Игры и упражнения на формирование зрительно-двигательной координации у детей раннего возраста, имеющих отклонения в психофизическом развитии
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Мещерякова Азалия Рамильевна

Игры и упражнения на формирование зрительно-двигательной к​оординации у детей раннего возраста, имеющих отклонения в психофизическом развитии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на формирование зрительно-двигательной координации у детей раннего возраста, имеющих отклонения в психофизическом развитии

Игра "Варим кашу"

Цель: учить ребенка захватывать мелкие предметы пальцами, удерживать ложку и совершать вращательные движения кистью руки.

Оборудование: кукла, деревянная ложка, детская кастрюлька с горохом.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку варить для куклы гороховую кашу. Достает детскую кастрюльку с горохом и "нечаянно" рассыпает его на пол. "Антоша, горох просыпался, помоги собрать горошек в кастрюльку".

Взрослый показывает ребенку, как правильно собирать горошек (щепотью). "Молодец, Антоша, берет пальчиками каждую горошинку. Вот так. Мы сейчас будем варить кашу".

После того, как горошины собраны в кастрюльку, взрослый показывает движения размешивания "каши" ложкой. "Ох, вкусная каша получилась у Антоши. На, Антоша, корми сам куклу!"

Игра "Клубок для котенка"

Цель: учить ребенка удерживать клубок в одной руке, выполнять специфические действия - наматывать нитку на клубок.

Оборудование: клубок, игрушка - котенок (на конце нитки привязана игрушка).

Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиграть с котенком, распускает нитки, просит наматывать нитку на клубок. При этом взрослый обращает внимание ребенка на приближающуюся игрушку. При испытываемых малышом затруднениях взрослый оказывает помощь, действуя вместе с ним.

Игра "Рисуем клубок"

Цель: учить ребенка удерживать в пальцах карандаш (фломастер).

Оборудование: два листа бумаги с аппликацией - изображением котенка, карандаши.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку рассмотреть аппликацию и говорит: "Котенок хочет поиграть с клубочком, давай нарисуем клубок!", показывает, как рисовать клубок на первом листе. Затем дает ребенку второй лист бумаги и предлагает нарисовать клубок для другого котенка.

Игра "Выложи дорожку"

Цель: учить ребенка выполнять соотносящие действия.

Оборудование: мозаика с крупными деталями, игрушка Мишка.

Ход игры: взрослый обыгрывает игрушку: "Мишка принес интересную игру "Мозаика". Мы будем вместе играть", показывает на образце простой вариант дорожки из одинаковых деталей, сообщает, что эту дорожку выложил Мишка. Просит ребенка выложить такую же. Затем взрослый показывает, как Мишка топает по дорожке, произносит потешку:

Мишка топал по дорожке –

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

У него устали ножки –

Топ, топ, топ, топ, топ, топ!

Игра "Посади репку"

Цель: развивать у ребенка соотносящие действия.

Оборудование: деревянная доска прямоугольной формы с ячейками, корзинка и мелкие предметы репка (игра проводится после знакомства детей со сказкой "Репка").

Ход игры: взрослый предлагает детям сажать на "грядки" (ячейки) репки. Демонстрирует, как нужно брать репки и "сажать" их в ''грядки" (ячейки). При затруднениях, испытываемых ребенком, используются совместные действия и показ.

Игра "Построим заборчик"

Цель: учить ребенка продевать шнурок в дырку.

Оборудование: дидактическая игра "Зайка" (плоскостное изображение зайца с дырочками).

Ход игры: взрослый говорит: "Зайка прибежал, просит сделать ему заборчик, чтобы спрятаться от лисы. Надо помочь Зайке".

Взрослый дает игру каждому ребенку и просит продеть шнурок через отверстия.

Если дети испытывают трудности, используются совместные действия и показ.

Игра "Посади цветочки на лужок"

Цель: формировать зрительно-двигательную координацию.

Оборудование: зеленое полотно, на которое нашиты части кнопок разного цвета; цветы, вырезанные из плотной ткани, с пришитыми частями кнопок (разного цвета).

Ход игры: взрослый предлагает посадить на лужок красивые цветочки. Объясняет, что цветок нужно пристегнуть к соответствующей по цвету кнопке. После того, как все цветы "посажены", взрослый просит собрать цветы в корзинку для мамы, показывает способ выполнения действий отсоединения. Действия сопровождаются потешкой:

Мы в корзинку соберем яркие цветы:

розы, лилии, тюльпаны - все для нашей мамы!

Аналогичную игру можно проводить с использованием липучек и пуговиц.

Игра "Собери зайку"

Цель: учить детей выполнять руками соотносящие действия.

Оборудование: игрушка-зайка, сшитый из плотной ткани; части игрушки (ушки, голова, туловище, лапки, хвостик) скреплены между собой с помощью липучек.

Ход игры: взрослый читает стихи А.Барто:

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка,

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Затем взрослым говорит: "Ребятки, наш Зайка промок, все лапки его отсоединились. Соберем Зайку!"

Если дети испытывают трудности, используются совместные действия и показ.

Игра "Поможем маме"

Цель: учить ребенка выполнять соотносящие действия рук.

Оборудование: фасоль и орехи фундук (перемешанные), два прозрачных сосуда.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку помочь маме разложить фасоль и орехи в сосуды, при этом показывает, что фасоль надо опускать в один сосуд, а орехи - в другой.

При необходимости взрослым используются совместные с ребенком действия и показ.

Игра "Надень шапочки"

Цель: учить ребенка действовать целенаправленно, выполнять соотносящие действия.

Оборудование: цветные наперстки "шапочки".

Ход игры: взрослый показывает ребенку прозрачную коробочку с цветными наперстками, демонстрирует, как надо «вдевать "шапочки" на пальцы. Затем предлагает ребенку надевать наперстки на каждый палец своей руки. Произносит потешку: Пальчики гуляют, шапки надевают, Раз, два, три, четыре, пять - вышли пальцы погулять!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики»

Проект предполагает оказание своевременной систематической помощи детям раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средставми логоритмики. Практическая реализация этой идеи состоит во ...

ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»

Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ логопедической ритмики для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии

Основным принципом построения игр-занятий является тесная связь слова, движения и музыки. Игры-занятия сотавлены с опорой на лексические темы....

Игры с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии.

Эта книга создана на основе многолетних педагогических исследований и практического опыта работы с детьми раннего возраста с психофизическими отклонениями. В нее вошли игры для детей 2-Злет. Предлагае...

Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Уважаемые родители!Сегодня всем, кто имеет такую возможность, важно остаться дома. Это поможет сдержать распространение вируса и уберечь себя и окружающих. Дома можно и нужно проводить время с пользой...

Игровые упражнения по формированию предпосылок социальной компетентности у детей раннего возраста

Коммуникативность – это способность человека выражать свои мысли и чувства так, чтобы они правильно были поняты другими людьми. Ребенок, входя в этот мир с самого раннего возраста начинает общат...