Структура коррекционного занятия по сказкотерапии с детьми дошкольного возраста
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Кожина Ирина Петровна

Занятия по сказкотерапии включают в себя нескалько этапов

 

 Первый этап -  Организационный

 

Перед началом занятия я включаю «сказочную»  музыку, это помогает  сконцентрировать внимание детей, вызывает у них интерес. Обязательное условие успешной работы по сказкотерапии -  перевоплощение воспитателя, приход в гости сказочного персонажа или обыгрывание какого-нибудь предмета как сказочного.

Чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в начале каждого занятия мы проводим повторение правил группы: нужно называть друг друга по имени, не обзываться, не толкаться, уважать мнение друг друга и не перебивать. В большинстве случаев работа по коррекции эмоционально-волевой сферы подразумевает работу над самооценкой воспитанников, поэтому во время приветствия подойдут такие игры как «Я рад тебя видеть», «Комплимент», «Я умею лучше других».

В начале занятия мы тренируемся правильно сидеть, расслабляться, чувствовать и  выполнять инструкции. Для этого я использую разные техники расслабления. И когда дети настроены на нужный лад, начинается ритуал входа в сказку. (В ладоши хлопнем раз, два, три… В сказочную страну отправляемся мы!)

 

Второй этап - Основной

 

Его можно начать его с Повторения

 Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали.

Перед знакомством детей с новой сказкой я помогаю детям выбрать  персонажей, за которых они будут вести диалог. Здесь лучше использовать жребий. Дети достают персонажа из мешочка, или волшебного яблока, вытягивают картинку или пальчиковую куклу.

На этом этапе можно поиграть в дидактическую игру «Мой сказочный герой».

Детям предлагается рассказать о себе от имени какого-либо сказочного героя. Во время представления дети могут вспомнить и рассказать эпизоды из сказок, воспроизвести голоса сказочных героев и их повадки.

 

Педагог читает сказку вслух, по возможности выразительно, с паузами для обсуждения. Возможно чтение не до конца, с тем, чтобы группа пыталась угадать, чем она закончится. Лучше, когда сказка не столько читается, сколько рассказывается. Прежде всего, сказка  должна быть понятна и интересна детям. Но есть и возрастные правила подбора сказок: до четырех лет ребенку читают простые короткие рассказы о животных и о взаимоотношениях человека с ними, а с пяти — волшебные сказки и авторские приключения. Начиная с 5 лет героями сказок лучше делать  фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

 

* Сказочный сюжет разворачивается в определенной последовательности:

•    Жили-были.

Начало сказки, встреча с ее героями.

 

 

•     И вдруг однажды…

Далее создается проблемная ситуация.  Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

•     Из-за этого…

Герой сказки ищет выход.

Показано, в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

•     Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями и находит выход

•     Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

•    Мораль сказки.

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

В процессе занятия детям периодически давала возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предлагала просто молча «послушать себя».

 

Для детей с проблемами развития очень важна эмоциональная поддержка эффективным приёмом в сказкотерапевтических играх является передача ребёнка оберегающих его предметов камешков бусинок и прочее и это помогает усилить я ребёнка обрести чувство защищённости.

Иногда приходится менять содержание сказки из-за неадекватной реакции одного из детей на сказанное или увиденное. Реагируя на настроение малышей, иногда необходимо изменить ход событий в сказке или добавить дополнительного неожиданного героя.

На этом этапе плавно выходим из сказки.

 

Третий этап - рефлексия

Обсуждение прочитанного с детьми.

Интеграция нового опыты с реальной жизнью. Организовывать сказкотерапию нужно с учётом того, что просто прочитать сказку не значит провести сказкотерапию, важным фактором является работа которая будет проходить после прочтения.

Группа или 1 человек, анализируют сказку, опираясь на вопросы, задаваемые педагогом. Анализ сказки может быть и «домашним заданием», которое будет обсуждаться на следующем занятии.
Анализ сказки ведется от лица ее героев. Если сказка разыгрывалась как спектакль, то те, кто играл какую-либо роль, могут говорить о своих чувствах по отношению к обстоятельствам или героям сказки. Желательно, чтобы возможность высказаться имели все персонажи, даже те, кто играл немые роли. Это делает анализ более разносторонним. Терапевтический результат проявляется через характер детских вопросов и определенные перемены в его поведении.


В конце осуществляется ритуал выхода из сказки. (В ладоши хлопнем раз, два, три… Из сказочной страны возвращаемся мы!)

После выхода из сказки  можно предложить ребёнку слепить, разукрасить, нарисовать или сделать аппликацию по сказке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_zanyatiya_po_skazkoterapii.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия по сказкотерапии включают в себя нескалько этапов

 Первый этап -  Организационный

Перед началом занятия я включаю «сказочную»  музыку, это помогает  сконцентрировать внимание детей, вызывает у них интерес. Обязательное условие успешной работы по сказкотерапии -  перевоплощение воспитателя, приход в гости сказочного персонажа или обыгрывание какого-нибудь предмета как сказочного.

Чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в начале каждого занятия мы проводим повторение правил группы: нужно называть друг друга по имени, не обзываться, не толкаться, уважать мнение друг друга и не перебивать. В большинстве случаев работа по коррекции эмоционально-волевой сферы подразумевает работу над самооценкой воспитанников, поэтому во время приветствия подойдут такие игры как «Я рад тебя видеть», «Комплимент», «Я умею лучше других». 

В начале занятия мы тренируемся правильно сидеть, расслабляться, чувствовать и  выполнять инструкции. Для этого я использую разные техники расслабления. И когда дети настроены на нужный лад, начинается ритуал входа в сказку. (В ладоши хлопнем раз, два, три… В сказочную страну отправляемся мы!)

Второй этап - Основной

Его можно начать его с Повторения

 Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали.

Перед знакомством детей с новой сказкой я помогаю детям выбрать  персонажей, за которых они будут вести диалог. Здесь лучше использовать жребий. Дети достают персонажа из мешочка, или волшебного яблока, вытягивают картинку или пальчиковую куклу.

На этом этапе можно поиграть в дидактическую игру «Мой сказочный герой».

Детям предлагается рассказать о себе от имени какого-либо сказочного героя. Во время представления дети могут вспомнить и рассказать эпизоды из сказок, воспроизвести голоса сказочных героев и их повадки.

Педагог читает сказку вслух, по возможности выразительно, с паузами для обсуждения. Возможно чтение не до конца, с тем, чтобы группа пыталась угадать, чем она закончится. Лучше, когда сказка не столько читается, сколько рассказывается. Прежде всего, сказка  должна быть понятна и интересна детям. Но есть и возрастные правила подбора сказок: до четырех лет ребенку читают простые короткие рассказы о животных и о взаимоотношениях человека с ними, а с пяти — волшебные сказки и авторские приключения. Начиная с 5 лет героями сказок лучше делать  фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр. 

* Сказочный сюжет разворачивается в определенной последовательности:

•    Жили-были.

Начало сказки, встреча с ее героями.

•     И вдруг однажды…

Далее создается проблемная ситуация.  Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

•     Из-за этого…

Герой сказки ищет выход.

Показано, в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

•     Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями и находит выход

•     Развязка. 

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

•    Мораль сказки.

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

В процессе занятия детям периодически давала возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предлагала просто молча «послушать себя».

Для детей с проблемами развития очень важна эмоциональная поддержка эффективным приёмом в сказкотерапевтических играх является передача ребёнка оберегающих его предметов камешков бусинок и прочее и это помогает усилить я ребёнка обрести чувство защищённости.

Иногда приходится менять содержание сказки из-за неадекватной реакции одного из детей на сказанное или увиденное. Реагируя на настроение малышей, иногда необходимо изменить ход событий в сказке или добавить дополнительного неожиданного героя.

На этом этапе плавно выходим из сказки. 

Третий этап - рефлексия

Обсуждение прочитанного с детьми.

Интеграция нового опыты с реальной жизнью. Организовывать сказкотерапию нужно с учётом того, что просто прочитать сказку не значит провести сказкотерапию, важным фактором является работа которая будет проходить после прочтения.

Группа или 1 человек, анализируют сказку, опираясь на вопросы, задаваемые педагогом. Анализ сказки может быть и «домашним заданием», которое будет обсуждаться на следующем занятии.
Анализ сказки ведется от лица ее героев. Если сказка разыгрывалась как спектакль, то те, кто играл какую-либо роль, могут говорить о своих чувствах по отношению к обстоятельствам или героям сказки. Желательно, чтобы возможность высказаться имели все персонажи, даже те, кто играл немые роли. Это делает анализ более разносторонним.
 Терапевтический результат проявляется через характер детских вопросов и определенные перемены в его поведении.


В конце осуществляется ритуал выхода из сказки. (В ладоши хлопнем раз, два, три… Из сказочной страны возвращаемся мы!)

После выхода из сказки  можно предложить ребёнку слепить, разукрасить, нарисовать или сделать аппликацию по сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказкотерапии с детьми дошкольного возраста

сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребёнка...

Структура коррекционно -развивающих игровых сеансов с детьми раннего возраста в мини-группах.

В данной статье  подробно рассказано, как построены игровые сеансы в Службе ранней помощи. Родители и педагоги могут ознакомиться со структурой построения  занятий, с целями и задачами, пост...

Презентация "Здоровье сберегающие технологии на коррекционных занятиях учителя - логопеда с детьми дошкольного возраста"

Актуальность использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя –логопеда с детьми дошкольного возраста...

Здоровье сберегающие технологии на коррекционных занятиях учителя – логопеда с детьми дошкольного возраста»

Презентация на тему здоровья сбережения, использование здоровьесберегающих технологий...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в группе с детьми дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Тема: "Осень. Игра-драматизация сказки В. Сутеев "Под грибом""

Конспект коррекционно-развивающего занятия по социально-коммуникативному развитию с детьми дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Возраст детей 5-6 лет....

Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей дошкольного возраста «В гостях у сказки»

Данная программа представляет собой универсальный, психолого- педагогический продукт, который выполняет основные требования стандарта разработанного на основе конвенции ООН о правах ребёнка Конституци...

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми дошкольного возраста 6-7 лет по теме «Одежда»

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми дошкольного возраста 6-7 лет   по теме «Одежда»...