Система работы учителя-логопеда с детьми, имеющие сложные дефекты речевого развития
материал по логопедии

Мадеева Ксения Васильевна

Современные требования к психолого-педагогическому сопровождению особенных детей в ДОУ предъявляют высокие требования к личности учителя-логопеда:

  • владение общетеоретическими и специальными профессиональными знаниями, знание программ,
  • умение распознавать речевые нарушения, владеть приемами и методами их устранения и коррекции, специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами;
  • умение проводить профилактическую работу с родителями и т.д.

Успех в выполнении этих задач зависит от наличия у логопеда глубоких профессиональных знаний и навыков, и, главное, в выборе необходимых и достаточных для получения качественного образовательного результата, методов и приемов работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мадеева К.В.,

учитель-логопед МКДОУ № 22 г. Аша

Система работы учителя-логопеда с детьми, имеющими сложные дефекты речевого развития

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд 2

Небольшая справка из теории вопроса:

В методике и  предмете специальной дошкольной психологии и дошкольной педагогики  классификация речевых нарушений содержит два параметра – письменной речи

Слайд 3

и нарушения устной речи.

В дошкольном учреждении мы рассматриваем речевые нарушения, связанные с нарушениями устной речи, поэтому используется клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.

В данной классификации в логопедии и дефектологии существует два типа нарушений устной речи:

  • нарушения фонационного (внешнего) оформления произносительной стороны речи;
  • структурно-семантическое (внутреннее) системное или полиморфное нарушение речи.

Слайд 4

Фонация – звук, голосообразование; поражение – голосообразование, темпоритмическая организация высказывания, интонационно-мелодическая, звукопроизносительная сторона речи.

В зависимости от этого мы выделяем виды нарушений, представленные на слайде

Слайд 5

Вместе с тем, специалисты, работающие с обучающимися категории ОВЗ, рассматривают еще две группы сложных нарушений: нарушение средств общения и нарушения в применении средств общения.

Слайд 6

И так, наиболее сложные речевые нарушения охватывают фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую сторону языка, так как именно они приводят  к общему недоразвитию речи – от полного отсутствия или лепетного состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

Слайд 7

Данные знания помогают учителю-логопеду, учителю-дефектологу использовать широкие возможности для внедрения в профессиональную практику научно обоснованных фронтальных методов коррекционного воздействия на нарушенную речь и другие психические функции детей дошкольного возраста. Наиболее значимым является вопрос о том, какие именно компоненты речевой системы затронуты, недоразвиты или нарушены. Придерживаясь этого подхода, специалист четко представляет себе направление коррекционного обучения при выявлении каждой категории речевого расстройства: общего недоразвития речи, фонетико-фонематического недоразвития, при недостатках произношения звуков, при условии сохранного органического развития организма ребенка (норме речедвигательного аппарата, слуха, зрения и т.д).

И при этом, очевидно, что логопедическое воздействие будет эффективным только при правильном выборе методов и приемов работы.

Слайд 8

Опыт работы учителем-логопедом у меня небольшой.

В прошлом году я работала с  дошкольниками подготовительного возраста, в этом году – у меня средняя группа.

Исходя из контингента детей, за прошедшие два года, могу сказать, что ежегодно встречаются дети со сложными речевыми дефектами.

Слайд 9

Из моих детей – это в основном дети с разными формами дислалии. У двоих детей выявлена смешанная дислалия, при которой параллельно выявляется нарушение речедвигательного и речеслухового анализаторов. В речи таких детей встречаться все дефекты произношения: замена, смешение, отсутствие, искажение звуков. Есть дети с механической дислалией.

Некоторые дети имеют или имели частичные органичные поражения: внутриутробная гипоксия; обвитие пуповины в перинатальный период; интоксикация лекарственными препаратами  в фетальный и перинатальный периоды.

Слайд 10

Процесс обследования дошкольников с ОВЗ  после зачисления их в группу для детей с ТНР позволяет правильно поставить педагогический и клинический диагнозы, что имеет важное значение в определении путей коррекционного воздействия, но каждый из нас понимает, что иногда уточнение клинического диагноза возможно бывает только в ходе коррекционной работы.

Слайд 11

Всю систему своей логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения условно делю на три этапа.

Слайд 12

В соответствие с принципами и

Слайд 13

задачами работы учителя-логопеда.

Слайд 14

Многообразие форм, методов, средств устранения речевых нарушений позволяет качественно организовать коррекционно-образовательный процесс.

Слайд 15

Логопедическое воздействие организую в интересной ребенку форме, обязательно с задействованием всех анализаторов, благодаря использованию акустических опор, зрительных, тактильных и мышечных ощущений.

Работая над развитием фонематических процессов на подготовительном этапе, дети учатся воспринимать и различать изучаемые звуки в чужой речи, в собственной речи на материале сохранных звуков.

Слайд 16

Развитие моторики органов артикуляции можно сделать интереснее для ребенка, используя различные игры на липучках, кубики и прочие пособия.

При необходимости в комплекс артикуляционной гимнастики включаю упражнения для выработки воздушной струи.

Слайд 17

Кроме пальчиковой гимнастики и разработанных упражнений для развития мелкой моторики рук в логопедической работе с дошкольниками использую мозаики, шнурование, различные виды рисования, сортеры, LEGO-конструктор, природный материал и др.

Слайд 18

Добиваясь у детей четкого произношения гласных и наиболее простых согласных звуков, создаю базу для появления звуков, более легких по артикуляции.

Слайд 19

В  процессе  постановки  звука  должны  быть  активно  задействованы  зрительный, слуховой,  двигательный,  тактильный  анализаторы  –  это  дает  возможность  осознанно усвоить звук даже ребенку с тяжелым нарушением речи.

Слайд 20

Поставленный звук очень хрупкий, условнорефлекторная связь может легко исчезнуть без подкрепления, поэтому звук автоматизируют. С  физиологической  точки  зрения  автоматизация  представляет  собой  процесс закрепления условнорефлекторных речедвигательных связей на специально подобранном речевом  материале  в  определенной  последовательности,  основанной  на  усложнении содержания речевого материала.

Слайд 21

Если в процессе автоматизации  ребунок легко включает поставленный  звук в речь и не смешивает его с другими звуками, то работа по закреплению звука прекращается.

При необходимости, когда ребенок имеет проблемы в различении поставленного звука и его прежнего субститута, звуковая работа продолжается на этапе дифференциации.

Значительная  роль  на  этапе  дифференциации  звуков  отводится  развитию фонематического анализа и синтеза.

Слайд 22

Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда с другими специалистами ДОУ, воспитателями группы и, конечно, родителями, так как включение последних в процесс коррекции является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка.  

Слайд 23

Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным и действенным – все для ребенка.

Слайд 24

Перед  всеми педагогами ДОУ и родителями стоят единые задачи, но отличаются лишь пути их реализации.

Слайд 25

В заключении хочу сказать, что  современные требования к психолого-педагогическому сопровождению особенных детей в ДОУ предъявляют высокие требования к личности учителя-логопеда:

Владение общетеоретическими и специальными профессиональными знаниями, знание программ, Умение распознавать речевые нарушения, владеть приемами и методами их устранения и коррекции, специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами умение проводить профилактическую работу с родителями и т.д.

Успех в выполнении этих задач зависит от наличия у логопеда глубоких профессиональных знаний и навыков, и, главное, в выборе необходимых и достаточных для получения качественного образовательного результата, методов и приемов работы.

Слайд 26

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 22» города Аши Челябинской области Система работы учителя-логопеда с детьми, имеющими сложные дефекты речевого развития Ксения Васильевна Мадеева учитель-логопед Аша, 2021 г.

Слайд 7

Для того, чтобы процесс речевого развития у детей протекал своевременно и правильно необходимо соблюдение следующих условий. Ребенок должен: быть психически и соматически здоров; иметь нормальные умственные способности, иметь нормальный слух и зрение; обладать достаточной психической активностью; обладать потребностью в речевом общении, иметь полноценное речевое окружение

Слайд 10

Выбор ведущего направления логопедической работы при устранении конкретной формы дислалии зависит от структуры ее речевого дефекта. Основные направления коррекции звукопроизносительной стороны речи при любой форме дислалии : работа над развитием артикуляционной моторики работа над формированием фонематических процессов

Слайд 11

Этапы логопедического воздействия

Слайд 15

Развитие фонематических процессов

Слайд 16

Развитие мелкой моторики кистей рук

Слайд 17

Развитие артикуляционной моторики

Слайд 18

Отработка опорных звуков

Слайд 19

Постановка звука

Слайд 20

Автоматизация умений правильного звукопроизношения

Слайд 21

Дифференциация смешиваемых звуков

Слайд 22

Закрепление произносительных умений и навыков в различных коммуникативных ситуациях

Слайд 23

Методы и приемы, которые использует учитель-логопед, важны для:

Слайд 24

Система работы учителя-логопеда

Слайд 25

Л огопед – это первый учитель, который, работая с детьми, осуществляет вклад в их завтрашний день, развивая и ф ормируя навыки владения правильной речью, столь необходимой для успешной жизни.

Слайд 26

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 22» города Аши Челябинской области Система работы учителя-логопеда с детьми, имеющими сложные дефекты речевого развития Ксения Васильевна Мадеева учитель-логопед Аша, 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация работы учителя-логопеда с леворукими детьми, имеющими речевые нарушения"

Исправление речевых нарушений у детей с ведущей левой рукой...

Статья "Особенности работы учителя – логопеда со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения".

Особенности работы учителя – логопеда  со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения....

«Система работы учителя – логопеда ДОУ с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС» (из опыта работы).

В данной статье содержится описание опыта работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения с детьми ОВЗ , имеющими диагноз ТНР.                   ...

Песочная терапия в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии

Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда....

Технология проектирования в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В данной статье представлен опыт работы по проектной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. На примере конкретного проекта рассмотрены основные принципы данной технологии....