РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОО
консультация по коррекционной педагогике

Дьякова Ольга Владимировна

Моторные навыки — это основа большинства видов деятельности. Именно они позволяют выполнять нам практически все — от ходьбы до письма.
Все движения делятся на две категории: крупная моторика, осуществляемая крупными мышцами тела, и мелкая моторика, выполняемая мышцами кистей рук и ног.
Для развития ребенка важно гармоничное развитие обоих типов навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx15.72 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОО (автор: Нищева Н. В.)

Моторные навыки — это основа большинства видов деятельности. Именно они позволяют выполнять нам практически все — от ходьбы до письма.
Все движения делятся на две категории: крупная моторика, осуществляемая крупными мышцами тела, и мелкая моторика, выполняемая мышцами кистей рук и ног.
Для развития ребенка важно гармоничное развитие обоих типов навыков.

Крупная моторика является основой любых движений, необходимых в повседневной жизни.
Важно соответствие моторного развития ребенка существующим нормам особенно в первые два года.
В последнее время ученые все больше говорят о зависимости психического развития ребенка, его интеллектуального и речевого развития от развития моторики, как мелкой, так и крупной. Исследования показывают, что пребывание ребенка в цифровой среде, в виртуальном мире, все больше отрицательно сказывается на его моторном развитии.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста, на базе общей моторики.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой.

Этапы моторного развития ребенка дошкольного возраста
• 2-3 месяца. На этом этапе ребенок активно интересуется окружающим его миром, изучая его через осязание, проявляет интерес к предметам и игрушкам, хватает и ощупывает их.
• 3-6 месяцев. Малыш начинает уже сам тянуться к игрушкам и предметам, которые вызывают у него интерес.
• 8-12 месяцев. Активное взаимодействие с предметами – малыш берет их, перекладывает из одной руки в другую.
• 1 год. Дети активно подражают взрослым. Выполняет действия с игрушками.
• 12-18 месяцев. С этого возраста ребенок уже умеет держать в руках карандаш, ложку и т.д. Начинаются более активные игры, постройка башен из кубиков и т.д.
• 18-24 месяца. Ребенок может переворачивать по одной странице книги. На этом этапе уже есть понимание формы предметов, т.е. ребенок может поместить пирамидку (кубик, шар) в соответствующее отверстие.
• 24-36 месяцев. Ребенок может быть занят игрой с пластилином, работой с песком и глиной. Дети уже открывают ящики у стола, могут достать оттуда все содержимое.
• 3-4 года. Дети уже могут обводить контуры, строить более высокие постройки из кубиков.
• 4-5 лет. Дети могут раскрашивать картинки, рисовать карандашом. Как правило, на этом этапе ребенок активно лепит из пластилина, может переписывать печатные буквы и сам завязывать шнурки.
• 5-6 лет. Дети могут вырезать предметы из бумаги и картона. Ребенок уже может писать, рисовать простые геометрические фигуры, цифры, буквы (некоторым нужен образец для этого).

Нарушение мелкой моторики у детей – это расстройство кистевого и пальцевого праксиса, сопровождающееся трудностями выполнения точных координированных движений. Дошкольники с недостаточностью тонкой моторикой плохо удерживают предметы в руке (ложку, карандаш), не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать обувь, не любят конструировать, рисовать, имеют плохой почерк. Как правило, у них отмечаются нарушения речевого развития.

У детей расстройства ручного праксиса чаще всего вызываются следующими факторами:
• перинатальной патологией;
• недоношенностью;
• нейроинфекциями;
• поражениями мозжечка;
• травмами головы;
• травмами и патологиями верхних конечностей;
• наследственными заболеваниями;
• СДВГ, аутизмом, синдромом Аспергера, алалией, заиканием, дизартрией.

Около 2/3 площади двигательной коры в мозге отвечают за регуляцию движений кисти руки. Эти двигательные центры располагаются в непосредственной близости от моторного центра речи, поэтому при работе мышц руки неизбежно активизируется речевой центр. Этим объясняется тесная взаимосвязь уровня развития мелкой моторики и речевой функции.
Развитие мелкой моторики в основном приходится на дошкольный возраст и заканчивается к 6-7 годам.
Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Следствием низкого уровня сформированности мелкой моторики становятся школьные трудности. Дети имеют неаккуратный, неразборчивый почерк. Несовершенства устной речи часто приводят к развитию дисграфии.

Специалисты рекомендуют начинать развитие мелкой моторики у детей в возрасте восьми месяцев. Именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке. Можно, конечно, приступить к развитию мелкой моторики и раньше, предлагая малышу поиграть с предметами разных фактур, форм и размеров, а также со специальными игрушками, которые, кстати говоря, легко делаются из того, что есть дома, но не факт, что будет результат. Так что, восемь месяцев – это самый оптимальный срок.

Упражнения в повседневной жизни очень важны для детей дошкольного возраста, т. к. тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у малышей сенсомоторной координации, т. е. согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными.

Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику. Это следует учитывать инструкторам по физическому воспитанию, которые должны включать подобные упражнения в комплексы ОРУ.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики

• Игры с природным материалом (с массажными мячиками, грецкими орехами, каштанами, желудями, шишками, чурочками, палочками, камешками и т.п.).

• Пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика с рифмованным текстом, массаж пальчиков.

• Лепка из глины, пластилина или солёного теста.

• Игры с игрушками-вкладышами, мозаикой, конструкторами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя-логопеда ДОУ

Система расчитана на ДОУ, не имеющего в соей структуре специализированных групп....

Система работы учителя-логопеда Арнаут Александры Николаевны на логопедическом пункте МБДОУ №25 «Родничок» на 2012-2013 учебный год

В связи с появлением в детском саду большого количества детей с нарушениями речи, возникла необходимость  разработки системы логопедиче-ской работы по коррекции на логопункте  речевых наруше...

Конспект логопедического занятия по развитию мелкой моторики:"Зимняя прогулка в сказочном лесу". Учитель-логопед МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №30" г.Сергиев Посад

В занятии представленны различные виды упражнений для развития пальцевой моторики у детей старшего и подготовительного к школе возраста. Все этапы занятия объединены одной сюжетной линией: прогулка по...

«Система работы учителя – логопеда ДОУ с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС» (из опыта работы).

В данной статье содержится описание опыта работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения с детьми ОВЗ , имеющими диагноз ТНР.                   ...

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....

Система работы учителя-логопеда с детьми, имеющие сложные дефекты речевого развития

Современные требования к психолого-педагогическому сопровождению особенных детей в ДОУ предъявляют высокие требования к личности учителя-логопеда:владение общетеоретическими и специальными профессиона...

Консультация для родителей Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы "учитель-логопед - ребенок - родитель"

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....