Сценарий мастер-класса по теме "Нейрогимнастика"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Сусенкова Анна Владимировна

Сценарий мастер-класса может быть использован педагогами для выступления на различных мероприятиях по представлению опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_neyrogimnastika.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Нейрогимнастика в работе с детьми с ТНР»

Подготовили: Сусенкова А.В. – учитель-логопед

                        Ястремская Т. В. - воспитатель

Цель: Познакомить педагогов с применением нейрогимнастики в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Задачи:

  • систематизировать знания о приемах нейрогимнастики;
  • рассмотреть варианты использования;
  • повысить интерес педагогов к нейропсихологии, оптимизации мозговой деятельности.

Планируемый результат:

  • поделиться опытом работы;
  • отработка навыков группового взаимодействия педагогов.

Ход мастер-класса

1. Организационный этап

Приветствие. Создание эмоционально-положительного настроя на работу в семинарском занятии (участники располагаются полукругом).

2. Содержательный (основной) этап

2.1. Вводное теоретическое выступление

В настоящее время в дошкольных учреждениях увеличивается количество детей с комплексными нарушениями в развитии, с трудностями в обучении, проблемами с адаптацией. Для преодоления имеющихся у них нарушений, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является использование нейрогимнастики. Применение нейрогимнастики позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Использование нейрогимнастики в логопедических группах с детьми с ТНР способствует повышению работоспособности, активизации интеллектуальных и познавательных процессов.

 Вопреки расхожему мнению, улучшить работу мозга одним только чтением или углубленным изучением точных наук не получится: нейропсихологии утверждают, что развитие межполушарных связей – ключевой момент в оптимизации мозговой деятельности. Именно на синхронизацию работы правого и левого полушария головного мозга были направлены упражнения, разработанные супругами Полом и Гейл Деннисон и названные «гимнастикой для мозга». Гимнастика для  мозга или нейрогимнастика – это комплекс простых движений, которые активизируют самые разнообразные умственные процессы. Каждое полушарие регулирует выполнение определенных действий  и при этом распределение активности постоянно чередуется. Но максимальная продуктивность мозга достигается только тогда, когда они оба работают слаженно. И именно этой цели и позволяет добиться гимнастика для мозга. Чем лучше развито межполушарное взаимодействие у детей, тем проще им будет даваться выполнение заданий , тем лучше у них будет успеваемость. Суть заданий заключается в идее  взаимосвязи мышления и движения: первое помогает улучшить второе, то есть движение влияет на способность ребенка к обучению.

К выполнению гимнастики для мозга необходимо приступать  в среднем дошкольном возрасте,  то есть в 5-6 лет. Выполнение упражнений начинают с медленного темпа и показа воспитателем: сначала ведущей рукой, затем включают обе руки. Движения выполняются синхронно, направляют детей на ритмичность выполнения упражнений.

2.2 Практическая работа

Таким образом, использование нейрогимнастики в развитии ребёнка в условиях ДОУ, стимулирует развитие познавательных процессов память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, у ребенка исчезают явления дислексии, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, улучшает качество двигательных умений и навыков.

Вот некоторые упражнения:

  1. «Зонтики» - Зонтики крутим между большим и указательным пальцами, при этом одна рука идет вверх, другая вниз. Меняем положение рук.
  2. «Соломенки» - Коктейльные палочки вставляем между пальцев и поочередно их отпускаем (работа с одной рукой, потом с другой)
  3. «Хлопки» - На столе лежат дорожки из геометрических фигур (квадраты и круги). Задание: нужно на круг хлопнуть два раза в ладоши, на квадрат хлопнуть три раза по столу.
  4. «Комочки» - Лист бумаги нужно смять одной рукой. Делаем двумя руками одновременно. Смяли – теперь расправляем.
  5. «Зеркальное рисование» - Начинаем одновременно двумя руками выкладывать одной рукой круг, другой рукой треугольник.
  6. «Дорожки» - На листе бумаги, взяв в обе руки фломастер, начинаем одновременно рисовать – одна рука волнистую линию, другая – зигзаг.
  7. Упражнение «Голова – живот». По голове одной рукой мы стучим, по животу – другой рукой мы гладим. Потом поменяли руки.
  8. «Ухо-нос» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот.
  9. «Палец – ладошка» Выполняется двумя руками одновременно. Одна рука показывает указательный палец, другая – ладошку. Потом руки меняются.
  10.  «Зайчик морковка» Одной рукой показываем зайчика, а другой морковку, затем прячем зайчика и морковку и показываем наоборот.
  11. «Лезгинка»
  12.  «Капитан» - одна рука отдает честь, а другая показывает в верх большой палец.

Итоговый этап:     Игра – релаксация «Солнечный зайчик» (с применением техники самомассажа)

 Рефлексия. Раздача буклетов

Список литературы:

  1.  Михеева Е.В. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ // Методические рекомендации, М., 2009.
  2. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  3. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. — М.: Аркти, 2008.

      4. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика.-Изд.2-е .Ростов н/Д.:Феникс,2019 .-32с.

      5. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика: раскраска с заданиями .-Изд.2-е .Ростов н/Д.:Феникс,2019 .-31с

6.https://ped-kopilka.ru/blogs/ana-viktorovna-miheva/gimnastika-mozga.html

7.https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-nejrogimnastiki-v-rabote-s-detmi-s-ovz-doshkolnogo-vozrasta-5313891.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мастер-класса по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на дороге

Ознакомление старших дошкольников с правилами безопасного поведения на дороге посредством игр-драматизаций "Сказки на новый лад"....

Сценарий мастер-класса "Казачьи посиделки"

Разработка мероприятия для педагогов и родителей....

Сценарий мастер-класса «Практическое занятие с родителями детей с ОВЗ в рамках «Школы для родителей»»

Я хочу представить фрагмент практического занятия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках «Школы для родителей»....

Сценарий мастер - класса "Магнитики на холодильник своими руками"

Сценарий Мастер – классаНа тему: «Магнитики на холодильник своими руками» (заседание детско-родительского клуба "Умелые ручки" МБДОУ Д/С 31)Цель: Снять эмоциональную напряжённость, содействовать...

Сценарий мастер- класса для родителей по познавательно- речевому развитию детей 5-6 лет«Весеннее путешествие»

В сценарии представлена интегративная деятельность педагога- психолога и учителя -логопеда с родителями воспитанников 5-6 лет в рамках реализации ФГОС ДО. Цель: уточнить, расширить и активизиров...

Сценарий мастер - класса для старших воспитателей "Номенклатура дел старшего воспитателя ДОУ"

Спешу поделиться своим опытом. Данный мастер класс будет полезен старшим воспитателям....

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в кружке оздоровительно-речевой направленности «Речевичок-здоровячок» в работе с детьми с нарушением зрения Сценарий мастер-класса: занятие «Путешествие гномиков»

Представленный материал содержит сценарий занятия в кружке "Речевичок-здоровячок" с детьми среднего дошкольного возраста с нарушением зрения. Заняти построено на используются здоровьесберегающих техно...