консультация для родителей "О формировании графических навыков у дошкольников с нарушением зрения"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Материал содержит практические советы по формированию графических умений и комплексы упражнений для старших дошкольников с нарушенным зрения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.58 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Для родителей на тему: «О формировании графических навыков у детей с нарушением зрения»
Составила: учитель-дефектолог Ефремова О.В.
Как приятно, когда ребенок правильно и красиво пишет буквы! Приятно,
но достичь этого можно только в результате целенаправленного и систематического обучения. К 6 годам ребенок в состоянии овладеть основами грамоты: ознакомиться со всеми буквами алфавита, научиться составлять из них слова, читать
по слогам и т.д. В настоящее время разработаны и апробированы методики
подготовки руки ребенка к письму. Но почти все они направлены на формирование графических навыков у зрячих детей (хотя известно, что немалая часть детей со зрительной патологией посещает массовые дошкольные учреждения). Практика обучения письму детей 5-6 лет с нарушением зрения показывает: способность овладеть операциями, в которых одновременно участвуют зрение, руки, нервно-мышечный аппарат, у данных детей затруднена. Даже при нормальном зрении сформировать этот навык непросто. Зрение в дошкольном возрасте играет одну из главных ролей в осуществлении познавательных процессов, в коррекции точности и направленности движений. Нарушенное зрение не может обеспечить ребенку необходимый контроль за движениями. «Полное или частичное нарушение функций зрения отражается на физическом развитии... и влечет ослабление пространственной ориентации, мышечную вялость, деформацию скелета...» (А.Г. Литвак).
Обследование детей 5-6 лет с нарушением зрения, посещающих массовые дошкольные учреждения, показало: по сравнению со здоровыми сверстниками они медленнее включаются в работу, быстрее утомляются, чаще прибегают к помощи педагога, испытывают трудности при письме (быстро устает рука, не всегда получается правильное написание букв, движения руки не скоординированы, «уходит» строка). У них гораздо ниже стойкость мотивации: как только задание вызывает трудности, стараются перейти к другой деятельности или вообще отказываются от выполнения задания. В итоге появляется страх, зажатость, напряженность. Отсюда можно сделать ряд выводов.
- Детям с нарушением зрения требуется больше времени и усидчивости для тренировки руки и ручной умелости.
- Дети с нарушением зрения самостоятельно не могут преодолеть указанные выше трудности.
Работу по формированию графических навыков у детей с нарушением зрения нужно проводить по трём направлениям:
- специально организованное обучение;
- совместная работа воспитателя с детьми;
- совместная деятельность родителей с детьми.
Организовав работу таким образом, мы сможем решить следующие задачи:
- Учитывать медицинские и гигиенические условия при работе с детьми с нарушением зрения.
- Пробудить у них желание учиться в школе.
3. Формировать графические навыки, подготовить руку к письму.
Работу по формированию графических навыков у детей с нарушением зрения нужно начинать их комплексного обследования, прежде всего с диагноза. Это позволяет грамотно начать работу: понимание состояния зрения ребенка, его нервно-мышечного аппарата, режима зрительной нагрузки необходимо для организации деятельности. Зрительное и психофизическое развитие детей с нарушением зрения позволяет применять в их обучении методики, разработанные для нормально видящих. Однако не следует забывать: у «проблемных» детей существуют болышие трудности, чем у нормальных, и самостоятельно они их преодолеть не могут.
Поэтому следует обратить внимание на условия, в которых занимаются дети, прежде всего на освещенность, и придерживаться выработанных правил:
-При прямой посадке ребенок должен опираться грудью о парту.
-Расстояние от края парты до груди должно быть не более 3-4 см.
-Расстояние между глазами и тетрадью ребенка - 30-33 см.
-Обе руки лежат на парте, только локтевой сустав немного выступает за края, левая рука поддерживает тетрадь и передвигает ее вверх по мере заполнения страницы.
Нужно научить детей самостоятельно проверять свою осанку. Они должны осознать значение правильной осанки для здоровья, физического развития и работоспособности, что особенно важно для успешного овладения навыками письма. Следует учитывать и проблему «смешанной латеральности», т.е. особенности леворуких детей. Мы не имеем права их переучивать, но должны учитывать их особенность: объяснять дольше, давать меньшее по объему задание, делить задания на части или давать задания пониженной трудности. В большинстве случаев нужно предлагать детям прямое письмо, когда тетрадь лежит прямо перед ребенком. От обоих глаз до строки - одинаковое расстояние, а при наклонном оно различное, что увеличивает зрительную нагрузку.
Занятия для детей с нарушением зрения короче, чем для остальных детей (20—22 минуты), в середине занятия проводятся упражнения для снятия зрительного напряжения (см. приложение 1). Не забывайте о чистоте очков.
Лучше всего для работы использовать «Тетрадь комфортного письма», для которой характерны следующие технические характеристики: желтоватый фон листа, ярко-красный цвет полей.
Работа с «Тетрадью...» выстроена в следующей последовательности:
1. Знакомство с тетрадью (обложка, лист, страница).
2. Знакомство со страницей (узкие линии - строки, широкие - расстояние между строк, наклонные, прямые, поля).
3. Выполнение упражнений в строке.
Однообразная работа утомляет детей, они быстро теряют к ней интерес, поэтому нужно использовать игровые формы работы. Дети рассказывают о форме буквы, ее особенностях, о том, где начинать писать, как вести карандаш (фломастер). Особенно эффективен прием олицетворения, основанный на ассоциациях по сходству («На что похоже?»). Можно предложить детям конструировать букву или ее элемент из палочек, проволоки, пластилина, выложить из гороха, косточек и т.д. Интересным будет словесно-зрительное упражнение «Найти ошибки в написании букв Незнайкой». Когда дети сами находят ошибки, они стараются их не повторять. Рисование в воздухе букв также можно обыграть: предложить угадать букву, которую вы изображаете в воздухе.
Для достижения наилучших результатов по формированию графических навыков использовать задания на сочетание зрительного контроля с движением: лабиринт, кегли, «Попади в ворота», «Поймай шар», «Лови и бросай - упасть не давай».
Обязательно нужно выполнять специальные упражнения для развития мелкой моторики рук. Благодаря им, кисть руки становится более подвижной, гибкой, исчезает скованность движений. Так, в конце всех игровых действий дети переходят на новую ступень, где формируется умение писать тот или иной элемент буквы.
Само письмо проходит четыре стадии, постепенно усложняясь: 1) элементарная; 2) буквенная; 3) стадия связного письма; 4) стадия связного скорописного письма.
«Тетрадь комфортного письма» является первым этапом длительного процесса обучения детей с нарушением зрения письму. Она отражает элементарную стадию формирования письменных навыков, но очень важную: помогает преодолевать несовершенство руки, развивать мелкую мускулатуру пальцев.
Развивать руки необходимо постоянно, поэтому родителям мы рекомендовали различные виды занятий на осязание и развитие мелкой моторики пальцев. В основе заданий, предложенных родителям для совместной деятельности с детьми, также лежала игровая мотивация. Мы подобрали упражнения для детей с нарушением зрения для самостоятельной работы дома под контролем родителей (см. приложение 4). После выполнения данных упражнений зрительное утомление снималось специальной гимнастикой (см. приложение 1).
Раннее и квалифицированное педагогическое вмешательство для развития ритмических действий руки дало хорошие результаты. Повторная диагностика показала, что у детей увеличился уровень мотивации к учебной деятельности. Умелость обращения с карандашом приобрели все дети, характер нажима - в норме. Благодаря систематическим упражнениям на развитие мелкой моторики рука стала сильнее. Дети самостоятельно ориентируются в элементах. Но трудность представляют пространственное расположение и форма элементов. В связи с этим педагогам и родителям можно посоветовать многократное списывание элементов в различных вариациях. Проведенная работа по формированию графических навыков помогла сформировать у детей с нарушением зрения, находящихся среди здоровых сверстников, первоначальные ритмические действия руки. Это позволило всем детям быть наравне и чувствовать себя более уверенно. Обучение элементам письма имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. Так, формирование графических навыков напрямую связано с умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием. Дети с нарушением зрения стали активнее, самостоятельнее, охотно выполняли задания. Нормально видящие помогали им, в совместных играх «учили» писать слова. А те, в свою очередь, с большим удовольствием выступали в роли учеников.
Мы еще раз убедились: эта работа действительно ставит ребенка на более высокую ступень - ступень осознания себя будущим первоклассником. А как важно задолго до прихода в школу научить ребенка с нарушением зрения пользоваться карандашом, кистью, ручкой... Такая развивающая подготовка поможет учителю и ученику быстрее наладить контакт. Ребенку с нарушением зрения будет легче адаптироваться к школьной жизни.
Итак, при формировании графических навыков у детей с нарушением зрения, интегрированных в массовые ДОУ, главным является принцип усиленного педагогического руководства и необходимость коррек-ционно-педагогического воздействия. Преодолевать трудности и глаза, специфические особенности двигательной сферы) необходимо начинать задолго до поступления в школу.
Приложение 1
Упражнения на снятие зрительного
утомления, на восстановление работы
мышц глаза
- И.п. - сидя. Перед ребенком - печатная буква «М». Взглянуть сначала на одну прямую линию, затем на другую, третью, четвертую и начать сначала.
- И.п. - сидя. Плотно закрыть глаза и широко открывать левый и правый глаз (поочередно) с интервалом 30 секунд (пять-шесть раз подряд).
- И.п. - то же. Вращение глазами по кругу по 30 секунд (три раза в каждую сторону).
- И.п. - то же. Делать то же, что и в предыдущем упражнении, но с закрытыми глазами.
- И.п. - то же. Быстрое моргание в течение 1-1,5 минут.
- И.п. - то же. Закрыть глаза и внутренними мышцами глаз сильно «сдавить» глаза на 2-3 секунды.
- И.п. - сидя или стоя. Поднять голову, посмотреть на левый (правый) верхний угол комнаты (три-четыре раза).
- И.п. - то же. Посмотреть в окно на большой предмет, например на дом, сначала на окна, потом на дверь и т.д.
- И.п. - то же. Тремя пальцами сначала левой, потом правой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза, подержать (три-четыре раза).
10. И.п. - то же. Поднять глаза вверх -опустить вниз, посмотреть влево, затем вправо, не меняя положения головы (по два-три раза).
Приложение 2
«Тетрадь комфортного письма»
Задание 1. Знакомство с тетрадью
Цель. Познакомить детей с тетрадью, учить ориентироваться в тетради (обложка, листы, страницы).
Задание 2. Знакомство со страницей
Цель. Дать представление о том, что лист состоит из двух страниц (левая, правая), предложить рассмотреть разлиновку, указать на прямые ровные линии.
Упражнения «Поиграй с мячом» (провести линии от мальчика к девочке); «Попади в цель», «Прокати мяч в воронку» (главное требование - линии должны быть прямыми, аккуратными); «Прерывистые линии».
Задание 3. Строка
Цель. Продолжать знакомить с разлиновкой страницы, ввести понятия «строка» и «пространство между строк», указать на верхнюю и нижнюю линии строки.
Упражнение. Закрашивание строки в пределах ее границ (главное требование -не зайти за пределы этих линий). «Между двух берегов ровная течет река, но из берегов она не выходит никогда». Установка на работу внутри строки дается в первый раз и в дальнейшем постоянно напоминается.
Задание 4
Цель. Та же.
Упражнение. Штриховка прямыми линиями сверху вниз - имитация шпал. «Бегут рельсы, как река - заповедные берега». Главное требование - не зайти за границы.
Задание 5
Цель. Учить работать внутри строки.
Упражнение. Вписывание различных геометрических форм в пределы строки, используя штриховку в различных направлениях.
Задание 6
Цель. Та же.
Упражнение. Вписывание внутри строки предметов округлой формы (можно использовать штриховку). «Нарисуй мячики, шары, яблоки и т.д.»; «Нарисуй коробки над строкой, под строкой, в строке».
Задание 7
Цель. Учить работать в пределах границ строки по опорным точкам.
Упражнение. Проведение длинных и коротких прямых линий самостоятельно.
Задание 8
Цель. Та же.
Упражнение. Начертание наклонных линий (длинных и коротких) внутри строки по намеченным точкам.
Примечание. Обратить внимание детей на наклонные линии строки, помочь в написании наклонных элементов при различном положении тетради.
Задание 9
Цель. Та же.
Упражнение. Чередование коротких и длинных линий (прямых и наклонных) по опорным точкам. «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, едет поезд запоздалый»; «Построим мост через реку, проложим рельсы по мосту».
Главное требование - ни наклонные, ни прямые линии не должны пересекаться, чтобы не было крушения поезда.
Задание 10
Цель. Развивать глазомер, автоматизировать навык проведения прямых (длинных и коротких) прямых с закруглением внизу.
Задание 11
Цель. Та же.
Упражнение. Написание наклонных линий с закруглением внизу.
Задание 12
Цель. Та же.
Упражнение. Чередование коротких и длинных (прямых и наклонных) линий с закруглением внизу.
Задания 13-15
Цель. Развивать глазомер, автоматизировать навык проведения линий с закруглением вверху.
Примечание. Палочки с закруглением внизу и вверху можно писать как слитно, так и раздельно. «Вагончики бегут, зацепившись там и тут»; «Не заметил сразу он, сел в отцепленный вагон».
Задание 16
Цель. Научить прямому написанию палочек с закруглением внизу и вверху одновременно.
Упражнение. «Маленькие и большие гуси к берегу плывут».
Задание 17
Цель. Учить наклонному написанию палочек с одновременными закруглениями вверху и внизу. Главное требование -не выходить за границы, «не высовываться на берег», равняться «на первого гуся».
Задание 18
Цель. Та же.
Упражнение. Чередование палочек с закруглением вверху и внизу.
Задания 19-21
Цель. Поставить руку для изображения полуовала прямыми и наклонными линиями, развивать глазомер, используя чередование малых и больших полуовалов.
Задания 22-23
Цель. Закрепить положение руки для изображения овала, развивать глазомер, учить соблюдать принцип параллельности при изображении овалов прямыми и наклонными линиями.
Упражнение. Написание овала круговым движением руки. «Мы в вагоне все сидим и в окошечки глядим».
Задание 24
Цель. Та же.
Упражнение. Чередование больших и малых овалов.
Задания 25-26
Цель. Развивать глазомер, тренировать в написании палочек с петлей вверху и закруглением внизу прямыми и наклонными линиями.
Упражнение. Отрывное написание палочек с петлей вверху и закруглением внизу. «По перрону мы идем»; «А это наши мамы».
Задание 27
Цель. Та же.
Упражнение. Чередование малых и больших палочек с закруглением внизу.
Примечание. Можно предложить упражнение с неотрывным написанием этого элемента и чередованием высоты палочек. «По перрону мы идем, маму за руку ведем».
Задания 28-31
Цель. Учить работать в две строки, развивать глазомер, автоматизировать навык проведения параллельных прямых.
Упражнение. Написание длинных палочек с петлей вверху прямыми и наклонными линиями. «Вынырнула рыбка - только хвост в реке»; «Все в вагоне том сидят, ножкой на полу стоят».
Задание 32
Цель. Выявить навыки и умения в написании элементов букв, дать установку на прямое или наклонное письмо, учить работать в определенном ритме и с определенной скоростью.
Упражнение. Письмо под счет в игровой форме. По команде «Внимание!» все дети берут в руки карандаш и одновременно выносят руку с карандашом вверх. По команде «Приготовились!» ставят конец карандаша в начале рабочей строки. По команде «Начали!» пишут элементы. Главное требование - в конце рука с карандашом выносится вперед по команде «Внимание!». Этот момент фиксирует наличие или отсутствие единого темпа в работе.
Приложение 3
Гимнастические упражнения
для мелкой
мускулатуры пальцев
- Массаж руки (поглаживание, разминание, похлопывание для появления ощущения тепла, до 1 минуты).
- «Здравствуй, пальчик!» - поочередно пальцы правой руки «здороваются» с пальцами левой (большой с большим и т.д.).
- «Веселые человечки» - указательный и средний пальцы бегают по столу.
- «Щелчок» - сделать щелчок каждым пальцем правой и левой руки.
- «Замок» - постепенное поднимание пальцев, плотно прижатых друг другу по параллели: «Пошли пальчики гулять, раз, два, три, четыре, пять».
- «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
- «Колокольчик» - тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, ребенок им свободно двигает.
- «Шарик» - пальцы обеих рук в щепотке, дуем на них; при этом пальцы принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальцы принимают исходное положение.
- «Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетены, выпрямлены и тоже направлены на себя.
- «Цепочка» - большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальцев правой руки: большой - указательный, большой - средний и т.д.
- «Кошечка» - согнуть первые две фаланги всех пальцев («Кошка сердится»).
Приложение 4
Упражнения для работы дома под контролем родителей
- «Флажки на ниточке» (чередуется форма, размер, расположение и цвет, например, влево - синий, вправо - красный и т.д.).
- По точкам проводи линию слева направо, определи верхнюю и нижнюю линию в строке.
- Начерти линии по опорной точке слева направо, начиная от красной линии и кончая красной контрольной линией. Выполни задание на всей странице.
- В строке выполни частую штриховку короткими линиями сверху вниз, не заходя за линии строки.
- Выполни штриховку частыми линиями слева направо, не выходя за пределы строки.
- Проведи короткие вертикальные линии по обозначенным точкам.
- Проведи длинные вертикальные линии, попадая в определенную точку.
- Чередование коротких и длинных прямых линий в одной строке.
9-11. Проведи ровные наклонные линии (короткие, длинные в чередовании).
12.Соедини наклонные линии, регулируя движение руки вверх и сверху вниз неотрывно (можно по опорным точкам).
- Нарисуй геометрические фигуры в строке, заштрихуй их.
- «Спрячь шарики» (округлая замкнутая форма в пределах строки).
15-16. На зеркале рисование различных элементов «Нарисуй флажки» (флажки прямоугольной, квадратной формы, их расположение вправо, влево).
Использованная литература: О. ИВАННИКОВА,
Институт коррекционной педагогики РАО,
Москва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование певческих навыков у дошкольников с нарушением зрения.
Формирование певческой деятельности слабовидящих детей, с которыми я работаю, влияет на развитие их вокальной культуры, творческих способностей, но так же сглаживает вторичные отклонения в развитии и ...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Анализ работ учеников начальных классов показывает, что значительная часть детей имеет низкий уровень развития моторных навыков. Особенно это проявляется при выполнении точных действий: провести пряму...

Консультация для родителей «Формирование графических навыков у дошкольников»
Наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребенка к письму. Под графическими навыками подразумеваются владение каранд...

Консультация для родителей "Формирование графических навыков у дошкольников"
Эта консультация нацеливает родителей на необходимость формирования графических навыков у детей 5-7 лет. Недостаточный уровень сформированности графических умений приводит к трудностям в освоени...
Консультация для воспитателей "Формирование предметных представлений у дошкольников с нарушением зрения"
Формирование предметных представлений является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики. Осознанное восприятие предметного мира формирует у детей реальные представл...

Тема самообразования:: «Формирование графомоторных навыков у дошкольников с нарушением зрения»
Этапы реализации плана деятельности по теме самообразования на 2021 – 2022 учебный год...

Консультация для родителей "Формирование графических навыков у дошкольников"
Консультация предназначена для родителей детей старшего дошкольного возраста....