Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста по обеспечению психологической безопасности личности ребенка «Давайте жить дружно»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста

 

по обеспечению психологической безопасности личности ребенка

 

«Давайте жить дружно»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста

по обеспечению психологической безопасности личности ребенка

«Давайте жить дружно»

(занятие с элементами психогимнастики, психотехнических игр и упражнений)

педагог-психолог

Ольховик О.В

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка предполагает решение основной задачи ФГОС ДОУ – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия.

Состояние защищенности личности, обеспечивающее ее целостность как активного социального субъекта и возможность развития в условиях информационно-психологических воздействий из окружающей среды определяется как психологическая безопасность личности.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь - основа жизнеспособности ребенка. Тут же необходимо отметить то, что говоря о защите целостности личности, подразумеваем защиту и душевного здоровья и духовности.

  • целью решения этой задачи в практике педагога-психолога осуществляется эта работа в основных направлениях деятельности, используются различные формы и методы взаимодействия

  • детьми. Надежным показателем верно выбранных средств психологической безопасности служит хорошее, бодрое настроение детей, проявляемые ими чувства радости, уверенности.

Ребенок не может самостоятельно обеспечить свою безопасность, оградить себя от угроз психическому благополучию, поэтому необходимо позаботиться о психологической безопасности, чувстве его защищенности - это задача взрослых.

Возрастная группа: дети старшей группы (5-6 лет).

Форма совместной деятельности:  коллективная.

Форма организации: групповая (8 – 10 чел.)

Принцип комплектования: в группу включаются дети с похожими психоэмоциональными характеристиками: повышенный уровень тревожности, неуверенность в себе, импульсивность, низкий социальный статус, заниженная самооценка.

Цель  создание условия развития эмоционально стабильной, уверенной в своих силах целенаправленной личности.

Задачи:

Образовательные:

 обучить навыкам взаимодействия, сотрудничества;  закрепить навыка взаимодействия в парах;  учить преодолевать трудности общения Коррекционно – развивающие:

 развить умения выражать свое отношение к окружающим используя различные выразительные средства;

 создать чувства сплоченности коллектива;

 создать положительного эмоционального настроения;

 развить навыков общения и формирование положительной самооценки;

 сформировать эмоциональной стабильности, эмоционального благополучия;

  • снять психомоторного напряжения. Воспитательные:

  • позитивное отношение детей к ровесникам, дружественные отношения между ними.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая.

Методы и приёмы: метод словесной передачи и слухового восприятия.

Материалы и оборудование: ноутбук для музыкального сопровождения; «волшебный» ковер; листы бумаги, цветные карандаши (по одному набору на пару детей); медальки с изображением веселых человечков.

Планируемые результаты:

  • Осознание собственных эмоций, умение ими владеть, сдерживать их.

  • Понимание эмоциональных состояний окружающих людей.

  • Позитивное отношение детей к ровесникам, дружеские отношения между ними.

  • Уверенность в своих силах, чувство самоуважения.

Ход:

Разминка

-Здравствуйте, ребята! Мы собрались здесь сегодня не случайно. Сегодня у нас волшебное занятие, которое поможетт вам понять себя и окружающих вас людей.

Игра «Ласковое имя». А теперь давайте встанем в круг. Вспомним, как ласково зовут вас дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, назовет одно или несколько своих ласковых имен. Важно, кроме того, запоминать, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто первый раз бросил вам, и произнести его ласковое имя. (Повтори по кругу перебрасывают друг другу мячик, называя свои ласковые имена. Затем игра повторяется в обратном порядке.)

Основная часть

-Скажите, пожалуйста, может ли человек прожить один? Почему вы так думаете? (ответы детей). Конечно, ребята, человеку очень трудно прожить на свете одному: ему будет грустно, тоскливо, одиноко, ему не с кем будет играть, он даже может заболеть. Значит, для того, чтобы быть здоровым, человек нужно жить среди людей, но среди людей непросто сохранить свое здоровье. Сердились ли когда-нибудь? (ответы детей).

Я предлагаю вам выполнить упражнение «Сердитые человечки». Дети встают в круг.

-Представьте себе, что мы попали во враждебную сказочную страну и нас окружают очень сердитые, задиристые человечки. Представьте, как они выглядят: у них сердитые глаза, сдвинуты брови, сжаты зубы, руки сжаты в кулаки, напряжены спина и ноги (все это ведущий показывает, провоцируя детей). Что же происходит? Мы стали похожи на этих человечков, а ведь никаких человечков нет, мы сами их придумали. Посмотрите вокруг и улыбнитесь друзьям.

-Скажите, ребята, что вы чувствовали, когда стали сердитыми человечками? А когда стали снова добрыми? (ответы детей). Давайте беречь друг друга и не ссориться!

  • Оказывается - все люди разные, а разные мы, потому что у нас у каждого свой характер. У всех есть хорошие и плохие поступки. Мы часто замечаем только недостатки друг друга. Но умеем ли мы хвалить своих друзей или недругов, находить в них что-то хорошее?

Игра «Конкурс хвастунов». Давайте присядем на ковер. Это простой ковер: всякий, кто попадает сюда, превращается в хвастуна. И так как нас много, мы сможем провести необычный конкурс ― конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. А хвастаться мы будем соседом справа. Посмотрите на своего соседа справа. Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается.

  • Вы заметили, что, когда вы хвастались, вы часто говорили одни и те же слова о разных детях, наверное, именно этими качествами они похожи друг на друга.

  • Мы уже говорили, что человеку одному жить невозможно. Иногда мы не можем справиться

  • одиночку с каким-то делом, нам нужно объединиться. Давайте поиграем в игру, которая называется «Полянка». В центре зала расстилается небольшое покрытие — «Полянка». Дети под музыку свободно двигаются по залу — «гуляют». Через некоторое время музыка замолкает, ведущий говорит: «Пошел дождь. Все на полянку там сухо и светит солнце». По команде все участники должны «спрятаться на полянке» (встать на покрытие). Затем снова «дождь прекращается», и игра повторяется, но покрытие каждый раз сворачивается, и «полянка» уменьшается по площади.

-Для того жить дружно в мире людей, нужно научиться договариваться друг с другом. Я предлагаю вам объединиться в пары и нарисовать дом дружбы на одном листе, в котором будут жить друзья – животные. Каждый выберет себе животного и найдет ему друга – точно такое же животное. Объединитесь в пары и садитесь за столы. Психолог выдает на каждую пару детей один набор карандашей (ни один карандаш не повторяется). Задача детей – договорившись, нарисовать дом. После выполнения задания работы рассматриваются, оценивается качество, похожесть, умение детей договориться в выполнении задания.

  • Скажите, ребята, вам нравится, когда у вас плохое настроение? А когда хорошее – приятно?

  • вы знали, что хорoшим настроением можно делиться? Я предлагаю поиграть в игру «Почта». Оказывается по почте можно посылать не только письма, но и хорошее настроение.

Дети встают в круг и берутся за руки. Психолог объясняет, что с помощью пожатия рук по кругу могут «передаваться письма». Для примера он отправляет письмо сам себе — пожимает руку ребенка, стоящего справа. Сигнал последовательно передается детьми по кругу и возвращается ведущему пожатием от ребенка слева. Ведущий говорит: «Я получил письмо». Следующее письмо он отправляет кому-то из ребят, называя его по имени. Получивший письмо может отправить свое письмо любому из присутствующих, кого назовет.

Заключительная часть (обратная связь)

-Наше занятие подошло к концу. Что запомнили из нашей беседы? Что вам понравилось на занятии, что не понравилось?» (ответы детей). Нам всем приятно, когда у нас и у окружающих хорошее настроение. Я тоже хочу подарить вам кусочек радости в память о нашем занятии. И желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, и чтобы вы внимательно относились друг к другу. Психолог раздает детям медальки с изображением улыбающегося человечка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста

Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обес...

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую  сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...

«Особенности коррекционно-развивающей работы с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста».

            «Особенности коррекционно-развивающей работы с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста».Данный материал раскрывает особенности ко...

ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ, раскрывается потенциал логопедической ритмики во взаимодействии со ...

ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.

В данной статье рассматривается величайший потенциал корректно-развивающей деятельности педагога с детьми старшего докольного возраста....