Сенсорная интеграция в развитии детей с ЗПР
статья по коррекционной педагогике

Татьяна Ивановна Толстошеева, Ольга Леонидовна Залазаева

Сенсорная интеграция - это вся наша жизнь.

 Это умение мозга анализировать любую полученную информацию и на основе этого анализа и полученного ранее опыта выстраивать прогноз.

Термин «сенсорная интеграция» описывает, как мы ощущаем окружающий нас мир, как мы ощущаем себя в этом мире, как представляем схему нашего тела, положение нашего тела в пространстве и концепцию нашего «я» во времени.

Сенсорная интеграция  является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornaya_integratsiya_v_razvitii_detey_s_ovz.docx50.91 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрации г. Юрги

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №28 «Ромашка»

СЕНСОНРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ     В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ЗПР


Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем богаче и шире ощущения, тем многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире.

Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка для его развития

В Российской Федерации, по неполным данным статистического учета, ежегодно рождается более 100 тыс. детей, имеющих множественные нарушения, часто сопряжённые с поражением сенсорных и двигательных систем. Как правило, таких детей относят к категории «дети с ограниченными возможностями здоровья». Но как много сегодня детей категории «норма», имеющих дисфункции сенсорной интеграции.

И так, вспомним, что такое сенсорная интеграция.

Само название  - бренд зарубежный, принадлежит одному из исследователей Джин Айрес (публикация в 1972 году, но исследование сенсорных систем и их значимости проводилось в начале 20 века  и отражено в Монография «Проблемы центра и периферии в физиологии нервной деятельности», первое определение функциональной системы.» П. К. Анохина

Как мы уже доподлинно и грамотно знаем, что сенсорная интеграция - это не какая-то особенная методика для “особенных” детей.” Сенсорная интеграция - это вся наша жизнь.

 Это умение мозга анализировать любую полученную информацию и на основе этого анализа и полученного ранее опыта выстраивать прогноз.

Сенсорная интеграция включает в себя: сенсорную регистрацию – способность человеческого мозга воспринимать информацию от всех органов чувств; сенсорную модуляцию – способность вычленять наиболее значимую информацию; сенсорную интерпретацию – способность суммировать и интерпретировать эту информацию;

Сенсорная интеграция (СИ) - это процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела или проприоцепция, обоняние, зрение, слух, вкус), затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности.

Главной задачей сенсорной интеграции является автоматизация нашей деятельности. Под автоматизацией я подразумеваю, что сенсорные системы отслеживают и не пропускают информацию в кору головного мозга. Это дает возможность человеку выполнять некоторые задачи “на автомате” и думать, и говорить о чем-то важном одновременно, а значит экономить ресурсы. Например, веду машину, разговариваю по телефону. Или слушаю лекцию, делаю конспект и одновременно анализирую, о чем говорит лектор. Профессиональный футболист дает пас, сразу просчитывая (фоном) скорость ветра, бегущего партнера, направление, куда он бежит и…. мяч прилетает ровно в тот момент, когда нужно.

Взрослый человек спокойно слушает докладчика, конспектирует, понимает смысл. Ни один ребенок первого класса этого сделать не может.

Он либо слушает, либо пишет. Многозадачность - основой продукт сенсорной интеграции. Этот навык нужен всем, не только “особенным” детям, правда?

Мы получаем массу незначимой информации и ее нужно уметь игнорировать, а не воспринимать в еще большем количестве.

Вы только представьте себе, что с вами будет происходить, если вы попробуете объединить все сенсорные стимулы в единое целое, и будете при этом пытаться выдать адекватную реакцию. Ту, которую от вас ожидают. На этом «стадионе» я могу резвиться часами, предлагая различные ситуации.

Один пример: совещание, ответственный момент, красивая женщина в юбке немного выше колена ловит на себе взгляды коллег, туфли обалденные, но немного жмут, напротив нее сидит коллега, которая вчера распускала о ней сплетни, докладчик вещает и нельзя пропустить ни слова, чтобы иметь возможность потом дать свой комментарий и запах духов соседа, которыми он себя полил от всей души, раздражает.

Игнорировать “ненужное” - это вторая важная задача сенсорной интеграции, помочь детям научиться использовать свои сенсорные системы для ежедневного взаимодействия, которое они обычно не очень хорошо переносят и помогает им привыкнуть к предметам или явлениям, которые они не могут терпеть.

Иллюстрацией процесса адекватного сенсорного восприятия может служить следующий пример. Когда ребенок играет с кубиками, он их ВИДИТ, а также ЧУВСТВУЕТ кожей, мышцами рук, СЛЫШИТ стук кубиков друг о друга, одновременно с этим его мозг получает информацию о положении тела в пространстве от вестибулярных рецепторов, также в этот момент он может ЧУВСТВОВАТЬ запах еды с кухни и слышать звуки включенного телевизора. Благодаря правильной организации в мозге комплекса поступающих ощущений, ребенок видит кубики целостно, понимает, что это именно кубики, а не что-либо другое, и может производить с ними целенаправленные действия (например, складывать башню), при этом поддерживая определенную позу тела.

В случае некорректной, неэффективной переработки центральной нервной системой сенсорных импульсов, можно говорить о сенсорно-интегративной дисфункции.

Для сбалансирования и упорядочивания ощущений, мы, педагоги применяем различные приемы и техники. Так как, сенсорная интеграция – это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.

Как же проявляется дисфункция сенсорной интеграции?

Так, при пониженной чувствительности вестибулярной функции ребёнок испытывает потребность в том, чтобы качаться, поворачиваться и кружиться. В этом случае на помощь придут качели и карусели, а также игры в мяч, хождение по лестницам и всевозможным бордюрам.

При повышенной же чувствительности вестибулярной функции у ребёнка возникают сложности при спортивных занятиях, его часто укачивает в транспорте. Для корректировки такого отклонения стоит делить большие занятия на мелкие, более лёгкие, использовать визуальные подсказки, например, финишную черту.

 При повышенной осязательной чувствительности любые прикосновения будут доставлять ребёнку дискомфорт или даже причинять боль. В этом случае необходимо предупреждать ребёнка, если вы собираетесь к нему прикоснуться, позволять ему самостоятельно расчёсываться, мыться и одеваться. Кроме того, такому ребёнку подойдут игры с красками, мыльными пузырями, песком и водой, а также прикосновение к тканям различной фактуры. Не бояться прикосновений научат и специальные коврики, которые сегодня можно найти в продаже.

Дети, у которых недостаточно развито осязание, обычно отличаются довольно высоким болевым порогом, зачастую они даже наносят повреждения самим себе. Проблема таких ыдетей в том, что они словно не чувствуют собственного тела. Помочь им сможет массаж, соприкосновение со специальными шариками и колючими поверхностями.

Таким образом, необходимо на практике включить сенсорный компонент в структуру комплексной деятельности детей.  

Так, например, детям с нарушением тактильной сферы и нарушением координации движений, были предложены игры с массажным оборудованием, игры с прищепками, что помогло им освоить навык рисования карандашом.

Детям с недостаточной зрительной чувствительностью, были полезны игры с яркими зрительными стимулами и т.д. Например, ребенку с гипофункцией тактильной сенсорной системы, который стремился ко всему прикасаться, можно предложить носить определённый предмет в кармане (маленький упругий мячик («попрыгунчик»). Когда ему была нужна помощь в концентрации или возникало желание к чему-нибудь прикоснуться, он просто опускал руку в свой карман.

Простые игры на развитие интеграционной системы

«Что нам скажет барабан»

Игра на развитие музыкального восприятия, чувства ритма, ориентировки в пространстве.

Ход игры: Под разный ритмический рисунок, который исполняется на барабане дети шагают-маршируют, бегают-скачут, прыгают, танцуют, когда звучит только один звук – дети присаживаются и отдыхают.

"Колобок"

Цель: развитие слухового внимания, динамического слуха, учить менять интонацию голоса.

Игровой материал: вырезанный из бумаги колобок, небольшие предметы, изображающие стог сена, елку, пенек, домик, гриб, указка, игровое поле-стол, шапочки зайца, волка, лисы и медведя.

Ход игры: все предметы расставлены на игровом поле. Водящий выходит за дверь или отворачивается от играющих. Участники договариваются, за какую фигурку они спрячут колобка, затем зовут водящего. Входит водящий и в это время звучит текст:

Укатился колобок, колобок - румяный бок.

Как же нам его найти, к деду с бабой принести?

Ну-ка, Оля...(имя любого ребенка) по дорожке походи

И по песенке веселой колобок ты отыщи.

Играющие поют песню "Маленькой елочке». Водящий берет указку, водит ею от фигурки к фигурке. Если указка находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то все поют тихим голосом, если близко - громким.

Потом детям было предложено в качестве усложнения задания изобразить героев сказки. Им были даны шапочки, для того, чтобы они лучше вошли в образ, и должны были спеть определенную фразу, меняя интонацию голоса, в зависимости от того, какого героя они изображают, и при этом еще придумать движени

 Список литературы и интернет ресурсов

1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития; М.: Теревинф, 2009.

2. Басилова Т. А., Александрова Н. А. Как помочь малышу со сложным нарушением в развитии; Пособие для родителей, М.: Просвещение, 2008.

3. Кислинг Улла.Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие /Улла Кислинг; под ред. Е. В. Клочковой; М.: Теревинф, 2010.

4. Миненкова, И.Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно- развивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития И.Н. Миненкова Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.- метод. пособие С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007. — С. 86-92.

5. https://olegleonkin.ru/ Леонкин Олег Николаевич

5. Ростомашвили Л. Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития. Учебное пособие /Л. Н. Ростомашвили. - М.: Советский спорт, 2009.

6. Эллнеби, И. Право детей на развитие И. Эллнеби. — Мн.: БелАПДИ — Открытые двери, 1997. — 131 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа «Метод сенсорной интеграции в развитии дошкольников»

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем богаче и шире ощущения, тем многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, речевого и физ...

Метод нейрокоррекции и сенсорной интеграции в сопровождении детей с умственной отсталостью младшего и дошкольного возраста.

         Опираясь на опыт работы с данной категорией детей, можно утверждать, что традиционные  психолого-педагогические методы во многих случаях не позв...

Межполушарное взаимодействие и сенсорная интеграция в развитии связной речи дошкольников.

Инновационные и традиционные методы и приемы развития связной речи дошкольников....

Метод сенсорной интеграции в развитии дошкольников

Метод сенсорной интеграции в развитии дошкольников...

Буклет: "Межполушарное взаимодействие и сенсорная интеграция в развитии детей дошкольного возраста".

Предложенные Вашему вниманию упражнения позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, что в свою очередь, способствует развитие тех структур головного мозга, которые отвечают за пространствен...

Статья "Значение сенсорной интеграции в развитии дошкольников"

Познание ребенком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем ярче ощущения, тем обширнее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Залог успеха умственного, речево...