Профилактика дисграфии у детей с ОНР. Перспективно-тематическое планирование.
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Фролова Валентина Андреевна

Основа  профилактики дисграфии в детском саду- формирование функционального базиса письма.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сентябрь 4 неделя

  Лексические темы и             развитие связной речи

Формирование лексико-грамматического строя речи

ОбуОбучение  грамоте,

Развитие фонематических процессов

Развитие мелкой моторики, просодики

Развитие психических процессов

Осенне-полевые работы.

Дети знакомятся с полевыми культурами, с трудом хлеборобов.

Словарь.

Существительные: зерно, пшеница, рожь, овес, ячмень, кукуруза, просо, комбайн, уборка, элеватор, пекарь, крестьянин, хлебороб.

Прилагательные:

свежий, черствый, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной.

Глаголы: пахать, сеять, выращивать, косить, убирать, жать, молотить.

Связная речь.

 

Пересказ сказки «Колосок» с опорой на иллюстрацию.

Образование

- относительных прилагательных(пшеница-пшеничный),

- сложных слов (хлебороб, хлебоуборочный, картофелеуборочный комбайн),

- уменьшительные формы существительных (хлеб-хлебушек).

Подбор однородных определений (булка свежая, ароматная, румяная).

Образование существительных в родительном падеже (рожь – нет ржи, колос-нет-колоса, каравай-…, просо-…).

Согласование прилагат. с существит. В роде, числе (пшеничный, -ая, - ое, - ые).

Согласование числительного с существительным в родительном падеже (двух зерен, четырех зерен…).

Подбор родственных слов к слову хлеб, колос.

Употребление слова хлеб в косвенных падежах (Я знаю пословицу о хлебе. Дети едят суп с …).

Звук и буква А.

Определение места звука в слове. Д/и «Найди домик для звука А».

Знакомство с буквой А:  

- выкладывание буквы из палочек;

- составление буквы из трех частей;

- обводка правильных букв;

- написание на спине другого;

- составление из пальчиков.

Работать над развитием графических навыков, обучать написанию букв У, А.

Задание в прописи – «закончи строку».

Упражнять в ориентировании на клетках.

Выделение начального ударного гласного.

Д/и: «Слова – песенки», «Первый звук».

Выделение звука А в слогах, словах, предложениях.

Д/и «Звуковой ручеек» - выделение гласных звуков в звуковом потоке.

«Придумай слово» - развитие фонематических представлений (подбор слов на А).

Дыхательные упражнения «Горячий чай».

Динамическое упражнение «Каравай».

Пальчиковая игра «Каша».

Хоровод «Здравствуй осень!»

Развитие высоты голоса

          А     А

А                         А

          А     А

      А               А

А                         А

Графические умения

Д/и «Отгадай на вкус».

«Накроем стол к чаю».

«Найди лишний предмет».

Развитие пространственных функций Т.А. Русскова

Развивать умение ориентироваться на плоскости по словесным инструкциям.



Предварительный просмотр:

Октябрь 1 неделя

  Лексические темы и             развитие связной речи

Формирование лексико-грамматического строя речи

ОбуОбучение  грамоте, профилактика дисграфии

Развитие фонематических процессов

Развитие мелкой моторики, просодики

Развитие психических процессов

Осень. Деревья. Лес.

Дети закрепляют представление о состоянии, жизни растений осенью, о плодах, семенах, деревьях и кустарниках, о предназначении деревьев.

Словарь.

Существительные: лес, роща, дуб, осина, клен, береза, тополь, плод, корни, кора, листья, желудь, сережка, почка.

Крона, макушка, ствол, ветка.

Прилагательные: лиственные, смешанный, дубовый, березовая, кленовый, рябиновый, дремучий, густой, резные, зубчатые, волнистые, круглые, острые.

Глаголы: расти, цвести, зреть, шуршать, шелестеть, спиливать, охранять.

Связная речь.

Пересказ сказки «Как коза избушку построила», с опорой на мнемотаблицы.

Образование

- относительных прилагательных (лист дуба –дубовый, лист березы - …, лист осины -…);

- формы родительного падежа существительного (много дубов, елей и т.д.)

Подбор действий: листья появляются, распускаются, растут, вянут, желтеют, опадают.

Подбор определений (осень ранняя, золотая, дождливая).

Подбор родственных слов к слову осень, лес, лист.

Образование сложных прилагательных (желто-красный, желто-зеленый).

Уточнение пространственных представлений выраженных предлогами в, на, под.

Вставить пропущенные предлоги в предложениях.

Подбор антонимов.

Составление ССП с союзом а (Тополь высокий, шиповник низкий.).

Звук и буква И.

Анализ звукового ряда из 3-х гласных. Определение места звука в слове. Практическое употребление союза И (тополь и липа – лиственные деревья).Образование множественного числа существительное – яблоня – яблони. Употребление косвенных падежей существительных (со словами Ива).

Знакомство с буквой И

- выложить букву из шнура, из палочек, из веточек, мозаики;

- написать на вытянутой руке и на спине (работа в парах) – «Узнай какая буква».

Составление букв из пальцев.

Совершенствовать графические умения и навыки, обучать печатанию букв, упражнять в штриховке.

Выделение начального ударного гласного звука И.

Д/и «Чья песенка?»,

«Звуковой ручеек», «Звуковой поезд», «Придумай слово».

Дыхательное упражнение «Ветерок».

Развитие речевого дыхания «Руки поднимаем – звуки распеваем (на одном выдохе 2-3 гласных)

«Звуковая зарядка»

Пальчиковая игра «Осенний букет».

Изменение силы голоса «АУ!»

(Фонопедическая ритмика, с. 62)

Изменение высоты голоса

           УИ   УИ

УИ                          УИ

           УИ   УИ

    УИ                  УИ

УИ                           УИ

Графические умения «Столбики»

Сериация:

Осенние листья по окраске, размеру.

Восприятие параметров высоты, ширины, толщины на основе сравнения деревьев, кустарников, их частей.

Развитие пространственной функции Т.А. Русскова с. 16, с.20.

Театр пальчиков и языка, сопряженная гимнастика «Дерево»



Предварительный просмотр:

Октябрь 2 неделя

  Лексические темы и             развитие связной речи

Формирование лексико-грамматического строя речи

ОбуОбучение  грамоте, профилактика дисграфии

Развитие фонематических процессов

Развитие мелкой моторики, просодики

Развитие психических процессов

Перелетные птицы.

Дети должны знать названия водоплавающих, болотных диких, лесных, перелетных птиц; куда улетают птицы, почему; части тела птиц, чем оно покрыто (различать птиц по внешнему виду, образу жизни), голоса, повадки птиц, их жилье.

Словарь.

Существительные: названия птиц, перелет, оперение, перепонки, стая, косяк, клин, караван.

Прилагательные: певчие, изогнутая, сплющенный, треугольный, выгнутая, прожорливые.

Глаголы: щебетать, курлыкать, заливаться, гоготать, шипеть, парить, взлетать, грести, подгребать.

Связная речь.

Сравнительное описание 2-х птиц.

Образование

- существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково» (журавль – журавлик – журавушка). «Назови детенышей» (журавль – журавленок – журавлята);

- притяжательные прилагательные «скажи какая стая»;

- приставочных глаголов;

- сложных прилагательных (быстрокрылая, длинноногий, длиннохвостая, звонкоголосая).

Работа с предлогами за, перед, над, в, около, под.

«Куда спряталась перелетная птица?»

Согласование числительного с существительным, «Сосчитайка»

Употребление СПП с союзом потому что «Кто лишний в стае?»

Употребление косвенных падежей существительных множественного числа.

Д/и «Закончи предложение – На болоте курлычут…

В небе слышен крик …и т.д.»

Звуки А, И, У. Буквы А,И,У.

Анализ звукового ряда из 3-х гласных:

Д/и «Встали звуки по порядку», «Живые звуки». Определение места звука в словах.

Д/и «Помоги птице долететь до гнезда»

Слоговые схемы.

Употребление предлога У – «У кого кто?» «Где можно увидеть птиц?» - (рядом с домом – у дома).

Закрепление букв А, И, У

- слуховой диктант (печатание букв);

- Д/и «Узнай какая буква» (дермалексия);

- Д/и «Буквы рассыпались» - выкладывание из спичек изученных букв, слогов;

- Д/и «Умные ручки» (узнавание букв на ощупь);

- Д/и «Угадай какая буква?» (загадки о буквах)

Составление букв из пальцев.

Д/и «Лишнее слово»

- различение на слух слова, несозвучного остальным, «Чья песенка?» - различение на слух гласных звуков.

«Придумай слово» - подбор слов с заданным звуком.

Упр. На дыхание «птичий переполох»

- выработка длительной воздушной струи;

"Намотай клубочек»

- формирование длительного речевого выдоха.

Развитие высоты голоса

           У   У

      У            У

У                         У

«Укачивание»

    У   У   У   У

       У    У   У

Речь с движениями «Лебёдушка»

Графические умения

Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проводить линии без отрыва от бумаги.

Д/и «Кто спрятался?»

(развития восприятия)

«Летает не летает».

«Угадай и назови» (поиск соответствующего понятия)

«Кто же кричит?»

«4- й лишний»

Развитие пространственных функций Т.А. Русскова с. 17

Графический диктант.



Предварительный просмотр:

Октябрь 3 неделя

  Лексические темы и             развитие связной речи

Формирование лексико-грамматического строя речи

ОбуОбучение  грамоте, профилактика дисграфии

Развитие фонематических процессов

Развитие мелкой моторики, просодики

Развитие психических процессов

Человек. Части тела.

Дети знакомятся со строением человеческого тела, назначением отдельных частей, как люди внешне отличаются дуг от друга; необходимыми правилами гигиены тела.

Словарь.

Существительные:

Мужчина, женщина, девочка, мальчик, названия частей тела.

Прилагательные:

Вьющиеся, кудрявый, худой, полный, карие, голубые, серые, зеленые.

Глаголы:

Дышать, чувствовать, смотреть, видеть, слушать, заботиться, купаться.

Связная речь.

Составление рассказа

– описания о своей внешности.

«Модельное агентство».

Образование

- уменьшительные формы существительного (нос – носик, плечо – плечико)

- употребление слов с увеличительными оттенками (суффиксы –ик, - ищ, носище, ручища).

Образование глаголов совершенного и  несовершенного вида с помощью приставок (мылся-помылся).

Образование

- антонимов (чистый – грязный)

- сложных прилагательных (голубые глаза – голубоглазый)

Согласование числительного с существительным.

Работа с многозначными словами язык, ручка.

Употребление СПП с союзом чтобы: Глаза нужны для того, чтобы…

Буква М, звуки (М-МЬ)

Звуковой анализ обратных слогов ам, ом, ум, им, прямых слогов ма, мо, му, определение места звука в слове «Найди домик для звука (м).

Знакомство с буквой М:

- игра на что похожа буква М?

- рисование буквы в воздухе;

- игра «Найди правильную букву «;

- выкладывание буквы из шнура, мозаики, из природного материала, лепка из пластилина;

- печатание буквы в прописи.

Упражнение с разрезной азбукой:

- составление обратных слогов;

- чтение.

Выделение звука М из звукового ряда, отбор картинок на М.

Различение звуков М-МЬ

.Игра «Наоборот» ам-амь, ом-омь, ма-мя, мо-мё.

Д/и «Молоточек» - умение воспроизводить слоговой ряд со сменно ударного слога.

Д/и «Поговорим на разных языках» - воспроизведение  слоговых сочетаний.

Подбор слов со звуком М.

Дыхательное упражнение «Греем руки»

Самомассаж пальцев «Дружба», самомассаж лица и тела «Мочалка».

Динамическое упражнение «Моемся, моемся, чистим зубки».

Темп речи»Кто прошел?»

Развитие высоты голоса «Лесенка», «Укачивание».

Графические умения.

Сериация по возрасту. Работать над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости, упражнять в понимании зеркального пространства.

Игра «Найди ошибки» - на зеркальное отражение.

Игра «Зеркало» - в парах.

Игры на осознание детьми схемы собственного тела . Т.А. Русскова с,25



Предварительный просмотр:

Октябрь 4 неделя

  Лексические темы и             развитие связной речи

Формирование лексико-грамматического строя речи

ОбуОбучение  грамоте, профилактика дисграфии

Развитие фонематических процессов

Развитие мелкой моторики, просодики

Развитие психических процессов

Осень. Одежда. Обувь. Головные уборы.

Дети уточняют, какие изменения произошли в погоде. Сравнивают погоду летом и осенью, что в разные сезоны люди носят, закрепляют названия деталей одежды, обуви.

Словарь.

Существительные:

Ситец, лён, шёлк, бархат, капрон, кожа, мех, шерсть, нитки, вельвет, драп.

Прилагательные:

Резиновые, домашние, спортивные, нарядные, модная, удобная.

Глаголы:

Ткать, прясть, шить, ремонтировать, чистить, зашнуровывать, штопать, вышивать.

Связная речь.

оставление описательных рассказов на материале сказки Ш. Перро «Золушка».

Образование

 – относительных прилагательных (пиджак из шерсти – шерстяной, куртка из кожи – кожаная, куртка для осени – осенняя);

- сложных прилагательных (ярко-розовая, темно-зеленый);

- уменьшительной формы существительного (пальто – пальтишко);

- приставочных глаголов от слова шить;

- антонимов (плащ длинный, а куртка короткая).Согласование числительного с существительным (один шарф, два шарфа).

Составление ССП с союзом а, СПП с союзом что, чтобы (Я подошью подол у платья, потому что оно длинное).

Буква Н, звуки Н-НЬ.

Определение места звука в слове.

Составление предложений со словами на Н-НЬ.

Деление слов на слоги.

Работа с кассами букв – составление слогов, звуковой анализ, схемы.

Знакомство с буквой:

- на что похожа буква Н?;

- рисование буквы в воздухе;

- выкладывание буквы из крупы, из шнура;

- «Узнай и дорисуй букву»;

- закрашивание буквы;

- обводка всех гласных, подчеркивание согласных.

Различение звуков Н-НЬ.

Выделение звуков Н_НЬ на слух и в произношении в слогах, словах.

Игра «Наоборот», «Подарим картинки Нате и Нине».

Подбор слов на звуки Н-НЬ.

Д/и «Молоточек»,

«Лишний слог».

Чистоговорки на Н-НЬ.

Дыхательное упражнение с использованием песка и воды.

Интонация «Бабка охает и стонет…»

Пальчиковая гимнастика «Гномики- прачки» (ж, Логопед 3

/07, с. 72)

«Большая стирка».

Динамическое упражнение «Гости».

Упражнять в штриховке в горизонтальном направлении.

Сравнение силуэтных изображений с реальными.

Раскрасить бусины в соответствии с цифрами.

Графические умения.

Д/и «Разные поверхности».

Сюжетно-ролевая игра «Ателье» «Что без чего?» (рубашка без рукава, сандалии без ремешка) Т.А. Русскова с.3, 27 (развитие пространственной функции).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика нарушений письменной речи имеет большое значение для овладения грамотой и успеваемости в целом. Знать о предпосылках дисграфии должны не только логопеды, воспитатели, а также родители буд...

Система коррекционной работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста

Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое речевое расстройство отражается на деятельности и поведении ребёнка. Недостатки речи обнаруживаются при обучении в...

Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

Данный материал будет полезен учителям-логопедам....

"Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста".

quot;Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста".Примерные виды игр совместной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Профилактика дисграфии у детей с ОНР III уровня методом тестопластики

Тестопластика не только увлекательное, но и полезное занятие....

Профилактика дисграфии у детей с ОНР III уровня методом тестопластики

Тестопластика не только увлекательное, но и полезное занятие...

Статья на тему: "Дисграфия. Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"

Материал включает в себя актуальные вопросы по классификации, профилактике и преодолению различных видов дисграфии. В статье приведены примеры игр, игровых упражнений и игровых приемов. которые помогу...