РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ЗПР В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Аксенникова Виктория Валерьевна

Сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка и является тем базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических функций.

Сенсомоторика (от лат. sensus - чувство, ощущение и motor -двигатель) - взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации.

Отклонения в формировании сенсомоторных навыков наблюдаются у всех категорий детей с нарушениями развития, и служат одним из показателей в психолого-педагогической диагностике отклонений в развитии ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ЗПР В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ       

Сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка и является тем базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических функций.

Сенсомоторика (от лат. sensus - чувство, ощущение и motor -двигатель) - взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации.

Отклонения в формировании сенсомоторных навыков наблюдаются у всех категорий детей с нарушениями развития, и служат одним из показателей в психолого-педагогической диагностике отклонений в развитии ребенка.

У детей с ЗПР отмечаются специфические особенности в развитии сенсомоторных навыков:

- дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов, присутствует поверхностное, фрагментарное обследование форм;

- у детей недостаточная дифференцированность всех видов восприятия;

- несформированность знаний об определенных сенсорных эталонах;

- затруднен процесс узнавания предметов на ощупь;

-замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации;

- трудности в формировании пространственных ориентировок.

Важным условием для полноценного сенсомоторного развития детей с ЗПР является создание специальной развивающей среды. Поэтому педагогическая работа по развитию сенсомоторных навыков у детей  организована в нескольких направлениях:

- организация сенсорно-стимулирующего пространства;

- организация сенсомоторного уголка в группе детского сада;

- качественная подборка дидактических игр и пособий.

1. Организация сенсорно-стимулирующего пространства.

Организация образовательного процесса предполагает наличие сенсорно-дидактических игр, игрушек и пособий разного вида:

- функционально-ориентированные игрушки и пособия: строительные конструкторы, пирамидки, «почтовые ящики», «лото», плоские и объемные геометрические фигуры разной величины и др. Интересны и полезны материалы, разработанные М. Монтессори, на основе которых созданы различные современные модификации;

- игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики;

- иллюстративный и образно-символический материал;

       -материалы и принадлежности для изобразительной деятельности. 

2. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада.

Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада - это адаптированный вариант сенсомоторной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования.

Он выполняет ряд определенных функций:

- стимуляция сенсорных функций, развитие мелкой моторики;

- стимуляция двигательной активности;

- повышение работоспособности детей;

-активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

- создание положительного эмоционального фона.

При организации сенсомоторного уголка  в первую очередь было выбрано место его расположения в групповом помещении, чтобы оно было удобным для доступа детей. Особое внимание  уделяется подбору сенсомоторных объектов для уголка. Уголок  содержит постоянные дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.

Содержание сенсомоторного уголка в группе

Для развития слуха:

- Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, необычные музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки.

- Кассеты и диски со звуками: крики животных и птиц, звуки транспорта, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев и т.д.

Для развития зрения:

  • Парные картинки с признаками различий, точечные изображения.
  • Цветовые пятна-кляксы различной формы.
  • Колбы, воронки для перелива воды, пинцеты для захвата мелких предметов.
  • Картинки-штриховки (на картинке основной контур заштрихован).
  • Картинки-прятки (на картинке "спрятаны" предметы, ребенок должен их найти).

Для развития чувства осязания:

  • Массажные мячи-валики (разные по форме, упругости, фактуре поверхности).
  • Шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички.
  • Кусочки меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги - различные материалы с разной фактурой.
  • Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда).
  • Разные по форме мелкие предметы.
  • Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.

Для развития чувства обоняния:

                 - Ватные тампоны с разнообразными отдушками.

  • Различные аромомасла с подробным описанием их влияния на организм, приспособления для создания запаха (аромолампы и т. д.).
  • Коробочки или баночки, наполненные остро пахнущими веществами, например, кофе, перец, лук, апельсиновые корки, мыло, духи.

Для развития чувства вкуса:

  • Овощи, фрукты, леденцы (по необходимости, для конкретных занятий).
  • Стаканчики, формочки, пипетки, подносы, шпажки ярких интересных раскрасок для подачи детям различных вкусов.

       Для развития мелкой моторики:

  • Природный материал: горох, орехи, фасоль, шишки, ракушки, камешки, песок и т. д. (для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ - выкладывания на пластилине, нанизывания, рисование пальцем на подносе с крупой и т. д.).
  • Бытовые материалы: колечки, шестигранные карандаши, веревки, прищепки, катушки, шнурки, пуговицы, липучки, шарфы (нанизывание бус, завязывание и развязывание узелков, бантиков, плетение косичек и т.п.)
  • Дидактические игры и материалы: рамки-вкладыши, пазлы, кубики, разрезные картинки, различные мозаики, шнуровки, лото, пирамидки, матрешки, конструкторы, пластический материал (пластилин, соленое тесто), трафареты и т. д.

3. Подбор дидактических игр и упражнений.

В коррекционно-образовательном процессе используются традиционные игры:

- пирамидки, матрешки, пособия-вкладыши, «почтовый ящик»;

- кубики, разрезные картинки, пазлы, настольно-печатные игры;

- игры-шнуровки М. Монтессори и т.д.        

Применение в коррекционно-образовательном процессе предлагаемых направлений, дидактических игр, упражнений и пособий позволяет  эффективно формировать и развивать сенсомоторные навыки у детей дошкольного возраста с ЗПР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР- КЛАСС «Использование дидактических пособий ПМК «Мозаичный парк» в процессе работы по развитию сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста в условиях семьи»

Цель мастер-класса: презентация опыта работы по внедрению в практику программно-методического комплекса «Мозаичный парк» в условиях логопункта в рамках системы работы с родителями....

Сообщение Тема: «Развитие сенсомоторных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии»

Развитие сенсомоторных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии...

Развитие сенсомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и...

Дидактическая игра как средство развития сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-в...

«Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством различных видов игры».

Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. В. А. Сухомлинский....