Картотека «Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о формах у детей раннего возраста»
методическая разработка
Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о формах у детей раннего возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
«Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о формах у детей раннего возраста»
- Группирование предметов по форме.
Цель: закреплять умение группировать однородные объекты, ориентируясь на слова такой, не такой; продолжать учить простым действиям с предметами – нанизывать на стержень.
Дидактический материал: пирамидки разной формы, по две на каждого ребенка.
Ход игры: Взрослый показывает пирамидку с кольцами. Сняв первое, объясняет, что в этой пирамидке все кольца вот такие - круглые (держит кольцо так, чтобы дети хорошо видели его форму). Разобрав пирамидку, раскладывает кольца в ряд, справа от основания стержня. Подчеркивает, что колец много и все они круглые.
Демонстрируя пирамидку, состоящую из квадратных деталей, он также обращает внимание детей на их форму. Разложив их слева от стержня, поясняет: теперь на столе две дорожки: одна такая, другая вот такая. Затем предлагает кому-нибудь из детей собрать круглую пирамидку. Оставшиеся квадратные детали нанизывает на стержень другой ребенок. Помощь взрослого необходима при выравнивании сторон и углов квадратной пирамидки. Когда обе игрушки будут собраны, необходимо обратить внимание детей на то, что они разные.
- Раскладывание однородных предметов, резко отличающихся по форме, на две группы
Цель: учить фиксировать внимание на форме предметов, формировать простейшие приемы установления тождества и различия однородных объектов, сопоставлять формы, ориентируясь при этом на слова такая, не такая, разные, одинаковые.
Дидактический материал: круги и квадраты, прямоугольники и равносторонние треугольники, одинаковые по цвету и фактуре, следующих размеров: круг диаметром 3 см, квадрат со стороной 3 см, прямоугольник - 3×5 см, треугольник со стороной 3 см; высота (толщина) предметов — 1 см.
Ход игры: В занятии участвуют от трех-четырех до восьми детей.
Взрослый показывает им пять кругов и пять квадратов, перемешанных произвольно. Объясняет, что это разные игрушки. Отобрав один кружок, показывает его детям: «Вот какая игрушка». Затем, показав квадрат, поясняет, что есть еще и такие игрушки. Обращает внимание детей на то, что эти предметы разные (см. вкладку, рис. 2). Затем взрослый приступает к группировке предметов. Показав детям круг, он объясняет, что такие игрушки он будет класть в одну сторону, а такие, показав квадрат, — в другую. Сначала взрослый выполняет действия сам, спрашивая детей, куда положить круг, а куда — квадрат. Важно показывать детям каждый предмет. Например, демонстрируя круг, надо спросить: «Где у нас лежит такая же игрушка? Куда мы эту положим?» Наложив круг на круг, взрослый показывает их и поясняет, что эти игрушки одинаковые. Предметы третьей пары группируют дети.
Подозвав малыша к столу, взрослый показывает ему, что слева лежат одни игрушки (кружки), а справа другие (квадраты). Предлагает взять из общего материала любой предмет и положить его к таким же. Аналогичное задание ребенок выполняет с предметом другой формы. Средством контроля за правильностью группировки предметов служит наложение предметов одинаковой формы.
Все дети поочередно раскладывают на столе взрослого по одному кругу и одному квадрату, присоединяя их к предметам соответствующей формы.
При объяснении формы предметов круг и квадрат называются игрушками. Различие или сходство их формы подчеркивается словами: такой, не такая, разные, одинаковые.
Основной методический прием, который использует взрослый, - непосредственный показ предметов разной формы.
- Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы.
Цель: та же, что и предыдущего занятия; формировать более тонкое восприятие формы предметов.
Дидактический материал: одинаковые по цвету, величине, фактуре квадраты, прямоугольники, круги и овалы: пять предметов одной и пять предметов другой формы на каждого ребенка.
Ход игры: Взрослый демонстрирует детям пять кругов и пять овалов, перемешанных произвольно. Поочередно показывая один круг и один овал, он поясняет, что игрушки разные; обращает внимание детей на их форму. Обводя круг рукой, поясняет: «Посмотрите, какой у меня кружок, вот такой». Показывая овал, обводит его рукой и поясняет, что эта игрушка другая, она похожа на огурчик. Далее внимание детей фиксируется на том, что одни игрушки (кружки) размещаются справа, а другие (овалы) - слева. Для установления тождества или различия их можно наложить один на другой.
После показа и объяснения взрослый предлагает кому-либо из детей взять круг, рассмотреть его, определить, где лежит такая же игрушка, и присоединить к ней круг. Те же действия ребенок совершает с другим предметом. Когда он правильно разместит их, подчеркните, что игрушки одинаковые. Каждый ребенок выполняет задание на столе взрослого.
После того как все дети разместят по два предмета разной формы (один круг и один овал) на столе, им раздают индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания на группировку предметов в соответствии с их формой. При этом взрослый осуществляет дифференцированное руководство.
- Разложи фигурки по домикам.
Цель: познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.
Материалы: пять больших фигур (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник). Много маленьких таких же фигур.
Ход игры: разложите перед ребенком большие фигуры- домики, и много маленьких и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катиться – вот так! А это квадрат. Его можно поставить».
Затем предложите разложить маленькие фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».
Раздайте детям по маленькой фигурке и предложите по очереди найти место каждой из них. Когда дети разложат все фигуры, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают. Затем еще раз покажите и назовите все фигуры, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя ее сюжет.
- «Катится – не катится».
Цель: познакомить с объемными геометрическими телами – кубом шаром.
Материалы: кубики и шарики разного размера и цвета.
Ход игры: покажите детям шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар, он катится - вот так. Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у него есть углы, потрогайте их».
Дайте детям по одному кубику и шарику и предложите поиграть с ними: поставить на пол, на стол, друг на друга, покатать и т. д. Затем попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую.
- «Фигуры играют в прятки».
Цель: познакомить с объемными геометрическими телами – кубом и шаром; учить подбирать нужные формы.
Материалы: картонная коробка среднего размера (1 – 2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями; кубики и шарики одинакового размера.
Ход игры: покажите детям коробку и научите их проталкивать в прорези – сначала шары, потом кубики. Затем предложите поиграть в прятки: «Игрушки решили поиграть в прятки. Давайте поможем им спрятаться в коробку».
Раздайте детям кубики и шарики и предложите по очереди протолкнуть их в соответствующие по форме отверстия в коробке. Эту игру можно повторять многократно.
Можно сделать прорези в двух коробках: в одной в форме круга, а в другой в форме квадрата и предложить детям спрятать фигурки в домики. Когда дети выполнят задание, вместе с ними загляните в домики и посмотрите на их «жителей», обратив внимание малышей на то, что в одном домике живут шарики, а в другом кубики.
- «Найди пару по форме».
Цель: учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения.
Материалы: пары плоских геометрических фигур из картона разного цвета (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, коробка или шляпа.
Ход игры: перед началом игры подберите пары геометрических фигур по количеству играющих (некоторые пары могут повторяться). Раздайте детям фигурки или предложите им не глядя вытащить по одной из коробки или шляпы. Попросите малышей внимательно рассмотреть фигуры, а затем найти себе пары – ребенка с такой же фигуркой.
Эту игру можно повторять многократно, предлагая детям геометрические фигуры разных цветов и из разных материалов.
- «Найди лишнюю фигурку».
Цель: учить сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения.
Материалы: плоские геометрические фигуры, разного цвета или карточки с их изображением (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, по 5 – 10 штук каждой формы) .
Ход игры: это занятие проводится индивидуально или с небольшой группой детей.
Перед каждым ребенком положите по 4 фигурки одного цвета, одна из которой отличается по форме. Предложите ребенку найти и показать лишнюю фигурку: «Рассмотри внимательно фигурки. Найди и покажи фигурку, которая отличается от других по форме».
Игру можно усложнить, предлагая малышу фигурки разного цвета и размера.
- «Башни».
Цель: познакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм.
Материалы: пластмассовые или деревянные вкладыши – пирамидки квадратной и круглой формы.
Ход игры: сначала эту игру лучше проводить индивидуально с каждым ребенком.
Попросите малыша разобрать вкладыши и перемешать их. Предложите ему собрать две башни – пирамиды. Для того чтобы ребенку было легче справиться с задачей, помогите ему разделить вкладыши на две группы – квадратные и круглые. Потом башни можно разрушить, перевернуть вкладыши и собрать их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие представлений о форме у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
курсовая работа по теме" Развитие преставленией о форме у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности"в данной работе представлет теоретический материал и практический....
игры и упражнения на формирование представлений о величине у детей третьего года жизни
игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей третьего года жизни...

Картотека дидактических игр и занимательных упражнений для формирования представлений о времени детей от 3-х до 7 лет
Картотека дидактических игр и занимательных упражнений для формирования представлений о времени детей от 3-х до 7 лет....

Проект «Формирование представлений сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру».
Прект для детей младшего дошкольного возраста...

Игры и упражнения на формирование зрительно-двигательной координации у детей раннего возраста, имеющих отклонения в психофизическом развитии
Игры и упражнения на формирование зрительно-двигательной координации у детей раннего возраста, имеющих отклонения в психофизическом развитии...

Картотека «Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о цветах у детей раннего возраста»
Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о цветах у детей раннего возраста...

