Проблема развития коммуникативных навыков у детей 5-7 лет с задержкой психического развития
занимательные факты по коррекционной педагогике (старшая группа)

В статье представлены рассуждения по теме коммуникативного развития, его методов и общение дошкольников 5-7 лет, имеющих задержку психического развития, с помощью игровой деятельности, как основного условия данного развития дошкольников. В статье имеется рассуждение на тему помощи в преодолении коммуникативного барьера детям с ЗПР. Описываются закономерности возникновения нарушения психического развития в детском возрасте, выделяются средства и возможности в дошкольных образовательных учреждениях для организации процесса коммуникации детей с ЗПР, что также представляется необходимым для решения проблемы формирования и развития коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития. Также произведен анализ программы обучения и воспитания дошкольников с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема развития коммуникативных навыков у детей 5-7 лет с задержкой психического развития

Ключевые слова: задержка психического развития, коммуникативные навыки, коммуникация, общение, социальное развитие ребенка, старший дошкольный возраст.

Аннотация

В статье представлены рассуждения по теме коммуникативного развития, его методов и общение дошкольников 5-7 лет, имеющих задержку психического развития, с помощью игровой деятельности, как основного условия данного развития дошкольников. В статье имеется рассуждение на тему помощи в преодолении коммуникативного барьера детям с ЗПР. Описываются закономерности возникновения нарушения психического развития в детском возрасте, выделяются средства и возможности в дошкольных образовательных учреждениях для организации процесса коммуникации детей с ЗПР, что также представляется необходимым для решения проблемы формирования и развития коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития. Также произведен анализ программы обучения и воспитания дошкольников с ЗПР.

Закономерности возникновения нарушения психического развития в детском возрасте находятся под пристальным вниманием специалистов в области психологии, педагогики и детской психиатрии в течение многих десятилетий. Именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования той или иной патологии психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции. Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но значительно чаще среди них встречается задержка психического развития (ЗПР). Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой в 1959 г. Под задержкой психического развития понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами.

О ЗПР можно говорить до младшего школьного возраста. Сохраняющиеся признаки недоразвития психических функций в более старшем возрасте свидетельствуют об олигофрении (умственной отсталости). В отдельные формы интеллектуальной недостаточности, В.В. Ковалев выделяет интеллектуальную недостаточность, возникшую в результате дефектов анализаторов и органов чувств, а также при ДЦП и синдроме раннего детского аутизма (РДА).

Отставание в развитии коммуникативной деятельности детей с ЗПР от возрастной нормы отмечается в многочисленных исследованиях. Авторы отмечают, что у таких детей не только снижена потребность в общении, но и наблюдаются трудности в развитии речевых средств общения. Общение со взрослыми носит в основном практический, деловой характер, а личностное общение встречается значительно реже. Общей характеристикой коммуникативного развития детей с ЗПР является, по мнению большинства авторов, незрелость мотивационно-потребностной сферы.

Как показывает анализ программ, реализующихся в дошкольных учреждениях для детей 5–7 лет с ЗПР, задачами коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей данной категории в период подготовки их к школе являются формирование диалогической и монологической форм речи, а также развитие социально-коммуникативных навыков.

Развитие социально-коммуникативных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, пронизывает все виды деятельности дошкольников: игровую, конструктивную, учебную, изобразительную и др. Задача формирования социально-коммуникативных навыков частично решается на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на индивидуальных и групповых занятиях с психологом, учителем-дефектологом и воспитателем.

Таким образом, анализ программ воспитания и обучения дошкольников с ЗПР показывает, что в них не предусмотрена организация специальной коррекционно-педагогической работы по развитию социально-коммуникативных навыков в дошкольном учреждении компенсирующего и комбинированного видов.

Общение ребенка-дошкольника с взрослыми не ограничивается дошкольным учреждением, оно начинается и исходно формируется, прежде всего, в семье. Именно семья является первой школой воспитания нравственных чувств ребенка и навыков социального поведения.

Дети с задержкой психического развития в большей степени ориентированы на авторитет взрослого, который не всегда внимателен к индивидуальным особенностям ребенка, не относится к ребенку как к развивающейся личности. Родители порой неадекватно оценивают поступки детей, что приводит к нравственной дезорганизации их поведения: одобрения чаще всего однотипны; порицания содержат осуждение индивидуальных особенностей ребенка, сопровождаются угрозами и наказаниями. Негативный опыт взаимодействия с родителями приводит к постоянным отрицательным эмоциональным переживаниям детей, дезорганизуя процесс приобретения ими социальных навыков.

На несовершенство коммуникативных навыков значительное влияние оказывают особенности познавательной сферы и речевого развития. Как правило по этим параметрам дошкольники с ЗПР существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Несовершенство звукопроизношения отрицательно сказывается на установлении социально- коммуникативных навыков. Дети с ЗПР слышат неверно произнесенные ими слова, начинают стесняться, следовательно процесс коммуникации с другими детьми не развивается. К тому же эти дети имеют моторную неловкость и не могут в играх выполнять определенные действия, поэтому их стараются не брать в совместные игры, чтобы они не подвели команду.

Таким образом, можно выделить несколько проблем в развитии коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР:

  1. Незнание и неучитывание особенностей психического развития детей с ЗПР близкими людьми, и особенно родителями. Предъявление родителями своим детям требований, не учитывающих их особенности. Использование неадекватных стилей воспитания.
  2. Личностные особенности и речевое развитие дошкольников с ЗПР не позволяют им выстраивать положительный коммуникационный процесс.
  3. Неготовность общества, нетолерантность и неэмпатичность по отношению к другим людям, непохожим на нас. А дети очень легко впитывают наши мысли и чувства, и потом переносят это на детскую среду.
  4. Отсутствие средств и возможностей в дошкольных образовательных учреждениях организовывать процесс коммуникации, вследствие чего процесс формирования и развития коммуникативных навыков осуществляется не на должном уровне.

Литература

  1. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Исмайлова А.С. Современный взгляд на задержку психического развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. - №10 (2). – С. 256-262.
  2. Кузнецова Л.В., переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений; под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
  3. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР. Минск: Академия Холдинг, 1989. – 64 с.
  4. Дмитриева Е.Е. Об особенностях общения со взрослым шестилетних детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 2005. - №2. - C. 27 - 32.
  5. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с.Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. / Сост. О.В. Защиринская. – СПб: Речь, 2003. – 432 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»

Можно  утверждать,  что  театрализованная  деятельность  является  источником  развития  чувств,  глубоких  переживаний  и  открытия...

Театрализованные игры по развитию коммуникативных личностных качеств детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического здоровья.(в основе «Психогимнастика М.И. Чистяковой"

Формирование у детей различных психических процессов (внимание, память, выразительная моторика.); обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния....

Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Я, Забабурина Юлия Владимировна, работаю учителем – дефектологом в МКДОУ д/с № 484  3г 10мес. В дошкольном учреждении функционирует 2 группы для детей  с ЗПР. В последние годы наряду с ЗПР в...

Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ (когнитивные нарушения, задержка психического развития), старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Выступление на Городской научно-практической конференции "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ; опыт, возможности, перспективы" в рамках Форума "От возможностей к перспективам:образовани...

«Развитие графомоторных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством книжек-раскрасок в условиях инклюзивного образования».

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования.В специальной литературе отмечается, что процесс овладения графо- моторными навыками очень тяжелый и трудный, а для детей с нарушениями речи вдвойне сложн...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами театрализованной дея...

Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» (из опыта работы)

Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»(из опыта работы)...