отчет по теме самообразования «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя группа)

Марченко Оксана Юрьевна

отчет по теме самообразования «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_samoobrazovaniyu.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования

за 2023-2024 год

Тема: «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»  

Тема: «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»  

Цель моей работы - развитие эмоционально-личностной сферы, мелкой моторики рук посредством песочной игротерапии.

Были поставлены следующие задачи:

  • Способствовать  развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью  совместной   игровой   деятельности.
  • Развивать тактильную чувствительность как основу   раскрепощения сознания детей.
  • Развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление) речь.
  • Развивать интерес ребенка к экспериментальной деятельности, его любознательность.

Методы и приемы:                                                                                             

1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, природный и др.  материал), элементы экспериментирования, наблюдения.                                                                  

 2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы театрализации).                                                                                                                          

 3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение стихов, загадок.              

 4. Наглядные методы.                                                                                              

 5. Релаксация.                                                                                                

 6.Сказкотерапия.

В начале учебного года дети вели себя обособленно, играли почти каждый индивидуально. Некоторые дети с трудом шли на контакт не только с воспитателем, но и с детьми, были застенчивы. К концу учебного года у детей стали преобладать партнерские взаимоотношения и совместная деятельность. Конфликты между детьми, если и возникали, то быстро и продуктивно разрешались

Перед тем как приступить к работе я проанализировала творчество известных педагогов, работающих в данной сфере. Больший интерес у меня вызвала книга Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры»  (Издательство: Детство-пресс, 2004.)

В издании раскрыты многогранные возможности игр с песком — это обучение и познание, имеющие коррекционную направленность, дающие возможность скорректировать имеющиеся у ребенка проблемы развития. Ценность книги для меня состоит в том, что ее материал можно использовать для работы, как с одаренными детьми, так и с детьми, имеющими проблемы развития.

Большую помощь мне также оказала книга «Песочная терапия»

Э.Э. Большебратской (Петропавловск, 2010 г.)

Материал данного пособия помогает мне в увлекательной форме организовывать занятия, что способствует развитию у детей познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, восприятия), а также интеллектуальных и эмоциональных способностей в процессе общения с взрослыми и сверстниками.

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи коррекции, и главную задачу развития речи. Игры с песком:

- стимулируют речевую активность; - развивают все стороны речи (фонетику, грамматический строй, лексику, связную речь);

- развивают психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление) и мелкую моторику;

- способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала;

- песок поглощает отрицательную энергию, что актуально в работе с особыми детьми.

Песочную игротерапию использую как часть индивидуального или подгруппового занятия. На базе песочницы провожу работу по закреплению, расширению и активизации словаря. При изучении лексических тем использую сюжеты игр, например: «Транспорт», «Животные Севера», «Дикие животные» и т.д.

С песком мы не только играем, но и рисуем на нем. При рисовании песочной картинки отрабатывается умение строить как простые, так и сложные предложения (художественные способности не важны, если что – то не получается, ребенок стирает и рисует снова).

Игры «Дорисуй и составь предложение», «Нарисуй и расскажи». Ребенок создает картинку на песке и сопровождает свои действия речью. Очень нравятся детям игры «Секрет», «Что под песком?», «Мой клад». Картинка или игрушка засыпается тонким слоем песка, сдувая песок (через соломинку), ребенок открывает изображение и рассказывает: что или кто это? какой величины? формы? цвета? и т.д. Или ребенок закапывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идет речь, откапывает его в песке.

Проигрывание (драматизация) литературных произведений с последующим их пересказом детьми – еще одна возможность развития речи с использованием песочницы. Очень подходят народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», «Три медведя» и др., авторские сказки, например сказка В. Сутеева «Мышонок и Карандаш».

Таким образом, использование песочницы в логопедической практике позволяет значительно улучшить качество речи у слабовидящих дошкольников и дает комплексный образовательно – коррекционно — терапевтический эффект.

Взаимодействие  с  родителями:

В нашей стране очень остро стоят социальные проблемы семьи: снижение ее материального уровня, ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и родителей. На основе этого возникает не понимание между родителями и детьми, что ведет к нарушению детско-родительских отношений. С учётом этих данных я строю свою работу по налаживанию взаимоотношений между родителями и детьми с помощью инновационной технологии «Песочная терапия».

Мною проведены:

  • Консультация для родителей «Что такое песочная терапия?»                                                                  

Цель: Знакомство родителей с элементами песочной терапии.

  • Консультация для родителей «Песок в жизни ребенка».                                                                                             Цель: Предоставление родителям педагогической информации по теме.  
  • Индивидуальные  беседы посещение родителями занятий кружка.

   

        Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии         дает положительные результаты: дети чувствуют себя более успешными, раскрепощенными, повысилась самооценка и вера в свои силы;  у детей расширились свои знания об эмоциях, научились понимать эмоциональное состояние других людей; получен опыт эффективного общения со сверстниками; на занятиях весело, нет скуки и монотонности; снимается напряжение, и развивается мелкая моторика рук и развиваются тактильные ощущения. Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками!

Итоги работы и их практическая значимость. 

Реализуя аналитическое направление на занятиях с элементами «Песочной терапии», я считаю, что мною решены поставленные задачи.

Игры в песок позитивно повлияли на эмоциональное самочувствие детей: снизились стрессовые состояния, нервно-психическое напряжение. У малышей возникло множество положительных эмоций.  Песочные игры позволили получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети научились слушать и слышать другого.  

Игры с песком позволили сформировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления.  Песочница дала дополнительные возможности для развития сенсомоторных функций, особенно тактильной чувствительности.

Я планирую в дальнейшем, использовать элементы Песочной терапии не только на специальных занятиях, но и в развлечения, и конечно, заинтересовывать и привлекать родителей к этой инновационной форме работы с детьми. Необходимо убедить родителей в значимости элементов Песочной терапии, показать какой интерес могут вызвать такие занятия у детей, какую роль они играют в его эмоциональном, познавательном и двигательном развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование педагога «Оригами как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста».

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно р...

«Песочная терапия как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Песочная терапия как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.»«Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»К.Д. Ушински...

Самообразование «Песочная терапия как средство развития речевой деятельности детей старшей группы ТНР».

Цель:  Повышение  профессионального мастерства и компетентности при использование метода песочной терапии с детьми  старшего дошкольного возраста....

План по самообразованию Тема: «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»

План по самообразованиюТема: «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»...

План по самообразованию Тема: «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ» на 2022-2023 учебный год

План по самообразованиюТема: «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»на 2022-2023 учебный год...

Доклад на РМО тема : «Су-Джок терапия, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» 30.10.2023

Доклад на РМОТема : «Су-Джок терапия, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»...