Тауматроп
материал по коррекционной педагогике

Макарова Юлия Анатольевна

Пальцевая моторика и речевая функция между собой тесно связаны: если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_taumatrop.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка»

Мастер - класс

«Развитие речи детей, посредствам дидактического пособия «Тауматроп».

Подготовила и провела:

Воспитатель  Макарова Ю.А.

Тюльган, 2022

«Развитие речи детей, посредствам дидактического пособия «Тауматроп».

Свой мастер – класс хотелось бы начать с китайской мудрости:

Услышишь – забудешь,

Увидишь – запомнишь,

Сделаешь сам – поймешь!

Конфуций!

Пальцевая моторика и речевая функция между собой тесно связаны: если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту.

Мы все помним, что у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки. Если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия не достигли высокого мозгового контроля. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать.

 Уже давно было установлено, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество активных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

У большинства детей, в наше время, пальцы малоподвижны, движения их неточны и несогласованны. Многие дети почти до школы  держат ложку в кулаке либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, часто не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.

В чем же причина?

Одной из причин, по мнению учёных, является современная игрушка. Сейчас на прилавках магазинов можно видеть огромное изобилие, движущихся игрушек (заводных, электронных, интерактивных и т.п.), которые, казалось бы, в полной мере передают характерное движение живых существ, однако эти действия совершенно не зависят от ребёнка с ними играющего. В последнее время особенно популярны интерактивные игрушки или так же игрушки-роботы. Стоит нажать на кнопку, а иногда и просто начать взаимодействовать с сенсором и игрушки начинают двигаться, общаться, отвечать на вопросы и даже выражать "чувства". Актуально спросить, "а что тут собственно плохого? Нажал кнопку - игрушка ожила".
Но! Ребёнку остаётся лишь пассивно наблюдать выполняемую функцию и вовремя нажимать на кнопочки для продолжения.

Другое дело, динамические игрушки, они выражают и отражают живое движение самого ребенка.

Самые элементарные динамические игрушки – это? (Погремушка). Чтобы погремушка зазвенела, необходимо приложить усилия. Ребенок должен сам догадаться, что нужно привести в движение своё тело, чтобы погремушка издавала звук.  Таким образом, с помощью метода проб и ошибок, дети открывают закономерности сами, в результате своей собственной деятельности.

Динамические игрушки популярны у детей разного возраста, объясняется это тем, что, помимо интереса к движению как к таковому, такие развлечения могут дарить идеи для сюжетных игр.

И с одной из таких динамических игрушек, я вас сейчас познакомлю.

 «Что такое тауматроп»

Тауматроп или с греческого "вращающееся чудо" уходит корнями в далекое прошлое - к возникновению кинематографа (начало 19 века). Действие волшебной забавы основано на оптической иллюзии или, попросту сказать, на обмане зрения, при быстром вращении кружка с двумя рисунками, нанесенными с разных сторон, они воспринимаются как один.

Смастерить тауматроп самим легко и просто.  

Для этого нам понадобится:

 - белый картон

 - простой карандаш

 - ножницы

 - цветные карандаши или фломастеры

 - клей

 - шило или дырокол  

 - готовые шаблоны (кружки с изображениями)

 - 2 толстые нитки.

 Как видим, специальных инструментов для изготовления тауматропа не  понадобится, все можно найти в ДОУ.  

Процесс изготовления:  

1.  Раскрашиваем и вырезаем кружки из готовых шаблонов.  При желании можно  распечатать шаблоны на цветном принтере.  

2. Берем белый картон, карандашом обводим шаблоны, вырезаем ножницами  3. Наклеиваем наши шаблоны на картон.

4. Теперь переворачиваем кружок на другую сторону, следим, чтобы рисунок   (с другой стороны кружка) оказался  перевернутым  вверх ногами и  склеиваем между собой.  

5. Шилом прокалываем в картонном кружке отверстия с двух  противоположных сторон.  

6. Продеваем в дырочки ниточки.  

7. Завязываем узелки.  

Наш Тауматроп готов!  Давайте приведём его в действие.   Раскручиваем диск на нити вокруг своей оси, растягиваем нить. Заметили ли  вы движение?   Еще один вариант на резинке.

А так же Тауматроп, можно сделать на ребристом карандаше,  шпажке.  

Большим плюсом подобных дидактических игрушек является МАССАЖ ЛАДОНЕЙ  крутящего.  

Скажите, пожалуйста, как можно использовать Тауматроп для развитии речи ребёнка?

1. автоматизации звукопроизношения (картинки подбираются на отрабатываемый звук);

2. развитию лексико-грамматических категорий (уточнение рода, числа, использование предлогов)

Я часто провожу такую игру «Найди пару» Цель: Закрепление навыка правильного употребления существительных с  предлогом  НА, ПОД, В, ЗА, МЕЖДУ.  

3.  создает условия для развития причинно-следственных связей (составление коротких рассказов);

4. активизирует мелкие мышц кисти (необходима  слаженная работа кистей рук, привлечение внимания к выполняемому действию).

5.  ребёнок без посторонней помощи производит самомассаж биологически активных точек на ладони (для малышей нужно изготавливать тауматроп на шестигранном карандаше).

6. способствует работе над темпом и ритмом движений мелкой моторики (для правильного восприятия требуется удержание определенной скорости вращения).

7. является профилактикой нарушений зрения (повышают и фиксируют угол обзора, время удержания зрительного внимания на объекте)

8. используется, как релаксирующая пауза, помогает  завершить  занятие на позитивной ноте (сюрпризный момент).

Вывод.

Собственноручное создание динамической игрушки - это хороший стимул для развития творческих способностей детей, интеллектуального развития, повод для общения ребенка со сверстниками, повод для совместного открытия мира и создания новых и интересных игр.

Рефлексия.

Я бы хотела закончить свой мастер – класс используя Тауматроп эмоций. Я сейчас его покручу, а вы попробуйте изобразить мимикой ту эмоцию, которую я вам показываю.

Методическом продуктом мастер-класс является копилка шаблонов для изготовления тауматропа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТАУМАТРОП НА ПАЛОЧКЕ

ТАУМАТРОП НА ПАЛОЧКЕТауматроп - игрушка, придуманная еще в викторианскую эпоху, она основана на оптической иллюзии: при быстром вращении кружка с рисунками с двух сторон, оба рисунка воспринимаю...

Клубный день с родителями "Игрушка своими руками" - Тауматропы

Мной и моей коллегой Швец Н.Б. был проведен мастер класс " Игрушка своими руками" -Таунотропы. Был организован клубный день в саду с родителями. Дети и их родители делали игрушку своими рука...

Клубный день с родителями "Игрушка своими руками" - Тауматропы

Мной и моей коллегами Алоян С.С. и  М. А. был проведен мастер класс для детей младшей группы и их родителей - "Игрушка своими руками" -Тауматропы.Инструкция:- Выбери и вырежи 2 картинки...

ТАУМАТРОП: ЗАБАВНАЯ ИГРА-ИЛЛЮЗИЯ СВОИМИ РУКАМИ

ТАУМАТРОП: ЗАБАВНАЯ ИГРА-ИЛЛЮЗИЯ СВОИМИ РУКАМИ...

Паспорт дидактического пособия "Тауматропы" для среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ"Детский сад № 7"152150 Ярославская область, г. Ростов, Микрорайон №1, д.1...

«Использование тауматропа в работе логопеда»

Организация обучения детей с нарушениями речи предусматривает постоянную эмоциональную поддержку детей на занятиях и интереса к изучаемому материалу.Одной из форм подачи речевого материала является ис...

Тауматроп

Оптическая игрушка. Можно использовать для развития мелкой моторики рук....