Конспект Интегрированного занятия для детей с нарушением зрения на тему :"Сохраним первоцветы"( для старшего дошкольного возраста)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

 Ефимова Наталья Юрьевна

Коррекционная педагогика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 37»

Конспект

занятия  для детей с нарушением зрения

на тему:

«Сохраним первоцветы»

(старший дошкольный возраст)

Составили:

учителя-дефектологи

Н.Ю.Ефимова

О.П.Улитичева

Майкоп, 2023 г.

  Цель: формировать у детей дошкольного возраста основы экологической культуры, правильное отношение к окружающей природе, бережное отношение к первоцветам.

  Задачи:

Образовательные

- знакомить с глобальными проблемами загрязнения планеты Земля;

- формировать основы экологической культуры;

- расширять знания детей о первоцветах в целом и раннецветущих растениях родного края;

- закреплять знания о Красной книге, ее практическом значении.

Развивающие:

- развивать познавательно-исследовательский интерес;

- развивать умение находить решения в созданных проблемных ситуациях;

- развивать внимание, память, воображение;

- развивать коммуникативные умения.

Воспитательные:

- воспитывать  стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам;

- воспитывать взаимовыручку и умение работать в команде.

Коррекционные:

- активизировать зрительные функции;

- развивать зрительное восприятие (цветоразличение основных цветов и оттенков);

- развивать глазомер;

- развивать двигательные действия под контролем сохранных анализаторов и остаточного зрения;

- развивать микрокоординацию движений пальцев рук;

- развивать умение ориентироваться в пространстве.

       Оборудование: костюм Весны, стрелки-указатели с названиями пунктов, Красная книга, фото (формат А-4) первоцветов, фото (формат А-4) на тему загрязнения окружающей среды, прозрачный мольберт, картинки первоцветов, силуэтные изображения первоцветов, краски, кисточки, таз с водой, растительное масло, бумажные полотенца, воронка, пластиковая бутылка, ватные диски, 2 таза с песком (в песке мелкие камни, пластиковые стаканчики, фантики от конфет), блюдце, свеча, влажные салфетки, 2 мольберта, знаки, обозначающие поведения в природе, листовки «Сохраним первоцветы».

       Предварительная работа:

-  беседы «Красная книга Адыгеи», «Первоцветы – вестники весны», «Сохраним планету чистой»;

 - рассматривание альбома «Красная книга Адыгея»;

- рассматривание плаката «Планета Земля в опасности»;

- дидактические игры «Назови первоцвет», «Узнай цветок по описанию», «Собери цветок»; «Сохраним природу»;

- просмотр видеопрезентаций «Первоцветы»;

- чтение художественной литературы: «Двенадцать месяцев», рассказ «Весенние первоцветы», легенды о галантусе (о подснежнике), стихи;

- изготовление поделок «Подснежник для мамы»;

- рисование «Мой весенний цветок»;

- рисование песком на светящемся столе.

Ход НОД:

  Учитель-дефектолог: Ребята, закончилась зима и наступила весна. Весна красивое время года. Весной происходит много чудес. Что бывает весной? Ответы детей: (оживает природа, становится теплее, прилетают птицы…).  Сегодня, ребята, я приглашаю вас на экскурсию, где мы будем любоваться приходом весны.

       Навстречу им выходит Весна.

  Весна: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас.

  Учитель-дефектолог: ребята, посмотрите, мы с вами повстречали настоящую Весну. Но почему-то она очень грустная. Милая Весна, что случилось?

  Весна: ребята, дело в том, что я очень расстроена. С моим приходом в лесах появляются цветы. Они очень нежные, и очень красивые. Люди, приезжая в лес, тоже любуются ими. Но кроме этого, они рвут их, и забирают с собой. От этого цветов  становится все меньше и меньше. И может настать такое время, что они совсем исчезнут. Как же быть? Что делать?

     Учитель-дефектолог: а как мы называем цветы, которые появляются самые первые после зимы?

Ответы детей: (это первоцветы).

     Учитель-дефектолог: первоцветы — украшение весны. Если приглядеться к этим смелым цветам, не боящимся холодной погоды, то можно заметить, какие они нежные и трогательные. Разбредутся по полянке – красота! И ничего не боятся. Знают, что солнышко – на их стороне.

(Весна  предлагает детям вспомнить названия первоцветов, которые растут в нашей республике).

      Весна: ребята, а какие первоцветы растут в лесах вашей республики?

Ответы детей: ( подснежник, цикламен, пролеска, морозник, примула…).

     

(Учитель-дефектолог показывает картинки первоцветов, а затем предлагает детям подойти к мольберту, на котором расположены силуэты цветов. Раздает цветные изображения цветов-первоцветов. Задача детей найти правильно силуэт цветка. После выполнения задания, учитель-дефектолог предлагает детям взять кисточки и нарисовать на мольберте, что нужно для роста цветов).

       Учитель-дефектолог: ребята, скажите, а что нужно для того, чтобы цветы выросли?

Ответы детей: (солнце, воздух, вода, почва…). Дети рисуют красками солнце, капельки воды, тучу, почву.

       Весна: ребята, я смотрю,  вы столько знаете. Я прошу помочь мне? Отыщите первоцветы? А чтобы сохранить найденные первоцветы, я даю вам Красную книгу. Вы знаете, что это за книга?

Ответы детей: (Красная книга – это книга, куда заносят исчезающие виды растений и животных).

       Учитель-дефектолог: милая Весна, мы, конечно, поможем тебе.

       Весна: ну тогда вам придется отправиться в путешествие по вашей республике, в те места, где первоцветы растут. Готовы? Тогда я произношу волшебные слова:

В Королевство Природы попасть легко,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг

Теперь в ладоши хлопни так:

Один хлопок, еще хлопок –

И вот уж виден лес дружок.

Над ним синеют небеса,

Откройте поскорей глаза.

         

       Учитель-дефектолог: ребята, ну что, отправляемся в путь.

(Учитель-дефектолог с детьми идут по указательным знакам. Первый пункт – Солнечная поляна).

       Учитель-дефектолог: вот и наше первое место Солнечная поляна, где мы сможем найти первоцветы.

        Учитель-дефектолог: ребята, для роста цветов нужно несколько факторов. Один из них – это солнце. Что дает солнце?

Ответы детей: (тепло и свет)

       Учитель-дефектолог: ребята, а давайте с вами нарисуем солнце. Но рисовать мы будем необычным способом: песком на цветном экране.

(Дети на световом столе рисуют песком солнце).

А сейчас солнышко хочет с вами поиграть. Внимание на экран.

(Учитель-дефектолог проводит с детьми интерактивную зрительную гимнастику «Солнышко»)

       Учитель-дефектолог: вот и цветочкам нравится, когда пригревает солнце. А еще цветы любят свет.  

       Учитель-дефектолог: ребята, на нашей Солнечной поляне светло и тепло. На ней растут первоцветы – примулы. Я хочу подарить вам первую страницу для Красной книги.

 (Дети получают фото первоцвета  и отправляются дальше по маршруту. Второй пункт -  река Белая)

       Учитель-дефектолог: вот и наше второе место река Белая, где мы сможем найти первоцветы.

       Учитель-дефектолог: ребята, вы уже говорили, что для того, чтобы росли цветы, кроме солнца еще нужна и вода. Какая вода нужна цветам?

Ответы детей: (чистая)

      Учитель-дефектолог: к сожалению, в наше время, водоемы загрязняются. Вода становится не пригодной не человеку, не животным, не растениям. Что мы можем сделать в этой ситуации?

Ответы детей: (очистить воду)

(Проводятся  опыты: «Удалим масленые пятна с поверхности воды», «Очистка воды через фильтр».

Оборудование: таз с водой, растительное масло, бумажные полотенца, песок, пластиковая бутылка, воронка, ватные диски, влажные салфетки).

       Учитель-дефектолог: ребята, воду нашей реки Белой  мы с вами очистили. Здесь тоже выросли первоцветы – морозник.

(Дети получают фото в Красную книгу и отправляются дальше по маршруту. Третий пункт -  Песочный берег)

       Учитель-дефектолог: вот и наше третье место Песочный берег, где мы сможем найти первоцветы.

       Учитель-дефектолог: ребята, кроме солнца и воды цветам для роста нужна почва. Но если в  почве много крупных камней, мусор – это для первоцветов хорошо или плохо? Что мы можем сделать?

Ответы детей: (почистить почву)

      Учитель-дефектолог: правильно. В почве очень часто находиться много мусора из-за не правильной деятельности людей. Давайте вместе очистим наш песчаный берег от мусора.

(Проводится  игра с песком.

Оборудование: 2 таза с песком, мелкие камушки, фантики от конфет, пластиковые стаканчики.)

Весна проводит физ.минутку «Подснежник».

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Наши первые цветы распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши первые цветы закрывают лепестки.

Тихо засыпают, головой качают.

       Учитель-дефектолог: ребята, наш Песчаный берег чист. Получайте первоцвет – подснежник.

(Дети получают фото и отправляются дальше по маршруту. Четвертый  пункт -  гора Фишт)

       Учитель-дефектолог: вот и наше четвертое место гора Фишт, где мы тоже сможем найти первоцветы.

       Учитель-дефектолог: ребята, для роста цветов нужен воздух. Но воздух должен быть какой?

Ответы детей: (чистый)

        Учитель-дефектолог: правильно. К сожалению, воздух очень загрязнен. Назовите причины загрязнения воздуха?

 Ответы детей: (дымящиеся трубы заводов, выхлопные газы машин…)

        Учитель-дефектолог: правильно. Я предлагаю вам посмотреть, как загрязняется атмосфера от промышленных труб и дыма.  

(Проводится  опыт со свечой.

Оборудование: свеча, блюдце, влажные салфетки).

Проводится дыхательная гимнастика (игра с вертушками)

       

       Учитель-дефектолог: ребята, воздух на горе Фишт чист. Вашу Красную книгу дополнит   первоцвет – цикламен.

(Дети получают  фото и отправляются дальше по маршруту. Пятый  пункт -  Заповедный лес)

       Учитель-дефектолог: вот и наше пятое место Заповедный лес, где мы можем встретим  первоцвет.

       Весна: ребята, раз мы с вами в Заповедном лесу, давайте вспомним правила поведения в нем.

(На мольберте дети расставляют знаки - экологические правила поведения в природной среде).

       Весна: ребята, вы правильно вели себя в лесу. Получайте первоцвет – пролеска.

      Учитель-дефектолог: милая Весна, мы собрали первоцветы нашей республики Адыгея.

       Весна: спасибо, дорогие дети. Вы очень помогли мне. Я вижу, вы настоящие знатоки природы родного края. После того, что вы сделали, я не сомневаюсь, что в вашей республике Адыгея первоцветы не исчезнут. А самое главное, мы сможем цветы сохранить.      

        Весна: Я тоже приготовила для вас сюрприз. Чтобы сберечь эти замечательные цветы, я дарю вам вот эти памятки «Сохраните первоцветы», которые вы раздадите людям.  Берегите первоцветы! Их не так много в наших лесах. Цветы должны расти, набираться сил, приносить плоды.

(Весна раздает детям памятки «Сохраним первоцветы»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для детей с нарушение зрения"Путешествие Капельки"

Занятие для детей с нарушением зрения было проведено мной в рамках работы над проектом "Есть ли жизнь без воды"....

Конспект подгруппового занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Транспорт» с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект подгруппового занятия по ознакомлению с окружающим миромна тему «Транспорт» с детьми 6 лет     Цель: продолжать знакомить с названием разного вида транспорта, ...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ "В гости к Панде"

Конспект является итоговым  этапом по ознакомлению дошкольников  с нарушением зрения  с  культурой Древнего КИТАЯ....

Конспект интегрированного занятия для детей с нарушениями зрения «Золотые купола» (старшая группа)

Цель: обогащать знания детей о родном городе.Задачи: Продолжать закреплять знания детей о достопримечательностях г. Мончегорска.Формировать интерес к малой родине.Развивать память, внимание, связную р...

Интегрированное занятие для детей с нарушением зрения: «Волшебное путешествие: транспорт» (старший дошкольный возраст)

Интегрированное занятие для детей с нарушением зрения по лексической теме "Транспорт" с использоанием здоровьесберегающих технологий...

Конспект занятия для детей с нарушением зрения на тему: «Сохраним первоцветы» (для старшего дошкольного возраста)

Занятие для детей с нарушением зрения с использованием познавательно - исследовательской деятельности, использованием здоровьесберегающих технологий...