Ранняя диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Формирование базовых предпосылок правильного звукопроизношения в условия ДОУ.
презентация на тему

Грачёва Елена Викторовна

         Развитие связной речи является ведущей задачей в развитии коммуникативно-речевой компетентности на ступени дошкольного образования, поскольку в связной речи реализуется основная функция – коммуникативная, связная речь наиболее взаимодействует с развитием мышления, в ней отражены все другие задачи речевого развития ребенка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ранняя диагностика речевых нарушений детей дошкольного возраста. Формирование базовых предпосылок правильного звукопроизношения в условиях ДОУ. Учитель-логопед МДОУ «Октябрьский детский сад №2» : Е.В. Грачёва

Слайд 3

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 4

Компоненты речи

Слайд 5

Проблемы развития речи дошкольника: 1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. 2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. 3. Замусоривание речи сленговыми словами, употребление нелитературных слов и выражений. 4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

Слайд 6

Проблемы развития речи дошкольника: 5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. 6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. 7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. 8. Плохая дикция. Общая интонационная и произносительная смазанность речи.

Слайд 7

Нарушения речи системные нарушения речи (алалия, афазия); нарушение строения и функции речевого аппарата (ринолалия, дизартрия, сложная дислалия); нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия); нарушение темпо-ритмической стороны речи (заикание); нарушение мотивообразующей стороны речи (мутизм). Речь не развивается или ее развитие задерживается . Звучание речи ребенка часто резко отличается от звучания речи его сверстников Речь ребенка зависит от ситуации

Слайд 8

Дети с ограниченными возможностями здоровья – дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией, препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Слайд 9

Категории детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с нарушениями: • слуха; • зрения; • речи; • опорно-двигательного аппарата; • задержкой психического развития; • интеллекта; • расстройствами аутистического спектра; • множественными нарушениями развития.

Слайд 10

Дети с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 11

Подходы в диагностике нарушений развития детей. клинический (В.А. Доскин, Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова), психолого-педагогический (Н.М. Аксарина, Е.О. Смирнова, Е.А. Стребелева и др.). Такой подход отвечает и позиции большинства неврологических и психологиче-ских школ различных стран мира. Отслеживание адаптации ребенка к условиям ДОУ (карта адаптации). Оценка развития ребенка в соответствии с возрастными нормативами по образовательной программе ДОУ. Наблюдение за поведением, деятельностью, особенностями социального взаимодействия ребенка

Слайд 12

Диагностика нарушений развития у детей в условиях ДОУ Медицинская диагностика (проводится врачами различного профиля) Педагогическая диагностика (осуществляется воспитателями) Психолого-педагогическая диагностика (проводится педагогом- психологом ДОУ) Логопедическая диагностика (осуществляется логопедом ДОУ) Учреждение системы здравоохранения Психолого-медико-педагогическая комиссия Психолого-медико-педагогический консилиум дошкольного образовательного учреждения Р О Д И Т Е Л И Р Е Б Е Н К А

Слайд 13

Направления развития ребенка: социальное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; двигательное развитие. Контактность, навыки самообслуживания ; Сенсорное восприятие, предметно-игровая деятельность ; Понимание речи, звуковая культура ; Мелкая и общая моторики, артикуляция.

Слайд 14

Младший дошкольный возраст «задержка речевого развития», «задержка моторного развития», «задержка психомоторного развития». ЗРР выражается нарушении темпов формирования речи ; Задержка моторного развития выражается в нарушении формирования двигательного праксиса (артикуляционный аппарат, кисти и пальцы рук.)

Слайд 15

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) ЗПР конституционального генеза; ЗПР соматогенного генеза; ЗПР психогенного генеза; ЗПР церебрально-органического происхождения. Задержка психического развития выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций – труднообучаемые дети

Слайд 16

Общее недоразвитие речи это системное нарушение усвоения всех уровней языка (звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики), требующее длительного и систематического логопедического воздействия Основные признаки: позднее начало развития речи; замедленный темп речевого развития; ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас; нарушение формирования грамматического строя речи; нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия.

Слайд 17

Множественные нарушения развития - это сочетание двух или более выраженных психофизических нарушений : зрения, слуха, речи, двигательного и познавательного развития у одного ребенка. Например, сочетание - глухоты и слабовидения, умственной отсталости и слепоты, нарушения ОДА и глухоты и т.д.

Слайд 18

Расстройства аутистического спектра ранний детский аутизм; эмоциональное расстройство, связанное с ранней разлукой с матерью; эмоциональное расстройство, обусловленное сиблинговым соперничеством; фобическое тревожное расстройство детского возраста; смешанные расстройства поведения и эмоций. Особая патология нервной системы, при которой затруднено формирование эмоциональных контактов ребенка с внешним миром и более всего — с человеком.

Слайд 19

Уровни общего недоразвития речи 1 уровень – полное отсутствие речи, элементы речи. (Алалия) 2 уровень – зачатки общеупотребительной речи, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. 3 уровень – речь более развернута, отсутствуют грубые отклонения в развитии фонетико – фонематической и лексико – грамматической стороны речи

Слайд 20

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Слайд 21

Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями в развитии сенсорной сферы, познавательной деятельности (восприятие цвета, формы, величины, пространственный гнозис); личностной сферы (активность, контактность, фактор эмоционального напряжения, реакция на одобрение, самооценка, уровень притязаний и др.); предметной деятельности (конструктивный праксис. направленность действий, способы действий, принятие помощи); навыков самообслуживания (личная гигиена, одевание, раздевание, прием пищи и др.); игровой деятельности (интерес к игрушкам, протяженность игры, характер игры и т.д.). Методики Стребелевой Е.А. Забрамной С.Д. Рубинштейн С.Я. Венгер А.А. Певзнер М.С., Розановой Т.В., Семенович А.В., Семаго М.М. и др.

Слайд 22

Основные задачи воспитателя в области развития речи: расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем; Обучение рассказыванию: пересказ, рассказ по сюжетной картине, рассказ по серии картин, описательные рассказы Творческие рассказы - развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения; автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звукослоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.

Слайд 23

Звуковая культура речи —включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность и четкую дикцию. О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культура речи, отмечает, что «перед, педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.»

Слайд 24

Задачи развития звуковой культуры речи Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: - звуковысотный слух, слуховое внимание; - восприятие темпа и ритма речи. Формировать произносительную сторону речи: - учить детей правильному произношению всех звуков родного языка; - развивать артикуляционный аппарат; - работать над речевым дыханием; - вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;

Слайд 25

Задачи развития звуковой культуры речи - вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию; - формировать нормальный темп речи, умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Слайд 26

Организация работы над звуковой культурой речи в условиях ДОУ. Речевые уголки : • альбомы на разные звуки; • предметные картинки; • упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики с картинками; • атрибуты для формирования правильной воздушной струи ; • картотеки чистоговорок, скороговорок, речевых игр, стихов-диалогов и др. ; • разнообразные речевые игры ; • книги ; • фоно- и видеотеки.

Слайд 27

Методы и приемы воспитания звуковой культуры речи : дидактические игры ; подвижные или хороводные игры с текстом ; дидактические рассказы с включением учебных заданий детям ; метод упражнений. образец правильного произношения, который дает педагог; краткое или развернутое объяснение движений речи двигательного аппарата; образное называние звука или звукосочетания; совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь.

Слайд 30

«Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, не определен, не образован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка». И. Гердер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дефференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

В данной презентации раскрыта диагностика речевых нарушений:-фонематическая дислалия и моторная алалия;-анамнез;-дети с ЗПР и ЗРР;-основные диагностические параметры;- обследование детей;-слабослышащи...

Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Дифференциальная диагностика в логопедической практике – это процедура разграничения речевых расстройств, имеющих сходную симптоматику, но различающихся по причинам, механизмам, тактике кор...

Ранняя диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Формирование базовых предпосылок правильного звукопроизношения в условия ДОУ.

     Современное  общество  требует  от  человека  хорошо  развитой  коммуникативной  функции,...

Выступление на тему: «Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Выступление на тему: "Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста"...

Артикуляционная гимнастика-основа правильного звукопроизношения и профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Дефекты звукопроизношения, возникнув  в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Поэтому наиболее актуальным  является воспитание чистой ...