Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в коррекционно-воспитательной работе с детьми с речевыми нарушениями
статья по коррекционной педагогике

Фондикова Ирина Валерьевна

Важной частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. От того, как построена совместная деятельность, будет зависеть успех коррекционной работы с ребенком. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в коррекционно-воспитательной работе с детьми с речевыми нарушениями

Учитель-логопед

МБДОУ г. Мурманска№ 82

Фондикова И.АВ.

Семья является первой ступенью, где ребёнком овладевает родным языком, в  семье  он  приобретает  первоначальный  опыт  общения. Важной частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Необходимость взаимодействия важна не только для педагогов, но, прежде всего, для  родителей,  чьи  дети  посещают  логопедические  занятия.

Беда  многих  современных родителей — это отстранённость и нежелание родителей разобраться в сложном мире ребёнка.
        Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком.

В начале года для родителей вновь поступивших детей в нашей ДОО проводится «Круглый стол» для родителей вновь поступивших детей.

На первых организационных групповых собраниях или в индивидуальной беседе в сентябре-октябре доводим до сведения родителей результаты логопедического обследования, которое проводилось в начале месяца. В это время обозначаются цели и задачи нашей совместной работы, сообщается о системе логопедических занятий с детьми (ежедневные, индивидуальные, подгрупповые), о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие их вопросы. Акцентируем внимание на важность участия семьи в логопедической работе и значимости их помощи в этом деле.

В зависимости от того, насколько родители готовы сотрудничать с логопедом, определяются формы работы с ними:

– Ведение папок взаимосвязи с родителями – совместная работа логопеда, ребенка и родителей. В конце рабочей недели родители получают папку с новым  файлом с заданиями, которые ребенок выполнят всю неделю, либо выполнял частично.  Выполнение ребенком заданий позволяет родителям следить за ходом развития ребенка в течение всего учебного года, закреплять знания, умения навыки, полученные ребенком на логопедических занятиях в течение недели, а также выполнять задания самостоятельно под присмотром родителя (они могут быть сложнее, такие же, либо облегченной формы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка).   Предлагаются задания на развитие артикуляционной моторики, автоматизацию и дифференциацию поставленного звука, на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи, а также упражнения на развитие слухового и зрительного внимания, мелкой моторики, логического мышления и другие. Задания подбираются дифференцированно, с учетом возможностей каждого ребенка на основе анализа результатов развития ребенка за прошедшую неделю.

– Консультации и речевой материал, расположенные на сайте ДОО. Оформление папок-передвижек с консультациями.

– Утренние пятиминутки (индивидуальные консультации, беседы, мини-мастер-классы), где обращается внимание родителей на успехи и маленькие достижения детей, осуществляется показ правильного выполнения упражнения.

– Проведение семинаров-практикумов, позволяющих освежить в памяти знания родителей, самостоятельно потренироваться в выполнении заданий логопеда.

Например, на практикуме по ознакомлению с органами артикуляции родители предлагается выполнить несколько основных упражнений для губ, языка. Они убеждаются, что это нелегко, тем более для ребенка. Поэтому им (родителям) потребуется колоссальное терпение при выполнении с ребенком домашнего задания, а ребенку – помощь и похвала за труд.

На практикуме по звуко-буквенному анализу слов родители вспоминают, что звук – это не то же самое, что буква, подготавливаются к тому, какие возможные проблемы могут встретиться у ребенка при обучении в школе письменной речи.

– Анкетирование (проводится по общим вопросам образовательной деятельности ДОО, где затрагиваются аспекты речевых проблем ребенка)

– Проведение открытых занятий (индивидуальных, подгрупповых, итоговых).

-Фото- и видео фиксация работы ребенка на логопедических занятиях, где родители могут увидеть успехи или неудачи ребенка в освоении новой темы.

- Рекомендации специальной литературы и различных пособий для занятий дома, в том числе видео- и аудиоматериалы, компьютерные программы.

– Совместная подготовка к праздникам: разучивание стихов и песен, совместная работа над просодикой.

Привлечение родителей к участию в коррекционно-логопедическом процессе позволит им:

– Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка.

– Относиться к ребенку, как к равному.

– Понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, всегда радоваться его успехам и поддерживать в случае неудачи.

– Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их.

– Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей.

– Установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.

– Повысить свою компетентность в вопросах речевого развития.

Таким образом, доверительно-партнерские  отношения  между  всеми  участниками коррекционного  процесса,  помогают успешно  преодолевать  не  только  собственно нарушения  речи,  психических  процессов,  поведения  у  ребенка,  но  и  решают многие внутриличностные конфликты и проблемы детей и родителей, благодаря чему  создается  благоприятный  психоэмоциональный  климат  в  семьях  детей  с особенностями в развитии, формируются крепкие детско-родительские отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных средств во взаимодействии учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе с детьми с ОВЗ (ТНР) по формированию основ здорового образа жизни

Описаны нестандартные подходы и новые технологии для повышения эффективности коррекционно-педагогической работы с детьми-логопатами. Используя цифровые технологии в работе детьми, имеющими тяжелые нар...

Бланк взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями группы комбинированной направленности в работе с детьми с ТНР

Бланк взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями группы комбинированной направленности в работе с детьми с ТНР      ...

Методическая разработка по теме: «Взаимодействие учителя – логопеда с родителями как условие эффективной коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».

Принципы педагогической  работы с детьми, имеющими  ОВЗ.Основные проблемы семей, имеющих детей  дошкольного возраста с ОВЗ.Перспективное планирование работы с родителями....

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре при работе с детьми имеющими нарушения речи.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, очень важно в учреждении выстроить модель сотрудничества учителя-лог...