистов:

- учитель – логопед (развитие всех сторон речи)

Периодичность наблюдения: не реже 2-х раз в год.

  1. Психолого-педагогическая характеристика ребёнка (на основе комплексного психолого-педагогического обследования)

Характеризуемые параметры

Характеристика ребёнка

Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения ребёнка

Особенности деятельности ребёнка

Особенности развития познавательной сферы

Особенности речевого развития

Раннее речевое развитие с задержкой. Активный словарь снижен. Есть некоторые обобщающие понятия. Фраза распространенная, иногда аграмматичная. Не правильно употребляет сложные предлоги. Фонематическое восприятие не сформировано. Зрительно – пространственный гнозис и праксис нарушен не грубо. Строение артикуляционного аппарата без особенностей. Полиморфное нарушение звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функций в пределах нормы. Нарушено воспроизведение звуко – слоговой структуры сложных слов. Наблюдается несформированность зрительного и слухового внимания и памяти.

Особенности игровой деятельности

Интерес к игровой деятельности устойчив, в игровой деятельности проявляет интерес к сюжетно-ролевым играм. В играх с правилами путает последовательность действий, упускает правила.

Особенности продуктивной деятельности

К продуктивной деятельности проявляет интерес. В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира и искусства различает формы, размеры, цвета. Создает простейшие изображения на основе линий, штрихов, пятен, простых форм. Часто нужна помощь взрослого.

Сформированность культурно-гигиенических навыков

В самообслуживании самостоятельна, умеет пользоваться мылом, знает свое полотенце, расческу, пользуется ими по назначению. Ест самостоятельно, аккуратно, ложку держит правильно. Самостоятельно одевается и раздевается, аккуратно складывает вещи. Требуется небольшая помощь взрослого.

Особенности физического развития

Умеет ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Умеет ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Умеет отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед. Затрудняется в умении принимать правильное исходное положение при метании, в отбивании мяча о землю правой и левой рукой, умеет бросать и ловить мяч кистями рук.

Особенности музыкального развития

  • Почти не слушает музыку. В процессе игры на музыкальных инструментах не старается выполнять поставленные задачи, отвлекается; решает предложенную ритмическую задачу по беспорядочному типу, когда не воспроизводится даже метрическая пульсация, и хлопки следуют беспорядочно, фактически вне музыки; Интонирование мелодии голосом как таковое отсутствует вообще, и ребёнок воспроизводит только слова песни. Ребёнок не внимательно слушает музыку; односложно распределяет её характер. Не участвует с группой детей в музыкально-ритмических движениях.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для обучающегося с ОВЗ, построение для него индивидуальной траектории развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями.

  1. Диагностический компонент.

Задачи:

  1. Организация комплексного психолого-педагогического и логопедического обследования ребёнка.
  2. Мониторинг эффективности реализации адаптированной образовательной программы.

Наименование используемых методик

Цель

Ответственный

Периодичность проведения

Педагог-психолог

2 раза в год (сентябрь, май)

Нищева Н.В. Методика обследования ребенка с ОНР

Картинный материал к речевой карте ребенка с ОНР от 4 до 7.

Выявление у ребенка нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени. Определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка.

Учитель-логопед

2 раза в год (сентябрь, май)

"Мониторинг в детском саду" С.- Пб. "Детство-Пресс" 2011 г., Т. И. Бабаева.

Выявление у ребенка уровня развития знаний, умений и навыков по всем образовательным областям.

Воспитатель

2 раза в год (сентябрь, май)

МОНИТОРИНГ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ

Автор методики: Радынова О.П.

Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей:

- ладового чувства,

- музыкально – слуховых представлений,

- чувства ритма,

- организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

Музыкальный руководитель

2 раза в год (сентябрь, май)

Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста

Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника

Выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Выявить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Инструктор по физической культуре.

2 раза в год (сентябрь, май)

  1. Воспитательный компонент.

Задачи:

  1. Решение вопросов социализации ребёнка.
  2. Становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении.
  3. Воспитание положительных личностных качеств.

Направление деятельности

Решаемые задачи

Используемые формы, методы, средства

Планируемые результаты

Форма/

Периодичность

Ответственный

Помощь ребёнку в усвоение норм поведения

Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии. Постепенно приучать к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду

Дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо», Беседы «Как зовут твоих родителей?», « Где ты живешь?», «Что такое дружба»

Ребенок дружелюбно настроен, спокойно играет рядом с детьми, вступает в общение по поводу игрушек, игровых действий. Ребенок приветлив с окружающими, проявляет интерес к словам и действиям взрослых, охотно посещает детский сад.

Индивидуальная/

Постоянно. В режимных моментах

Воспитатель

Формирование гигиенических навыков

Приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание), способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки.

Рассматривание алгоритмов одевания, раздевания, умывания, мытья рук с мылом, использование средств личной гигиены, игровые ситуации, беседы.

Проявляет самостоятельность в самообслуживании, самостоятельно умывается, ест, одевается при небольшой помощи взрослого.

Индивидуальная/

Постоянно. В режимных моментах

Воспитатель

Формирование социально-бытовой ориентировки на улице

Формировать интерес к правилам безопасного поведения. Формировать безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения.

Беседы о безопасном поведении на улице и дома, дидактические игры.

Ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения. С интересом слушает стихи и потешки о правилах поведения в окружающей среде и пр. Осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения.

Индивидуальная/

Постоянно. В режимных моментах

Воспитатель

Формирование адекватного поведения в ситуации межгруппового взаимодействия

Способствовать установлению положительных контактов между детьми,

основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной

симпатии.

Развивать эмоциональную отзывчивость, любовь к родителям, привязанность

и доверие к воспитателю.

Беседы, игры на сближение детей в группе, дидактические игры, игровые ситуации

Ребенок приветлив с окружающими, проявляет интерес к словам и действиям взрослых, охотно посещает детский сад. По показу и побуждению взрослых эмоционально откликается на ярко выраженное состояние близких и сверстников. Ребенок дружелюбно настроен, спокойно играет рядом с детьми, вступает в общение по поводу игрушек, игровых действий. Сохраняет преобладающее эмоционально-положительное настроение, быстро преодолевает негативные состояния, стремится к одобрению своих действий.

Индивидуальная/

Постоянно. В режимных моментах

Воспитатель

  1. Коррекционно-развивающий компонент.

Задачи:

  1. Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка.
  2. Развитие и коррекция всех компонентов речи.
  3. Преодоление и предупреждение у ребёнка вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров.

Наименование образовательной области

Наименование образовательной ситуации

Решаемые задачи

Планируемые результаты

Форма/ периодичность/ длительность занятия

Ответственный

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Развитие эмоций и навыков общения

Способствовать самопознанию ребенка. Совершенствовать коммуникативные навыки. Способствовать проявлениям эмоциональной восприимчивости, отзывчивости. Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.

Называет и узнает по пиктограмме эмоциональных состояний радость, грусть, гнев, удивление, испуг. Умеет рассказать о своем настроении. Умеет определить эмоциональное состояние у героев сказки. Умеет работать в паре со сверстником по заданию взрослого. Умеет выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым.

Групповая/

1 раз в 2 недели/ 20 мин.

Педагог-психолог

ОО «Познавательное развитие»

Развиваемся вместе

Создавать условия для дальнейшего развития памяти, восприятия, мышления, внимания, воображения.

Самостоятельно называет по 5 сходств и 5 отличий. Называет времена года, месяцы, дни недели, посуду, мебель, транспорт. Выполняет операции конкретизации на основе имеющихся обобщений. Может описать предмет по имеющимся признакам.

Индивидуальная/

подгрупповая

1 раз в неделю/

20 мин.

Педагог-психолог

ОО «Речевое развитие»

Развитие речи

Совершенствование лексико-грамматических средств языка

Расширять словарь по лексическим темам.

Учить образовывать относительные прилагательные.
Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе.
Учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного числа.
Учить использовать предлоги
«на, под, в, из, над, около, за», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации). Расширять навык построения разных типов предложений.
Учить распространять предложения введением в него однородных членов.
Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ.

Формирование произносительной стороны речи.
Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость.

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов.
Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова.
Выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах.

Сформирован навык образования относительных прилагательных.

Закреплен навык согласования прилагательных с существительными.

Правильно использует основные предлоги в речи.

Усовершенствован навык ведения диалога.

Расширен навык построения разных типов предложений, вводит однородные члены.

Составляет небольшие рассказы по картине, серии картин, выполняет пересказ с помощью педагога.

Улучшена слоговая структура слова.

Улучшено фонематическое восприятие: различает глухие и звонкие, твердые и мягкие звуки.

Выделяет звук из ряда звуков, слог с заданным звуком.

Определяет наличие заданного звука в слове.

Улучшена фонетическая сторона речи.

Индивидуальная/

2 раза в неделю/ 20 мин.

Учитель-логопед

  1. Образовательный компонент.

Задачи:

  1. Развитие познавательной активности ребёнка.
  2. Формирование всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.
  3. Подготовка ребёнка к обучению в школе с учётом его индивидуальных особенностей и психофизических возможностей.

Наименование образовательной области

Наименование образовательной ситуации

Решаемые задачи

Планируемые результаты

Форма/

Периодичность/ длительность

Ответственный

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Основы безопасности

Развивать интерес к правилам безопасного поведения.

Обогащать представления о правилах безопасного пользования предметами.

Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально

опасным для человека ситуациям.

Ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения.

С интересом слушает стихи и потешки о правилах поведения в окружающей

среде и пр.

Осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами

ближайшего окружения.

Групповая/

1 раз в неделю/ 20 мин.

Воспитатель

ОО «Речевое развитие»

Восприятие художественной литературы

Воспитание интереса к фольклорным и литературным текстам, желания их

слушать. Развитие умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и

прибауток в играх-драматизациях, повторять за взрослым знакомые строчки и рифмы

из стихов, песенок, игр с пальчиками.

Ребенок узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям,

эмоционально откликается на него.

Совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие

стихи.

Групповая/

1 раз в неделю/ 20 мин.

Воспитатель

ОО «Познавательное развитие»

Первые шаги в математику

Освоение умения пользоваться предэталонами («как кирпичик», «как крыша»),

эталонами форм: шар, куб, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Формировать интерес к играм и материалам, с которыми можно практически

действовать: накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого-либо

образа, изменять полученное.

Учить осваивать простые связи и отношений: больше (меньше) по размеру, такое же,

больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру,

ближе (дальше), раньше (позже). Овладение умением ориентироваться в небольшом

пространстве: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева).

Овладение умением воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам большие), уравнивать группы предметов (столько же),

увеличивать и уменьшать группы предметов (3—5 предметов). Освоение приемов

наложения и приложения. Проявление интереса к сосчитыванию небольших групп

предметов (3—5 предметов).

Освоение слов, обозначающих свойства и отношения предметов

(все большие; все квадратные и

Ребенок любопытен, задает вопросы «Что такое?», «Кто такой?», «Что делает?»,

«Как называется?» Самостоятельно находит объект по указанным признакам, различает

форму, цвет, размер предметов и объектов, владеет несколькими действиями

обследования.

С удовольствием включается в деятельность экспериментирования,

организованную взрослым.

Проявляет эмоции радостного удивления и словесную активность в процессе

познания свойств и качеств предметов

Групповая/

1 раз в неделю/ 20 мин.

Воспитатель

Ознакомление с миром природы

Освоение представлений об объектах и явлениях неживой природы (солнце,

небо, дождь и т. д.), о диких и домашних животных, особенностях их образа жизни.

Формировать элементарное понимание, что животные живые.

Учить различать растения ближайшего природного окружения по единичным ярким

признакам (цвет, размер) их названия. Умение выделять части растения (лист, цветок).

Расширять знание об элементарных потребностях растений и животных: пища, влага, тепло. Понимание, что человек ухаживает за животными и растениями, проявляет

эмоции и чувства. Комментирование обнаруженных признаков живого у животных

растений, людей (воробей летает, прыгает, клюет зернышки, я бегаю, прыгаю, ем кашу).

Накопление впечатлений о ярких сезонных изменениях в природе (осенью

становится холоднее, часто идут дожди, листья желтеют и опадают; исчезают

насекомые и т. д.).

Освоение простейших способов экспериментирования с водой, песком.

Задает вопросы о людях, их действиях. Различает людей по полу, возрасту

(детей, взрослых, пожилых людей) как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.

Знает свои имя, фамилию, пол, возраст

Групповая/

1 раз в неделю/ 20 мин.

Воспитатель

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Музыка

Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку.

Организовать детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследование качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра.

Активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников.

Задачи в области музыкального исполнительства — импровизации — творчества

Развивать двигательно-активные виды музыкальной деятельности — музыкально-ритмические движения и игры на шумовых музыкальных инструментах.

Развивать координированность движений и мелкой моторики при обучении приемам игры на инструментах.

Формировать вокальные певческие умения в процессе подпевания взрослому.

Стимулировать умение детей импровизировать и сочинять простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах.

Эмоционально отзывается на музыку.

Экспериментирует с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками, разбирается в качестве музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра.

Воспринимает музыку на слух.

Проявляет творчество и умеет импровизировать.

Активна в двигательной музыкальной деятельности — музыкально-ритмических движениях и игре на шумовых музыкальных инструментах.

Скоординированы движения и мелкая моторика при игре на инструментах.

Сформированы вокальные певческие умения в процессе подпевания взрослому.

Умеет импровизировать и сочинять простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах.

Групповая/

2 раз в неделю/ 20 мин.

Музыкальный руководитель

Аппликация

Развивать умение правильно использовать ножницы (удерживать в пальцах), разрезать бумагу, полукартон.

Развивать умения резать по прямой линии короткие и длинные полосы, перерезать квадрат по диагонали, срезать угол у прямоугольника, вырезать округлые формы из квадрата.

Знакомить с техникой обрывной аппликации.

Развивать умение аккуратно вырезать и наклеивать детали.

Знает свойства бумаги и умеет работать с бумагой

Умеет пользоваться самостоятельно кистью и клеем,

Умеет изображать геометрические фигуры.

Стремиться создавать выразительные и интересные образы, выбирает и правильно использует материалы и инструменты.

Групповая/

1 раз в 2 недели/ 20 мин.

Воспитатель

Конструирование

Развивать умение анализировать объект, выделять основные части и детали, составляющие сооружения.

Развивать умения выполнять простые постройки (мосты, машины, здания и т.д.). Учить создавать варианты построек (варьируя длину, ширину, высоту), соблюдая принцип конструкции.

Знакомить с обобщенными способами складывания различных поделок из бумаги.

Развивать умение видеть образ в природном материале, составлять образ из частей, использовать для закрепления частей клей, пластилин.

Владеет отдельными техническими умениями. Освоил некоторые способы создания изображения и применяет их в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности. Принимает участие в процессе выполнения коллективных работ.

Групповая/

1 раз в 2 недели/ 20 мин..

Лепка

Обогащать опыт работы с различными материалами – глиной, пластилином, пластической массой, снегом, песком.

Знакомить с конструктивными и комбинированными способами создания изображения.

Развивать умение использовать приемы лепки.

Активизировать украшение лепной работы с помощью стеки, налепов, использование элементов декора.

Умеет пользоваться различными материалами.

Стремиться создавать выразительные и интересные образы, выбирает и правильно использует материалы и инструменты.

Групповая/

1 раз в 2 недели/ 20 мин.

Изобразительная деятельность

Формировать умение отбирать изобразительные материалы и инструменты, способы изображения в соответствии с создаваемым образом.

Активизировать использование правильных формообразующих движений для создания образа.

Развивать умение уверенно проводить узкие и широкие линии, полосы, рисовать кольца, точки, дуги, мазки, трилистник.

Учить составлять новый цветовой тон на палитре.

Создает простейшие изображения на основе простых форм; передает сходство

с реальными предметами.

Групповая/

1 раз в 2 недели/ 20 мин.

ОО «Физическое развитие»

Физическая культура

1. Учить согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; 2. Учить реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним 3. Учить самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями 4. Принимать активное участие в подвижных играх;

#1053;аправленно развивать скоростно-силовые качества.

Умеет: 1. Ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений. 2. Лазать по гимнастической стене, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени ипальцы ног, на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками. 3. Принимать правильное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстоянии не менее 70 см. 4. Ловить мяч кистями рук с расстояния 1,5 м.; принимать правильное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю не менее пяти раз подряд. Строиться в колонну по одному, парами, в круг, в шеренгу.

Групповая/

3 раза в неделю/ 20 мин.

Инструктор по физической культуре

  1. Организация работы с родителями в рамках программы

№ п/п

Направление работы с родителями

Содержание работы

Периодичность

Ответственный специалист

1

Знакомство с семьей

Встречи-знакомства, анкетирование.

1 раз в начале периода обучения

Педагог-психолог, учитель-логопед

2

Информирование родителей о ходе коррекционно-развивающей работы.

Индивидуальные консультации

В течение учебного года (по запросу)

Педагог-психолог, учитель-логопед

3

Вовлечение родителей в коррекционно-педагогическое воздействие.

Совместное пребывание ребенка и родителей на занятиях.

Не реже 1 раза в квартал.

Педагог-психолог, учитель-логопед

4

Вовлечение родителей в воспитательный процесс

Участие родителей совместно с детьми в конкурсах, праздниках.

В течение учебного года (по плану работы детского сада)

Воспитатели, музыкальный руководитель

5

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей

Участие родителей в семинарах-практикумах, мастер-классах, тренингах, психологических акциях.

В течение учебного года (по плану работы детского сада)

Педагог-психолог,

учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Специальные условия обучения и воспитания ребёнка в ДОУ

п/п

Перечень специальных условий обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ

1

Направленность группы (общеразвивающая, комбинированная, компенсирующая)

Общеразвивающая

2

Режим посещения (кратковременного пребывания, полный день)

Полный день

3

Форма обучения(очная, заочная, на дому)

Очная

4

Предоставление услуг ассистента (помощника)

Не нуждается

5

Специалисты, обеспечивающие психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ.(педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор ЛФК)

Учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем.

6

Обеспечение особой материальной среды в ДОУ(пандусы, лифты, особые туалеты, приспособления и оборудования для слепых и слабовидящих, приспособления и оборудования для глухих и слабослышащих, другое)

Не нуждается

7

Организация рабочего места

Размер мебели № 1 в соответствии с ростом.

8

Организация коррекционно-развивающей среды (наличие развивающих центров в группе, наличие кабинетов для осуществления индивидуальной работы с ребёнком)

Наличие в группе центра «Развитие речи», наличие кабинета учителя-логопеда, наличие кабинета педагога-психолога.

9

Длительность образовательных ситуаций

Групповые занятия – 20 мин.

Индивидуальные занятия – 20 мин.

10

Другие условия

Частая смена заданий на занятии, дозированность и постепенность подачи материала.

  1. Расписание образовательной деятельности

День недели

Время

Наименование ОС

Форма ОС

Специалист сопровождения

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

-

Пятница

– 940

  1. Материально-техническое обеспечение программы

Сведения об имеющихся в наличии помещений для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование

Количество мест

1

Кабинет педагога-психолога

8

2

Кабинет учителя-логопеда

8

3

Музыкальный зал

30

4

Физкультурный зал

30

5

Групповое помещение

30

Сведения об имеющемся в наличии информационно-технического оборудования для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование технических средств

Количество

1

Ноутбук

2

2

Пианино

1

3

Музыкальный центр

1

4

Мультимедийное оборудование

1

Сведения об имеющемся в наличии учебного оборудования для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование

Количество

Кабинет педагога-психолога

1

Детский стол (регулируемый по высоте)

3

2

Детский стул (регулируемые по высоте)

10

3

Шкаф для пособий

3

Кабинет учителя-логопеда

1

Детские столы

2

2

Детский стул

4

3

Зеркало настенное

2

4

Шкаф для пособий

2

Музыкальный зал

1

Шкаф для пособий

3

2

Детский стул

30

3

Зеркало настенное

3

4

Стул взрослый

30

5

Пианино

1

6

Столы хохлома

3

Физкультурный зал

1

Музыкальный центр

1

2

Шкаф для пособий

2

3

Зеркала настенные

4

4

Шведская стенка

2

5

Маты мягкие

8

Групповое помещение

1

Детский стол (регулируемый по высоте)

10

2

Детский стул (регулируемые по высоте)

25

3

Мольберт

1

4

Шкафы для пособий, игрушек

4

5

Магнитная доска

1

  1. Учебно- методическое обеспечение программы

Сведения об имеющемся в наличии дидактических пособий, игр для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование

Количество

Педагог-психолог

1

Лото «Двойняшки. Предметы вокруг нас»

1

2

Дидактическая игра «Найди различие»

1

3

Дидактическая игра «Что перепутал художник?»

1

4

Дидактическая игра «Ассоциации»

1

5

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

1

6

Предметные картинки: овощи, фрукты, дикие и домашние животные, мебель, посуда, одежда, транспорт, рыбы и т.д.

1

7

Дидактическая игра «Найди тень»

1

8

Дидактическая игра «Времена года»

1

9

Игры с прищепками «Найди пару»

1

10

Дидактическая игра «Лабиринты»

1

11

Дидактическая игра «Найди половинку»

1

Учитель-логопед

1

Д/ и «Обобщение»

1

2

Д/ и «Форма и цвет»

1

3

Д/ и «В мире слов. Мой первый рассказ»

1

4

Д/ и «Животные и птицы: что говорят и что едят"

1

5

Д/ и «Подбери узор»

1

6

Д/ и «Обобщающие понятия»

1

7

Д/ и «Кто что делает»

1

8

Д/ и «Составь предложения по сюжетным картинкам»

1

9

Предметные, сюжетные картинки

23

10

Д / и «Играем с гласными»

1

11

Пособие «Альбом: звукоподражание и первые слова»

1

12

Д/ и «Справа – слева», «сверху – снизу»

1

13

Пособие «Говоруша»

1

14

Д/ и «Мой первый рассказ»

1

15

Д/ и «Изучаем предлоги»

1

16

Д / и «Умные карточки «Кто где живет»

1

17

Д/ и «Где мой дом»

1

18

Д/ и «Умные карточки «Мамы и малыши»

1

19

Д/ и «Я составляю предложения»

1

Воспитатель

1

Д/и «Дорожные знаки»

1

2

Д/и «Профессии»

1

3

Д/и «Транспорт»

1

4

Д/и «Геометрическое лото»

1

5

Д/и «Что такое хорошо и что такое плохо»

1

6

Д/и «Лото. Назови действие»

1

7

Д/и «Найди похожую фигуру»

1

8

Д/и «Овощи и фрукты»

1

9

Д/и «Что сначала что потом»

1

10

Серии сюжетных картин для составления рассказов

1

11

Д/и «Собери сказку»

1

12

Д/и «Кто что делает»

1

13

Д/и «Времена года»

1

14

Д/и «Логический поезд»

1

15

Д/и «Кто где живет»

1

16

Предметные и сюжетные картинки

1

17

Д/и «Из какой сказки герои»

1

18

Д/и «Составь узор»

1

Музыкальный руководитель

1

Д/ и «Весело-грустно»

1

2

Д/ и «Песенки-ритмы»

1

3

Д/ и «Здороваться, прощаться песенкой»

1

4

Д/ и «Как бегают зверята»

1

5

Д/ и «Кто как поет»

1

6

Д/ и «Веселый кубик»

1

7

Д/ и «Кукла шагает и бегает»

1

8

Д/ и «Весело-грустно»

1

9

Д/ и «Лесенка» (3 ступени)

1

10

Д/ и «Угадай, на чем играет зайчик»

1

11

Д/ и «Кто в домике живет»

1

12

Д/ и «Кто как поет»

1

13

Д/ и «Тихо-громко»

1

14

Д/ и «Барабанщики»

1

15

Д/ и «Ноги и ножки»

1

Инструктор по физкультуре

1

Спортивное оборудование в физкультурном зале:

  • Кегли или детский боулинг
  • Скакалка резиновя.
  • Кольцеброс.
  • Мячи различных размеров из резины
  • Мягкие мячи с наполнителем (диаметр 50-70).
  • Конусы с отверстиями и без.
  • Гимнастические палки (размеры 70-120 см)
  • Флажки цветные. Ленты цветные (длина 50-100 см). Султанчик на палочке (кольце).
  • Большой мяч «фитнес» или любой другой мяч прыгун с ручками (рожками).
  • Мешки для прыжков.
  • Мешочки для метания (150, 200 и 250 граммов).
  • Канат для перетягивания детский (легкий).
  • Набор ракеток с мячом и набор ракеток
  • Обруч обычный (60-80 см диаметр).

Детские спортивные игры: парашют, шорты эстафетные, Дартс на липучках или на магнитных наконечниках.

  • Деревянные тренажеры, балансиры, дорожки и прочее.
  • корзины для мечей, скамейки,
  • степ платформы
  • спортивный комплекс
  • детские тренажеры
  • ролики детские

5

25

25

25

25

50

23

4

1

25

15

2

25

10

25

6

2

Спортивное оборудование в бассейне:

  • Резиновые коврики, дорожки резиновые
  • Комплект надувных игрушек
  • Кольца цветные, тонущие
  • Кольцеброс плавающий.
  • Пластмассовые игрушки ( шарики, кубики).
  • Тонущие игрушки
  • Обруч плавающий горизонтальный.
  • Доски плавательные.
  • Палка пластмассовая
  • Нарукавники для плавания.
  • Термометр комнатный, водный, психрометр
  • Свисток
  • Шест инструктора 2,5м
  • Контейнеры для хранения игрушек

6

3

10

3

10

15

1

1

3

3

Сведения об имеющемся в наличии методической литературы для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование

Количество

Педагог-психолог

1

Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/Авт. Сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

1

2

Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникамс общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004.

1

3

Диагностический комплект: Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс диагностика в детском саду.

1

4

Куражева Н.Ю. ""Цветик-семицветик". Программа психолого-

1

педагогических занятий для дошкольников 4-5 лет.

Учитель-логопед

1

Нищева Н.В. Методика обследования ребенка с ОНР. Картинный материал к речевой карте ребенка с ОНР от 4 до 7. – СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019 г.

1

2

Жукова О. Малыш учится говорить. Издательство АСТ. М. 2018 г.

1

3

Нищева Н.В. Обучение детей рассказыванию с опорой на картинки. – СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 г.

1

4

Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей. М.: ТЦ Сфера, 2013 г.

1

5

Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001 г.

1

6

Учебно-методическое пособие под редакцией Волосовец Т.В. Кутеповой Е. Н. Формирование предпосылок фонематических представлений у детей раннего возраста с неврологической симптоматикой. М. – 2007 г.

1

7

Нищева Н.В. Картотека сюжетных картинок. Употребление предлогов. Выпуск № 36.

1

8

Нищева Н.В. Тетрадь – тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков раннего онтогенеза. – СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 г.

1

9

Нищева Н.В. Рабочая тетрадь для развития речи и коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет). – СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 г.

1

10

Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб. : Издательство «Лань», 1999 г.

1

Воспитатель

1

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 352 с.

1

2

Планирование комплексные занятий по программе «Детство», средняя группа.

1

3

Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5 лет сост., Гербова В.В. и др., Гербова Валентина, Ильчук Н., Елисеева Л., Изд.: ОНИКС

1

4

Математика — это интересно Зуева Л. Н., Зуева Л. Ю., сост., Чеплашкина Ирина, 2004 г., Изд.: Акцидент, Детство-пресс

1

5

Азбука общения (для детей от 3 до 6 лет) Шипицина Л. М., Нилова Т. А., Воронов, Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова Алла, Шипицына Людмила, Защиринская Оксана, 2004 г., Изд.: Детство-пресс

1

6

Аппликация для дошкольников. Петрова Ирина, Изд.: Детство-пресс

1

7

Добро пожаловать в экологию Воронкевич Ольга, 2004 г., Изд.: Детство-пресс

1

8

Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста составитель Авт -., Тугушева Г.П.Чистякова А.Е., Тугушева Г. П.Чистякова А. Е., Чистякова Анджела, Тугушева Галина, 2007 г., Изд.: Детство-пресс

1

9

Я и мир. Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста Мосалова Людмила, 2009 г., Изд.: Детство-пресс

1

10

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеева О.Л.Князева Р.Б.Стеркина Санкт-Петербург "Детство-Пресс 2000

1

11

Комплексные занятия в средней группе Т.М.Бондаренко Воронеж: «Учитель» 2003

1

Музыкальный руководитель

1

Радынова О.П., А.И. Катинене М.Л., Палавандишвили Музыкальное воспитание дошкольников. Педагогическое образование, Москва, AcademA, 1998.

1

2

Радынова О.П. Музыкальное развитие детей, Москва, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997.

1

3

Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду– Академия развития, 2006

1

4

Нищева, Н.Г. Гавришева Н.В. Логопедические распевки , – СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 г.

1

5

Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением- «Детство - Пресс» СПб., 1999

1

6

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С., Театрализованные игры в детском саду - М., 2000

1

Инструктор по физической культуре

1

Пензулаева Л.И..Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. - М: Мозаика-Синтез, 2009г.

1

2

Маханева М.Д. С физкультурой дружить - здоровым быть. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.

1

3

Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении. – М.: Владос, 1999.

1

4

Шебеко В.Н., Н.Н. Ермак Физкультурные праздники в детском саду. – М.: Просвещение, 2003.

1

5

Харченко Т.Е.Организация двигательной деятельности детей в детском саду. - СПб.: Детство-Пресс, 2010.

1

6

Харченко С.О. Организация двигательной деятельности детей в детском саду. - СПб.: Детство-Пресс, 2010.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.

Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках  деятельности Консилиума образоват...

Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения содержания образовательной области «Речевое развитие» адаптированной образовательной программы дошкольного образования ( на начало 2016- 2017 учебного год

Аналитическая справкапо итогам  мониторингадостижения детьми планируемых результатов освоения содержания   образовательной области  «Речевое развитие» адаптированной  образова...

Индивидуальный образовательный маршрут (на I полугодие учебного года) для ребёнка 5-6 лет с ОВЗ по адаптированной образовательной программе для обучающихся с ОНР III уровня речевого развития

   Особые образовательные потребности ребёнка-дошкольника с ОВЗ предполагают сопровождение его по адаптированной программе, также составляется ИОМ, в котором отражены индивидуальные о...