Конспект урока «Постановка звука Р»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Kamilla_Karygina

Конспект урока «Постановка звука Р»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000c0106-5c018cf9.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: Постановка звука [р`].

Цель: Постановка звука [р`].

Задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать представления ребёнка о правильном положении органов артикуляции при произнесении звука [р`].

Коррекционные:

  1. Тренировать подвижность артикуляционного аппарата.
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  3. Развивать мимику лица.
  4. Формировать навык изменять голос по силе.
  5. Развивать фонематический слух.

Воспитательные:

  1. Воспитывать правильную, чёткую дикцию; аккуратность и осанку.
  2. Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование: картинки для артикуляционной гимнастики, вата, профиль артикуляции звука [р`].

План:

  1. Организационный момент
  2. Основная часть:
  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Пальчиковая гимнастика
  3. Развитие мимических мышц
  4. Упражнение по формированию речевого голоса «Повтори тихо»
  5. Игра «Слушай - не зевай!»
  6. Объявление темы занятия
  7. Анализ артикуляции
  8. Постановка звука
  9. Закрепление изолированного звука

Физкультминутка

  1. Игра «Доскажи звук»
  2. Развитие фонематического слуха
  3. Игра «Звук заменяй - слово меняй!»
  4. Домашнее задание
  1. Итог занятия

Ход занятия:

1. Орг. момент:

- Здравствуй, Ира! По дороге в детский сад я встретила нашу гостью, а вот кто она, ты узнаешь, когда я прочту тебе такой стишок:

Что за вой? Что за рёв?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка -
Это Таня-рёвушка
Плачет,
Заливается,
Платьем утирается...
УУ-УУ-У!..

- Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.

- О ком это стихотворение? Вот она, посмотри. Давай успокоим нашу Рёву и угостим её вареньем.

2. Артикуляционная гимнастика:

А) «Вкусное варенье».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает язык вверх — она должна быть неподвижной.

«Лопаточка».

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

«Иголочка».

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Б) «Лошадка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

«Грибок».
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

«Барабан»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук [д], постепенно ускоряя темп.

В) «Фокус».

Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

3. Пальчиковая гимнастика:

- Прежде, чем мы начнём играть с Рёвой, давай разомнём наши пальчики:

В гости к пальчику большому

(пальцы, сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы, обеих рук)

Приходили прямо к дому

(две ладони сомкнуть под углом - "крыша")

Указательный и средний,
Безымянный и последний

(называемые пальцы, каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем)

И мизинчик-малышок
(все пальцы сжаты в кулак, мизинцы, выставить вверх)
Сам забрался на порог.

(Постучать кулачками друг о друга.)

Вместе пальчики-друзья.

(Ритмично сжимать пальчики в кулачки и разжимать.)

Друг без друга им нельзя.

(Соединить руки в "замок".)

5. Развитие мимических мышц

- Посмотри в окошко! Сегодня замечательная погода, светит яркое солнышко.

Л.: Губки вытяни вперед трубочкой. Нарисуй солнышко – круг сначала вправо, затем – влево. А теперь нарисуй солнышку лучики – растягиваем губы вправо, затем – влево, затем губы растяни в улыбку.

Л.: Солнышко с лучиками светит ярко, попадает в глазки. Мы жмуримся: закроем правый глаз, затем – левый.

6. Упражнение по формированию речевого голоса «Повтори тихо»:

Наша Рёва говорит.

Кто же тихо повторит?

Логопед называет предмет громко, а ребёнок повторяет слово тихо.

Слова: радио, радуга, рукав, рубаха, герой, перо, комар, загар, арбуз, конверт, кукуруза, кенгуру.

7. Игра «Слушай – не зевай!»

Логопед: «Я буду сейчас называть предложения, а ты слушай внимательно. Если услышишь, что я задаю вопрос, – приседай, если нет – стой на месте».
Речевой материал: Кто бродит по лесу? Волк бродит по лесу. Кошка гуляет по крыше. Где гуляет кошка? Что рисует девочка? Девочка рисует домик. Радуга бывает после дождя. Ночью идет дождь. Когда бывает радуга? Когда идет дождь? Чем рисует мальчик? Мальчик рисует карандашом.

8. А сейчас мы с Рёвой будем учиться произносить звук [р`].

9. Анализ артикуляции.

Посмотри, когда мы произносим звук [р`] наши губы – полураскрыты в улыбке, зубы – разомкнуты, широкий кончик языка поднят вверх к нёбу, напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам. А что происходит с голосовыми связками? (вибрируют)

Звук [р`] согласный или гласный? И почему?

-Согласный. Потому что когда мы его произносим, нам мешает язычок.
Звук [р`] звонкий или глухой?
- звонкий, потому что голосовые складки вибрируют.
А какой он мягкий или твёрдый?
- мягкий.

10. Постановка звука.

1. Длительный раскатистый [р] последовательно соединяют с гласными /И/,/Я/,/Е/,/Ё/,/Ю/, растягивая при этом губы в улыбку.

2. Если нет /Р’/ мягкого, произносить /Р/ можно с запрокинутой назад головой.

3. Постановка звука [р`] от слогового сочетания "зи" с несколько удлиненным произнесением первого звука "ззззи". В ходе многократного повторения слогов ребенок по вашей просьбе перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного звука [р`] в сочетании с гласным "и". После этого вводите зонд (указательный палец, черенок чайной ложки, шпатель), с его помощью приводите язык к вибрации.

11. Закрепление изолированного звука. Упражнение «Заведем машину».

Ты знаешь, как ревёт мотор у машины? Р-р-р. А как работает мотор у маленькой машинки? Рь-рь-рь. Оказывается, наша гостья плачет, потому что потерялась. Давай поможем ей?! Чтобы Рёвушка попала к себе домой, тебе нужно провести пальчиком по этой дорожке, произнося звук [р`].

Физминутка:

Хомка, хомка, хомячок (дети раздувают щёки)
Полосатенький бочок. (поглаживают себя по бокам)
Хомка раненько встает, (движения на растяжку)
Щеки моет, шею трет, (потирание лица и шеи)
Подметает хомка хатку (движения имитируют подметание)
И выходит на зарядку (марширование на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (3-4 движения, имитирующих зарядку)
Хомка хочет сильным стать. (напряжение мышц рук)

12. Игра с мячом «Доскажи звук».

Наша Рёва очень рассеянная, и всегда забывает договаривать слова. Поможем ей?

Логопед, бросая мяч ребёнку, произносит слова без последнего звука, ребёнок должен назвать данный звук, повторить слова целиком, а затем вернуть мяч логопеду.

ФОНА...[Рь]
СНЕГИ...[Рь]
ЯНТА...[Рь]
БУКВА...[Рь]
СЛОВА...[Рь]
ЯКО...[Рь]
УГО...[Рь]
РЫЦА...[Рь]
ЛОДЫ...[Рь]
ЛАГЕ...[Рь]

ХО...[Рь]
КО...[Рь]
ЗВЕ...[Рь]
ЦА...[Рь]

13. Развитие фонематического слуха:

1) Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [р`]

Изолированно: К Р` Р` Н Г Р` З Р` Р` Т Р` В Р` Д М К Р` Ж М З Р` П Р` Р`

2) Подними руку, когда услышишь звук [р`]

В слогах: Ря-ЛО-ПО-Рю-МЫ-ОРь-ВА-Ря-Ри-КО-Рю-АРь

3) Топни ногой, когда услышишь звук [р`]

В словах: ребёнок, заяц, Рёва, яблоко, рис, рябина, ремень, ёж, стол, рюкзак.

14. Игра «Звук заменяй - слово меняй!»

Рёва узнала, что если заменить хотя бы один звук в слове, то его смысл изменится. Проверим? Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты постарайся заменить первый звук в этих словах на звук [р`].

печь-речь

кепка - Репка

Писк-риск

Печка-речка

Тиф-риф

Лепка-репка

Щека-Река
Лейка-Рейка

Мим-рим

15. Домашнее задание: Отгадай загадку, зарисуй отгадку:

За окном горят огни.
Горько-сладкие они.
Птицы их зимой клюют,
Весной песенки поют.
Что за яркая картина!
Что же за окном? - ……

#1048;тог занятия:

- Молодец, Ира! Ты хорошо занималась!! Погляди, наша Рёва перестала плакать, она улыбается и говорит тебе спасибо!

- Вспомни, какой звук мы учились произносить сегодня на занятии? Какое задание тебе понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ :"ПОСТАНОВКА ЗВУКА "Р" В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ".

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ :"ПОСТАНОВКА ЗВУКА "Р"" В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ....

Конспект занятия. Постановка звука С.

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (старшая группа)ТЕМА: Звук С.Этап постановки звука....

Конспект занятия "Постановка звука Л"

Индивидуальное логопедическое занятие....

Конспект занятия" Постановка звука "ш"".

Конспект занятия по постановке звука " ш"....