Интегрированное занятие для детей с нарушением зрения в подготовительной к школе группе «Береги природу»
план-конспект занятия

Чумина Татьяна Ивановна

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

Школа 1598

Интегрированное занятие

для детей с нарушением зрения

в подготовительной к школе группе

«Береги природу»

Проводит воспитатель

дошкольного отделения №16

Чумина Татьяна Ивановна

Москва 2017

Интеграция познавательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическое воспитание.

Цель: Закрепить знания детей о взаимосвязи человека и природы.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать представления о том, что из-за неправильного поведения наша планета в опасности.
  2. Формировать у детей основы экологически грамотного нравственного поведения в природе и навыки ресурсосбережения.
  3. Закреплять знания об экологических природоохранных закрепляющих знаках.
  4. Учить применять полученные знания в игровой ситуации, работать по инструкции.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес к объектам живой и неживой природы.
  2. Закреплять умения быстро актуализировать свои знания об окружающем мире и находить правильный ответ.
  3. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление, связную ночь.
  4. развивать ловкость, быстроту и координацию движений.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на земле.
  2. Развивать коммуникабельность, умение работать в коллективе, контактировать со сверстниками, слушать и дополнять их ответы.
  3. Воспитывать позитивность и чувство товарищества.

Коррекционные:

  1. Развивать зрительное восприятие, зрительные функции (поисковую, прослеживающую).
  2. Упражнять в дифференциации предметов окружающего мира и объектов природы.
  3. Продолжать развивать навыки ориентировки в пространстве и мелкую моторику.

Оборудование: Деревья, листья (для оформления); следы; 2 обруча; 12 мягких игрушек (лесные звери); костёр; полянка; 2 ведра; 3 куска ткани (покрыть костёр); 2 гнезда из палочек; прищепки по количеству детей); птицы на стене; 3 контейнера для игры «Сортировка мусора»; мусор (пластик, металл, картон, бумага); ленты тёплых и холодных цветов в контейнере; сюжетные картинки «Береги лес»; природоохранные знаки; слоги (бе-ре-ги красного цвета, при-ро-ду зелёного цвета на магнитах); лист кленовый со словом SOS; видео слайды (картины природы в разное время года, картины загрязнения планеты); музыка (звуки леса, мелодия рая, тревожная, бодрая).

В: Дети у каждого из нас есть свой дом. У каждого животного, рыбы,      птицы, насекомого, растения тоже есть свой дом.

В: А как же называется наш общий дом? (ответы детей - Земля)

Наш дом родной, наш общий дом

Земля, где мы с тобой живём

Посмотри как хорош

Дом в котором ты живёшь!

На экране телевизора демонстрируются слайды – картины природы в разное время года. Звучит музыка «Мелодия любви» или «Мечта» Ф. Шопена.

В: Как хороша и богата природа нашей планеты. Много в ней лесов, полей и рек! Природа Земли красива в любое время года и зимой, и весной, и летом, и осенью!

В: А знаете дети, что наша Земля в опасности! От того что люди не всегда правильно относятся к природе.

Демонстрируются слайды «Земля в опасности». Звучит тревожная музыка

В: Теперь скажу о самом важном

Смотреть на Землю стало страшно

Погибнуть может все живое

Земля, что сделали с тобою?

В: Дым от заводов и фабрик, газы от машин, запах от мусорных свалок - загрязняют воздух. Отходы заводов часто сливаются в реки, а в моря попадает нефть от танкеров во время аварий. От неправильного обращения с огнём, бушуют лесные пожары – гибнет лес. Так загрязняется наша Земля, от этого гибнет природа! Гибнет всё живое: растения и животные, болеют люди.

В: Что же делать? (ответы детей)

Давайте будем беречь планету

Другой такой на свете нету!

В: Ребята в наш детский сад пришло необычное письмо из леса. (показывает кленовый лист)

А в нём тревожное сообщение.

Здесь написано слово SOS. (показывает)

Вы знаете, что оно означает?(ответы детей)

Это призыв о помощи. Значит, лесу угрожает что то?

А разве можно оставаться в стороне, когда кто-то нуждается в помощи?

Правильно нельзя! Тогда скорее поспешим в лес, там что-то случилось!

В:Листик, листик покружись

Что случилось укажи! (воспитатель размахивает листиком)

Мы с листочком покружились

И в лесу все очутились. (дети кружатся вокруг себя)

Звучит звукозапись «Звуки леса»

В: Прислушайтесь дети! Что вы слышите? (ответы детей)

Мы и вправду оказались в лесу! (осматриваются)

Как здесь красиво! А это что? Чьи-то следы.

Давайте пойдём по следам и узнаем, кому нужна наша помощь.

Выполняется упражнение «Пройди по следу». Следы приводят детей к ловушкам с мягкими игрушками – лесных зверей. Ловушки накрыты тканью.

В: Смотрите, браконьеры выкопали ямы – ловушки.

А в них уже кто-то попал. Кто же это? (дети отвечают – это лесные звери)

В: Нужно зверушкам помочь и спасти

И на свободу их в лес отпустить! (снимается ткань с ловушек)

Проводится эстафета «Спасение животных». Дети делятся на две команды, встают вокруг «обручей-ловушек». По команде: раз, два, три – лесных зверей спаси! Дети передают по одному животному из рук в руки по кругу и относят их в «лес».

В:Растения, животные и птицы

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни!

В конце эстафеты дети в «обручах-ловушках» находят карточки со слогами – «БЕ», «ПРИ». Размещают их на доске.

В: Молодцы ребята. Мы сделали доброе дело – выпустили животных из ловушек на свободу. Посмотрите в ловушках лежат какие-то буквы. Может это лес просит о помощи. И шлёт нам своё послание? А что это за послание мы сможем узнать, собрав все буквы. А пока давайте перенесём их на эту полянку.

В: Ребята давайте узнаем у листика, где ещё нужна наша помощь.

Листик, листик покружись,

Куда нужно укажи!

Листик указывает на свалку мусора в лесу. Проводится беседа о мусоре и игра «Сортировка мусора». 

В: Листик указал на мусорную свалку.

Кто же оставил мусор в лесу? (ответы детей)

Правильно, какие-то некультурные люди в лесу отдыхали, а мусор за собой не убрали. Давайте подойдём поближе и рассмотрим его.

Что вы видите? (ответы детей)

Как вы думайте, какой мусор самый вредный? (ответы детей)

Самый вредный мусор из пластика. Пластиковые бутылки и целлофановые пакеты могут пролежать в лесу очень много лет и не перегнить.

В: А может ли мусор принести людям пользу? (ответы детей) Правильно, может, если мусор переработать на специальном заводе. Но для этого мусор из разного материала нужно складывать в разные контейнеры.

В: Поэтому, давайте мы будем мусор не просто убирать, а его сортировать. В розовый контейнер – пластиковый мусор. В салатовый – металлический. В белый – бумажный и картонный. По команде: раз, два, три! Быстро мусор убери!

Дети под музыку убирают и сортируют мусор по контейнерам. На месте свалки находят карточки со слогами – «РЕ», «РО».

В: Молодцы ребята, дружно поработали. Давайте возьмём карточки со слогами и прикрепим их на доску.

Вы запомнили друзья мусорить в лесу нельзя.

В: С кем ещё случилась беда?

Листик, листик покружись,

Что случилось подскажи?

Листик указывает силуэты птиц и на разрушенные птичьи гнёзда. Выполняется упражнение «Узнай птицу по силуэту».

В: Смотрите, кто это? (ответы детей) 

Правильно птицы вы узнаёте их по силуэту?

Назовите кто это?

А что же случилось? (ответы детей) 

Какие-то люди совершили злой поступок, сломали их гнёзда.

Как вы думаете, чьи дома разрушены?

Кто из этих птиц строит гнёзда из веток?

Сломать гнездо легко, а построить его птицам как вы думаете просто? (ответы детей)

А почему трудно? (ответы детей) 

Правильно, одним клювом сделать это очень нелегко! Давайте попробуем!

Проводится игра «Построй гнездо».

В: Вы будете изображать птиц, строящих гнёзда. А вместо клювов возьмите прищепки.

Объясняются правила игры с показом действий. Дети делятся на две команды.

В: «Клювом – прищепкой» нужно захватить по одной веточке из разрушенного гнезда, перенести их на новое место и сплести новые гнёзда. По команде: Раз, два, три. Гнёзда сплети!

Дети строят птичьи гнёзда.

В: Теперь вы убедились в том, что разрушить птичий дом легко. А свить гнездо не так уж просто.

Вы запомните, друзья

Гнёзда разорять нельзя!

На месте сломанных гнёзд дети находят карточки со слогами – «ГИ», «ДУ».

В: Ребята посмотрите тут то же карточки со слогами. Возьмите их и прикрепите на доску.

В: Ребята, откуда то потянуло дымком! Смотрите, дети костёр.

Кто же его развёл?  

А можно бросать костёр в лесу?

Почему нельзя? (ответы детей)

В:Нельзя костёр бросать в лесу!

Костер в лесу несёт беду!

Пожар может случиться,

Без дома останутся звери и птицы!

В: Ребята, а чем можно потушить огонь? (ответы детей)

Проводится игра «Затуши костёр»

В: Точно давайте зальём его дождевой водой. Разделимся на две команды. Одна команда будет брать воду из этой ямы (обруча), а другая – из этой. По команде: Раз, два, три – огонь туши!

В: Раз, раз, раз  и огонь погас! (костёр накрывается темной тканью) Молодцы ребята потушили костёр.

Но пламя разгорелось быстро

По лесу разлетелись искры.

В: Народная пословица говорит, что «Одна искра – целый лес сжигает!»

В: Нужно искры затушить

И водою их залить!

В: Дети давайте поиграем в игру «Огонь – вода».

Проводится игра «Огонь – вода» («Ловишки с лентами»).

В: Скажите, искры огня они какого цвета?

Эти цвета относятся к тёплым или холодным?

А вода бывает тёплого или холодного цвета?

По моей команде найдите сначала одну ленту холодного цвета – это вода, а потом вторую ленту тёплого цвета – это огонь. Так вода потушит искры огня. По команде раз, два, три. Вода – огонь туши!

В: Молодцы, ребята, огонь вы быстро потушили

Пожар в лесу предотвратили!

В: А лес это огромное богатство нашей Земли.

В чём богатство леса?

Для чего нужен лес? (ответы детей)

В: Да, лес – это дом для насекомых, зверей, птиц. Растения очищают воздух, радуют нас своей красотой. Лес кормит нас ягодами, грибами, орехами. Лес источник древесины. А из неё делают бумагу, мебель, строят дома.

Богатство лесов береги и храни,

Тебе благодарны будут они!

В: А чтобы лесу не навредить

Нам нужно правила повторить.  

В: Нужно знать правила поведения в лесу.

Давайте мы их вспомним в следующей игре.

Проводится словесно – дидактическая игра «Если я приду в лесок».

В: Дети встаньте в круг и возьмите друг друга за руки. Я буду читать стихи, а вы слушайте внимательно. Если вы согласны с тем, что услышите, то скажите «да» и сделайте шаг вперёд. А если – не согласны, то скажите «нет» и сделайте шаг назад.

В: - Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

     - Если я съем пирожок и выброшу бумажку? (нет)

     - Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

     - Если ветку подвяжу, колышек поставлю?  (да)

     - Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)

     - Птичье гнёздышко сломаю, муравейник разорю? (нет)

     - Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

     - Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

     - Все грибочки соберу, мухоморы растопчу? (нет)

     - Маленьких лесных зверей я к себе домой возьму?  (нет)

     - Сделаю кормушки и птичек накормлю! (да)

     - По тропинке я гуляю – на жучков не наступаю. (да)

     - Буду бегать и играть громко песни распевать? (нет)

     - Буду по лесу гулять и природу охранять! (да)

В: Молодцы ребята дружно отвечали.

Далее проводится упражнение «Подбери картинку к знаку»

На столах разложены сюжетные картинки, на них изображено неправильное поведение детей в природе, перевёрнутые обратной стороной вверх. На доске – природоохранные запрещающие знаки. Дети размещают свою картинку рядом с соответствующим ей знаком.

В: А теперь подойдите к столам. Возьмите по одной картинке. Рассмотрите её внимательно, подумайте и разместите на доске рядом с подходящим для неё запрещающим знаком.

В: А теперь каждый из вас должен объяснить, что обозначает ваш знак. (дети по одному отвечают)

В: Молодцы ребята, я вижу, что правила вы знаете и природоохранные знаки понимаете! Сегодня вы сделали много полезных и добрых дел.

Каких? (дети отвечают)

Вы защитили лес от беды и проявили себя как настоящие друзья природы.

В: Лес – природное богатство

    Полон звуков и чудес

    Нужно очень постараться

    Сохранить чудесный лес!

    Лес дышать нам помогает

    Грязный воздух очищает.

    Должен каждый понимать

    Лес не нужно засорять

    И костры в нем разжигать,

    И животных не пугать,

    И растения не рвать,

    И деревья не ломать!

    Чтоб тянулся до небес

    Дом природы – Чудо лес!

В: Лес благодарит вас за помощь и прислал вам своё пожелание. Давайте составим его из слогов и прочтём.

Дети выкладывают на доске из слогов слова «БЕРЕГИ ПРИРОДУ»

В: Правильно дети.

Если любишь край родной – береги природу

Для потомков сохрани чистый лес и воду!

В: Природу родной земли нужно не только любить и изучать, а так же беречь, хранить и приумножать. А нам пора возвращаться.

Листик, листик покружись

Снова в группе окажись!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в зимний лес" Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей с нарушением зрения (подготовительная к школе группа).

Конспект НОД  «Путешествие в зимний лес»Цель: развитие зрительного восприятия по средствам экологического моделирования. Образовательные задачи:  закрепить представление детей о ха...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «Поможем Федоре…» для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы

В конспекте автор используемые технологии: здоровьесберегающие,  информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники, мнемотехники....

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «По лесным тропинкам…» для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы

В конспекте автор использует современные образовательные технологии: здоровьесберегающие,  информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники....

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и  об осенних изменениях в природе....

Примерный перспективный план распределения задач по прикладному творчеству для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы

Перспективный план распределения годовых задач по прикладному творчеству для детей с нарушением зрения подготовительной  к школе группы...

Кружок Прикладного творчества для детей с нарушениями зрения подготовительной к школе группе «Поролоновая сказка»

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представления памяти, тем самым обеспечивая создание заведомо нового....

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» конструирование из строительного материала у детей с нарушениями зрения подготовительной к школе группы по теме «Конкурс «Юный архитектор»

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» конструирование из строительного материала у детей с нарушениями зрения...