Нейропсихологические технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с учетом ФОП ДО и ФАОП ДО
консультация по коррекционной педагогике

Лорей Мария Александровна

Одна из задач Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи - это способствовать общему развитию дошкольников с ТНР, коррекции их психофизического развития, подготовка их к обучению в школе.

Программой предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Нейропсихологические технологии как раз и помогут решить поставленные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsihologicheskie_tehnologii.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

 «Нейропсихологические технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с учетом ФОП ДО и ФАОП ДО»

Подготовили учителя– логопеды

 МАОУ «Гимназия г. Троицка»

дошкольного отделения №3

Бредихина Т.А.,

Лорей М.А.

Москва. Троицк. 2023

Слайд №1 Одна из задач Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи - это способствовать общему развитию дошкольников с ТНР, коррекции их психофизического развития, подготовка их к обучению в школе.

Программой предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Общенаправленные задачи Федеральной Образовательной Программы направлены:

  • на «перекрест» линий развития языковой, интеллектуальной и коммуникативной способностей;
  • на развитие обобщающей, планирующей и регулирующей функций речи;
  • на формирование специфических для данного возраста новообразований (межанализаторных связей, произвольного внимания, анализирующего восприятия, наглядно-образного мышления и др.);
  • на интеграцию образовательных областей ФГОС дошкольного образования вокруг речевого и социально-коммуникативного развития;
  • на развитие игровой деятельности и предпосылок учения у воспитанников ДОУ;

Нейропсихологические технологии как раз и помогут решить поставленные задачи.

Слайд №2 Нейропсихологические технологии опираются на нейрофизиологический и нейропсихологический подход к коррекции и развитию языковой способности дошкольников (Е.Ф. Архипова и др.).

Нейропсихология – это наука о взаимодействии высших психических процессов с работой головного мозга и его отделов (левого и правого полушария).

Слайд № 3 Речь — это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, имеющею различные виды и формы. В задачи нейропсихологии входят исследования различных форм патологии речи, возникающих при локальных поражениях головного мозга. Ни одна форма психической деятельности не формируется и не реализуется без прямого или косвенного участия речи.

У детей с нормальным развитием речи нейропсихологические технологии используются в речевом образовании как компоненты технологий здоровьесбережения, в рамках массажа, дыхательной и пальчиковой гимнастики и «гимнастики мозга», методики активизации «двуполушарной работы» мозга.

Слайд № 4 Нейропсихология относительно молодая область научного знания, официально она заявила о себе в середине XIX столетия, а точнее со времен 2-ой мировой войны. Ее признанный создатель отечественный ученый Александр Романович Лурия. Он разработал теорию системной локализации психических процессов, являющуюся теоретической основой нейропсихологии.

В рамках созданной А.Р.Лурии нейропсихологии, речевая функция рассматривается, как с точки зрения ее психологической особенности, так и мозговой организации. Подчеркивается сложная структура речи – это гностический и праксический и смысловой. Гностические и праксические функции в структуре речевой функции, А.Р. Лурия расценил, как базисные над которыми надстраивается в течении жизни смысловой уровень речевой деятельности, связанный с пользованием средствами языка – словами, фразами, построенными по правилам грамматики.

Речь, как и любая другая ВПФ осуществляется при участии трех основных блоков головного мозга:

1. Энергетический блок.

2. Блок приема, переработки и хранения информации.

3. Блок программирования, регуляции и контроля.

Для правильного развития речи и других ВПФ очень важна согласованная работа всех трех блоков, а также согласованная работа левого и правого полушарий. Иначе при недостаточном развитии одного из них у ребенка могут возникать трудности в обучении, в том числе в освоения письменной речи.

Если недостаточно развит 1 блок, отвечающий за активацию мозга, то ребенок будет быстро утомляться, их энергетического ресурса хватает ненадолго, хотя такие дети могут быть очень сообразительные. Для обеспечения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Справиться с этим помогут дыхательные упражнения и приемы массажа и двигательная коррекция.

Недостаточная сформированность 2 блока приводит к проблемам с памятью и трудностью написания (например, зеркальное отображение букв). Кроме того, 2 блок мозга обеспечивает фонематическое восприятие, необходимое для правильного различения звуков и букв.

При недостаточном развитии 3 блока ребенок не может себя контролировать. Не может действовать по образцу.

Слайд № 5 Что изучает нейропсихология? 

Нейропсихология изучает:

  • психологическую структуру, мозговую организацию неречевых ВПФ (различные виды неречевого гнозиса(узнавание) и праксиса (действия) и речевой функции;
  • нарушение речевой и других ВПФ, их диагностику и методы коррекционно-восстановительной работы в процессе развития, и в период зрелости;
  • нарушения речевой и других ВПФ в зависимости от поражения мозга.

 Эти процессы являются основными, определяющими успешность развития и обучаемости ребенка. Если они не сформированы, то обучение дается тяжело, появляется нелюбовь к учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний.

Слайд № 6 Для чего нужны нейропсихологические упражнения? Они:

  • развивают мозолистое тело мозга;
  • повышают стрессоустойчивость;
  • синхронизируют работу двух полушарий;
  • улучшают мыслительную деятельность;
  • укрепляют память;
  • делают ребенка более внимательным.

Слайд № 7 В детском возрасте применяют две методики коррекции:

  • двигательную;
  • когнитивную.

Первый метод способствует стимуляции отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие ассоциативных связей.

 Когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление трудностей в учебе.

Все нейропсихологические упражнения для детей проводятся в строгой последовательности и под присмотром взрослого. Тогда они способствуют активации высших психологических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления. Таким образом, малыш учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, у него пропадают детские поведенческие проблемы и трудности в школьном обучении, саморегуляции.

Слайд № 8 Коррекционно-развивающаяся работа, имеющая нейропсихологическую направленность, имеет 3 направления:

1. Формирование базовых основ предпосылок познавательных функций;

2. Ориентированная на развитие и коррекцию познавательных функций;

3. На развитие и становление межполушарных взаимодействий. Только согласованная работа полушарных систем мозга формирует полноценную работу психики человека. Если межполушарное взаимодействие не сформировано у ребенка происходит неправильная обработка информации, что в дальнейшем ведет к сложности в обучении.

Слайд № 9 Одним из универсальных методов развития межполушарного взаимодействия является наука– кинезиология.

Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность ребенка, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания.

Слайд № 10 Также развитию межполушарного взаимодействия способствуют перекрестные движения. Использование нейропсихологических прописей и линек для рисования двумя руками позволяет научится снимать гипер/гипотонус руки и контролировать пишущую руку, соблюдать границы строки, регулировать темп письма, развивать пространственную ориентацию в строке, усидчивость, тонкую дифференциацию пальцев рук, цветовое восприятие и воображение, т. е. правое полушарие мозга.

Слайд № 11 Одним из методов двигательной нейропсихологической коррекции является мозжечковая стимуляция. Она помогает развивать когнитивны функции улучшая способ передачи информации между различными сенсорными зонами в мозге, все из которых основаны на чувстве равновесии, баланса.

Нейропсихологические упражнения включают в себя отдельные задания, игры или гимнастику. Они являются отличным дополнением к коррекционно–развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения детей с нарушениями развития.

  • стимулирование речевой активности

  • вырабатывания слухо-речевого внимания

  • развития познавательных процессов (восприятия, внимания, мышления)

  • развитие межполушарного взаимодействия

  • развитие мелкой моторики

  • развитие координации движений и психофизических функций

Нейроигры и нейропсихологические упражнения необходимо организовывать систематически, непрерывно.

Слайд № 12 Основные виды упражнений

Выделяют пять групп:

  • дыхательные;
  • глазодвигательные;
  • направленные на то, чтобы развивать познавательные навыки;
  • двигательные и растяжки;
  • артикуляционные.

Слайд № 13 Дыхательные упражнения

Направлены на то, чтобы ткани ребенка насыщались кислородом в достаточном количестве. Дыхательная гимнастика имеет также целью выровнять мышечный тонус и снизить эмоциональную возбудимость.

Казалось бы, ничего особенного. Но ткани и органы лучше работают, потому что в нужных объемах получают кислород, успокаивается центральная нервная система. В результате ребенок становится более усидчивым, не переживает.

Слайд № 14 Глазодвигательные занятия

Своеобразная зарядка. Она помогает расширить зрительное восприятие, избавляет от синкинезии – это рефлекторные движения глаз, возникающие при сокращении мышц какой-либо части тела, конечности.

Слайд № 15 Двигательные упражнения и растяжки

Если говорить просто, то они помогают ребенку лучше подружиться со своим телом, научиться хорошо управлять им, располагать в пространстве так, как хочется или нужно. Можно использовать на тренировках определенные тренажеры – с учетом личности ребенка, его особенностей.

Слайд № 16 Совершенствование познавательных навыков

Это упражнения на внимание, память, логику и концентрацию. Ребенок учится мыслить, работать долго, не отвлекаясь и т.д.

Слайд № 17 Артикуляционные приемы

В первую очередь, этот блок направлен на улучшение произношения слов и предложений. Работа ведется с детьми, у которых выявили ЗРР и другие проблемы с речью.

Слайд № 18 Противопоказания к занятиям:

  • эпилепсия;
  • генетические заболевания;
  • психические расстройства.

Слайд № 19 Есть категории детей, которым можно заниматься нейропсихологическими упражнениями, но с особой осторожностью. Это пациенты, у которых:

  • дисплазия соединительной ткани;
  • проблемы с сердцем;
  • астма.

Слайд № 20 Результаты нейропсихологической коррекции и абилитации:

  • активизация энергетического потенциала организма (повышение общей работоспособности) и улучшение всех жизненно важных процессов;

  •  улучшение: внимания (устойчивости и концентрации); памяти; речи; мышления;

  • улучшение качества освоения учебного материала;

  •  развитие творческих способностей;

  • приобретение необходимых социально-поведенческих навыков взаимодействия, благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля.

Слайд № 21 Благодаря использованию на индивидуальных и подгрупповых занятиях нейропсихологических приемов, в организме ребенка происходит положительные структурные изменения, которые способствуют развитию силы, равновесия, подвижности, а пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Таким образом, использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.

Литература: 

1. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М. : 1996. – 64 с

2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т. Ю. Гогберашвили;. – М. : 2001. – 272с.

3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.-М.,2011
4. Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"

Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Нейроклассики, как один из вариантов нейропсихологических игр в коррекционной работе учителя-логопеда

Нейроклассики, как один из вариантов нейропсихологических игр в коррекционной работе учителя-логопедаНе секрет, что в настоящее время растет число детей с затруднениями в обучении, различными нарушени...

Методические разработки "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ"

Актуальность, цели и задачи, план работы коррекционной работы с детьми ОВЗ дошкольного возраста....

Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...

Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя- логопеда. Работа над дыханием.

АктуальностьЛичный опытПользаРезультатыСостовляющие компонентыУсовия для работыВозможные ограниченияСписок литературы...

«Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ в соответствии с ФАОП »

Применение инновационных технологий в коррекционной работе способствуют оптимизации образовательного процесса, удовлетворению образовательных потребностей и интересов ребенка....