Ранняя диагностика и ранняя помощь детям с РАС
консультация по коррекционной педагогике
Ранняя помощь детям с РАС
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕЖРАЙОННОМ СЕМИНАРЕ ПО ТЕМЕ
«РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ И РАННЯЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РАС»
Подготовила и провела:
Учитель-дефектолог: Бухтоярова О.В.
МБДОУ ДС КВ № 14
Дата проведения: 27.08. 2019 г.
Слайд № 1
РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С РАС
ВВЕДЕНИЕ
С 2012 года началась официальная история расстройств аутистического спектра как особого направления отечественного образования. Принято считать, что воспитание и обучение детей с аутизмом является наиболее сложным направлением современного образования, и в наиболее развитых в этом отношении странах Америки и Западной Европы процесс становления системы помощи людям с аутизмом занял в лучшем случае два-три десятилетия. Рассчитывать, что в Российской Федерации этот процесс пройдет быстро и легко, было бы наивным: единство социального запроса, экономической достаточности, административной готовности и политической воли возникает не часто и не вдруг, это всегда результат значительных усилий заинтересованных социальных групп, хотя бы частичного совпадения их интересов с тенденциями государственного развития.
В Российской Федерации самым значительным результатом более чем тридцатилетнего становления системы комплексного сопровождения лиц с аутизмом стал Закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый в конце 2012 года. В этом документе впервые в нашей стране было законодательно закреплено право лиц с РАС на образование, соответствующее их особенностям и возможностям. Позднее были приняты Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), включая обучающихся с РАС, ФГОС дошкольного образования (ДО) и Концепция развития ранней помощи в РФ до 2020 года.
Каждый из этих документов является исключительно важным в плане помощи детям с РАС, и все вместе они призваны охватить весь период созревания человека, что в значительной степени удалось, но в отношении детей с аутизмом есть несколько моментов, которые в связи с новизной и сложностью проблемы пока не удалось решить в полной мере.
Концепция развития ранней помощи в РФ до 2020 года, являющаяся несомненно документом исключительно прогрессивным, может стать прямым руководством к действию только после адаптации к непосредственным проблемам многочисленных групп детей, в том числе и детей с РАС, для которых такая адаптация важна больше, чем для кого бы то ни было.
Слайд № 2
В 1989 г. Президиум АПН СССР признал, что ранний детский аутизм является особым нарушением развития, и дети с аутизмом нуждаются в особых условиях, формах и методах коррекционного воспитания и обучения. Принятый в 2012 году закон № ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепил положение о том, что расстройства аутистического спектра являются особым направлением образовательной деятельности.
Практическая реализация положений Конституции РФ и закона «Об образовании в РФ» требует многочисленных подзаконных актов, методических разработок и других документов. Некоторые из них созданы и приняты к исполнению (Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования (НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с РАС, Примерная адаптированная основная образовательная программа (ПрАООП) НОО обучающихся с РАС, ряд приказов и других документов Министерства образования и науки РФ); некоторые находятся в стадии разработки и обсуждения.
Однако, необходимо учесть, что:
- общепризнано считать воспитание и обучение детей с РАС самым сложным направлением специального образования,
- аутизм характеризуется исключительным клиническим и психолого-педагогическим полиморфизмом;
- образование детей с РАС является новым направлением для отечественной системы образования;
- разработка вариантов решений организационных, методических, кадровых и других вопросов является в той же мере актуальной, в какой сложной и ответственной. В первую очередь это относится к дошкольному образованию, исключительно важному и самому по себе, и как основе всех последующих этапов коррекционно-образовательного процесса.
В статье 64 (п. 1) Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.) отмечено, что «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». В соответствии с п. 5 статьи 43 Конституции РФ «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты...», и с 1 января 2014 г. введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, далее — «Стандарт»). Этот документ разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, а также с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и является общим для всех детей дошкольного возраста, включая детей с любыми вариантами ОВЗ (в том числе с РАС). Расстройства аутистического спектра: ранняя диагностика и ранняя помощь
Ранняя диагностика детей с РАС чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что, чем раньше начинается комплексная коррекционная работа, тем более полными и эффективными могут оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития (если не предупредить развитие вторичных и третичных образований, то сделать проявления не столь выраженными и создать более благоприятный базис для воспитания и обучения).
Необходимость раннего выявления случаев РАС не вызывает сомнений, однако установление диагноза примерно до 3 лет затруднено из-за незрелости психики, нечеткости проявления симптомов, ограниченности доступных форм и способов обследования, взаимодействия с ребенком. Тем не менее, начинать работу нужно до установления диагноза, на уровне группы риска формирования РАС: зарубежный опыт показывает, что раннее начало коррекции (примерно в 1,5 года) значительно повышает процент (на 10-15%) детей с РАС, способных обучаться по обычной школьной программе и достигающих удовлетворительного уровня социальной адаптации.
Слайд № 3
В настоящее время как отечественные, так и зарубежные специалисты считают целесообразным разделить процесс установления диагноза РАС на три этапа (С.А. Морозов, 2014 и т.д.):
1. Первый этап — популяционный скрининг (прескрининг): обследуется общая («сырая») популяция с помощью различных вопросников, анкет, тестов, адресованных родителям или людям, проводящим с обследуемым ребенком много времени. Используемые инструменты должны обладать по возможности более высокой чувствительностью (сензитивностью), то есть способностью выявлять нужное нарушение из спектра имеющихся, тогда как требования к специфичности (возможность отбраковывать ненужное от требуемого) здесь не столь строги. Это фактически прескрининг, на основе которого формируется популяция со значительно более высокой частотой детей с возможностью формирования РАС, но с определенным процентом ложноположительных случаев. На этапе прескрининга А. Wetherbу еt а1. (2004), например, используют минимальное количество четко определенных признаков:
• отсутствие гуления до 12 месяцев;
• отсутствие жестикуляции до 12 месяцев;
• если ребенок до 16 месяцев не произносит ни одного слова;
• отсутствие двусложной (не эхолаличной) фразы к 24 месяцам;
• всякое нарушение любого вида речи или социальных навыков в любом возрасте.
Наличие любого из перечисленных знаков является достаточным для направления ребенка к специалистам по нарушениям развития для более глубокого обследования. В то же время, не вызывает сомнений, что в поле зрения специалистов попадут не только дети группы риска по РАС, но и с другими - особенно с чисто речевыми отклонениями, включая крайние варианты нормы, — но, тем не менее, зарубежные специалисты считают проведение популяционного скрининга оправданным не только с организационно-методических, но и экономических позиций А. Wetherbу еt а1., 2008).
Несмотря на то, что структурировать опросники для родителей достаточно сложно, разработано несколько тестов, доказавших на практике свою полезность. Краткие сведения о наиболее известных из них приведены в Приложении 1 (таблица).
Слайд № 4
В практическом диагностическом процессе прескринингу соответствует
этап первичной диагностики.
Основные задачи: выявление симптоматики нарушений развития; определение средств и методов дальнейшей диагностики; определение вероятных подходов к абилитации и терапии.
Основные методы: наблюдение за ребенком, анамнестический метод, беседа с родителями, использование опросников и анкет для родителей и иных диагностических инструментов популяционного скрининга.
Участвующие специалисты: врач-педиатр, врач-невролог, клинический психолог, при необходимости врач-детский психиатр и другие.
Методы дополнительной диагностики: ЭЭГ, ЭхоЭГ, нейровизуализирующие (предназначены для исследования структурных изменений мозга) и другие методы. Используются в случае необходимости, чаще всего в связи с коморбидными расстройствами; назначение перечисленных ниже обследований всем детям первичной группы риска без исключения не представляется оправданным.
Ожидаемый результат: выявление первичной группы риска по РАС, определение направлений дальнейшей диагностической работы и лечебно-коррекционных мероприятий; начало преемственности в наблюдении за ребенком.
Слайд №5,6
Разработано несколько методик популяционного скрининга (прескрининга), наиболее распространенными из которых являются СНАТ и М-СНАТ.
СНАТ (Тhе сhесklist for аutism in toddlers, вопросник по поводу аутизма у малышей) разработан S. Ваron-Соhen, J.Allen & G.Gillberg (1992) для диагностики аутизма у детей с 18-месячного возраста и включает 14 вопросов, 9 из которых адресованы родителям, а на 5 должны отвечать профессионалы (врачи или психологи), работающие с ребенком. Основными прогностическими признаками авторы считают совместное внимание (протодекларативное указание на что-то, чтобы привлечь внимание другого), взгляд на указанный взрослым объект и наличие ролевой игры.
Раздел «А» обращен к родителям и включает следующие вопросы:
- Ваш ребенок любит, когда Вы качаете его на коленях?
- Ваш ребенок проявляет интерес к другим детям?
- Ваш ребенок любит взбираться на что-нибудь, например на ступеньки?
- Вашему ребенку нравится играть в «ку-ку!», прятки и т.п.?
- Ваш ребенок когда-либо играет в имитационные игры (как будто наливает чай из игрушечного чайника в игрушечную чашку и т.п.)?
- Ваш ребенок показывает указательным пальцем на какой-либо предмет, чтобы попросить Вас дать ему этот предмет?
- Ваш ребенок показывает указательным пальцем на что-то, чтобы обозначить свой интерес?
- Ваш ребенок может играть, используя игрушки надлежащим образом (не засовывает ее в рот, не вертит бессмысленно, не разбрасывает)?
- Ваш ребенок приносит что-то, чтобы Вам показать?
В разделе «В» вопросы предназначены профессионалам (врачам общей практики или специалистам, посещающим ребенка на дому):
- За время работы с ребенком он устанавливал с Вами контакт «глаза в глаза»?
2. Если привлечь внимание ребенка, а потом показать на что-то через всю комнату и сказать: «Смотри! Это (название игрушки)!»; он посмотрит через всю комнату на ту игрушку, на которую Вы показали?
3. Если привлечь внимание ребенка, потом дать ему игрушечную чашку и чайник и сказать: «Ты можешь заварить чашечку чая»? Он изобразит, как заваривают чай, разливают по чашкам, пьют?
4. Спросите у ребенка: «Где окно?» или «Покажи мне окно». Он или она укажет указательным пальцем на окно?
5. Может ребенок сложить башню из кубиков? Если «да», то из скольких ( __) кубиков?
Обследование по СНАТ занимает в примерно 20 минут.
Слайд №7
2. Второй этап — фокусированный (направленный) скрининг — используется для обследования контингента детей с различными признаками не только РАС, но выделение детей с повышенным риском развития именно РАС является основной задачей этого этапа. Применяемые здесь диагностические инструменты должны обладать достаточно высокой специфичностью, требования же к чувствительности здесь не столь высоки. Взгляды на то, какие признаки следует считать в этом возрасте специфическими для РАС, неодинаковы; чаще всего называют:
- нарушения коммуникации,
- нарушения социального взаимодействия,
- дефицит совместного внимания,
- нарушения социально-имитативной и ролевой игры,
в то же время, конкретные формулировки близких по существу вопросов и заданий могут значительно различаться, также, как и значение, которое придается перечисленным направлениям обследования.
Именно на этом этапе формируется группа детей с повышенным риском формирования РАС («группа риска по РАС») и постепенно начинается специфически-направленная комплексная лечебно-коррекционная работа.
Слайд №8
В практике первичного звена здравоохранения направленному скринингу соответствует этап динамической диагностики
Основные задачи: формирование группы риска по РАС в процессе динамического наблюдения и в результате применения психологических методов фокусированного скрининга, разработка первичных индивидуальных развивающих программ, обучение родителей методам воспитания и обучения ребенка.
Основные методы: клиническое наблюдение в период непосредственного обследования и в ходе естественной деятельности ребенка, экспериментально-психологические методы фокусированного скрининга.
Участвующие специалисты: врач-педиатр, врач-невролог, врач-детский психиатр, клинический психолог, дошкольный дефектолог, логопед, врач и методист ЛФК.
Методы дополнительной диагностики: ЭЭГ (в динамике), консультация врача — медицинского генетика, при необходимости — генетические и лабораторные исследования.
Ожидаемый результат: установление группы риска по РАС, привлечение родителей к активному участию в лечебно-коррекционном процессе, разработка и начало использования индивидуальных развивающих и коррекционно-развивающих программ.
Слайд №9,10
- CSBS-DP (Вопросник для родителей. SOFR позволяет выделить детей с речевой патологией из группы детей с коммуникативными проблемами. Возраст — 6-24 месяца)
- PDDST (Вопросник для родителей, предназначен для дифференциации РАС от других нарушений развития; касается невербальной коммуникации, темперамента, игры, речи и социальной активности)
- SCQ,Социально-коммуникативный вопросник (Вопросник для родителей и воспитателей, разработан для выделения детей с РАС в целях научных исследований. Предназначен для детей возраста около 3 лет)
- SТАТ, скрининговый тест на аутизм у двухлетних (12 вопросов и заданий; выполняется после взаимодействия с ребёнком, требует предварительной подготовки; возраст — 24-36 мес, занимает до 20 мин.)
- САRS (15 шкал, по каждой из которых даётся полуколичественная оценка (7 градаций) поведения и др. особенностей ребёнка с подозрением на группу риска по аутизму)
- Метод раннего выявления детей с аутизмом (10 вопросов, объединённых в 4 группы, обращенных к психологу; применяется только после взаимодействия с ребёнком)
Слайд №11
3. Третий этап — установление диагноза: оптимальным считается использование клинической диагностики (в сочетании с некоторыми параклиническими методами) и такими тестами, как АDI-R (Интервью для диагностики аутизма (пересмотренное), Аutism Diagnostic Interview - Revised) и АDOS (Диагностическое расписание изучения аутизма). В клиническом подходе свойственная ему некоторая субъективность сочетается с возможностью учета субклинических признаков, возможностью их контекстной оценки (с выходом на квалификацию этих проявлений) и отслеживания в динамике. С другой стороны, четкая, более однозначная и со значительно меньшей степенью субъективности фиксация данных в названных тестах хуже приспособлена к учету деталей, оттенков наблюдений, и, конечно же, более формальна (даже если направлена, как АDI-R, на изучение истории развития ребенка). Оптимальным представляется сочетание клинического и экспериментально-психологического подхода с позиций как информационного, так и методологического порядка.
Слайд №12
В практическом здравоохранении третий этап представляет собой этап установления диагноза и определения стратегии лечебно-коррекционной работы.
Основные задачи: установление диагноза (после 3 лет), уточнение уровня развития отдельных психических функций и особенностей поведения, социально-психологическая поддержка семьи, коррекционная психолого-педагогическая работа, при необходимости — медикаментозное лечение.
Основные методы: динамическое клинико-психологическое наблюдение, тестовое обследование состояния отдельных психических функций и особенностей поведения, индивидуальные и/или групповые коррекционные психолого-педагогические занятия, консультирование и обучение родителей, при необходимости психофармакотерапия.
Участвующие специалисты: врач-детский психиатр, врач-невролог, врач-педиатр, клинический психолог, педагог-дефектолог, логопед.
Методы дополнительной диагностики: биохимические исследования крови, ЭЭГ, ЭхоЭГ, РеоЭГ*, при необходимости другие методы.
Ожидаемый результат: установление диагноза, активное сотрудничество органов здравоохранения и образования, переход в специальные или общие дошкольные образовательные организации, решение вопроса об установлении инвалидности и формирование индивидуальной программы реабилитации.
Слайд №13
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие эмоциональной сферы детей – как средство ранней помощи детям, посещающим группу ЗПР»
Методические рекомендации....

Адаптированная рабочая программа для детей раннего возраста "Служба ранней помощи"
Адаптированная рабочая программа для детей раннего возраста "Служба ранней помощи"...
Методы и приемы ранней диагностики речевых нарушений у детей
Учитывая, что становление речи у ребенка связано с развитием сенсорной деятельности, психики, моторики, особенно тонкой, с раннего возраста важно уметь определить наличие у него речевых нарушений....

Ранняя диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Формирование базовых предпосылок правильного звукопроизношения в условия ДОУ.
Современное общество требует от человека хорошо развитой коммуникативной функции,...

Ранняя диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Формирование базовых предпосылок правильного звукопроизношения в условия ДОУ.
Развитие связной речи является ведущей задачей в развитии коммуникативно-речевой компетентности на ступени дошкольного образования, поскольку в связной речи реализует...

Презентация на тему "Ранняя диагностика и ранняя помощь детям с РАС"
Ранняя помощь, скрининги для детей с РАС...

Ранняя диагностика «Комплексная оценка развития детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев»
Ранняя диагностика «Комплексная оценка развития детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев»...
