«Продуктивное взаимодействие с родителями-залог эффективности коррекционной работы с детьми ОВЗ».
консультация по коррекционной педагогике

Лахтина Ольга Владимировна

Одним из важных направлений в деятельности учителя-дефектолога является работа с семьями (родителями) детей с особыми образовательными потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mart_24.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Продуктивное взаимодействие с родителями-залог эффективности коррекционной работы с детьми ОВЗ».

Важной особенностью современного этапа развития российского образования является то, что родители призваны играть особую роль в управлении образовательными организациями. Родители на законодательном уровне получили возможность стать полноправными участниками образовательных отношений.

Одним из важных направлений в деятельности учителя-дефектолога является работа с семьями (родителями) детей с особыми образовательными потребностями.

Главная цель в работе учителя-дефектолога с семьей ребенка с особыми образовательными потребностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания и обучения ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации семьи, мобилизовать  ее возможности,  сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание и обучение ребёнка в семье и в ОУ более последовательным, а их взаимовлияние - более эффективным.

Работа специалиста не будет эффективной без сотрудничества с семьёй ребенка.

Что же значить работать с родителями?

Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед).

Задачами реализации психолого-педагогического сопровождения семьи для учителя – дефектолога в образовательном учреждении являются:

  • Оказать квалифицированную поддержку родителям (социально-правовую, психолого-педагогическую);
  • повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;
  • создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;
  • формировать адекватные взаимоотношения между родителями и их детьми;
  • воспитывать привычки обращаться за помощью к врачам и педагогам в вопросах коррекции обучения и воспитания.

Определив цель и задачи работы учителя-дефектолога с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрим формы организации коррекционно-педагогического процесса с родителями.

Формы взаимодействия дефектолога с родителями- это способы организации их совместной деятельности и общения.

Применение индивидуальных, коллективных (групповых) и наглядно-информационных форм работы с родителями обучающихся с ОВЗ позволяет поднять на новый уровень взаимодействие между детским садом и семьёй и тем самым существенно повысить эффективность всего процесса воспитания и образования детей с ОВЗ.

Наиболее эффективными формами организации коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога с семьей, являются:

1. Консультативно-рекомендательная работа – включает первичное и повторное психолого-педагогическое обследование:

Педагогический консилиум. Данная форма помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации).

Лист вопросов учителю-дефектологу от родителей: родители пишут вопросы, учитель – дефектолог в виде:

Индивидуальной консультации. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т.п. характера; на индивидуальных консультациях сообщают результаты диагностики, рассказывают об индивидуально - психических особенностях ребенка, дают рекомендации о путях и методах решения проблем в развитии.

Индивидуальной беседы отвечает на интересующие вопросы родителей. Эта самая доступная форма установление связи между дефектологом и родителем. Она используется самостоятельно . так и с другими формами.

Анкетирование. При его помощи удается выявить общий план семьи, уровень образования и возраст родителей, характер их взаимоотношений с ребенком. Проанализировав результаты анкетирования родителей, составляем перспективный план работы с родителями и формы работы.

Опросы родителей с целью изучения родительского мнения по разным проблемам.

Бюллетени (объявления, просьба, информация)

2. Лекционно-просветительская работа – проведение лекционных занятий для получения необходимых теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения детей.

К лекционно-просветительской работе относится и участие родителей в тематических собраниях, проводимых дефектологом совместно с другими специалистами ОУ. Большую практическую значимость имеет стенд для родителей «Специалисты советуют», где в занимательной форме собрана вся полезная информация.

Проведение лекционных занятий. Организация специального курса для родителей по той или иной тематике

Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания и обучения детей с ОВЗ).

Родительские собрания.

  • Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;
  • решение вопросов образовательной и коррекционной деятельности;
  • информирование родителей по вопросам взаимодействия ОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.

Родительские конференции. Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и другая общественность.

Консультаций для получения необходимых теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения детей.

Участие родителей в тематических собраниях, проводимых дефектологом совместно с другими специалистами ОУ. Можно проводить в режиме онлайн, используя Скайп.

Использование стенда для родителей «Специалисты советуют», где в занимательной форме собрана вся полезная информация. Информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ОУ. Информация для знакомства родителей с вопросами дефектологии и обогащения их знаний об особенностях развития и воспитания детей,

Элементом лекционно-просветительской работы является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с родителями:

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):

Использование сайта специалиста (страничка «Советы учителя-дефектолога»),

Собственный интернет сайт.

Использование электронных носителей, мультимедийные презентации.

Переписка: общение по электронной почте, по телефону.

3. Из наглядно-информационных форм работы дефектолог используются следующие:

  • информационные проспекты для родителей;
  • памятки;
  • буклеты,
  • организация выставки книг, методической литературы в кабинете или «уголке» для родителей;
  • информационные стенды и уголки. Размещать наглядную информацию, которая необходима на данный момент в помощь родителям;
  • записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми;
  • выставки детских работ. Привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка;
  • демонстрация родителям фото/видео фрагментов занятий в детском саду, праздников с целью детального разбора определенных этапов воспитания и обучения;

4. Практические занятия для родителей

  • Семинары-практикумы (выступлений, бесед, ролевых игр и др.) Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии
  • Открытые занятия (цель – ознакомление родителей с новыми программами и технологиями, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики коррекционной образовательной деятельности). Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.
  • Родительский клуб - особая форма взаимодействия между участниками. Создание единого образовательного пространства, оптимизация сотрудничества педагогов с родителями.  Главная цель - заинтересовать родителей. Представляют собой объединение родителей для обмена опытом семейного воспитания, общения, приобретения знаний, реализации какой-либо деятельности.
  • Круглые столы. Обмен опытом между родителями, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья. Проводятся в непринуждённой обстановке, что позволяет родителям познакомиться, рассказать о себе, о своих детях и их проблемах, услышать о других.
  • Мастер-классы. Проводятся в непринужденной обстановке. Родители знакомятся друг с другом, рассказывают о своих детях, их проблемах, видя, что их понимают, что другие также прошли через подобное состояние. Во время этих встреч родители получают полезную информацию (например, где оформить инвалидность ребенка, какие документы при этом необходимы и т.д.), а также очерчивают круг тех вопросов, на которые еще не смогли получить ответы.
  • Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания при совместном участии педагога-психолога помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
  • Совместное участие родителей и детей в различных интеллектуальных, познавательных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах.

5. Индивидуальные и групповые занятия с родителями.

Такая практика позволяет родителям увидеть своего ребенка в образовательном процессе, дает информацию о специфике обучения ребенка с ОВЗ и способах коррекции.

Во время занятий учитель-дефектолог использует личностно-ориентированный подход, направленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств родителей, что необходимо им для успешного сотрудничества со своим ребёнком. При этом дефектологу необходимо учитывать состояние родителей, и поэтому он должен начинать работать только тогда, когда поймет, что родители смогут его «услышать».

Доверяйте родителям, создавайте условия для их активного участия в воспитании и обучении ребенка, прислушивайтесь к родителям, но не идите у них на поводу и не допускайте панибратства, будьте терпеливы и корректны, уверенны и последовательны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная деятельность специалистов ДОУ как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии

В статье обобщается опыт интегрированной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ по коррекции у детей отклонений в речевом развитии...

Использование игровых технологий как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи

Практический материал предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей. Систематизированный лексический материал удобен для самостоятельного чтения детей. Проговаривание и чтение спос...

Логопедический проект «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами»

В Логопедическом проекте «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами» описываются последовательно задачи, формы, этапы раб...

Компетентностный подход и индивидуализация образовательного процесса как основа эффективности коррекционной работы с детьми с ОНР

Современное общество предъявляет новые требования к подрастающему поколению, в том числе и выпускникам дошкольного образования, не зависимо - есть ли речевые нарушения у ребенка или их нет. Возникла н...

Наглядно-игровые пособия как средство эффективной коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Игра – основной вид деятельности дошкольника.  В процессе игры создаются и развертываются условные формы взаимосвязи между детьми и моделируемыми реалиями действительности. Наглядно-иг...

Организация продуктивного взаимодействия педагогов и специалистов ДОУ в работе с детьми ОВЗ

Система организации взаимодействия педагогов и специалистов ДОУ в работе с детьми ОВЗ...

Методическая разработка по теме: «Взаимодействие учителя – логопеда с родителями как условие эффективной коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».

Принципы педагогической  работы с детьми, имеющими  ОВЗ.Основные проблемы семей, имеющих детей  дошкольного возраста с ОВЗ.Перспективное планирование работы с родителями....