«Обеспечение равного доступа к образовательному процессу для детей с ОВЗ/инвалидностью в условиях ДО»
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике

До недавнего времени в обществе считалось, что образовательные потребности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) не могут быть удовлетворены в общеобразовательных учреждениях. Государственная социальная политика в России была ориентирована на изоляцию людей с ограниченными возможностями здоровья, признавая наиболее благоприятными условиями для развития, обучения и воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (группах). В настоящее время стратегией решения социальной и психолого-педагогической проблемы адаптации детей с ОВЗ стало введение инклюзивного образования в России. Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ОВЗ. Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе (группе), а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе (ДОУ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ovz.ppt2.85 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предлагаем вашему вниманию семинар на тему: «Обеспечение равного доступа к образовательному процессу для детей с ОВЗ/инвалидностью в условиях ДО» Подготовили: ст. воспитатель: Маргевич А.Э. учитель-логопед: Войнакова А.А. педагог доп.образования Смывина И.С. Воспитатели: Кириллова Т.Ю., Никитина Т.Н. Сидорова Ю.В., Кузнецова Е.Б., Саркисян В.А.

Слайд 2

Предлагаем вашему вниманию семинар на тему: «Обеспечение равного доступа к образовательному процессу для детей с ОВЗ/инвалидностью в условиях ДО» «Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически» Лев Семёнович Выготский

Слайд 3

Образование является важнейшим аспектом существования в современном мире. Чем раньше ребенок начнет получать образование, тем успешнее он будет. Следовательно, образование детей – одна из важнейших задач , стоящая как перед государством, так и перед каждой семьей. В мире неуклонно растет число детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Законодательная база , дающая права на получение образования независимо от состояния здоровья, появилась после 2012 г , благодаря изменениям в законе « Об образовании» .

Слайд 4

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – объект изучения, воспитания и обучения  ОГРАНИЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЗДОРОВЬЯ – любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах.  В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным. Закон г. Москвы от 28 апреля 2010 г. N 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» (извлечение)

Слайд 5

 Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие этим детям вести полноценную жизнь.  Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Слайд 6

Дети с ОВЗ (по классификации В. А. Лапшина и Б. П. Пузанова)  Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);  Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);  Дети с нарушением речи (логопаты);  Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;  Дети с задержкой психического развития;  Дети с нарушением поведения и общения;  Дети с умственной отсталостью;  Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Слайд 7

 Министерство здравоохранения РФ фиксирует, что 16 % российских детей страдают хроническими заболеваниями.  Признано детьми-инвалидами 1,8 % детей до 18 лет.  Констатировано, что 12,2 % детей-инвалидов проживают в учреждениях-интернатах.  Министерство образования и науки РФ оценивает количество детей с ограниченными возможностями здоровья около 4,5 % от общего числа детей в стране.  В системе специального образования обучается около 1,5 % детей школьного возраста. Специальная педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Н. М. Назаровой, 2005.

Слайд 8

Ребенок с ОВЗ ≠ Ребенок-инвалид Термин ≪инвалид≫ выражает результат экспертной оценки состояния здоровья и жизнедеятельности человека, проведенной с применением специальной процедуры, определенной нормативными правовыми актами и зафиксированной в документе установленной формы (справке о признании лица инвалидом). Понятие ≪лицо с ограниченными возможностями здоровья≫ – более широкое и общее, включающее не только лиц, имеющих статус инвалида, но и граждан с ограничениями, которые не всегда устанавливаются специалистами в области медицины

Слайд 9

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Отклонения в развитии ребенка его выпадение из социально и культурно обусловленного образовательного пространства затруднен процесс передачи социального и культурного опыта; Цель специального образования – введение в культуру ребенка опыта, по разным причинам выпадающего из нее; нужны специальные методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами

Слайд 10

ДЕТИ С ОВЗ – ЭТО ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ • начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития; • ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; • использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения; • индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; • обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; • максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Слайд 11

Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней: международные (подписанные СССР или Российской Федерацией); федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.); правительственные (постановления, распоряжения); ведомственные (Министерства образования); региональные (правительственные и ведомственные).

Слайд 12

Одним из первых специальных международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на образование, является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права. Декларация содержит историческое положение в статье 1: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

Слайд 13

Конвенция о правах инвалидов 24 сентября 2008 года Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, одобренную Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2006 года. Конвенция направлена на защиту прав инвалидов, борьбу с их дискриминацией и обеспечение полного участия людей с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества. Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» 3 мая 2012 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Федеральный закон должен усилить защиту прав инвалидов, борьбу с их дискриминацией, обеспечить полное участие людей с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества. Инвалиды получат дополнительные гарантии в соответствии с международной конвенцией.

Слайд 14

Федеральный Закон «Об образовании в российской федерации» Гарантия права на образование П. 1 ст. 5 гарантирует право каждого человека на образование. П. 2 ст. 3 устанавливается, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Федеральный Закон «Об образовании в российской федерации» Исходя из указанных положений в п. 1 пп. 5 ст. 5 указывается, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условий, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а так же социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ.

Слайд 15

Инклюзия – это процесс, требующий перестройки на всех уровнях человеческого функционирования, процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе социально -экономического статуса родителей и других различий Основа инклюзивного образования – исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе.

Слайд 16

Необходимо понять, инклюзия – не интеграция, это более широкое понятие! • Дети живут вместе в обычной группе детского сада • Специалисты помогают детям • Развивающая предметно-пространственная среда группы изменяется • Внимание педагогов акцентируется на возможностях и сильных сторонах ребенка • Дети учатся терпимости: воспринимают человеческие различия как обычные • Дети-инвалиды и дети с ОВЗ получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью • Проблемы развития, эмоциональное состояние детей-инвалидов и детей с ОВЗ становятся важными для окружающих • Выделение «особых» групп в детском саду часто ведет к исключению «особых» детей из социальной жизни детского сада, создает определенные барьеры в общении и взаимодействии детей

Слайд 17

Как организовать обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов Содержание образования и условия обучения и воспитания согласно части 1 статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования определяются: • * для обучающихся с ОВЗ – адаптированной основной образовательной программой соответствующего уровня образования (при обучении в отдельном классе или в отдельной общеобразовательной организации) или адаптированной образовательной программой при совместном обучении с нормально развивающимися одноклассниками; • * для детей с инвалидностью – ООП соответствующего уровня образования (если нет заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)) или АООП с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации. Адаптированная основная общеобразовательная программа разрабатывается самостоятельно образовательной организацией в соответствии с ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования.

Слайд 18

Готовность образовательного учреждения • Принятие ценностей инклюзивного образования. • Поддержка со стороны администрации образовательного учреждения. • Наличие единой команды педагогов и специалистов системы сопровождения (консилиум образовательного учреждения). • Готовность к трудностям, переменам и рискам. Условия включения детей с ОВЗ в образовательное учреждение  специальная работа по подготовке педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ;  разработанная программа коррекционной работы с учетом контингента детей с ОВЗ, обучающихся в школе;  наличие систематического комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса;  специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду.

Слайд 19

Задачи инклюзивного образования в ДО • обеспечение педагогических условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития • организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной среды, позволяющих детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание • гармоничное всестороннее развитие личности • формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения • создание возможности всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива ДО Специфические задачи: • квалифицированная коррекция отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников; • интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство

Слайд 20

Формы и методы организации образовательного процесса  Гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала (с учетом индивидуальных особенностей)  Организация деятельности и сотрудничества в малых группах  Обеспечение выбора (целей, уровня, средств, форм работы, материала)  Организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным  Организация диалоговых, дискуссионных форм, где возможна выработка своей точки зрения и ее защита  Обязательная организация игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и позициях  Организация гибкого временного режима обучения в соответствии с возможностями ребенка  Использование технических средств обучения для каждой категории детей с ОВЗ  Наличие тьюторов в соответствии с индивидуальной образовательной программой

Слайд 21

Основная задача воспитателя в групповой работе - найти те методы, которые будут доступны и интересны всем участникам группы. Психологи рекомендуют включить в план три основных метода. Игротерапия Психогимнастика Сказкотерапия, куклотерапия

Слайд 24

Сказкотерапия, куклотерапия

Слайд 25

Подготовка учителей, специалистов, руководителей и тьюторов • Наличие у педагогов и специалистов удостоверений Курсов повышения квалификации по инклюзивному образованию не менее 72 часов. • Организация тренингов, мастер-классов для сотрудников. • Взаимопосещение занятий, уроков и их анализ. • Балинтовские группы учителей (эффективный метод повышения профессиональных коммуникативных навыков, снижения профессионального стресса и «эмоционального выгорания»).

Слайд 26

Включение родителей в образовательный процесс • Договор с родителями. • Технологии организации различных форм взаимодействия с родителями ребенка. • Консультации для родителей. • Участие родителей в реализации индивидуального учебного плана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая консультация для родителей и воспитателей. "Оптимизация процесса адаптации детей в детском саду, к условиям дошкольного образовательного учреждения".

Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанник...

Планирование воспитательно - образовательного процесса - вариативная часть, работа с родителями, создание условий для самостоятельной деятельности детей

Планирование содержит: вариативную часть, работу с родителями, создание условий для самостоятельной деятельности детей на период с 01.09 по 31.10...

СОПРОВОЖДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ МЕТОДАМИ КИНЕЗИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье описана возможность применения метода кинезиологии какспособа коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях дошкольнойорганизации, применимого всеми участниками образовательных отно...

Приказ о создании рабочей группы по внедрению программного обеспечения "Инженерная школа" в образовательный процесс

о создании рабочей группы по внедрению программного обеспечения "Инженерная школа" в образовательный процесс...

«Обеспечение равного доступа к образовательному процессу для детей с ОВЗ/инвалидностью в условиях ДО»

До недавнего времени в обществе считалось, что образовательные потребности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) не могут быть удовлетворены в общеобразовательных учреждениях. Государ...

«Обеспечение равного доступа к образовательному процессу для детей с ОВЗ/инвалидностью в условиях ДО»

До недавнего времени в обществе считалось, что образовательные потребности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) не могут быть удовлетворены в общеобразовательных учреждениях. Государ...