Формирование навыков микроориентировки у дошкольников с нарушениями зрения
статья по коррекционной педагогике

Мельникова Ирина Михайловна

В статье описывается значение коррекционно-развивающего обучения детей, направленного на развитие навыков микроориентировки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov_mikroorientirovki_.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков микроориентировки

у дошкольников с нарушениями зрения

Достижение оптимального уровня развития, который позволит каждому ребенку дошкольного возраста быть успешным в школе – одна из приоритетных задач современного дошкольного образования в Российской Федерации. Обеспечение равных стартовых возможностей будущих первоклассников рассматривается как необходимое условие  общедоступности качественного общего образования.

По сравнению с нормально видящими сверстниками, у детей с нарушениями зрения недостаточно сформированы пространственные представления, возможности практической макро- и микроориентировки. Нарушение бинокулярного видения осложняет формирование представлений не только о форме, величине, но и пространственных отношениях между предметами: удалённость, глубина, высота. Зрительное запоминание и воспроизведение пространственных отношений между объектами происходит медленнее и носит фрагментарный характер.

В связи с трудностями получения и накопления информации через нарушенную патологическими процессами зрительную систему, приобретает большое значение коррекционно-развивающее обучение детей, направленное на развитие навыков микроориентировки.

Недостаточная сформированность навыков пространственной ориентировки является одной из причин, определяющих низкий уровень школьного обучения и социальной адаптации ребенка, снижение его мобильности и контакта с окружающим миром.

Работа по формированию навыков ориентировки на микроплоскости (листе бумаги, фланелеграфе, столе, доске) начинается с изучения основных направлений микропространства (верх-низ, право-лево). На этом же этапе дети знакомятся с названиями частей плоскости («углы, стороны»).

Основное внимание здесь уделяется использованию зрительно-осязательного  приёма обследования. Это дает детям с нарушением зрения возможность уточнить зрительную информацию, наиболее точно воспринять микроплоскость, ее части, повышает их интерес к выполняемым действиям.

Для закрепления полученных знаний на этом этапе детям предлагаются разнообразные дидактические игры и упражнения: игры, направленные на практическое определение направлений ребенком, игры на поиск спрятанных предметов, игры на перемещение объектов по плоскости в соответствии с указанным направлением, упражнения в самостоятельном обозначении детьми направлений пространства на микроплоскости.

Когда дети хорошо усвоили основные направления пространства, переходят к знакомству с промежуточными.  Усложняется задача тем, что в речи необходимо использовать сочетание двух пространственных понятий: «правый верхний угол, правый нижний угол»; «левый верхний угол, левый нижний угол». На этом этапе требуется многократное словесное повторение, так как дети чаще всего при назывании углов обращают внимание на первое понятие, пропуская второе.

Для закрепления этого материала проводится работа на индивидуальных фланелеграфах. Вначале дети учатся размещать предметы в заданном месте по образцу, а уже затем по словесной инструкции.

Для развития умения располагать предметы на поверхности и перемещать их в разных направлениях организуются игры, в процессе которых дети по словесной инструкции перемещают предметы, например машинку, по листу в соответствии с указанными направлениями.  Или выкладывают по словесной инструкции дорожку из квадратов: к примеру, справа налево; соединяют изображения прямыми, ломаными, пунктирными, волнистыми разными линиями, которые находятся в разных частях листа.

Широко используется на этом этапе такое пособие, как «Стрелоплан», на котором дети выделяют из прямоугольника с диагоналями треугольники и комментируют их пространственное расположение, используя слова «верхний», «нижний», «левый», «правый», «ближний», «дальний»; располагают картинки или предметы в указанных секторах и перемещают их в разных направлениях.

На следующем этапе необходимо формировать у детей представления о пространственных отношениях между объектами на микроплоскости. Это одна из наиболее сложных для усвоения категорий.

Развитие представлений о пространственных отношениях осуществляется в соответствии со следующим алгоритмом:

  • формирование у детей навыков употребления в речи лексико-грамматических конструкций с предлогами и наречиями  (под, над, перед, за, слева от, справа внизу от, около, между, сбоку и др.);
  • формирование умений определять взаиморасположение предметов на микроплоскости;
  • развитие умений дошкольников располагать объекты с изменением точки отсчета (от себя, относительно других предметов).

На этом этапе применяется выкладывание разнообразных орнаментов из деталей мозаики по образцу, по словесной инструкции.

Эффективным является так называемое плоскостное конструирование - создание различных плоскостных объектов из деталей плоскостного конструктора.

Работа с плоскостным конструктором позволяет организовать активное исследование детьми пространственных свойств объектов, анализ пространственной структуры плоскостных конструкций. С помощью конструктора на микроплоскости можно моделировать практически неограниченное количество вариантов предметно-пространственных ситуаций различной степени сложности, что создает условия для анализа и воспроизведения пространственных отношений между плоскостными объектами и для закрепления этих отношений в слове.

Более сложной в освоении плоскости является ориентировка в тетради в клетку, так как из-за зрительной недостаточности детям трудно воспринимать поле с множеством клеток, особенно если они мелкие и нечётко пропечатаны.

При знакомстве с тетрадью в клетку, дети: показывают внутри клетки стороны, углы; подсчитывают их внутри фигуры или изображения; обводят их и закрашивают карандашом; срисовывают простые изображения. Только после таких упражнений необходимо переходить к графическим диктантам по словесной инструкции.

Во время срисовывания детям предлагается проговаривать свои действия («две клетки вправо, одну вниз, две клетки вправо, одну вверх…»). Это способствует закреплению пространственных терминов, помогает ребенку контролировать себя.

Одним из эффективных приемов закрепления навыков ориентировки является «зрительный диктант». На первых этапах дети рассматривают готовую композицию, например, орнамент, анализируют его и воспроизводят по памяти, пользуясь заранее заготовленными геометрическими фигурами. Затем предлагается усложненный вариант: дети создают орнамент под диктовку тифлопедагога.

Не менее сложные задания связаны с «чтением» графических изображений пространственных отношений и их моделированием в виде рисунка, чертежа, схемы и т.д.

Привлекательным и интересным для детей материал становится с применением мультимедийных презентаций, они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание детей.

Компьютерные слайдовые презентации в процессе обучения детей имеют ряд достоинств:

  • осуществление полисенсорного восприятия материала;
  • возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
  • объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми;
  • активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка.

В работе по формированию навыков ориентировки на микроплоскости мультимедийные презентации можно разделить по направлениям:

  • определение частей плоскости;
  • направления пространства;
  • пространственные отношения между предметами;
  • зрительные диктанты по микроориентировке.

Применение мультимедийного сопровождения позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.

        Таким образом, недостаточное умение ориентироваться в микро- и макропространстве влияет не только на уровень социальной адаптации, мобильность ребенка, но и снижает его возможности самореализации в период начального школьного обучения. Сформированность навыков микроориентировки значительно влияет на успешность освоения предметной деятельности в счете, чтении, письме, а также является одним из важнейших показателей как общего развития ребенка, так и его готовности к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально-бытовых навыков у детей с нарушением зрения

Сообщение из опыта работы.Рекомендуемые игры и задания....

формирование певческих навыков у дошкольников с нарушением зрения.

Формирование певческой деятельности слабовидящих детей, с которыми я работаю, влияет на развитие их вокальной культуры, творческих способностей, но так же сглаживает вторичные отклонения в развитии и ...

Открытая НОД по развитию социально-бытовых навыков у дошкольников с нарушением зрения «В гостях у повара»

Представляю вашему вниманию конспект подгруппового занятия по социально-бытовой ориентировке старших дошкольников...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Анализ работ учеников начальных классов показывает, что значительная часть детей имеет низкий уровень развития моторных навыков. Особенно это проявляется при выполнении точных действий: провести пряму...

Методическая разработка «Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»

laquo;Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»...

Тема самообразования:: «Формирование графомоторных навыков у дошкольников с нарушением зрения»

Этапы реализации плана деятельности по теме самообразования на 2021 – 2022 учебный год...

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями зрения по теме «Транспорт» у старших дошкольников с нарушением зрения

В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушениями зрения возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях...