Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ, обусловленными задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Стадницкая Наталия Юрьевна

Статья об особенностях зрительного восприятия у детей с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью, способе его развития посредством игр с таблицами Шульте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_24.docx15.38 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ, обусловленными задержкой психического здоровья

Восприятие – психический процесс, позволяющий получить информацию о явлениях и предметах в целом, в совокупности их свойств, сформировать их целостный образ.

 В жизни ребенка окружает многообразие форм, красок, размеров и других свойств объектов, предметов, природа с ее сенсорными признаками - многоцветием, запахами, звуками. Каждый ребёнок, так или иначе, всё это воспринимает. С восприятия начинается познание ребенком окружающего мира. Именно оно позволяет получать первоначальные сведения о предметах, явлениях действительности, их разнообразных внешних качествах, создает их образы. Полноценное восприятие необходимо для многих видов игровой, учебной и трудовой деятельности. Все остальные формы познания, такие как: память, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия предметов и явлений окружающего мира и являются результатом их переработки.

80% информации об окружающем мире ребенок получает, используя зрительное восприятие.

Как известно, при нормальном зрении дети уже в дошкольном возрасте воспринимают огромное количество предметов и явлений действительности.  Практически мозг отражает все, что видит, что слышит, осязает ребенок. Но восприятие не механическое отражение. Многое из воспринимаемого не осознается, остается как бы за порогом чувствительности, многое не переходит в адекватные представления.

Так, хорошо видящие дети не всегда видят в предмете то, что нужно, и так, как нужно. У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации, в недостаточности, фрагментарности знаний об окружающем мире, в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений.

Особенности восприятия детей с ЗПР обусловлены нарушением функции поиска - если ребёнку заранее неизвестно, где находится нужный предмет, ему бывает трудно его обнаружить.

 Особо следует отметить у детей с ЗПР недостатки пространственного восприятия, которое формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у них с запозданием и долго оказывается неполноценным. Для детей этой категории также характерны неустойчивость внимания и снижение работоспособности.

Скорость восприятия у детей с задержкой психического развития заметно ниже нормальной для данного возраста.

Зрительное восприятие - это процесс отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Оно включает в себя внимание (аттенционные характеристики), память (мнемонические характеристики), мышление, эмоции и другие компоненты.

Зрительное восприятие, а значит его компоненты, такие как внимание, память можно тренировать и улучшать.

Для этого, в работе с детьми старшего дошкольного возраста, включая детей с ЗПР, можно использовать игры с таблицами Шульте (и их модификациями), которые могут проводиться на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях, а также в свободной деятельности.

При регулярных занятиях таблицы Шульте- это инструмент для тренировки и развития:

  •  периферического зрения,
  •  концентрации и распределения внимания,
  •  увеличения скорости зрительных поисковых движений, что важно для формирования навыка беглого чтения,
  • развития пространственных представлений,
  • совершенствования навыка прямого и обратного счета,
  • зрительной памяти,
  •  параллельного восприятия информации,
  •  активизации образного мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста".

Представленный материал поможет начинающим специалистам наглядно  ознакомиться с основными этапами работы по развитию зрительного восприятия у дошкольников....

«Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

Выбранная тема публикации не нова, однако автор построил работу по развитию восприятия у детей дошкольного возраста по своей программе с учетом теоретических основ развития восприятия у детей и предло...

Способы развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста

Дидактические игры и упражнения, напрвленные на развитие зрительного восприятия....

Семинар – практикум для родителей. Тема: «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста»

Данный материал знакомит родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения детей и их  коррекции....

Игры на развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста

Картотека игр, направленных на  развитие зрительного восприятия детей дошкольнго возраста....

Семинар – практикум: «Зрительная гимнастика для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста».

Работа по профилактике зрения должна быть систематичной и иметь целенаправленный, осознанный характер! Коррекционные упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями и р...