ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ логопедической ритмики для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии
календарно-тематическое планирование по логопедии по теме

Основным принципом построения игр-занятий является тесная связь слова, движения и музыки. Игры-занятия сотавлены с опорой на лексические темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_2-3logoritmika.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

логопедической ритмики

 для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии

 «Раз – ладошка, два – ладошка!»

(На основе методического пособия Лукиной Н.А., Сарычевой И.Ф.

«Логоритмические занятия с детьми раннего возраста»

Неделя

Занятие

Тема

Звук

СЕНТЯБРЬ

I

Вводное

Задачи:

  1. Развитие эмоциональной отзывчивости
  2. Знакомство с разными регистрами

-

-

II

Вводное

Задачи:

  1. Знакомство с музыкальными инструментами (барабан, дудочка)
  2. Учить соотносить звуки с предметом и его названием (при усложнении – с изображением на картинке);
  3. Учить называть музыкальный инструмент доступным способом (жест, звукоподражание, слово)

-

-

III

Ласковые ручки

Задачи:

  1. Учить ходить и бегать стайкой;
  2. Учить соотносить движение с ритмом музыки;
  3. Развитие слухового внимания;
  4. Развитие умения соотносить части тела со словом;
  5. Активизация импрессивного и экспрессивного словаря за счет слов, обозначающих части тела (ручки, ножки, глазки, носик, ротик); при усложнении – щечки, животик.

Части тела

-

IV

«Ася в гостях у малышей»

Задачи:

  1. Закрепление произношения звука /А/ изолированно;
  2. Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом;
  3. Активизация мышц нижней челюсти;
  4. Учить спокойно открывать рот;
  5. Развитие метрического слуха.

Части тела

А

ОКТЯБРЬ

I

«Папа, мама, я – дружная семья»

Задачи:

  1. Развитие слухового внимания;
  2. Учить дифференцировать быстрый и медленный темп;
  3. Воспроизведение быстрых и медленных ударов;
  4. Расширение словаря за счет слов, обозначающих членов семьи;
  5. Получать радость от мышечных ощущений во время игры, нормализация мышечного тонуса;
  6. Различать напряжение и расслабление.

Дом и семья

-

II

«В гостях у бабушки»

Задачи:

  1. Знакомство со звуком /О/;
  2. Развитие игровых имитационных движений (пропевание звука /о/, звукоподражание);
  3. Развитие слухового внимания;
  4. Активизация движений и тактильных ощущений;
  5. Развитие координации движений;
  6. Формирование фразы из двух слов.

Дом и семья

О

III

«Уля - музыкант»

Задачи:

  1. Развитие продолжительного ротового выдоха;
  2. Формирование четкого произношения звука /У/;
  3. Формирование правильного уклада губ (сопровождение произношения движением рук);
  4. Соотнесение текста с движением;
  5. Развитие кистей рук;
  6. Развитие звуковысотного восприятия;
  7. Развитие силы голоса;
  8. Выполнять артикуляционные движения по подражанию.

Музыкальные инструменты

У

IV

«Веселый мячик»

Задачи:

  1. Развитие кисти руки;
  2. Стимуляция активных точек ладошки;
  3. Определение высоты кинестетическим способом;
  4. Активизация движения в соответствии с текстом;
  5. Развитие метрического слуха;
  6. Активизация словаря за счет слов, обозначающих названия игрушек (кубики, машины, кукла, пирамидка);
  7. Формирование фразы из двух слов;
  8. Формирование падежных конструкций.

Игрушки

-

НОЯБРЬ

I

«Подарки осени»

Задачи:

  1. Развитие оптико-пространственных представлений;
  2. Развитие слухового внимания;
  3. Выполнение действий в соответствии с заданным ритмом (быстро-медленно);
  4. Развитие понимания речи;
  5. Соотнесение действий со словом и ритмом;
  6. Развитие слухового внимания и координации движений.

Осень

-

II

«Что нам осень принесла?»

Задачи:

  1. Учить громко и внятно произносит изолированный звук /И/;
  2. Развитие физиологического дыхания;
  3. Знакомство с быстрым и медленным темпом;
  4. Активизация импрессивного словаря;
  5. Учить понимать текст рифмовки и выполнять движения по тексту.

Осень

И

III

«Пушистый котенок»

Задачи:

  1. Развитие способности менять движения с изменением музыки;
  2. Развитие речевого слуха;
  3. Учить выполнять движения по тексту;
  4. Учить прыгать одновременно на двух ногах.

Домашние животные

М

IV

«Мы игрушки приглашаем»

Задачи:

  1. Развитие фонематического слуха (мышка – мишка);
  2. Развитие слухового внимания (громко-тихо, быстро-медленно);
  3. Развитие мелкой моторики, активизация кистей рук;
  4. Чередование напряжения и расслабления;
  5. Развитие мышечной системы и формирование мышечных навыков;
  6. Развитие способности менять движение с изменением музыки (марш, бег, ходьба).

Игрушки

И-Ы

ДЕКАБРЬ

I

«Подарки зимы»

Задачи:

  1. Двигаться в соответствии с музыкой (бег – кружение без показа);
  2. Закрепление правильного и четкого произношения звука /П/ в словах «ОП», «ТОП»;
  3. Совершенствование умения двигаться в соответствии с текстом;
  4. Развитие мелкой моторики;
  5. Вырабатывать плавный, длительный, целенаправленный выдох;
  6. Дифференцировать звуки /П/ - /Б/

Зима

П-Б

II

«Зимняя прогулка»

Задачи:

  1. Учить ходить по ограниченной дорожке;
  2. Учить различать динамические оттенки (быстро-медленно, громко-тихо);
  3. Развитие чувства ритма;
  4. Учить соотносить движение со словами песни;
  5. Учить подпевать простые звукоподражания (ух, бух);
  6. Развитие эмоциональной отзывчивости.

Зима

Х

III

«Ах, как весело зимой!»

Задачи:

  1. Развитие речевого слуха;
  2. Учить различать длинные и короткие звуки, воспроизводимые голосом;
  3. Учить понимать и употреблять прилагательные «длинный», «короткий»;
  4. Учить понимать и использовать числительные «один», «Много»;
  5. Активизация словаря за счет слов «снежок», «снеговик»

Зима

Ч

IV

«Вот пришла к нам кукла Катя»

Задачи:

  1. Развитие физиологического дыхания;
  2. Четкое и правильное произношение слов со звуком /К/;
  3. Учить ощущать мышечную радость;
  4. Учить ощущать расслабление и напряжение;
  5. Мимическая гимнастика (весело-грустно);
  6. Выполнение движений в соответствии с текстом.

Одежда

Г-К

ЯНВАРЬ

II

«Ох, как холодно зимой!»

Задачи:

  1. Активизация словаря за счет слов, обозначающих предметы зимней одежды: «шапка», «шубка», «рукавички»;
  2. Учить двигаться топающим шагом с переходом на бег, соотносить движение с музыкой;
  3. Развитие фонематического слуха, различение слов «шапка-шубка», «Гоша – калоша»;
  4. Упражнять в построении фразы из трех слов;
  5. Развитие импрессивной речи, выполнение движений в соответствии с текстом.

Зимняя одежда

Г-К

III

«Хомячок Хома»

Задачи:

  1. Учить ребенка дифференцировать сходные по звучанию слоги: «хи-хи-хи», «ха-ха-ха»;
  2. Формирование понятий «тихо» и «громко», активизация словаря;
  3. Учить вырабатывать целенаправленный выдох;
  4. Чередование напряжения и расслабления, ощущать радость от работы мышц во время игры;
  5. Развитие импрессивной речи и выполнение движений в соответствии с текстом.

Дикие животные

Х

IV

«Гости из лесу пришли»

Задачи:

  1. Чередование движений в соответствии с музыкой;
  2. Учить различать слова, близкие по звучанию;
  3. Формирование  фонематического компонента, учить различать звучание слов «мишка» и «мышка»;
  4. Расширение номинативного словаря за счет слов «мишка». «мышка», «норка», «берлога»;
  5. Расширение предикативного словаря за счет слов «грызет», «Скачет», «бежит», «идет»;
  6. Формирование фонетической ритмики.

Дикие животные

И-Ы

ФЕВРАЛЬ

I

«Колючий ёжик»

Задачи:

  1. Четкое произношение изолированного звука /Ф/;
  2. Развитие фонематического слуха;
  3. Развитие умения соотносить движение с текстом;
  4. Совершенствование мелкой моторики;
  5. Выполнение движений в соответствии с музыкой.

Дикие животные

В-Ф

II

«Прогулка на паровозике»

Задачи:

  1. Учить соотносить характер движения со звучанием музыки, совершенствовать бег и ходьбу топающим шагом;
  2. Формирование способности дифференцировать быстрое и медленное звучание;
  3. Формирование фонематического компонента, различение близких по звучанию слогов «ту-ту», «ду-ду»;
  4. Расширение словаря за счет слов, обозначающих виды транспорта.

Транспорт

Т-Д

III

«Два клоуна»

Задачи:

  1. Различение слов, близких по звучанию «Тима-Дима»;
  2. Закрепление произношения звуков /т/, /д/ в ловах и слогах;
  3. Активизация импрессивной речи;
  4. Выполнение движений в соответствии с текстом;
  5. Отработка правильного дыхания; частый, резкий выдох с произнесением звука /х/;
  6. Продолжение совершенствования речи с движением.

Игрушки

Т-Д

МАРТ

I

«Чаепитие»

Задачи:

  1. Развитие способности менять движение с изменением музыки;
  2. Формирование фонематического слуха, способности различать близкие по звучанию звукоподражании я, воспроизводить действия;
  3. Развитие координации движений;
  4. Совершенствование метрического слуха;
  5. Продолжать вырабатывать физиологическое дыхание;
  6. Расширение номинативного словаря за счет слов, обозначающих посуду: «чашка», «ложка»;
  7. Расширение предикативного словаря за счет глаголов: «дую», «наливаю».

Посуда

-

II

«Две сестрички»

Задачи:

  1. Выполнение и смена движений в соответствии с текстом (ходим, бегаем, моргаем);
  2. Различение похожих слов: «Таня», «Тоня», воспроизведение их по просьбе взрослого;
  3. Учить понимать и употреблять прилагательные «длинная», «короткая»;
  4. Развитие речевого слуха, различение длинных и коротких звуков, воспроизведение этих звуков голосом.

Игрушки

-

III

«Здравствуй, весна!»

Задачи:

  1. Развитие способности выполнять движения без показа, только в соответствии с музыкой;
  2. Выполнение движений в соответствии с текстом;
  3. Формирование фонематического компонента, различение близких по звучанию звукоподражаний: «чик-чирик», «чив-чив»;
  4. Совершенствование умения двигаться хороводным шагом;
  5. Формирование метрического слуха, отмечать в движениях повторы (поклонюсь-поклонюсь, покружусь-покружусь)

Весна

Ч

IV

«Дин-дон, слышен звон со всех сторон»

Задачи:

  1. Закрепление высоты звучания с использованием кинестетического метода;
  2. Понимание эмоционального состояния;
  3. Развитие мимики;
  4. Закрепление произношения звука /Д/ в звукоподражаниях «динь-динь», «дон-дон»;
  5. Развитие координации движений, развитие кистей рук, пальцев, вычленение указательного пальца.

Игрушки

Д

АПРЕЛЬ

I

«Прогулка в лес»

Задачи:

  1. Различение оппозиционных звуков (изолированные /Ж/, /З/;
  2. Соотнесение звука с издающим его насекомым;
  3. Понимание речи;
  4. Пополнение словаря за счет слов «жуки», «комары»;
  5. Получение радости от напряжения и расслабления мышц.

Деревья

Ж-З

II

«Прогулка в лес»

Задачи:

  1. Различение оппозиционных звуков (изолированные /Ж/, /З/;
  2. Соотнесение звука с издающим его насекомым;
  3. Понимание речи;
  4. Пополнение словаря за счет слов «жуки», «комары»;
  1. Получение радости от напряжения и расслабления мышц.

Деревья

-

III

«На полянке»

Задачи:

  1. Выполнение движение в соответствии с музыкой;
  2. Развитие мелкой моторики кистей рук, вычленение указательного пальца;
  3. Развитие мимики, соотнесение движений с эмоциональным состоянием;
  4. Развитие координации движений;

Обогащение словаря за счет слов, обозначающих цветы, и глагола «растет»

Цветы

-

IV

«На полянке»

Задачи:

  1. Выполнение движение в соответствии с музыкой;
  2. Развитие мелкой моторики кистей рук, вычленение указательного пальца;
  3. Развитие мимики, соотнесение движений с эмоциональным состоянием;
  4. Развитие координации движений;

Обогащение словаря за счет слов, обозначающих цветы, и глагола «растет»

Цветы

-

МАЙ

I

Развлечение  родителей «Топ, хлоп, малыши!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики»

Проект предполагает оказание своевременной систематической помощи детям раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средставми логоритмики. Практическая реализация этой идеи состоит во ...

ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»

Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....

комплексно-тематическое планирование детской деятельности детей раннего возраста

Этот материал был подобран по тематическим неделям "В гостях у мультяшек" и "Мамы всякие нужны, мамывсякие важны"...

Игры с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии.

Эта книга создана на основе многолетних педагогических исследований и практического опыта работы с детьми раннего возраста с психофизическими отклонениями. В нее вошли игры для детей 2-Злет. Предлагае...

Календарно-тематическое планирование во второй группе раннего возраста по тематическим неделям

Календарно-тематическое планирование во второй группе раннего возраста...

Игры и упражнения на формирование зрительно-двигательной координации у детей раннего возраста, имеющих отклонения в психофизическом развитии

Игры и упражнения на формирование зрительно-двигательной к​оординации у детей раннего возраста, имеющих отклонения в психофизическом развитии...