Дети с ОВЗ - кто они?
консультация по коррекционной педагогике

Ярушкина Светлана Валерьевна

Консультация для педагогов

Сегодня речь пойдет про детей с ОВЗ «Дети  с ОВЗ – кто они?»

Для начала давайте разберёмся, что означает аббревиатура ОВЗ?

         Согласно закону «Об образовании в Р.Ф. от 29.12.2012г №273 ст 2 п 16

ОВЗ – «Обучающиеся имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания».

                По классификации Лапшина и Пузанова к детям с ОВЗ относятся:

  • Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).
  • Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие).
  • Дети с нарушениями речи (логопаты).
  • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА)
  • Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
  • Дети с нарушениями поведения и общения (СДВГ, РАС)
  • Дети с умственной отсталостью
  • Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

С каждым годом в ДОУ всё чаще и чаще мы можем наблюдать появления детей с ОВЗ, причин множество, но мы с вами работаем не с самой причиной, а с её следствием.

Поделитесь вашими мыслями в тот момент когда вы понимаете, что к вам в группу пришёл ребёнок с ОВЗ, что вы чувствуете?

Ответы педагогов: страх, непонимание, непринятие ситуации.

         Как правило все проблема идут из головного мозга. В тех случаях когда имеется «Поломка» какого либо механизма мозга, процесс развития и обучения нарушается. «Поломка» может произойти на разном уровне: может быть нарушен ввод информации, приём или переработка. Как вы знаете, что каждая зона головного мозга отвечает за те или иные действия организма.

         Например, поражение внутреннего уха с развитием тугоухости обуславливает снижение потока звуковой информации. Это приводит к структурному недоразвитию центрального (коркового) отдела слухового анализатора – нарушение фонематического слуха и фонетического оформления речи – нарушение интеллектуального развития.

         Таким образом недоразвитие одной функции ведёт к недоразвитие другой или даже нескольких функций. Однако мозг располагает значительными компенсаторными возможностями. Поэтому любые наши действия побуждают головной мозг к работе, и если одна зона не работает, другая может выступить в роли заместителя. Поэтому какое бы не было нарушение у ребёнка, с ним просто необходимо заниматься.

         Основная функция ДОУ при работе с детьми имеющими ОВЗ  - социализация. Дети с разными психическими и физическими возможностями обязательно должны пересекаться и взаимодействовать. Это важно для всех участников группы. Такое общение раздвигает рамки познания мира для деток. (И это нужно как детям с ОВЗ, так и норматипичным детям, которые учатся: сострадать, помогать, заботиться и воспринимать любого человека, как самостоятельную личность.

         Сложность работы с такими детьми заключается в том, что мы ждём результата от своей работы, незамедлительного и ощутимого. А в работе с детьми с ОВЗ нужно уметь видеть микрорезультаты – я бы даже сказала нанорезультаты. (Поймал 3х секундный взгляд глаза в глаза? Победа! Слегка дёрнул пальцем в сторону предложенного предмета? Победа! И так во всём!

          Я предлагаю сегодня побывать на месте ребёнка с ОВЗ (и понять, что ему это не просто сложно, а порой и невозможно)

         Но если у него будет поддержка со стороны: родителей, воспитателей, специалистов и сверстников – он начнет не только понимать, но и действовать.

         Мы сегодня с вами выяснили, что любое нарушение – это «поломка» в головной мозге.

         Я приглашаю трёх педагогов для выполнения простейших задач.

         Ваши ощущения,,,,,,,

         Ну и конечно бы хотелось сказать про родителей детей с ОВЗ:

         Большинство родителей проходят несколько этапов в осознании того, что их ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья

  •          Семья замечает какие-либо отклонения в развитии ребёнка, но не обращает на это внимания, считая, что с возрастом это пройдёт
  • Семье сообщают о проблемах в развитии ребёнка врачи, воспитатели, знакомые и предлагают пройти обследование, но родители не хотят этого делать, ссылаясь на занятость
  • Семья проходит обследование ребенка для того ,чтобы от родителей «отстали», не понимая, что это необходимо им в первую очередь
  • Семья узнаёт об ограниченных возможностях здоровья своего ребёнка, но считает, что диагноз выставлен не верно
  • Семья принимает сложившуюся ситуацию и живёт дальше с учётом потребностей ребёнка.

         Родителям приходиться проделать очень длинный путь, поэтому у нас с вами время на принятие ребёнка с ОВЗ должно быть сокращено до минимума, чтобы максимально быстрее начать задействовать его возможности и начать подготовку родителей к принятию данной ситуации.

         Я предлагаю наполнить небольшую мисочку тем, что мы можем дать ребёнку с ОВЗ, я специально взяла маленькую, так как это больше соответствует зоне ближайшего развития для детей с ОВЗ.

         Вот так по одной капли, мы можем наполнить сосуд любого ребёнка, и его жизнь заиграет новыми красками.

 

 

        

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Сегодня речь пойдет про детей с ОВЗ «Дети  с ОВЗ – кто они?»

Для начала давайте разберёмся, что означает аббревиатура ОВЗ?

        Согласно закону «Об образовании в Р.Ф. от 29.12.2012г №273 ст 2 п 16

ОВЗ – «Обучающиеся имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания».

        По классификации Лапшина и Пузанова к детям с ОВЗ относятся:

  • Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).
  • Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие).
  • Дети с нарушениями речи (логопаты).
  • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА)
  • Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
  • Дети с нарушениями поведения и общения (СДВГ, РАС)
  • Дети с умственной отсталостью
  • Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

С каждым годом в ДОУ всё чаще и чаще мы можем наблюдать появления детей с ОВЗ, причин множество, но мы с вами работаем не с самой причиной, а с её следствием.

Поделитесь вашими мыслями в тот момент когда вы понимаете, что к вам в группу пришёл ребёнок с ОВЗ, что вы чувствуете?

Ответы педагогов: страх, непонимание, непринятие ситуации.

        Как правило все проблема идут из головного мозга. В тех случаях когда имеется «Поломка» какого либо механизма мозга, процесс развития и обучения нарушается. «Поломка» может произойти на разном уровне: может быть нарушен ввод информации, приём или переработка. Как вы знаете, что каждая зона головного мозга отвечает за те или иные действия организма.

        Например, поражение внутреннего уха с развитием тугоухости обуславливает снижение потока звуковой информации. Это приводит к структурному недоразвитию центрального (коркового) отдела слухового анализатора – нарушение фонематического слуха и фонетического оформления речи – нарушение интеллектуального развития.

        Таким образом недоразвитие одной функции ведёт к недоразвитие другой или даже нескольких функций. Однако мозг располагает значительными компенсаторными возможностями. Поэтому любые наши действия побуждают головной мозг к работе, и если одна зона не работает, другая может выступить в роли заместителя. Поэтому какое бы не было нарушение у ребёнка, с ним просто необходимо заниматься.

        Основная функция ДОУ при работе с детьми имеющими ОВЗ  - социализация. Дети с разными психическими и физическими возможностями обязательно должны пересекаться и взаимодействовать. Это важно для всех участников группы. Такое общение раздвигает рамки познания мира для деток. (И это нужно как детям с ОВЗ, так и норматипичным детям, которые учатся: сострадать, помогать, заботиться и воспринимать любого человека, как самостоятельную личность.

        Сложность работы с такими детьми заключается в том, что мы ждём результата от своей работы, незамедлительного и ощутимого. А в работе с детьми с ОВЗ нужно уметь видеть микрорезультаты – я бы даже сказала нанорезультаты. (Поймал 3х секундный взгляд глаза в глаза? Победа! Слегка дёрнул пальцем в сторону предложенного предмета? Победа! И так во всём!

         Я предлагаю сегодня побывать на месте ребёнка с ОВЗ (и понять, что ему это не просто сложно, а порой и невозможно)

        Но если у него будет поддержка со стороны: родителей, воспитателей, специалистов и сверстников – он начнет не только понимать, но и действовать.

        Мы сегодня с вами выяснили, что любое нарушение – это «поломка» в головной мозге.

        Я приглашаю трёх педагогов для выполнения простейших задач.

        Ваши ощущения,,,,,,,

        Ну и конечно бы хотелось сказать про родителей детей с ОВЗ:

        Большинство родителей проходят несколько этапов в осознании того, что их ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья

  •         Семья замечает какие-либо отклонения в развитии ребёнка, но не обращает на это внимания, считая, что с возрастом это пройдёт
  • Семье сообщают о проблемах в развитии ребёнка врачи, воспитатели, знакомые и предлагают пройти обследование, но родители не хотят этого делать, ссылаясь на занятость
  • Семья проходит обследование ребенка для того ,чтобы от родителей «отстали», не понимая, что это необходимо им в первую очередь
  • Семья узнаёт об ограниченных возможностях здоровья своего ребёнка, но считает, что диагноз выставлен не верно
  • Семья принимает сложившуюся ситуацию и живёт дальше с учётом потребностей ребёнка.

        Родителям приходиться проделать очень длинный путь, поэтому у нас с вами время на принятие ребёнка с ОВЗ должно быть сокращено до минимума, чтобы максимально быстрее начать задействовать его возможности и начать подготовку родителей к принятию данной ситуации.

        Я предлагаю наполнить небольшую мисочку тем, что мы можем дать ребёнку с ОВЗ, я специально взяла маленькую, так как это больше соответствует зоне ближайшего развития для детей с ОВЗ.

        Вот так по одной капли, мы можем наполнить сосуд любого ребёнка, и его жизнь заиграет новыми красками.

 

        

        

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что будет- если отключить одну из функций головного мозга ? Практическая часть

Слайд 2

ДЕТИ С ОВЗ - КТО ОНИ?

Слайд 3

Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ст. 2 п.16: « О бучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания» ОВЗ – это…

Слайд 4

Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие). Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие). Дети с нарушениями речи (логопаты). Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) Дети с задержкой психического развития (ЗПР) Дети с нарушениями поведения и общения (СДВГ, РАС) Дети с умственной отсталостью Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). Классификация детей с ОВЗ (по классификации В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова )

Слайд 5

Особенности головного мозга

Слайд 6

СОЦИАЛИЗАЦИЯ Основная функция ДОУ при работе с детьми имеющими ОВЗ

Слайд 7

Что будет- если отключить одну из функций головного мозга ? Практическая часть

Слайд 8

Семья замечает какие-либо отклонения в развитии ребёнка, но не обращает на это внимания, считая, что с возрастом это пройдёт Семье сообщают о проблемах в развитии ребёнка врачи, воспитатели, знакомые и предлагают пройти обследование, но родители не хотят этого делать, ссылаясь на занятость Семья проходит обследование ребенка для того ,чтобы от родителей «отстали», не понимая, что это необходимо им в первую очередь Семья узнаёт об ограниченных возможностях здоровья своего ребёнка, но считает, что диагноз выставлен не верно Семья принимает сложившуюся ситуацию и живёт дальше с у чётом потребностей ребёнка. Большинство родителей проходят несколько этапов в осознании того, что их ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья

Слайд 9

Внимательно относиться к детям с особыми потребностями Помочь занять таким детям достойное место в обществе сверстников и наиболее полно реализовать личностные возможности. Этот мир придуман не нами, но начиная с себя мы сможем менять его в лучшую сторону, делая добро! Основная задача педагогов и специалистов ДОУ в работе с детьми с ОВЗ

Слайд 11

Что будет- если отключить одну из функций головного мозга ? Практическая часть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....