Ранняя диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Формирование базовых предпосылок правильного звукопроизношения в условия ДОУ.
материал на тему

Грачёва Елена Викторовна

       Современное  общество  требует  от  человека  хорошо  развитой  коммуникативной  функции,           умения  работать  в  команде,  владеть  грамотной,  четкой  дикцией,  уметь  находиться  в  коллективе, удовлетворяя  потребности  большего  количества  людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ранняя диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Формирование базовых предпосылок правильного звукопроизношения в условия ДОУ.

«Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, не определен, не образован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка».

И. Гердер

       Современное  общество  требует  от  человека  хорошо  развитой  коммуникативной  функции,           умения  работать  в  команде,  владеть  грамотной,  четкой  дикцией,  уметь  находиться  в  коллективе, удовлетворяя  потребности  большего  количества  людей.

   Речевое развитие включает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

       Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих.  Полноценная речь ребенка является одним из основных условий его развития.  Овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению.

   Целевые ориентиры речевого развития старшего дошкольника.    

  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д.

К типичным проблемам развития речи дошкольника относятся:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.                                                                                                                                                                         2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.                                                                                                                                                                                            3. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.                                                                                                                                                                                                                                                   4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

 5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)                                                                                                                                                              6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.                                                                                                                                   7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.                                                                                                                                                                                                                       8. Плохая дикция. Общая интонационная и произносительная  смазанность  речи.     

   Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

На  современном  этапе  развития  общества  логопеду  приходится  работать  с  детьми,       имеющими  множественные  нарушения,  и  не  все  они  видны на  первый взгляд.           

Контингент  учащихся  сильно  изменился. Большинство  детей  имеют  серьезные  нарушения  речи,  т.  е.  относятся  к  группе  лиц  с  ограниченными  возможностями           здоровья. 

      Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи с тем, что их количество увеличивается, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе.

Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе.

Задача логопеда -   развивать  функцию  коммуникации  и  умение  этой  функцией пользоваться  для  благополучной  социализации  ребенка.                    

Успешность  коррекционной  работы с детьми зависит  от временных  параметров:  чем  раньше  ребенок  попадет  к  специалисту,  тем больше  вероятность  преодоления  его  нарушений.  Но нарушение необходимо, в первую очередь, распознать. И определить задатки нарушенного развития можно уже в раннем возрасте.

Речевая патология у детей раннего возраста проявляется, в основном, в виде отсутствия или задержки формирования вербальных средств общения. Специалисты в области детской речи отмечают, что уже первые слова могут являться сигналами неблагополучия в речевой сфере.

  В рамках психолого-педагогического подхода комплексная диагностика развития детей раннего и младшего дошкольного возраста предполагает исследование

-Уровня социального развития ребенка, который определяется на основе совокупной оценки контактности, эмоциональной сферы, навыков самообслуживания.

-Уровень познавательного развития можно установить на основе совокупной оценки сенсорного развития (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического, пространственного восприятия), сформированности предметной и предметно-игровой деятельности, познава-тельной активности, мотивации к различным видам деятельности, знаний об окружающем мире, внимания, обучаемости.

-При определении уровня речевого развития учитывается понимание ребенком обращенной к нему речи, развитие экспрессивной речи (смысловой и звуковой ее стороны), ее просодических компонентов.

-Уровень двигательного развития устанавливается с учетом сформированности основных двигательных навыков, моторных функций кистей и пальцев рук, а также артикуляционного аппарата.

           К детям раннего и младшего дошкольного возраста сложилась практика постановки таких «диагнозов», как «задержка речевого развития», «задержка психоречевого развития», «задержка моторного развития», «задержка психомоторного развития».

Под задержкой речевого развития понимают более позднее возникновение речи, а в некоторых случаях и нарушение темпов ее формирования.

Под термином  задержки моторного развития понимают временное отставание формирования двигательных навыков (более чем на 30 %) по отношению к средним возрастным показателям двигательного развития. В двигательной сфере ребенка анализу подлежит в первую очередь дви-гательный праксис — целенаправленные движения (в том числе артикуляционные, кистей и пальцев рук).

      Нарушения вербальной коммуникации у детей дошкольного возраста, как правило, проявляются в виде недоразвития речи, под которым понимают «качественно низкий уровень сформированности сравнительно с нормой той или иной речевой функции или речевой системы в целом».

Недоразвитие речи наблюдается при различных формах аномального развития ребенка. Например, при задержке психического развития, умственной отсталости, тугоухости, аутизме и мн. др. В этих случаях речевое недоразвитие рассматривается как вторичный дефект по отношению к основному. Речеязыковые затруднения при каждой форме аномального развития ребенка будут специфичны.

При недоразвитии речи любой этиологии в качестве основного симптома выступает нарушение языковых норм, что внешне выражается в форме устойчивых специфических ошибок, свидетельствующих о трудностях усвоения как языка в целом, так и отдельных его подсистем.

       Словарный запас ребенка с недоразвитием речи несовершенен как количественном, так и в качественном отношении. Такие дети длительное время не могут усвоить названия многих предметов, действий или признаков.

        Помимо несовершенства лексических навыков, не менее значимым симптомом недоразвития речи является несформированность актуальных грамматических навыков, что проявляется в речи в виде устойчивых ошибок при изменении форм слов и построении предложений.

Дети с ОНР с большим трудом овладевают такими операциями, как лексическое наполнение и грамматическое структурирование речевого высказывания, что негативно отражается на связной речи.

         Усвоение фонетической/фонологической  системы языка наряду лексической и грамматической — это также немаловажный критерий овладения родным языком.

Сформированность фонологических (звукоразличение, звуковой анализ и синтез) навыков и умений является показателем возможности овладения грамотой. Фонетические навыки и умения (звукопроизнесение, произнесение слов различной слоговой структуры, просодическое оформление речи) свидетельствуют о способности «внешне» (фонационно) оформить высказывание.

           У детей с тяжелой речевой патологией отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Так же для таких детей характерно недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания.        

Исправление речи требует систематических продолжительных занятий.Успех коррекции во многом может зависеть и от семьи ребенка, родители должны всемерно помогать педагогам.  

         Развитие связной речи является ведущей задачей в развитии коммуникативно-речевой компетентности на ступени дошкольного образования, поскольку в связной речи реализуется основная функция – коммуникативная, связная речь наиболее взаимодействует с развитием мышления, в ней отражены все другие задачи речевого развития ребенка.

К основным задачам в области развития речи детей относятся:                                                           1) расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;                                                                                                                                                                                           2) Обучение рассказыванию;                                                                                                                                                                            3) Развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;                                                                                                                                                                                       4) автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звукослоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.

          Наша задача, как педагогов в ситуации не только коррекции, но и в первую очередь предупреждения нарушения речи, компенсировать последние, как в образовательной деятельности, так и во всех режимных моментах.

В нашем детском саду, в дополнение к развитию связной, грамматически правильной речи, ведется работа по развитию звуковой культуры речи.

Звуковая культура речивключает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию. О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культура речи, отмечает, что «перед, педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи».

        Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание - являются базовыми предпосылками и условием для возникновения звучащей речи.

        Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование звуковой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

Задачи развития звуковой культуры речи:                                                                          1Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:- звуковысотный слух;- слуховое внимание;- восприятие темпа и ритма речи.                                                                                                                                        2Формировать произносительную сторону речи:- учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;- развивать артикуляционный аппарат;- работать над речевым дыханием;- вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;- вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;- формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова;- фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

 3Развивать произношение СЛОВ согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.                                                                                                                                            4Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

       Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по основным направлениям:
1. Развитие восприятия речи. Здесь должны быть решены задачи развития слухового внимания и речевого слуха (фонематического, звуковысотного, ритмического слуха, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи).
2. Развитие артикуляционного и голосового аппарата, выработка умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности.

3.Формирование произносительной стороны речи: правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами.

      Для организации работы по развитию звуковой культуры речи группах создаются и эффективно используются речевые уголки. Где собраны и постоянно пополняются разнообразные практические и наглядные, а также методические материалы для решения всех задач по развитию звуковой культуры речи.        

       В работе по развитию мелкой моторики рук, для достижения положительных результатов в короткие сроки и повышения интереса к занятиям в нашем детском саду используют разнообразные нетрадиционные методы, способствующие развитию межполушарного взаимодействия, стимулирующего формирование речевых центров в полушариях головного мозга и развитию мыслительной деятельности.  Суть которых заключается в одновременной активизации работы правой, левой руки и одновременные движения обеих рук.

Это игры с  предметами (карандашами, счетными палочками, цветными прищепками, пробками, камешками Марблс, природным материалом), шнуровки, бродилки, выкладывание по контуру (бусин, пуговиц, счетных палочек, цветных скрепок), зеркальное рисование (на крупе, песке, цветными мелками на бумаге), упражнения по  биоэнергопластике, су-джок терапии, криотерапии, гидрогимнастике, основанных на воздействии на кисти рук холода и тепла попеременно, нейробики, кинезиологии.

При развитии речи дошкольников важно обратить внимание на развитие речевого дыхания и артикуляции. Такие упражнения  широко используются на занятиях по экспериментальной деятельности, физкультурных, музыкальных мероприятиях.

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха. С детьми проводятся упражнения по методике Стрельниковой, основанной на «обратном» вдохе и выдохе.

Для развития артикуляционного праксиса используем различные артикуляционные комплексы, разработанные с учетом возрастных особенностей детей. Это сказки о веселом язычке, упражнения с перчаткой, игры с языком. Большой интерес вызывает выполнение артикуляционных упражнений с помощью мультимедийных презентаций и видеофильмов.

Игры проводятся как группой, так и в игровой деятельности детьми самостоятельно. При выполнении заданий используется наглядный показ педагога,  работа с зеркальным отображением, картинный материал.

Для четкого различения звуков, развития звукого анализа и синтеза необходимо развивать фонематический слух и чувство ритма. Связь между хорошим фонематическим слухом и четким произношение очевидна. Правильно услышал - безошибочно повторил, а в школьной деятельности - написал. Для развития речевого внимания и фонематического слуха используются упражнения с музыкальными инструментами, разные шумовые коробочки, стукалки.

На музыкальных занятиях развитие ритма и слуха проводится по системе Карла Орфа, методике Железновых, О.Галянт. На физкультурных занятиях проводятся логоритмические игры, сочетающие речь с движением.

Для воспитания звуковой культуры речи мы используем следующие методы и приемы:

  • Дидактические игры 
  • подвижные или хороводные игры с текстом 
  • дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.
  •  метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок и др.)

Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:

- образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;

- краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;

- образное называние звука или звукосочетания;

- хоровые и индивидуальные повторения;

- совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь;

- оценка ответа или действия и исправления;

- показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

Воспитание звуковой культуры предполагает:

- формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

- воспитание орфоэпически правильной речи — умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;

- формирование выразительности речи — владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

- выработка дикции — отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

- воспитание культуры речевого общения как части этикета.

В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать возрастные особенности детей, особенности речи каждого ребенка.  Использовать помощь родителей, поддерживать связь с логопедом.

Вывод: 

Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами, препятствуют усвоению грамотой.

Выявление отклонений в речевом развитии в раннем возрасте способствует оказанию своевременной коррекционной  помощи,  необходимой для всестороннего  полноценного развития каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дефференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

В данной презентации раскрыта диагностика речевых нарушений:-фонематическая дислалия и моторная алалия;-анамнез;-дети с ЗПР и ЗРР;-основные диагностические параметры;- обследование детей;-слабослышащи...

Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Дифференциальная диагностика в логопедической практике – это процедура разграничения речевых расстройств, имеющих сходную симптоматику, но различающихся по причинам, механизмам, тактике кор...

Ранняя диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Формирование базовых предпосылок правильного звукопроизношения в условия ДОУ.

       Развитие связной речи является ведущей задачей в развитии коммуникативно-речевой компетентности на ступени дошкольного образования, поскольку в связной речи реализует...

Выступление на тему: «Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Выступление на тему: "Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста"...

Артикуляционная гимнастика-основа правильного звукопроизношения и профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Дефекты звукопроизношения, возникнув  в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Поэтому наиболее актуальным  является воспитание чистой ...