Картотека «Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о цветах у детей раннего возраста»
методическая разработка

Федорова Лина Андреевна

 

Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о цветах у детей раннего возраста

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._kartoteka_tsveta.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

«Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о цветах у детей раннего возраста»

  1. «Цветные шарики».

Цель: знакомить детей с цветами.

Материалы: Стаканчики (желтый, красный, зеленый, синий),  шарики соответствующих цветов (16 штук).

Ход игры: Взрослый расставляет стаканчики четырех цветов на столе, дает смешанные шарики в одной емкости и просит ребенка разложить их по стаканчикам такого же цвета. Ребенок раскладывает шарики, называя цвет.

  1. «Собери бусы».

Цель: развивать мелкую моторику, знакомить детей с цветами.

Материалы: Шнур, бусины или предметы с отверстиями.

Ход игры:

  1. Ребенок собирает бусы на шнурок (разноцветные бусы). Порядок нанизывания бусин свободный.
  2. Нанизывание бусин -  чередование по форме.
  3. Нанизывание бусин – чередование по цвету.

      В зависимости от уровня развития ребенка задание усложняются. Бусины нужно брать меньшего размера, сортировать в определенной последовательности.

  1. «Геометрические вкладыши».

Цель: учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

  Материалы: Коробочки с разными геометрическими фигурами крупного размера.

Ход игры: Ребенок должен взять геометрическую фигуру и положить в коробочку с соответствующим отверстием (круг в коробочку с круглым отверстием и т.д.) Когда ребенок запомнил простые фигуры, переходите к более сложным фигурам: ромб, трапеция и т.д. 

  1. «Разноцветные квадраты».

Цель: учить различать цвета по принципу «такой – не такой»; сортировать предметы по цвету.

Материалы: Карточка, разделенная на 4 квадрата – 4 цвета спектра (красного, желтого, зеленого, синего). Набор мелких картонных силуэтов игрушек тех же цветов. Цвет игрушек должен точно совпадать с цветом квадратов.

Ход игры: Ребенок берет большую карточку, разделенную на 4 цветные квадрата, называет цвета этих квадратов. А затем подбирает силуэты игрушек для каждого квадрата и раскладывает. Одни и те же игрушки могут быть разного цвета и наоборот разные игрушки могут быть одного цвета.

  1. «Какого цвета предметы в нашей комнате».

Цель: закреплять умение различать цвета.

Материалы: Интерьер комнаты, игрушки и другие предметы.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку внимательно осмотреть комнату, цвет стен, мебели. Затем спрашивает, какого цвета стол, стул и т.д. Если ребенок отвечает правильно, хлопают в ладоши. Можно попросить ребенка назвать предметы, расположенные в комнате, которые круглой формы и т.д.

  1. «Бабочки».

Цель: Упражнять в ходьбе и беге; Развивать мелкую моторику, ловкость, самостоятельность; Закреплять умение различать цвета; Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции  взрослого.

Ход игры: Дети бегают под музыку, изображают бабочек.

Взрослый: «Бабочки летали

у лесной полянки

Крылышки устали

Нет ли где тут лавки?

Мы же крошки-бабочки

Нам не нужно лавочки.

Отдохнуть бы нам чуток,

Сядем лучше на цветок.

Дети остановились.

Взрослый: Где любимый наш цветок

  1. Красный цветик – огонёк (мак),

дети находят красный цветок и приседают возле него.

Сели посидели, дальше полетели.

  1. Где любимый наш цветок?

Жёлтый, сладенький медок (одуванчик)

  1. Где любимый наш цветок?

Синий яркий лепесток (василёк)

8. «Цветная вода».

Цель: знакомить детей с цветом.

Материалы: акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.

Ход игры: в ряд на столе расставлены стаканы, наполненные водой. Обмакните кисточку в краску одного из основных цветов и разведите её в стакане с водой. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание детей. Таким же образом разведите остальные краски. Предложите детям выбрать понравившуюся краску, взять кисточку. Пусть они сами попробуют развести краску в воде. Если им захочется продолжить игру, можно поменять воду и предложить развести другую краску.

На следующих занятиях можно давать детям по несколько стаканов с водой, предлагать смешивать несколько красок в одном стакане с целью получения нового цвета. Делать растворы разной консистенции, чтобы увидеть разные оттенки одной краски.

9. «Цветные кубики».

Цель: учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Материалы: пары разноцветных кубиков (красные, желтые, зеленые, синие) .

Ход игры: разложите на ковре кубики. Затем возьмите один кубик и покажите его детям: «Вот какой кубик я выбрала. Давайте найдем такой же кубик». Возьмите кубик контрастного цвета и приложите его к выбранному кубику. И так пока кубики не совпадут. Комментируйте свои действия: «Такой? Нет, не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики». В следующий раз увеличьте число кубиков каждого цвета и попросите детей найти все кубики заданного цвета. Со временем можно ввести дополнительные цвета, например оранжевый.

10. «Цветные парочки».

Цели: учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Материалы: пары одинаковых по цвету предметов (кубики, пирамидки, шарики и др., коробка.

Ход игры: перед началом игры подберите пары: сначала одинаковые (красные кубики, желтые шарики зеленые карандаши и др., затем разные (красный помидор и красный мяч, желтый шарик и желтый цыпленок, зеленая елочка и зеленый листок и др.) . Раздайте детям по одному предмету из пары, остальные перемешайте на столе или в коробке. Попросите малышей найти цветные пары своим предметам.

В эту игру можно играть и с одним ребенком. Соберите в коробку пары предметов. Затем предложите ребенку разложить предметы парам, группируя их по цвету. Количество цветных пар следует увелич. постепенно.

11. «Цветные палочки».

Цель: учить различать цвета по принципу «такой – не такой»; сортировать предметы по цвету.

Материалы: счетные палочки двух контрастных цветов (по 5 штук каждого цвета).

Ход игры: высыпьте перед ребенком счетные палочки и предложите разделить их на две кучки. Покажите, как следует раскладывать палочки, комментируя свои действия: «Давайте разложим палочки на две кучки: сюда все такие, а сюда все такие. Продолжай.

Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет палочек: «Молодец, ты отлично справился. Сюда положил все красные, а сюда все синие». Постепенно количество палочек можно увеличивать.

12. «Ниточки для шариков».

Цель: учить детей различать цвета по принципу «такой – не такой»; знакомить с названиями цветов.

Материалы: воздушные шары и узкие ленточки зеленого, красного, синего, желтого цветов.

Ход игры: перед началом занятия надуйте воздушные шары и приготовьте ленточки.

Покажите детям шары и скажите: «Видите, какие замечательные шары я принесла. Они большие и круглые. Хотите поиграть с ними? Но сначала надо привязать к шарам ленточки, чтобы удобнее было с ними играть. У каждого шара должна быть ленточка такого же цвета». Дайте четырем детям ленточки и попросите их пододрать шарики, какого же цвета. Помогите малышам сравнить цвета шариков и ленточек путем приложения и обозначить результат словами «такой», «не такой». Затем привяжите ленточки. Предложите детям поиграть с шариками. При этом назовите цвета шариков, не требуя от малыша повторения.

13. «Бегите ко мне!».

Цель: учить находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание.

Материалы: флажки разных цветов или большие и маленькие картонные квадраты разных цветов (желательно двухсторонние) .

Ход игры: раздайте детям флажки трех цветов и предложите побегать с ними по комнате. Затем поднимите красный флажок и скажите: «Бегите ко мне! » Дети с красными флажками должны подбежать к вам и поднять их вверх. В следующий раз поднимите флажок другого цвета.

Эту игру можно усложнить. Постепенно увеличивая количество флажков (до4-6 цветов) или поднимая два флажка одновременно.

14. «Наряжаем кукол».

Цель: учить подбирать цвета по принципу «такой – не такой»; находить предмет определенного цвета по образцу; знакомить с названиями цветов.

Материалы: куклы и наборы одежды к ним (кофточки, юбочки основных цветов); коробка.

Ход игры: раздайте детям кукол и попросите их одеть так, чтобы юбочки и кофточки совпадали по цвету.

Дети по очереди подходят к коробке с одеждой и выбирают для своих кукол наряды, подбирая юбочки и кофточки методом прикладывания. Когда дети оденут кукол, проверьте вместе с ними правильность выполнения задания.

В дальнейшем можно усложнить задачу. Перед началом занятия наденьте на кукол юбочки, а кофточки сложите в коробку. Раздайте детям кукол и предложите нарядить их на праздник. В этом случае дети подбирают одежду по цвету путем зрительного соотнесения. Подходя к коробке с одеждой без куклы. В следующий раз попросите детей подобрать куклам одежду заданных цветов.

 

15. «Разложи по коробочкам»

Цель: учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов.

Материалы: небольшие предметы разных цветов (шарики, кубики, детали мозаики и др.) ; маленькие коробочки или мисочки, коробка большая.

Ход игры: поставьте перед ребенком несколько маленьких коробочек и коробочку большую, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите малышу разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание сами, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек.

Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов (по 4 – 8шт. одного цвета). Со временем количество цветов и предметов можно увеличить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представления о цвете у детей раннего и младшего дошкольного возраста через авторскую игру «Разноцветная карусель».

Главной задачей в работе над формированием у ребенка представлений о цветах является последовательное ознакомление с ними, а также формирование у него эталонной системы и постепенное развитие лексики ...

Картотека дидактических игр и занимательных упражнений для формирования представлений о времени детей от 3-х до 7 лет

Картотека дидактических игр и занимательных упражнений для формирования представлений о времени детей от 3-х до 7 лет....

Игры и упражнения на формирование зрительно-двигательной координации у детей раннего возраста, имеющих отклонения в психофизическом развитии

Игры и упражнения на формирование зрительно-двигательной к​оординации у детей раннего возраста, имеющих отклонения в психофизическом развитии...

Картотека «Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о формах у детей раннего возраста»

Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о формах у детей раннего возраста...