Развитие сенсомоторных навыков у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы и методы работы
материал (младшая группа)

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx51.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №7 «Сказка»

города Курчатова Курской области

Развитие сенсомоторных навыков у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы и методы работы                  

Автор опыта

Дурнева Светлана Вячеславовна

воспитатель   МАДОУ

 «Детский сад №7»

Курчатов 2018г.

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ        3

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА        5

РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА        11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        13

РЕЦЕНЗИЯ НА ОПЫТ РАБОТЫ        

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МОНИТОРИНГ  2016 -2017 УЧЕБНЫЙ  ГОД

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. РАЗВИВАЮЩАЯ  ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ

                                 СРЕДА  В  ГРУППЕ  №9  ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

                                СЕНСОМОТОРНОГО  РАЗВИТИЯ  МЛАДШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РИСОВАНИЯ ПЕСКОМ  НА

                                 СВЕТОВОМ  СТОЛЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. АВТОРСКИЕ   ИГРОВЫЕ   ПОСОБИЯ  

                                 ДЛЯ   СЕНСОМОТОРНОГО  РАЗВИТИЯ  

                                 ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО   ВОЗРАСТА                              

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. КАРТОТЕКА  ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР   ПО

                                 СЕНСОМОТОРНОМУ РАЗВИТИЮ

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. ПРОЕКТ  «МОКРЫЕ ЛАДОШКИ –ПЕСОЧНЫЕ ДОРОЖКИ»

 ПРИЛОЖЕНИЕ 7. ОРГАНИЗАЦИЯ  РАБОТЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ                

                                    РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ  

                                    НЕТРАДИЦИОННЫЕ  ТЕХНИКИ  РИСОВАНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ  8. ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  РАБОТЫ  КРУЖКА  «ГОВОРУШКИ»

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. РАБОТА  С  РОДИТЕЛЯМИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. КАРТОТЕКА    ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР С МАССАЖНЫМ

                                  ШАРИКОМ СУ-ДЖОК

 «Развитие сенсомоторных навыков у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные  формы и методы работы»

1. Информация об опыте.

Тема инновационного исследования

Ребёнок познаёт окружающую его действительность путём ощущения и восприятия. Важной составляющей частью психологического развития ребёнка является накопление им сенсомоторного опыта. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсомоторного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Моя задача состоит в том, чтобы стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая его с моторной активностью. Этим и обоснован выбор темы моей работы с детьми:

 «Развитие  сенсомоторных навыков у  детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы и методы работы»

Цель работы - создание условия для сенсорного развития в обогащении  словарного запаса с учётом возрастных особенностей и современных требований в воспитании и развитии детей.

 Задачи:

1.  Создать условия в группе для интенсивного развития понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений ближайшего окружения, обогащения и накопления сенсорного опыта детей через занятия и познавательно-речевые игры;

2.   Разрабатывать и использовать в совместной деятельности с детьми авторские дидактические игры и пособия, направленные на обогащение словарного, слухового, обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного чувственного опыта детей

3. Привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта для пополнения словарного запаса детей через выполнение с ними различных видов деятельности;

4. Оформить в группе познавательно-речевую среду по сенсорному воспитанию и речевому развитию детей.

Круг задач сенсомоторного воспитания:

1. Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной)  и ручной (мелкой) моторики).

2. Тактильно - двигательное восприятие.

3. Развитие слухового восприятия.

4. Развитие зрительного восприятия.

5. Восприятие формы, величины, цвета.

6. Восприятие особых свойств  предметов (вкус, запах, вес).

7. Восприятие пространства и времени.

Средства  для  решения  задач:

1.Мониторинг (Приложение №1);    

2.Создание  развивающей  среды (Приложение №2)

3.Изготовление и внедрение в работу  с детьми  авторских игровых  пособий  по

    сенсомоторному  развитию. ( Приложение №4).

4.Пополнение  картотеки  дидактических  игр  (Приложение №5)

5.Планирование  проектной  деятельности:

    Проект  «Мокрые ладошки - песочные дорожки» (Приложение  №6)

6.Разработан план работы кружка «Говорушки»  (Приложение №8)

7.Организована работа с родителями   (Приложение  №9)

8.Создание картотеки упражнений для рисования песком на световом столе

     (Приложение №3)

9.Организация работы на развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные методы рисования (Приложение №7)

10.Создание картотеки пальчиковых игр с массажным шариком Су-Джок (Приложение №10)

2. Технология опыта.

Использование  методик  и методов  исследования

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Именно руки учат ребёнка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребёнка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстаёт, задерживается и развитие речи.  

      Набрав  малышей 2014-2015  года рождения в группу раннего возраста, я отметила, что большинство детей имеют проблемы с речевым развитием . У них наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Этих детей отличает скованность и медлительность в выполнении движений, отсутствие активной речи.

   Данные диагностики  детей группы раннего возраста №9  на начало учебного  года  показали  недостаточный   уровень  развития  сенсорного  восприятия  и развития  мелкой и крупной  моторики  детей. (Приложение №1) Поэтому  возникла  необходимость разработать систему мероприятий по развитию сенсомоторных навыков детей, подобрать и изготовить авторские дидактические игры и пособия. В ходе целенаправленной и систематической работы мною был оборудован Центр познавательной активности.

В  Центре  познавательной  активности  сосредоточены  зоны  и  уголки

Зона  сенсомоторного  развития,

Уголок  экспериментирования,

Творческая  мастерская.

Зона  сенсомоторного  развития

 Обустройство сенсомоторной зоны:

-  Дидактический  стол:

1. Различные вкладыши (объёмные, плоскостные) .

2. "Разноцветные полянки" (кнопки, пуговицы, замки).

3. "Шнуровки".

4. "Чудо гайка" (гайка + винт) .

5. Развивающая книга «Подбери крышечку»

6. «Намоталочки»

7. "Мозаика" (средняя, крупная) .

8. «Хваталки» (сухой бассейн)

9. "Угадай, что звучит" (киндер – сюрприз) .

10. "Шустрые пальчики»".

11. Конструктор.

12. Дидактическая игра «Весёлые прищепки»

13. Пазлы (крупные) .

14. "Волшебный  мешочек" (камушки, ракушки, галька, орехи, шишки) .

15. Матрешки, пирамидки.

16. «Собери колечки»

17. «Чудо шнурочки»

18. Цветные  палочки  и  геометрический  раздаточный  материал.

19.  Игра «Волшебная коробочка»

20. «Бизиборд»

21. Дидактическое пособие «Укрась цветок»

22. «Плетение»

23. «Прачечная»

24. Дидактическое пособие «Ходилки»

25.Игра «Выложи дорожку» (пуговицы)

   

  Опираясь на методику Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», учитывая   знания   о сенситивных  периодах  данного   возраста и  индивидуальных  особенностях  и  интересах  детей, в группе была создана развивающая  среда. (Приложение №2)  

Было разработано  авторское развивающее  пособие   «Познавайка».  Оно  выполнено  из  разных  материалов: пластиковая труба, плотный картон, разноцветные полотна, крючки, липучки, разные крепления, различные  по  цвету и  текстуре элементы  сюжетных картин.  Пособие представляет  собой   многофункциональную  ширму  со  множеством  съемных  игр  различной  направленности:  игровое  панно с липучками для составления картин о временах года, фото-магниты,  магнитная  бумага,  игры  с лентами,  пособие « Плетение».

 С развитием самостоятельности детей, появлением интереса к совместной  деятельности и умению соблюдать простейшие  правила, возникла  необходимость  в  создании более  мобильного, многофункционального оборудования  для обучения детей через познание сути вещей. Так была изготовлена развивающая доска «Бизиборд». По сути, это обычная доска  с зафиксированными, теми самыми опасными вещами, от которых родителей бросало в дрожь (неработающая розетка с вилкой, выключатель, ручки от дверок шкафа, шнуровка, кнопка звонка и даже круговой циферблат от старого телефона, т.е. это может быть всё что угодно, что можно трогать, двигать, изучать без какой либо угрозы для жизни.

Преимущества использования маркеров:
•   Легко  трансформируются,  позволяя  преобразовывать
пространство    по придуманному замыслу;
•  Многофункциональны;
•   Вариативны;
•   Развивают детскую фантазию и воображение;
•   Активизируют двигательную активность;
•   Рассчитаны на все возрастные категории от 2 до 7 лет;
•   Отвечают гигиеническим требованиям (легко моются,
безопасны);
•   Имеют эстетичный вид;
•   Занимают мало места при хранении;
•   Выполнены из недорогих и доступных материалов.
 

В своей работе я стараюсь применять нетрадиционные формы и методы работы.

Одной из таких форм является «Песочная терапия на световом столе»

Практические занятия играют компенсаторную роль в развитии основных процессов познания и мышления. Во время их проведения дети сравнивают реально воспринимаемые предметы с имеющимся у них представлением. Связь зрительных представлений с речью способствует усвоению детьми знаний и выработке умений. Двигательная активность оказывает большое влияние на формирование головного мозга, психофизические, сенсорные, интеллектуальные и мыслительные возможности ребёнка (Приложение№3)

 

 При  организации  и  осуществлении  работы  с  авторскими пособиями (Приложение №4)  учитываются следующие требования:

1)   Используемый  в  пособии  материал имеет:  

- Привлекательность; 
- Выразительность и ясность; 
- Прочность; 
- Безопасность; 
- Вариативность в  использовании.

2) Занятия провожу  в игровой и занимательной форме, используя разработанную   «Картотеку  игр»   (Приложение  №5);

3) При  проведении  занятий  учитываю  возрастные  особенности  детей  и  соответствующие  методы  и  приемы  обучения:

- Показ и объяснение;
- Совместный  показ предметов в действии с их называнием;
- Приемы сопоставления и наложения;
- Показ ряда последовательных действий с предметами;
- Периодическое использование на занятии одного и того же предмета;
- Совместные
 действия воспитателя и ребенка;
- Создание проблемных ситуаций; вариативность действий;

- Использование  художественного слова ( потешки, стихи, песенки).

Предпочтение  отдаю  игровым  методам  и  приемам:

-воображаемая   ситуация,

-дидактическая  игра;

-выполнение  мной  различных  игровых  действий,

- загадывание  загадок,

-создание  игровой  ситуации.

4) Как метод обучения  использую дидактические игры  при фронтальных, групповых,

    индивидуальных формах специально организованного обучения. Занятия, состоящие

    из дидактических игр, могут носить тематический и сюжетный характер.

5) Деление на подгруппы осуществляю  по возрасту, уровню развития детей, их

    интересам;

6)  Поощряю  любые попытки общения детей со  взрослыми  и друг с другом.

Уголок  экспериментирования

 

Ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребёнок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

                                                                                             

    В своей  работе  использую  технологию  метода  проекта. 

Проект  «Мокрые ладошки - песочные дорожки»»  был  направлен  на  развитие  опытно – экспериментальной  деятельности с  детьми  группы раннего возраста. (Приложение №6)

Основная  цель проекта – формирование умения экспериментировать через знакомство со свойствами воды и песка, развивать мелкую моторику рук и обогащать словарный запас детей раннего возраста.  Для  успешного  выполнения  проекта  необходимо  наличие  соответствующей  предметно – пространственной  развивающей среды. Поэтому  в  группе  была  организована  и  оснащена  необходимым  оборудованием  и  материалами  зона  экспериментирования.

Обустройство зоны  экспериментирования:

 Центр  «Вода – Песок» включает наборы для экспериментирования  с  водой  и

    песком, емкости разного  объема  и  разной  формы,  предметы  –  орудия  для

 переливания, выливания, пересыпания и водяные мельницы, подносы т. д.

Современная песочница, с  возможностью  наполнением  ее  песком  или  водой.

Подводя  итоги  по  проекту  «Мокрые ладошки – песочные дорожки», можно с

  уверенностью  отметить, что дети:  

- усвоили правила  безопасности при игре с водой и  песком;

-получили удовольствие от совместной деятельности со взрослыми;

- познакомились со свойствами  воды  и  песка;

- знают и хорошо ориентируются в отношении величин предметов, различают цвета;

- владеют элементарными навыками продуктивной деятельности;

- умеют действовать по образцу и словесной инструкции;

- способны ясно выразить мысль, вступить в диалоговое общение, используют

  обобщающие понятия;

- владеют определенными манипуляциями с песочной поверхностью: (делать отпечатки на мокром песке с использованием разнообразных формочек, насыпать в них песок, утрамбовывать руками или совочком, переворачивать; капать небольшие ямки, норки руками или совочком и обыгрывать постройки с помощью игрушек; перекладывать мокрый песок из одной ладошки в другую).

Творческая  мастерская

 

В группе  создана зона  «Творческая  мастерская», которая  включает  в  себя  весь  обширный  материал  центра  познавательной активности  для  развития  творческих  способностей.

В результате изучения различных авторских методик раннего развития детей и психологических особенностей детей, построила систему работы по проблеме развития мелкой моторики детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования.

По работе над системой опиралась на уже существующие разработки Гербовой В.В., Лыковой А.И. по изобразительной деятельности.

В  работе активно  используются  как  традиционные, так  и  нетрадиционные формы работы  по  развитию  сенсомоторных  способностей (Приложение№7)

           Традиционные:

1.  Самомассаж  кистей  и  пальцев рук.

2.   Игры с пальчиками с речевым сопровождением.  

3.   Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения.

4.  Графические упражнения: штриховка.

5.   Предметная деятельность:

- рисование пальцами, кистью, ватными  палочками;

- лепка из глины, пластилина, теста;

 - конструирование из бумаги;

- аппликация из разного материала (бумаги, ткани, ваты, фольги, цветного  песка).

6.  Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.

          

Нетрадиционные:

1. Самомассаж кистей и пальцев рук  с  помощью   карандашей, массажных  шариков   и

  колечек  «Су - Джок» (Приложение№10)

2.  Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала (бросового,

     природного, хозяйственно-бытового):

     - сортировка разных предметов (камушков, круп, ракушек);

     -  игры с водой, песком.

3. Рисование в стиле «Файларт» (бесконтактное рисование)

4. «Кляксография»

5. «Точечный рисунок»

6. Рисование на мокрой бумаге и т.д.

Задачи изобразительной деятельности

- Подвести детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и

   явлений окружающей действительности.

-  Расширить представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.

-  Обучить приёмам нетрадиционных техник рисования.

-  Формировать умение действовать орудиями труда: кистью, мелком, карандашом,

    палочкой, краской.

-  Дать представления о свойствах материалов и инструментов.

-  Формировать  пространственное  образное  мышление,  становление  руки  и  глаза,

   ориентировку на листе бумаги.

-  Развивать и укреплять мелкую моторику.

Задачи аппликации

-   Учить раскладывать и составлять из готовых форм на бумаге образ, состоящий из 2-3

    частей, одинаковых и разных форм, наклеивать их.

- Учить обрывать бумагу и составлять из частей образ с последовательным

   наклеиванием.

-   Использовать разные материалы: ткань, вату, бумагу, цветной  песок.

- Учить  составлять  узоры  из  геометрических  элементов  (готовых  форм)  чередуя:

    по  форме, цвету, величине.

Задачи лепки

-   Знакомить со свойствами пластилина.

- Осваивать способы создания знакомых образов путем отрывания кусочков, скатывания для получения  округлых  форм,  раскатывание,  расплющивание,  сдавливание,  присоединение  двух  форм, делать углубления на поверхности.

-   Формировать умение узнавать в изображении знакомые образы предметов.

-   Развивать моторику руки, становление координации руки и глаза.

 

Задачи конструирования

-   Дать  представление  об  основных  свойствах  объемных  геометрических  форм,  узнавать  и  называть фигуры.

-   Уметь анализировать объект, видеть основные части и детали.

- Приобретать умения воссоздавать знакомые предметы на горизонтальной плоскости.

Еще  одним  направлением  в своей  работе по  развитию  сенсомоторных  способностей является  работа в кружке «Говорушки». 

Работа проводится согласно годовому тематическому плану (Приложение№8)

Перспективный план  работы  кружка   включает  в  себя разнообразную  предметную деятельность, сочетающуюся в том числе, с навыками самообслуживания, которые также способствуют развитию мелкой моторики   и  усвоению сенсорных  эталонов.

Цель кружка: развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа. Воспитание любви к театру и театральной деятельности.

Задачи кружка:

  1. Побуждение интереса к театрально-игровой деятельности
  2. Закрепление представлений об окружающих предметах
  3. Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и чёткого произношения слов
  4. Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.

Виды используемых театров

Шапочный

Би-ба-бо

Пальчиковый театр

Настольный театр

Театр на фланелеграфе

Театр на палочках

Работа  с  родителями

Взаимодействие с семьями детей – важная составляющая образовательной деятельности в нашей группе. Для повышения компетентности родителей в вопросах сенсомоторного развития используются разнообразные формы работы: анкетирование, консультации, информационные листы, тематические выставки, родительские  собрания. (Приложение  №9)

С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам сенсомоторного развития и воспитания дошкольников было проведено родительское  собрание, на  котором  обсуждалась важность развивающей среды в  детском  саду  и дома  для  развития  сенсомоторного  воспитания.

После собрания среди родителей проводился конкурс дидактических игр для развития сенсомоторных навыков. Родители проявили инициативу и смекалку в изготовлении пособий, тем самым пополнив развивающую среду группы

                                   3. Результативность опыта.

Работа по развитию сенсомоторных навыков у детей в группе № 9 проводилась систематически и целенаправленно. Во время занятий учитывались индивидуальные особенности каждого ребёнка, настроение, желание, возможности. Игровая деятельность, направленная на развитие сенсомоторных навыков приносила детям только положительные эмоции, что вызывало интерес к играм и на мой взгляд привело к положительному результату в данной области.

 Работая  по    направлению  сенсомоторного  развития  с  детьми  младшего  дошкольного  возраста, в группе были созданы условия  для  формирования  мелкой  моторики и  восприятия. 

Результаты работы

Работа с детьми по сенсомоторному развитию показала положительные результаты:

1. У детей отмечены положительные результаты в формировании представления о  

цвете, форме, величине предметов, расположения их в пространстве, в активизации

сенсорного восприятия;

2. Скоординировано взаимодействие между педагогами и родителями в

образовательном процессе по формированию сенсомоторных умений детей, родители

приобрели базовые знания о способах сенсомоторного развития детей младшего

дошкольного возраста через нестандартные формы и методы работы;

3. Дети овладели навыками  самообслуживания, рациональными  приемами

исследования  объектов;

4. Дети активны при взаимодействии со взрослым  и   друг  с  другом  в центре  

познавательной  активности;

5. Повысился интерес к экспериментальной деятельности.

Итоги мониторинга по  сенсомоторному развитию в   группе раннего возраста №9

в 2016 – 2017 учебном году

п/п

Сенсомо

торное  развитие

Сентябрь 2016 год

(кол-во детей _20)

Май 2017 год

(кол-во детей 20_)

Устойчи

вый

Неустой

чивый

Не

проявляет

ся

Устойчи

вый

Неустой

чивый

Не

проявляет

ся

1.

Цвет

11/55%

5/25%

4/20%

17/85%

3/15%

_

2.

Форма

6/30%

14/70%

_

14/70%

6/30%

_

3.

Величина

4/20%

16/80%

_

11/55%

9/45%

_

4.

Моторные  навыки

5/ 25%

8/ 40%

7/35%

15 /75%

5/25%

_

ИТОГО по группе

6/32%

11/54%

3/14%

14/70%

6/30%

_

Ожидаемые  результаты на перспективу:

1.Повышать речевую активность детей за счёт сформированности сенсомоторных

навыков.

2. Расширять кругозор каждого ребенка в зоне ближайшего развития.

3. Создавать положительную динамику показателей сенсомоторного развития детей.

4. Продолжать осваивать сенсорные эталоны всеми детьми группы согласно возраста.

5. Продолжать пополнять развивающую среду авторскими дидактическими пособиями.


Список использованной литературы

        Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – № 237.

2.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.Регистрационный N 30384

Программно-методическая литература

1.С.Г.Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н.Доронова, Е.В. Соловьёва. «Радуга» Примерная

   основная образовательная программа дошкольного образования -2-е изд.,

    перераб. –м.: просвещение,2016г.

2.Белая  А.Е. «Пальчиковые  игры», Москва. 2006г.

3.Большакова  С.Е. « Формирование  мелкой  моторики  рук», Москва,  2005г.

4.Высокова  Т.П. « Сенсомоторное  развитие  детей», Волгоград, 2014 г.

5.Дыбина  О.В.  « Моделирование  развивающей  предметно-пространственной  среды

  в  детском  саду», Москва, 2015г.

6.Ермакова  И.А. «Развитие  мелкой  моторики у  малышей», Санкт-Петербург, 2007г.

7.Зажигина  О.А.  « Игры  для  развития  мелкой  моторики  рук  с  использованием

  нестандартного  оборудования», Санкт-Петербург, 2016 г.

8.Колдина Д.Н. «Лепка и рисование  с  детьми  3 – 4  лет», Москва. 2007г.

9.Новиковская  О.А.  «Умные  пальчики», Москва, 2007г.

10.Смирнова  Е.А.  « Система  развития   мелкой  моторики у  детей  дошкольного

  возраста», Санкт-Петербург, 2013 г.

12.Хохрякова Ю.М. «Сенсорное  воспитание детей раннего возраста», Москва, 2014г.

13.Янушко  Е.А.  «Развитие  мелкой моторики  рук у детей раннего  возраста»,  Москва.

 2007г.

Электронные ресурсы:

http://nsportal.ru/

http://www.maaam.ru/detskijsad/

http://doshvozrast.ru/metodich/metodich01.htm

http://ya-uchitel.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/

http://www.o-detstve.ru/

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастачерез нетрадиционные техники рисования«Рука – это вышедший наружу мозг человека”Н. Кант«Истоки способностей и дарования детей - на кончи...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»(консультация)

«Развитие мелкой моторики у детей  младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»(консультация)...

Консультация на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

laquo;Развитие мелкой моторики у  детей младшего дошкольного возраста через  нетрадиционную  технику рисования»...

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.

Применение нетрадиционных техник способствуют обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними. Нетрадиционная техника не позв...

Презентация на тему: Мастер- класс- «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- ниткография»

В этой презентации представлен мастер- класс для педагогов, каким способом нетрадиционной техники рисования- ниткографией, мы можем развивать мелкую моторику у детей младшего дошкольного возраста....

Мастер- класс «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования - ниткография».

Цель: создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов.Задачи: - продемонстрировать опыт работы по использованию техники «Ниткография» в работе с детьми младших групп...

Опыт работы "Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники художественного творчества".

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития рук, пальцев кистей рук. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребу...