Консультация для родителей "Обучение за столом или "table-time"
консультация по коррекционной педагогике

Дмитриева Екатерина Олеговна

Обучение за столом, или "table-time", является важным компонентом развития и обучения вашего ребенка. Это время, когда вы можете сидеть вместе с ребенком и заниматься различными учебными и развивающими активностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_obuchenie_za_stolom.docx34.3 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Обучение за столом (table-time).»

🔹Почему время за столом важно?

Многих людей, которые изучают прикладной анализ поведения, привлекает идея уменьшения времени обучения за столом, особенно для дошкольников, т. к. они полагают, что обучение в естественной среде лучше. Несомненно, обучение можно и нужно сочетать с естественной средой, но стол — это важнейший способ научить ребенка сосредоточиться на конкретных навыках, словах и действиях. Вы можете делать больше повторений и, следовательно, быстрее осваивать важные навыки. Время за столом устраняет отвлекающие факторы в естественной среде, превращая стол в безопасное выделенное пространство для обучения. И мы должны помнить, что основной образовательный процесс в школе происходит именно за столом (ученики сидят за партами), поэтому так важно сформировать навык сидения/пребывания за столом как часть учебного поведения.

Обучение за столом, или "table-time", является важным компонентом развития и обучения вашего ребенка. Вот несколько советов, которые помогут сделать это время максимально эффективным:

1. Создайте комфортное рабочее место. Убедитесь, что стол и стул соответствуют росту и возможностям ребенка. Обеспечьте хорошее освещение и минимум отвлекающих факторов.

2. Начинайте с коротких периодов. Для маленьких детей рекомендуется начинать с 5-10 минут, постепенно увеличивая до 15-20 минут. Важно следить за тем, чтобы ребенок не уставал.

3. Используйте разнообразные материалы и задания. Это могут быть карточки с буквами и цифрами, пазлы, счетные палочки, раскраски и многое другое. Чередуйте активности, чтобы поддерживать интерес ребенка.

4. Делайте акцент на практических навыках. Помогайте ребенку развивать мелкую моторику, координацию, внимание и другие важные умения.

5. Будьте терпеливы и позитивны. Поощряйте ребенка за его усилия и достижения, даже если они кажутся небольшими. Это поможет сформировать у него положительное отношение к обучению.

6. Включайте игры и развлечения. Чередуйте учебные задания с интересными играми, песнями или творческими активностями. Это поможет ребенку расслабиться и получать удовольствие от процесса.

7. Вовлекайте ребенка в выбор заданий. Предлагайте ему несколько вариантов и позвольте выбрать, что ему больше нравится. Это поможет повысить его мотивацию и вовлеченность.

А как это сделать?

Предпочтительнее учить находиться за столом с самого раннего детства, что важно и для нормотипичного ребенка, и для ребенка с особенностями развития. Многие дети сейчас не научены принимать пищу за столом, а часть из тех, кто приучен, делает это за просмотром мультфильмов (возможно, даже вы сейчас считаете этот пост, перекусывая). Конечно, речь совсем не о том, насколько это нездоровое поведение, но тот факт, что приучение сидеть за столом даже для простого приема пищи 🍝, не говоря о занятиях, уже вызывает у многих вопросы и сложности, — это явный признак того, что данная тема актуальна и востребована!

Итак, начнем с простого: подберем подходящую мебель. В идеале формирование навыка сидеть за столом спокойно, не убегая, должно проводиться за безопасным столом и стулом подходящих размеров, сидя за которыми ребенок может чувствовать себя безопасно и удобно. В зависимости от возраста или способностей ребенка работа за столом может сначала оказаться невозможной. Если ребенок очень маленький и еще не ходит и не сидит на стуле или у него есть другие физические особенности, не позволяющие безопасно и комфортно сидеть на обычном стуле, то подойдет стульчик для кормления или специально оборудованный стул. Однако как только ребенок научится сидеть на стуле и сможет безопасно передвигаться, его следует немедленно пересадить за обычный стол. Категорически запрещается использовать детский стульчик для пристегивания или удержания ребенка!

Обучение должно начинаться с того, что вы просто учите самостоятельно садиться за стол, а потом и просто сидеть хотя бы 15 секунд, не убегая. Постепенно, медленно, но верно, без резких временных перепадов наращиваем время. Ведём четкий график (сбор данных — наше всё!!!). Лучше, чтобы именно вы стали инициатором выхода из-за стола, чем ребенок сбежит, поэтому будьте бдительны!

Несомненно, просто сидеть за столом и ничего не делать — это очень сложно. При выборе активностей стоит начинать совсем не с учебных навыков! Мы предлагаем ребенку интересную ему деятельность, любимую игру или новую сенсорную игрушку, которая ему точно понравится (но играть с ней можно теперь, только сидя за столом). Рекомендуем использовать как минимум 5 хороших подкреплений, которые интересуют ребенка. Сидеть за столом должно быть очень весело с минимальными требованиями или вообще без них.

Самая важная часть работы по формированию навыка работы за столом — сделать так, чтобы оно не требовало никакого принуждения, плача или сдерживания. Пребывание за столом следует формировать с использованием достаточно сильного подкрепления, что означает, что по комнате вдали от стола не находятся игрушки или другие подкрепители в свободном доступе. Стол должен стать самым интересным и привлекательным местом в помещении.

Если ребенок всё-таки уходит, то внимательно проследите, куда он (а) идет и что получает. Вы можете принести всё, что он (а) хочет, на стол!

Что же дальше?

И вот мы постепенно увеличивали время. После тренировки и адаптации ребенок полюбит и будет с нетерпением ждать возможности сидеть за столом. Теперь ребенок (в идеальном раскладе) с восторгом или (при нормальном раскладе) лояльно, спокойно относится к нахождению за столом в течение (тут, конечно, важен возраст, чтобы понять, сколько ребенок может высидеть) 15–20–40 минут. И вот мы начинаем предъявлять минимальные требования.

Тут нужно «встроиться» в игру. Желательно попросить сделать то, что ребенок уже умеет делать, но прямо сейчас не занят этим. Например, если ребенок играет с куклой, то можно принести ложку и попросить (= дать инструкцию) покормить её, но только если он (а) обычно кормит куклу, но сейчас даже не думал об этом, ведь она едет в машине в школу! «Кукла долго едет. Проголодалась. ПОКОРМИ КУКЛУ». Еще вариант: если ребенок любит собирать паззлы, то возьмите последнюю деталь и предложите попросить ее у вас: «Дай» (если ребенок уже может попросить, просто обычно не нужно просить детали — они и так лежат на столе). Совсем другой пример: ребенок играет с кинетическим песком или пластилином (возможно, рисует), а вы протягиваете кусочек любимого лакомства (мармеладку), видите, что ребенок хочет его получить, тянет руки, а вы говорите: «Отряхни руки» (при условии, что ребенок уже может это делать и знает эту инструкцию), и, как только он выполнил требование, отдаете вкусняшку. Таким образом: требования появились, но они незначительные и простые.

Постепенно требования увеличиваются (сначала — количество, потом — и качество). Мы планируем обучение новым навыкам. Обязательно запланируйте подсказку (физическая помощь или моделинг, жестовая или визуальная подсказка — что лучше подойдет?). Постарайтесь «встроить» новый навык в ту игровую деятельность, которой занимается ребенок. 🧩 Постепенно переходим к требованиям, не связанным с мотивационной деятельностью и связанным с необходимостью отложить игровую деятельность на время.

Параллельно важно вести работу по приучению к игре по расписанию (можно использовать визуальные опоры, которые показывают, чем сегодня или прямо сейчас (если сессий за столом запланировано несколько) ребенок будет заниматься за столом) и по таймеру (смена игр и веселой деятельности (поэтому нам важно не одно подкрепление, а несколько)), а также навыку ЖДИ и использовать жетоны. Если это делается своевременно (до того, как начнутся предъявляться требования, требующие приостановления интересной подкрепляющей деятельности и сложные требования), то можно избежать нежелательных реакций на то, что вы убрали подкрепление и просите сделать что-то, не связанное с интересной деятельностью. Четкое планирование, варианты развития событий, поменьше сюрпризов и заранее продуманные действия — ключевые моменты на данном этапе.

Не забывайте фиксировать время пребывания за столом и соотношение игровой и учебной деятельности. Когда обучающее время занимает ¾ от общего времени пребывания за столом, при этом ребенок не демонстрирует нежелательного поведения, поздравляем! Вы на финишной прямой. 💁🏻‍♀ Не забудьте определить для себя критерий сформированности данного навыка: сколько времени должен ребенок сидеть без нежелательного поведения, выполняя ваши инструкции? И не забудьте запланировать ГЕНЕРАЛИЗАЦИЮ навыка: за любым ли столом готов «работать» ребенок? С любым ли человеком? В любых ли условиях?

Если всё делать своевременно и не торопиться, не давить и не просить сделать то, что пока ребенку не по силам, своевременно обобщить навык, то в результате вы сформируете устойчивый навык сидения/пребывания за столом как часть учебного поведения.

Что делать, если ребенок УЖЕ не сидит?

В этом случае мы должны четко понимать, что убегание из-за стола — это часть поведенческого репертуара. Насколько это желательное поведение? Обычно ни насколько. Помните, что обучение за столом должно быть не только эффективным, но и радостным для вашего ребенка. Относитесь к этому времени с терпением, любовью и творчеством, и оно обязательно принесет положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Культура поведения за столом"

Консультация "Культура поведения за столом"...

Консультация "Культура поведения за столом"

Консультация "Культура поведения за столом"...

Консультация по сервировке детского стола

Консультация для воспитателей, родителей...

КОНСУЛЬТАЦИЯ "ОБ ЭТИКЕТЕ ЗА СТОЛОМ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ...

Консультация "Правила поведения за столом".

Консультация для родителей....

Консультация в форме круглого стола для родителей «Будь здоров малыш»

Наибольшие положительные результаты эта важная многоплановая работа может принести только при условии тесного взаимодействия с семьёй....