ОБРЫВНАЯ АППЛИКАЦИЯ
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Фролова Анастасия Викторовна

В статье представлен опыт работы по использованию техники "обрывной аппликации"  с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР)

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Опыт работы по использованию техники «обрывной» аппликации для художественно-эстетического развития дошкольников с ОВЗ»                                                                                                                                                           

Дошкольный возраст - это благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей ребенка. В это время у ребенка интенсивно развиваются физические и психологические качества, которые будут нужны ему в дальнейшей жизни.

Особо важно это для детей, имеющих статус ОВЗ.  Дети с ограниченными возможностями здоровья – это сложная категория детей. Она требует особого внимания и отношения от всех участников образовательного процесса.

Особое внимание сегодня педагоги уделяют художественно-эстетическому развитию этой категории детей.

Художественно-эстетическое развитие является важнейшей стороной воспитания ребенка. Оно обогащает чувственный опыт ребенка, развивает его эмоциональную сферу, влияет на познание нравственности, стимулирует познавательную активность.

Актуальность данной темы обусловлена отсутствием четкой и грамотно выстроенной системы в работе педагогов по развитию творческих способностей  детей с ОВЗ.

Одной из основных категорий детей с ОВЗ по классификации   В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова являются дети с тяжелыми нарушениями речи или общим недоразвитием речи.  

Работая с детьми с общим недоразвитием речи, мы столкнулись с тем, что  при выполнении некоторых действий у детей возникают трудности. Например, им тяжело синхронизировать движения обеих рук: одновременно что-то брать, вставлять, завязывать и т.д.

Эта тема интересна для меня, так как я работаю с такими детьми и хочу им помочь. Ведь плохо развитая моторика и не скоординированные действия глаз и рук в будущем мешать им в будущем.

В.А. Сухомлинский говорил: «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев». То есть, от того насколько хорошо развивается моторика у ребенка в детстве зависит его успешность во взрослой жизни.

Показатель уровня развития мелкой моторики дошкольника является одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий развитые и точные движения пальцев рук, способен к логическим рассуждениям, имеет устойчивое внимание, хорошую память и связную речь. Это происходит потому, что развитая мелкая моторика влияет на речевые и мыслительные центры головного мозга.

У детей с ТНР память, внимание и связную речь нужно развивать и совершенствовать, с помощью  методов и приемов.

Одним из приемов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста является – аппликация. Этот вид деятельности привлекает детей простотой своего исполнения: вырезание или обрывание объекта и наклеивание его на фон. Для аппликации можно использовать: разные виды бумаги, ткани, нитки, крупы, песок и другие материалы. Аппликация заставляет пальчики работать и развивает координацию движений рук. Доступный, простой и интересный метод аппликации – это обрывная аппликация. Эту нетрадиционную форму работы я использую в своей педагогической работе по развитию творческих способностей детей с ТНР.

«Волшебство» этой техники заключается в том, что работа в ней проста, требует минимальной подготовки, а, результат своего творчества, дети видят сразу.  При этом, благодаря использованию обрывной аппликации у детей происходит формирование умственных операций (анализ, синтез, сравнение,  планирование); развивается вариативное мышление, воображение, творческие способности; вырабатываются волевые качества.

Техника обрывной аппликации заключается в том, чтобы передать изображение с помощью обрывков бумаги. Ребенку дается контур рисунка, который нужно заполнить, используя небольшие кусочки бумаги. При этом ребенок самостоятельно подбирает цвет бумаги, от которого будет отрывать небольшие элементы. В процессе такой аппликации задействована вся мускульная часть кисти, которая позволит развить мелкую моторику.

Обрывная аппликация развивает воображение и фантазию. Ее можно использовать при любой форме образовательной деятельности (групповой, подгрупповой, индивидуальной). Дети также могут использовать эту технику в самостоятельной творческой деятельности.

В нашей группе занятия по обрывной аппликации проводятся со старшей группы. Во время работы по созданию поделок в этой технике, мы закрепляем знания по теме недели, повторяем пройденный материал, заучиваем стихи и песни. Также, во время творческой деятельности можно автоматизировать звуки, проговаривая слова. Когда ребенок увлечен деятельностью, познание проходит лучше.

Можно выбирать любые силуэты, предметы и объекты, цвета, обрывать кусочки бумаги разного размера, формы. Силуэты для оклеивания можно заготовить заранее (распечатать на листах), а можно нарисовать самостоятельно. Также, обрывная аппликация оказывает успокоительный эффект на детей, во время творческой деятельности. Хочу показать примеры наших работ:  

           Работая в технике обрывной аппликации мы с ребятами закрепляли знания по тематическом неделям «Новый год», «Овощи». В результате создали изображения снеговика, чашку для мамы и репу.

Дети очень любят обрывную аппликацию. Создание картины в этой технике напоминает сбор пазлов и развивает внимание и пространственное мышление. Создание поделки из небольших деталей развивает у детей усидчивость.

Занятия аппликацией позволяют детям научиться планировать свои действия, как в индивидуальной, так и при групповой форме работы. Во время занятий аппликацией, дети знакомятся с разными материалами, фактурами, узнают их свойства, учатся работать с разными материалами, Приобретают  умения, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.

Обрывная аппликация: развивает воображение и эстетический вкус, развивает конструктивное мышление, мелкую моторику и тактильные ощущения, знакомит с цветами и геометрическими формами.

С помощью аппликации можно научить детей счету, обогатить их словарный запас. У детей, часто занимающихся аппликацией, вырабатываются такие качества как аккуратность, настойчивость, сосредоточенность, самостоятельность, развивается коммуникабельность.

Таким образом, можно сделать вывод, что художественно-эстетическое развитие дошкольников с ОВЗ, посредством обрывной аппликации оказывает большое влияние на интеллектуальное, речевое и физическое развитие дошкольников, а значит, готовит ребенка к успешному обучению в школе.

Список используемых источников:

  1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными    возможностями здоровья/ - М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 365 с.
  2. Шахова Л.В. Аппликация как средство развития мелкой моторики и подготовки к школе с речевой патологией. - [электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fdetskiy-sad


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по аппликации в средней группе с использованием нетрадиционных техник (обрывная аппликация) на тему: «Пейзаж "Весна"».

Конспект занятия по аппликации в средней группе с использованиемнетрадиционных техник (обрывная аппликация) на тему: «Пейзаж "Весна"».Цель: Продолжать освоение нетрадиционно...

Конспект НОД для детей среднего возраста по аппликации в нетрадиционной технике (обрывная аппликация) «Разноцветные зонтики»

Цель: учить детей создавать изображения способом обрывной аппликации. Задачи: закреплять навыки работы с бумагой (без помощи ножниц, украшать шаблон зонтика мелкими яркими обрывками цветной бумаги, ра...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) Обрывная аппликация "Осенний лист"

Конспект нод по художественно-эстетическому развитию (аппликация) в рамках проекта "Осенние краски родной природы"Обрывная аппликация "Осенний лист"...

Конспект НОД по ОО «Художественно – эстетическое развитие» (аппликация) на тему «Бабочка» в старшей группе (Обрывная аппликация)

Конспект НОД по ОО «Художественно – эстетическое  развитие»(аппликация)  на тему «Бабочка» в старшей группе(Обрывная аппликация)...

Конспект НОД по аппликации в старшей группе в технике обрывной аппликации

Тема: Аппликация «Дом зимой»Цель: научить детей создавать выразительный образ заснеженного дома, используя нетрадиционные техники обрывной аппликации...

Конспект НОД по аппликации в старшей группе в технике обрывной аппликации

Тема: Аппликация «Дом зимой»Цель: научить детей создавать выразительный образ заснеженного дома, используя нетрадиционные техники обрывной аппликации...

Конспект ООД по аппликации в нетрадиционной технике (обрывная аппликация). Тема: «Разноцветные зонтики».

Конспект ООД   по аппликации в нетрадиционной технике (обрывная аппликация).Тема: «Разноцветные зонтики».Цель: способствовать формированию у детей умения создавать изображения сп...