Картотека «Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о цветах у детей раннего возраста»
методическая разработка
Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о цветах у детей раннего возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
«Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о цветах у детей раннего возраста»
- «Цветные шарики».
Цель: знакомить детей с цветами.
Материалы: Стаканчики (желтый, красный, зеленый, синий), шарики соответствующих цветов (16 штук).
Ход игры: Взрослый расставляет стаканчики четырех цветов на столе, дает смешанные шарики в одной емкости и просит ребенка разложить их по стаканчикам такого же цвета. Ребенок раскладывает шарики, называя цвет.
- «Собери бусы».
Цель: развивать мелкую моторику, знакомить детей с цветами.
Материалы: Шнур, бусины или предметы с отверстиями.
Ход игры:
- Ребенок собирает бусы на шнурок (разноцветные бусы). Порядок нанизывания бусин свободный.
- Нанизывание бусин - чередование по форме.
- Нанизывание бусин – чередование по цвету.
В зависимости от уровня развития ребенка задание усложняются. Бусины нужно брать меньшего размера, сортировать в определенной последовательности.
- «Геометрические вкладыши».
Цель: учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Материалы: Коробочки с разными геометрическими фигурами крупного размера.
Ход игры: Ребенок должен взять геометрическую фигуру и положить в коробочку с соответствующим отверстием (круг в коробочку с круглым отверстием и т.д.) Когда ребенок запомнил простые фигуры, переходите к более сложным фигурам: ромб, трапеция и т.д.
- «Разноцветные квадраты».
Цель: учить различать цвета по принципу «такой – не такой»; сортировать предметы по цвету.
Материалы: Карточка, разделенная на 4 квадрата – 4 цвета спектра (красного, желтого, зеленого, синего). Набор мелких картонных силуэтов игрушек тех же цветов. Цвет игрушек должен точно совпадать с цветом квадратов.
Ход игры: Ребенок берет большую карточку, разделенную на 4 цветные квадрата, называет цвета этих квадратов. А затем подбирает силуэты игрушек для каждого квадрата и раскладывает. Одни и те же игрушки могут быть разного цвета и наоборот разные игрушки могут быть одного цвета.
- «Какого цвета предметы в нашей комнате».
Цель: закреплять умение различать цвета.
Материалы: Интерьер комнаты, игрушки и другие предметы.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку внимательно осмотреть комнату, цвет стен, мебели. Затем спрашивает, какого цвета стол, стул и т.д. Если ребенок отвечает правильно, хлопают в ладоши. Можно попросить ребенка назвать предметы, расположенные в комнате, которые круглой формы и т.д.
- «Бабочки».
Цель: Упражнять в ходьбе и беге; Развивать мелкую моторику, ловкость, самостоятельность; Закреплять умение различать цвета; Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.
Ход игры: Дети бегают под музыку, изображают бабочек.
Взрослый: «Бабочки летали
у лесной полянки
Крылышки устали
Нет ли где тут лавки?
Мы же крошки-бабочки
Нам не нужно лавочки.
Отдохнуть бы нам чуток,
Сядем лучше на цветок.
Дети остановились.
Взрослый: Где любимый наш цветок
- Красный цветик – огонёк (мак),
дети находят красный цветок и приседают возле него.
Сели посидели, дальше полетели.
- Где любимый наш цветок?
Жёлтый, сладенький медок (одуванчик)
- Где любимый наш цветок?
Синий яркий лепесток (василёк)
8. «Цветная вода».
Цель: знакомить детей с цветом.
Материалы: акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.
Ход игры: в ряд на столе расставлены стаканы, наполненные водой. Обмакните кисточку в краску одного из основных цветов и разведите её в стакане с водой. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание детей. Таким же образом разведите остальные краски. Предложите детям выбрать понравившуюся краску, взять кисточку. Пусть они сами попробуют развести краску в воде. Если им захочется продолжить игру, можно поменять воду и предложить развести другую краску.
На следующих занятиях можно давать детям по несколько стаканов с водой, предлагать смешивать несколько красок в одном стакане с целью получения нового цвета. Делать растворы разной консистенции, чтобы увидеть разные оттенки одной краски.
9. «Цветные кубики».
Цель: учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Материалы: пары разноцветных кубиков (красные, желтые, зеленые, синие) .
Ход игры: разложите на ковре кубики. Затем возьмите один кубик и покажите его детям: «Вот какой кубик я выбрала. Давайте найдем такой же кубик». Возьмите кубик контрастного цвета и приложите его к выбранному кубику. И так пока кубики не совпадут. Комментируйте свои действия: «Такой? Нет, не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики». В следующий раз увеличьте число кубиков каждого цвета и попросите детей найти все кубики заданного цвета. Со временем можно ввести дополнительные цвета, например оранжевый.
10. «Цветные парочки».
Цели: учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Материалы: пары одинаковых по цвету предметов (кубики, пирамидки, шарики и др., коробка.
Ход игры: перед началом игры подберите пары: сначала одинаковые (красные кубики, желтые шарики зеленые карандаши и др., затем разные (красный помидор и красный мяч, желтый шарик и желтый цыпленок, зеленая елочка и зеленый листок и др.) . Раздайте детям по одному предмету из пары, остальные перемешайте на столе или в коробке. Попросите малышей найти цветные пары своим предметам.
В эту игру можно играть и с одним ребенком. Соберите в коробку пары предметов. Затем предложите ребенку разложить предметы парам, группируя их по цвету. Количество цветных пар следует увелич. постепенно.
11. «Цветные палочки».
Цель: учить различать цвета по принципу «такой – не такой»; сортировать предметы по цвету.
Материалы: счетные палочки двух контрастных цветов (по 5 штук каждого цвета).
Ход игры: высыпьте перед ребенком счетные палочки и предложите разделить их на две кучки. Покажите, как следует раскладывать палочки, комментируя свои действия: «Давайте разложим палочки на две кучки: сюда все такие, а сюда все такие. Продолжай.
Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет палочек: «Молодец, ты отлично справился. Сюда положил все красные, а сюда все синие». Постепенно количество палочек можно увеличивать.
12. «Ниточки для шариков».
Цель: учить детей различать цвета по принципу «такой – не такой»; знакомить с названиями цветов.
Материалы: воздушные шары и узкие ленточки зеленого, красного, синего, желтого цветов.
Ход игры: перед началом занятия надуйте воздушные шары и приготовьте ленточки.
Покажите детям шары и скажите: «Видите, какие замечательные шары я принесла. Они большие и круглые. Хотите поиграть с ними? Но сначала надо привязать к шарам ленточки, чтобы удобнее было с ними играть. У каждого шара должна быть ленточка такого же цвета». Дайте четырем детям ленточки и попросите их пододрать шарики, какого же цвета. Помогите малышам сравнить цвета шариков и ленточек путем приложения и обозначить результат словами «такой», «не такой». Затем привяжите ленточки. Предложите детям поиграть с шариками. При этом назовите цвета шариков, не требуя от малыша повторения.
13. «Бегите ко мне!».
Цель: учить находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание.
Материалы: флажки разных цветов или большие и маленькие картонные квадраты разных цветов (желательно двухсторонние) .
Ход игры: раздайте детям флажки трех цветов и предложите побегать с ними по комнате. Затем поднимите красный флажок и скажите: «Бегите ко мне! » Дети с красными флажками должны подбежать к вам и поднять их вверх. В следующий раз поднимите флажок другого цвета.
Эту игру можно усложнить. Постепенно увеличивая количество флажков (до4-6 цветов) или поднимая два флажка одновременно.
14. «Наряжаем кукол».
Цель: учить подбирать цвета по принципу «такой – не такой»; находить предмет определенного цвета по образцу; знакомить с названиями цветов.
Материалы: куклы и наборы одежды к ним (кофточки, юбочки основных цветов); коробка.
Ход игры: раздайте детям кукол и попросите их одеть так, чтобы юбочки и кофточки совпадали по цвету.
Дети по очереди подходят к коробке с одеждой и выбирают для своих кукол наряды, подбирая юбочки и кофточки методом прикладывания. Когда дети оденут кукол, проверьте вместе с ними правильность выполнения задания.
В дальнейшем можно усложнить задачу. Перед началом занятия наденьте на кукол юбочки, а кофточки сложите в коробку. Раздайте детям кукол и предложите нарядить их на праздник. В этом случае дети подбирают одежду по цвету путем зрительного соотнесения. Подходя к коробке с одеждой без куклы. В следующий раз попросите детей подобрать куклам одежду заданных цветов.
15. «Разложи по коробочкам»
Цель: учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов.
Материалы: небольшие предметы разных цветов (шарики, кубики, детали мозаики и др.) ; маленькие коробочки или мисочки, коробка большая.
Ход игры: поставьте перед ребенком несколько маленьких коробочек и коробочку большую, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите малышу разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание сами, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек.
Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов (по 4 – 8шт. одного цвета). Со временем количество цветов и предметов можно увеличить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы по теме: "Развитие зрительного восприятия и формирование представления о цвете у детей дошкольного возраста на занятиях по изодеятельности"
Пояснительная записка и презентация....

Формирование представления о цвете у детей раннего и младшего дошкольного возраста через авторскую игру «Разноцветная карусель».
Главной задачей в работе над формированием у ребенка представлений о цветах является последовательное ознакомление с ними, а также формирование у него эталонной системы и постепенное развитие лексики ...

Картотека дидактических игр и занимательных упражнений для формирования представлений о времени детей от 3-х до 7 лет
Картотека дидактических игр и занимательных упражнений для формирования представлений о времени детей от 3-х до 7 лет....

Проект «Формирование представлений сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру».
Прект для детей младшего дошкольного возраста...

Игры и упражнения на формирование зрительно-двигательной координации у детей раннего возраста, имеющих отклонения в психофизическом развитии
Игры и упражнения на формирование зрительно-двигательной координации у детей раннего возраста, имеющих отклонения в психофизическом развитии...

Картотека «Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о формах у детей раннего возраста»
Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о формах у детей раннего возраста...

