Артикуляционная и дыхательная гимнастика для постановки звуков и выработки артикулляционных укладов.
картотека по коррекционной педагогике

Павловская Ирина Анатольевна

Комплексы артикулляционной и дыхательной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_i_dyhatelnaya_gimnastika.docx42.29 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

для постановки звуков и выработки

артикулляционных укладов.


Артикуляционная гимнастика.

1. “Катушка”.

Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживать кончик языка у нижних зубов.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык “выкатывается” вперёд и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

2. “Достать языком нос”.

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

3. “Индюк”.

Цель: вырабатывать подъём языка, развивать гибкость и подвижность его передней части. Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперёд), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

4. “Пощёлкать кончиком языка”.

Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъём языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка не подворачивался внутрь.

5.  “Качели”.

Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;

б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;

г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;

д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;

         е) широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем до мягкого нёба. При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

6. “Пароход”.

Цель: вырабатывать подъём спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка опущен и оттянут назад, спинка языка выгнута к нёбу. Длительно произносить звук ы (“как гудит пароход”). Следить, чтобы кончик языка не приподнимался и не находился в глубине рта, спинка хорошо выгибалась, звук ы не переходил в и, губы и нижняя челюсть были неподвижными.

7. “Беззвучно пощёлкать кончиком языка”.

Цель: вырабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка, развивать точность движений кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и беззвучно отрывать. Сначала выполнять упражнение в медленном темпе, затем в быстром. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались. Кончик языка не должен загибаться внутрь и не должен высовываться изо рта.

Дыхательные упражнения для выработки воздушной струи необходимой для произнесения звуков с, с’, з, з’

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

  1. “Загнать мяч в ворота”

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в “ворота” между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.

  1. “Подуть через трубочку”

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на узкую полоску из бумаги, закрепленную между бровями и свисающею до середины лица. При правильном выполнении полоска отклоняется вверх. Стараться, как можно дольше удерживать ее на выдыхаемой воздушной струе. Следить, чтобы щеки не надувались.

  1. “Кто дальше загонит мяч”

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы ребенок произносил звук ф, а не х, то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

  1. “Сдуть снежинку”

Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края прижаты  к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1х1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы ребенок произносил звук ф , а не х.

  1. “Шторм в стакане”

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков с, с’, з, з’, ц

Упражнения для губ

  1. «Улыбка» («Лягушка»)

Улыбнуться, с напряжением. Удержать под счет.

  1. «Хоботок»

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением тянуть губы вперед. Удерживать в таком положении под счет.

  1. “Заборчик”

Цель: укреплять круговую мышцу рта развивать умение удерживать губы в улыбке.

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

  1.  “Трубочка”

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение вытягивать вперед округленные губы.

Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у.

Упражнения для языка

  1. “Накажем непослушный язычок”

Цель: Выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.

Улыбнутся. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и:

а) пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя.         

б) пошлепывая его зубами произносить звуки та-та-та.

Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта

  1.  “Лопатка”

Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должы касаться углов рта.

  1. “Качели”.

Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движение языка:

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;

б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губами;

г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;

д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;

е) широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем – до мягкого неба.

При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

4. «Иголочка»

Цель: укреплять продольные мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку.

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу и сделать узким, как иголочка. Тянуть язык вперед под счет. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

  1. “Язык перешагивает через зубы”

Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движение языка:

а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

  1. “Почистим зубы”

Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вправо- влево. Следить губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

  1. “Желобок”

Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение управлять языком, вырабатывать подъем боковых краев языка вверх.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживается под счет от 1 до 5-10.

  1. “Самосвал”

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы почти до клыков. Широкий кончик языка поднимать и опускать, касаясь им верхней и нижней десны, за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.

  1. “Киска сердится”

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

  1. «Посчитай нижние зубы»

Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка упирается по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

  1. «Язычок шагает по ступенькам»

Цель: Вырабатывать и гибкость подвижность кончика языка и спинки языка

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким языком дотронуться до нижней губы, вставить между нижней губой и нижними зубами, затем дотронуться до нижних зубов, затем до бугорков за нижними зубами.

.

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков ш, ж, ч, щ

Упражнения для губ

  1. «Бублик»

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке о. Верхние и нижние резцы видны. Следить, чтобы зубы были сжаты. Удерживать позу под счет.

  1. «Заборчик»

Цель: укреплять круговую мышцу рта развивать умение удерживать губы в улыбке.

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

Упражнения для языка

1. “Лопатка”

Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

2. “Пирожок”

Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет. Можно помочь губами.

3. “Качели”

Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движение языка:

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;

б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губами;

г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;

д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;

е) широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем – до мягкого неба.

При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы. 

4. “Язык перешагивает через зубы”

Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движение языка:

а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

  При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны

5 .“Лошадка”

Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к небу (язык присасывается) и со щелком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не “подсаживала” язык вверх. Для фиксации челюсти можно использовать пробку, которая вставляется в угол рта на коренные зубы, или большой палец ребенка (следить за чистотой рук!)

6. “Грибок”

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается_ и удержать в таком положении под счет. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к небу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы.

7. “Гармошка”

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в нужном положении, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

8. ”Вкусное варенье”

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.

 Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят.

9. ”Чашечка”

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

10. “Саночки”

Цель: развивать подвижность языка, умение удерживать язык в верхнем положении с приподнятыми боковыми краями.

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперд-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

11. “Горка”

Цель: выработать подъем боковых краев языка, языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а боковые края прижимаются к боковым зубам. По середине языка образуется желобок. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы.

12. “Фокус”

Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губу не натягивалась на зубы, ватка летела строго вверх.

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков р, р’

  1. “Пощелкать кочиком языка”

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

  1. “Фырканье”

Цель: развивать вибрацию кончика языка.

Широкий расслабленный язык положить между губами, дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напряглись, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.

  1. ”Барабан 1”

Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным; развивать его подвижность.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д.  Сначала звук д произносить медленно, постепенно тем убыстрять. Следить, чтобы губы  нижняя челюсть не двигалась, кончик языка не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

  1. “Барабан 2”

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать упругость и подвижность кончика языка.

 Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к небу и произносить поочередно отчетливо да-ды. При произнесении слога да язык отводится к центру неба, при произнесении ды – перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться.

  1. “Лошадка”

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к небу (язык присасывается) и со щелчком оторвать.

6. “Грибок”

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу и удержать в таком положении под счет. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к небу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы.

7. “Гармошка”

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении.

8. “ Индюк”

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл.

9. “Змейка

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед . Убрать в глубь рта.

10.  “Качели”.

Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движение языка:

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;

б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губами;

г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;

д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;

е) широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем – до мягкого неба.

     При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

11. “Маляр”

Цель: вырабатывать движение языка  вверх,  его подвижность, умение управлять им.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, делая движение языка назад - вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

12. «Моторчик»

Цель: вызвать вибрацию языка

Во время длительного произнесения звука д-д-д или з-з-з (язык за верхними зубами) быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки (чистым прямым указательным пальцем самого ребенка), производить частые колебательные движения из стороны в сторону под языком.

 

Упражнения для подъязычной уздечки

Подъязычная уздечка – мышечное образование под языком. В норме подъязычная уздечка имеет длину 1,5 см.

1. «Маляр»

Цель: вырабатывать движение языка  вверх,  его подвижность, умение управлять им.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, делая движение языка назад - вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

2. «Барабан»

Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным; развивать его подвижность.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д.  Сначала звук д произносить медленно, постепенно тем убыстрять. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

3. «Лошадка»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к небу (язык присасывается) и со щелчком оторвать.

4. «Грибок»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу и удержать в таком положении под счет. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к небу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губ не натягивались на зубы.

5. «Гармошка»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении.

6. “Достать языком нос”.

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

7. «Иголочка»

Цель: укреплять продольные мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку.

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу и сделать узким, как иголочка. Тянуть язык вперед под счет. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх., а губы не вытягивались вперед.

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков  л, л’

Упражнения для губ

1. «Улыбка» («Лягушка»)

Улыбнуться, с напряжением. Губы, зубы сомкнуты. Удержать под счет.

2. “Заборчик”

Цель: укреплять круговую мышцу рта развивать умение удерживать губы в улыбке.

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

3. «Хоботок»

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед. Удерживать в таком положении под счет.

Упражнения для языка

1.“Накажем непослушный язычок”

Цель: Выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.

Улыбнутся. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и:

а) пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя.

б) пошлепывая его зубами произносить звуки та-та-та.

Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

2.“Лопатка”

Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет. Следить, чтобы губы не были напряжены, язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

3.“Качели”.

Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движение языка:

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;

б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губами;

г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;

д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;

е) широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем – до мягкого неба.

При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

4.“Язык перешагивает через зубы”

Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

5.“Почистим зубы”

Цель: учиться удерживать кончик языка за верхними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить верхние зубы, делая движения языком вправо- влево. Следить губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

6. ”Вкусное варенье”

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.

 Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят.

7. “Маляр”

Цель: вырабатывать движение языка  вверх,  его подвижность, умение управлять им.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, делая движение языка назад - вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

8. “ Индюк”

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл.

9. «Посчитаем верхние зубы»

Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка упирается по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

10.“Пощёлкать кончиком языка”.

Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъём языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка не подворачивался внутрь.

11. “Беззвучно пощёлкать кончиком языка”.        

Цель: вырабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка, развивать точность движений кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и беззвучно отрывать. Сначала выполнять упражнение в медленном темпе, затем в быстром. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались. Кончик языка не должен загибаться внутрь и не должен высовываться изо рта.

12. «Поймаем звук «л»

Улыбнуться. Во время произнесения звука а широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно убыстряя темп движения, вы услышите звук .

Примерный комплекс упражнений для детей с заиканием

Упражнения для челюсти

1. «Окно»

На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

Упражнения для губ

1. «Причешем верхнюю губу, нижнюю» (зубами)

2.  «Улыбка»

Улыбнуться, с напряжением. Губы, зубы сомкнуты. Удержать под счет.

3. «Заборчик»

Цель: укреплять круговую мышцу рта развивать умение удерживать губы в улыбке.

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

4. «Хоботок»

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед. Удерживать в таком положении под счет.

5. «Бублик»

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке о. Верхние и нижние резцы видны. Следить, чтобы зубы были сжаты. Удерживать позу под счет.

6. «Улыбка-Хоботок» (чередовать под счет «раз» – «два»)

7. «Заборчик-Бублик» (чередовать под счет «раз» – «два»)

Упражнения для языка

9. Погладим язычок губами, зубами

Рот закрыт. Язык высовываем вперед между сомкнутыми губами (зубами).

10. «Пожуем язычок как жвачку»

Пожевать боковые края языка

11. «Накажем непослушный язычок»

Цель: Выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.

Улыбнутся. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и:

а) пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя.         

б) пошлепывая его зубами произносить звуки та-та-та.

Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

12.“Лопатка”

Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет. Боковые края языка должны касаться углов рта.

13. «Иголочка»

Цель: укреплять продольные мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку.

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу и сделать узким, как иголочка. Тянуть язык вперед под счет. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх., а губы не вытягивались вперед.

14. «Лопатка – Иголочка» (чередовать под счет «раз» – «два»)

15.  «Вкусное варенье»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.

 Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят.

16. «Индюк»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков " Крепенчук О.И.

Общая артиуляционная гимнастика.I-комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»II-комплекс для постановки шипящих «ш,ж,ч,щ».III-комплекс для постановки звука "Л"IV...

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звука Л

Описание упражнения, сопровождаемое фотографией...

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звука Р

Описание упражнения, сопровождаемое фотографией...

Артикуляционная гимнастика для постановки звука "Р"

Веселая и красочная презентация про веселого язычка, комплекс артикуляционных упражнений, направленных на вызывание звука Р...

Артикуляционная и дыхательная гимнастика для постановки звука [Ш]

Брошюра в помощь родителям при проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики для постановки звука [Ш] в домашних условиях....

Презентация "Артикуляционная гимнастика " для постановки звука "Р"

С целью повышения интереса детей к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики и разнообразия игровых приемов на логопедических занятиях можно использовать красочные мультимедийные презентации со...

Дыхательная гимнастика и дыхательные игры для постановки звуков

Подготовительный этап, который включает артикуляторные и дыхательные упражнения, является фундаментом , для постановки звуков....