Мастер-класс "РИ Воскобовича"
материал по коррекционной педагогике

Суркова Екатерина Александровна

Технология развивающих игр В.В. Воскобовича «Коврограф Ларчик» имеет достаточный рейтинг популярности и распространенности в современной педагогике. В нашем ДОУ эта технология работает с 2019г. Я внедрила в свою практику эту технологию потому, что она содержит целый спектр развивающих игр, которые очень легко включить в привычный педагогический процесс. Предполагаемые познавательные задачи для ребенка нормативного развития 3х-4х лет, могут быть актуальны для ребенка 6 -7 лет с задержкой психического развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мастер-класс новые технологии47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Светлячок»

Мастер-класс на тему:

«Развивающие игры В.В.Воскобовича в работе с детьми с ОВЗ»

Подготовила:

учитель-дефектолог

Суркова Екатерина Александровна

г.Жердевка 2023г.

 Технология развивающих игр В.В. Воскобовича «Коврограф Ларчик» имеет достаточный рейтинг популярности и распространенности в современной педагогике. В нашем ДОУ эта технология работает с 2019г. Я внедрила в свою практику эту технологию потому, что она содержит целый спектр развивающих игр, которые очень легко включить в привычный педагогический процесс. Предполагаемые познавательные задачи для ребенка нормативного развития 3х-4х лет, могут быть актуальны для ребенка 6 -7 лет с задержкой психического развития.

Цель:

- знакомство с игровой развивающей технологией В.В. Воскобовича и ее

применением в разных формах работы в детском саду;

- повышение профессиональной компетентности через использование инновационных игровых технологий при организации воспитательно-образовательного процесса.

Задачи:

- познакомить с развивающими играми В. В. Воскобовича, их особенностями, формами и методами работы с играми.

- развивать творческий познавательный интерес к играм В. В. Воскобовича.

- воспитывать уважение к авторским играм; желание применять полученные знания в своей педагогической деятельности.

С помощью игр Воскобовича педагоги легко решают актуальную на сегодняшний день проблему дефицита внимания у детей. Как только ребёнок

понимает, какие именно игровые действия можно совершать с тем или иным пособием, сначала он начинает действовать по аналогии, затем усложнять, а

позднее и творчески преобразовывать любые игры.

Существует большое количество игр, способствующих развитию воображения и познавательных способностей детей дошкольного возраста, но важно подобрать ту методику, которая помогла бы не только решить данную задачу, но и заинтересовать детей.

На мой взгляд, данная задача полностью реализована в инновационной технологии В. В. Воскобовича.

Развивающие игры - способствуют развитию познавательной сферы, вырабатывают определенные навыки и умения у детей с ОВЗ. Обучаться чтению и счёту с их помощью ребенок может весело и непринужденно. Кроме того игры Воскобовича способствуют всестороннему развитию личности.

Эта технология разработана на 3 важнейших принципах: интерес-познание-творчество.

Это не просто игры – это сказки, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.

В результате активного использования развивающих игр В.В.Воскобовича на занятиях:

  • у детей раннего возраста происходит формирование рационального чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов;
  • увеличивается сенсомоторное развитие;
  • улучшается развитие интеллектуальных способностей, познавательных процессов у детей;
  • улучшились показатели диагностики развития детей по следующим направлениям:  сенсорное развитие, внимание, память, мышление, воображение, мелкая моторика.

В моей практике развивающие игры Воскобовича в большей степени выполняют роль дидактического материала и позволяют реализовать комплекс образовательных и коррекционных задач. Этапы коррекционно – образовательной работы в рамках ФАООП перекликаются с этапами освоения игр. Для каждого ребенка выбор этапа в образовательной деятельности индивидуален, зависит от зоны актуального и ближайшего развития.

Первый этап: подбираю игровые задания и упражнений для развития внимания, восприятия цвета, формы, величины, соотносительных действий и подражания в зависимости от индивидуальных задач и возможностей ребенка;

Второй этап: побуждаю детей к конструированию новых фигур, предметных форм – развитию зрительного анализа и синтеза и укреплению словесно – образных связей;

Третий этап: создаю проблемные ситуации, стимулирующие мыслительную деятельность, поощряю и поддерживаю детскую инициативу.

Через свой мастер класс покажу вам варианты использования дидактических пособий и игр В.В. Воскобовича на основе единого игрового сюжета для реализации комплекса коррекционно – образовательных задач на всех 3х этапах.

Предлагаю вам побывать в роли детей, а желающих поучаствовать в практической деятельности прошу выйти ко мне. Приглашаю 4 активных участников.

Ход мастер – класса:

Первый этап:

Игровая ситуация «Разноцветные домики»:

В фиолетовом лесу жили разноцветные – радужные гномики и звали их Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи. У каждого был свой цветной домик. «Какого цвета домик был у Кохле?» и т.д. Но, однажды налетел ураган и унес гномиков далеко от своих домов. (Снимаю гномиков с коврографа и предлагаю участникам оказать помощь гномикам, распределить  гномов в домик в соответствии с его цветом). В комментариях отмечаю, что в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка - от степени сформированности сенсорных навыков и понимания инструкций к заданию, ему может оказывается помощь в виде уточняющего вопроса, образца действий, или в виде совместных действий рука в руке.

Игровая ситуация «Сказочный цветок»:

Гномик Кохле очень любил цветы. На своей клумбе он вырастил цветок из семи лепестков. Но вдруг снова подул сильный ветер и лепестки стали опадать:

Красный лепесток слетел первым.

Вторым оторвался голубой и опустился справа от красного.

Третьим слетел оранжевый и лег над красным.

Затем желтый лепесток расположился справа от голубого.

Фиолетовый лепесток опустился между голубым и желтым.

Потом лепесток зеленого цвета лег над желтым.

И, наконец, белый и синий медленно покружились и легли - белый над оранжевым, синий над зеленым.

Далее у ребенка можно спросить, каким по счету оторвался желтый лепесток.

Можно предложить выкладывать лепестки в ряд носиком (вправо, влево, вниз, вверх).

Второй этап:

Игровая ситуация «Ковер-самолет»:

А вскоре разлетелась новость о том, что гастролирует Цифроцирк, и всех жителей приглашают на представление. Но добираться далеко, и нужен транспорт. Слоник Лип-Лип подарил нашим гномам ковры-самолеты. Да, вот беда, из-за сильного ветра пострадали и ковры. Давайте, поможем нашим гномам привести ковры в порядок. (Предлагаю готовый образец ковра из красного крестика. Другие крестики ребенок собирает самостоятельно, либо с помощью словесной инструкции).

 Игровая ситуация «Пес Фиолетик»:

 А кто же будет охранять радужный поселок гномов? А у них есть верный пес Фиолетик. Предлагаю сложить собаку по схеме из игры «Прозрачный квадрат».

Третий этап:

Игровая ситуация «Парад Алле»

И вот начинается представление! Знакомство с артистами: «Парад Алле». На арену выходят артисты по порядку номеров: ежик – наездник, зайка – укротитель, мышка – воздушная гимнастка, крыска – силачка, пес – жонглер, кот – акробат, крокодил- канатоходец, обезъяна – заклинательница змей, лиса – фокусница. Они выстраиваются в ряд, но кто нарушил этот порядок? Ребенок находит ошибки в построении и помогает артистам – цифрятам встать на свое место, назвав героев, допустивших ошибки: 123546798. Чтобы герои больше не ошибались, давайте их посчитаем: прямой и порядковый счет.

Игровая ситуация «Канатоходец»:

На арену объявляет выход одного из героев. Догадайся, кто будет выступать: «Он зеленый, лапы на животе, а хвост прижат к спине». Кто это? Крокодилу предстоит пройти по канату, не свалившись с него. (Предлагаю с помощью липкой ленты, либо меток – липких кружочков помечать путь): 2 клетки вправо, 2 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо и т.д.) Используем как вариант упражнения «Графический диктант», которое очень эффективно развивает пространственные ориентировки, внимание, зрительно - моторные координации.

Игровая ситуация «Зайка укротитель»: Укрощает геометрические фигуры.

-Предложить ребенку на геоконте построить квадрат из резинок. Далее превращаем квадрат в треугольник, треугольник превращаем в круг, а круг – в овал.

Игровая ситуация «Акробатические трюки»: Кот - акробат предлагает поиграть с «Восьмеркой». Нужно убрать палочки заданного цвета, чтобы восьмерка преобразовалась в другую цифру. Узнай и назови получившуюся цифру. Придумай и сделай свою цифру.

Игровая ситуация «Лисьи фокусы»: Лиса-фокусница запутала цифры, нужно помочь им распутаться и освободить каждую. Начнем с пятерки. Используя «Игровизор» дефектолог маркером обводит цифру 5. А какую цифру распутаешь ты?

Итак, наше представление и подошло к концу. Вы увидели варианты использования игр Воскобовича на всех 3х этапах. Спасибо вам большое за внимание и участие в мастер-классе. (Комментарии участников).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Использование пособий В.В.Воскобовича в развитии речи дошкольников» Квадрат Воскобовича»

Цель: - повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми. - знакомство с игровой развивающей технологией В.В....

Мастер – класс на тему: «Внедрение технологии В. В. Воскобовича в дошкольное образование. Игровое пособие «Волшебный квадрат Воскобовича».

Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах практического исполнения технологии В. В. Воскобовича.Задачи:- познакомить воспитателей с развивающей игрой двухцветным квадратом Вос...

Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развивающих игр В.Воскобовича, с развивающей предметно-пространственной средо

Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развива...

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием технологии В. В. Воскобовича (квадрат В.В. Воскобовича)

Задачи:Образовательные:- продолжать учить строить предметы из счетных палочек,  узнавать и называть цвета палочек, продолжать учить делать лодочки  из квадрата Воскобовича, продолжать учить ...

Мастер - класс для родителей «Развивающие игры В.Воскобовича» «Сказочные лабиринты игры» (по играм В.В.Воскобовича)

Мастер - класс для родителей «Развивающие игры В.Воскобовича»«Сказочные лабиринты игры» (по играм В.В.Воскобовича)Цель:повышение профессиональной компетентности воспитателей че...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы «Мишка потерялся» с использованием развивающей игры В. В. Воскобовича «Квадрат Воскобовича. …»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми  младшей группы «Мишка потерялся» с использованием развивающей игры В. В. Воскобовича «Квадрат Воскобовича. &helli...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми младшей группы «Мишка потерялся» с использованием развивающей игры В. В. Воскобовича «Квадрат Воскобовича».

Задачи:1. Развитие познавательного интереса к окружающему миру, логического мышления, приёмов сравнения, анализа и синтеза,2. Сформировать у детей представления об особенностях жизни диких ж...