Детский Аутизм
методическая разработка по коррекционной педагогике

Баклаушева Гульнара Надыровна

Образовательный процесс детей с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_autizm.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Детский Аутизм

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения.

Аутизм – это расстройство широкого спектра, то есть оно по-разному проявляется у разных людей. Одни дети могут говорить, в то время как другие говорят очень мало, или не говорят вовсе.

Диагноз «расстройства аутистического спектра» устанавливается при выявлении в поведении и развитии ребенка симптомов аутизма. Специалист, проводящий диагностику, наблюдает за ребенком, может играть или беседовать с ним. Он также расспрашивает близких ребенка о том, как ребенок ведет себя дома и об особенностях развития этого ребенка с рождения. Иногда специалисты могут просить родителей заполнить анкеты и опросники, а также проводить специальные диагностические интервью с родителями. Все это помогает в выявлении и уточнении симптомов аутизма. Но до сих пор не существует каких-либо инструментальных методов или анализов, позволяющих с вероятностью 100% установить или опровергнуть диагноз «аутизм».

В России диагноз РАС, как правило, ставит врач-психиатр, однако многие другие специалисты, занимающиеся детьми, могут либо сами обратить внимание родителей на симптомы аутизма, либо рекомендовать проведение обследования у психиатра. Наличие точного диагноза позволяет родителям претендовать на льготы, обеспечиваемые государством.

Индивидуальная программа для ребенка с расстройством аутистического спектра составляется с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта ДО (ФГОС).

Ребенок с ОВЗ, (как и все остальные дети) в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека.

Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с выраженными нарушениями умственного развития (умеренной и тяжелой умственной отсталостью) и расстройствами аутистического спектра.

По результатам комплексного обследования родителям детей с предположениями на РАС выдается коллегиальное заключение: требуется консультация специалистов в ПМПК.

Родители предоставляют в ДОО или школу пакет документов:

- заключение ПМПК (требуются коррекционно-развивающие занятия с психологом, логопедом, дефектологом);

- справка врача психиатра;

- справка врача невролога;

- индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида, выдаваемая Федеральными государственными учреждениями МСЭ.

При отсутствии лечения многие аутичные дети не приобретут навыков общения и могут не научиться правильно, говорить и подобающе вести себя. Лишь единицы могут полностью избавиться от аутизма без какого-либо вмешательства. В такой ситуации вселяет надежду тот факт, что существует много разных видов лечения, которые могут оказаться достаточно эффективными. Некоторые виды лечения дают существенные улучшения, а некоторые могут иметь небольшой или нулевой эффект. Нет такого лечения, которое помогало бы всем одновременно.

Лечение аутизма – процесс, требующий индивидуального подхода к каждому ребенку в зависимости от выраженности его симптомов, а также от наличия каких-либо сопутствующих аутизму нарушений и других расстройств. Некоторые дети с аутизмом нуждаются в очень интенсивной помощи для того чтобы приобрести основные навыки социального поведения, научиться говорить. Многие дети при этом могут самостоятельно обучаться сложным умениям и больше нуждаются в поддержке с учетом их особенностей восприятия и мышления в саду, школе и дома.

Аутичных дети нуждается в постоянном, индивидуальном контроле и сопровождении взрослых в любом виде деятельности.

В помощи детям с аутизмом могут принимать участие специалисты, занимающиеся развитием речи, академических навыков, психологи, нейропсихологи и многие другие специалисты при условии достаточной подготовки и опыта работы в области аутизма.

Основными задачами коррекционной помощи детям данной категории являются:

- воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений;

- формировать коммуникативные умения и навыки;

- формировать сенсорное развитие;

- формировать социально-бытовых умения и навыки самообслуживания;

- развивать и обогащать эмоциональный опыта ребенка;

- развивать и корректировать детско-родительские отношения;

- повышать двигательную активность ребенка;

- стимулировать звуковую и речевую активности.

Формы и режим занятий. Основная форма – индивидуальные занятия с детьми 4-7 лет. Продолжительность каждого занятия от 20 до 30 минут в зависимости от состояния ребенка.

В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.

В процессе занятий с ребенком следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению занятий:

- налаживание эмоционального контакта с ребенком;

- регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию;

- смена видов деятельности в процессе одного занятия;

- повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале;

- игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка;

- использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение;

- опора на сенсорные анализаторы.

Содержание работы с детьми с РАС отражает направления коррекционной помощи по основным сферам развития (4-7 лет):

1. Социально-коммуникативное – реализует педагог-психолог;

2. Познавательное развитие – реализует воспитатель;

3. Речевое развитие – учитель-логопед;

4. Художественно-эстетическое развитие – реализует музыкальный руководитель;

5. Физическое развитие – реализует инструктор по физической культуре.

1. Социально-коммуникативное развитие – реализует педагог-психолог.

Задачи:

- формировать произвольную, волевую регуляцию поведения;

- формировать понимание ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций

ребенка - улыбки, ответного взгляда и др.

- формировать у ребенка представление о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально).

- формировать потребность зрительного контакта «глаза в глаза» при общении.

- формировать навык преодоления аффективных состояний.

- развивать эмоциональную сферу посредством стимуляции ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, осязательных, обонятельных и вкусовых);

- развивать положительные эмоциональные отклики на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения), удовлетворение от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого;

- развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, произвольное поведение;

- развивать мелкую моторику рук: уметь попросить предмет, протягивая руку и выполнять хватательный жест (раскрывая и закрывая ладонь), продолжать довольно длительное время играть с ребенком в тайник (прятать лицо ладонями);

- развивать мимику лица, позы и жесты тела;

- обучать ребенка адекватно воспринимать и обследовать живые и неживые предметы окружающего пространства;

- корректировать «полевое» поведение ребенка (бесцельное блуждание по комнате, посредством введения его в деятельность простых манипуляций с сенсорным игровым материалом).

Виды игр для занятий с ребенком с РАС.

1. Игры на идентификацию (нахождение такого же) содержат разнообразные картинки с изображением знакомых предметов. К ним относятся лото, где ребенок подбирает абсолютно одинаковые пары. Соотнесение реального предмета с изображенным на рисунке.

2. Игры направленные на выделение части и целого (разрезные картинки из 4-6 частей, кубики, игры-головоломки «Магический квадрат», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Блоки Дьенеша»).

3. Игры на классификацию. «Что какого цвета?», «Подбери по форме», «Большие и маленькие», «Волшебная машина». Собирание форм в единую композицию на магнитном полотне: по форме, цвету, величине.

4. Игры на сериацию. Учить выстраивать предметы в определенной

последовательности, большой, средний, маленький, снова большой - «Какой теперь?», «Кто теперь?». Освоение сериации в образной форме способствует проигрывание сказок настольного плоскостного театра «Репка», «Колобок», где персонажи выстраиваются согласно сюжету в определенной последовательности друг за другом.

5. Игры на развитие двигательных навыков, мелкой моторики рук (завязывать шнурки и застегивать пуговицы). Пальчиковые игры: кулачки, лапки и т.п. Выкладывать фигуры из палочек, открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылок, отстегивать и пристегивать прищепки, нанизывать бусины.

6. Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение их с помощью двух взрослых (один называет действие, другой помогает ребенку его выполнить).

7. Игры на формирование знаний частей тела.

8. Сенсорные игры.

Показатели успешного развития: начинает осознавать ощущения, которые поступают от его мышц, сухожилий и т.д. и многочисленные повторения которых образуют его телесные ощущения. Отличает себя от других объектов. Обнаруживает избирательность, быстротечность эмоций, сопровождающуюся различными манипуляциями.

2. Познавательное развитие - реализует воспитатель.

Задачи:

- формировать дошкольные знания и представления;

- формировать трудовые умения и навыки;

- развивать художественно – творческие способности.

Виды игр и действий для занятий с ребенком с РАС.

1. Формирование у ребенка представлений о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально).

2. Побуждение ребенка смотреть на лицо взрослого, позвавшего его.

3. Формировать у ребенка представление о собственном теле.

4. Бросание шариков или других мелких предметов в сосуд с узким горлышком.

5. Перекладывание предметов из одной коробки в другую.

6. Открывание и закрывание коробок, деревянных яиц, матрешек.

7. Нанизывание шаров на шнур («бусы»).

8. Действия с предметами разного цвета, формы, величины.

9. Знакомство с цветами радуги.

10. Выбор по образцу и инструкции (например работа с домашними животными, картинки лежат на столе по 6 штук) «Дай кошку» и т.д.

11. Выбор предметов игрушек по картинке.

12. Группировка различных парных предметов по величине.

13. Собирание вкладных кубов.

14. Складывание матрешки, осмысленное соотнесение ее частей.

15. Нанизывание колец маленькой пирамиды на стержень, подбирая их строго по убывающей величине (пирамида из 5 колец).

16. Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу.

17. Складывание разрезных картинок из 2-х и 3-х разрезанных по вертикали или горизонтали.

18. Постройки из детских наборов строительного материала.

19. Выкладывание прямого ряда из мозаики одного, затем разного цвета.

20. Выкладывание “чередующегося ряда” через один элемент: синий - красный - синий и т.д. на усложнение.

21. Обучать навыкам рисования по показу взрослого: проводить линии пальцем (пальцами) рук по муке, насыпанной на разделочной доске (подставке, тарелке), рисовать толстым фломастером.

22. Учить узнавать круг. Рисование фигуры – круг на листе бумаги при помощи трафарета. Штриховка круга в заданном направлении.

23. Учить проводить в разных направлениях прямые линии: наклонные, короткие (ленточки, длинные дорожки), пересекать их (забор, лесенка).

24. Складывание разрезных картинок из 3-х- 4х частей, разрезанных по вертикали или горизонтали.

Планируемые результаты: ребенок способен заинтересоваться определенными видами деятельности, наблюдает за процессом лепки и рисования; способен совершать простые действия с материалами (например, берет в руки тесто и манипулирует с ним) и повторять определенные движения (возможно, с помощью взрослого): оставляет следы от краски на бумаге, рисует линии фломастером, краской, размазывает пластилин, участвует в совместном рисовании с взрослым; группирует предметы по цвету и по форме; складывает разрезные картинки из 4 -х частей; собирает пазлы с помощью взрослого и ребенка; выкладывает чередующийся ряд.

#1056;ечевое развитие – осуществляет учитель – логопед.

Задачи:

- формировать способность к подражанию движений и звуков;

- формировать способность к зрительного контакта во время общения;

- развивать слуховое внимание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематический слух;

- развивать дыхание (отработка воздушной струи);

- развивать мелкую моторику;

- развивать немые проявления ребенка как попытки вступать в контакт с окружающими людьми (использование простых жестов и т.п.);

- расширять словарный запас;

- работать над постановкой звуков.

Виды игр и действий для занятий с ребенком с РАС.

1. Поглаживание и легкое пощипывание щек для активизации мимической мускулатуры, выполнение простой артикуляционной гимнастики с помощью взрослого: улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.

2. Обучение играм, направленным на тренировку правильного выдувания воздуха (отработка силы воздушной струи).

3. Обучение подражанию разным звукам и шумам, вызванным простыми движениями рук и губ взрослого, обучение имитации забавных звуков (буль-буль, хлоп-хлоп).

4. Обучение произнесению гласных звуков (a-a).

5. Обучение произнесению первых простых слов в смысловой связи (ма-ма; па-па; баба).

6. Повторение действий взрослого со звуками и предметами во время занятий и игр.

7. Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение их с помощью двух взрослых (один по-называет действие, другой помогает ребенку его выполнить).

8. Обучение действиям без предметов (сожми-разожми кулак) и с предметами (сжать-разжать губку или резиновый мяч), укрепляющими мышцы рук.

9. Обучение тонкомоторным действиям с прищепками (закрепление прищепок на краях картонной коробки), укрепление мышц пальцев рук.

10. Обучение соотнесению слова с соответствующим ему действием (дай, на, иди, стой, нельзя и др.).

Планируемые результаты логопедической работы:

- правильная артикуляция звуков в различных позициях;

- смотрит в лицо;

- исследует предметы разнообразными способами: рассматривает предмет в руке, переводит предмет из одной руки в другую;

- реагирует на стимуляцию тактильных ощущений посредством чередования касаний твердой-мягкой, сухой-влажной, теплой-холодной;

- выполняет скоординированные действия с предметами (ставит кубик на кубик, нанизывает кольца на пирамидку);

- налажен контакт глаза в глаза;

- выделяет отдельный предмет среди других по просьбе взрослого;

- соотносит знакомый объемный предмет с его плоским изображением;

- знает основные цвета.

4. Художественно - эстетическое развитие – реализует музыкальный

руководитель.

Задачи:

- формировать умение правильно извлекать звуки с использованием музыкальных инструментов;

- формировать навык действовать по образцу, подражать простым движениям под музыку;

- развивать терпимость к звучанию музыки и пению других людей;

- развивать способность визуального контакта через привлечение внимания с использованием звуковых эффектов;

- развивать чувства ритма.

Планируемые результаты: умеет извлекать звуки различными способами, способен приобщаться к ритмически организованным действиям, подражать простым движениям под музыку.

#1060;изическое развитие – реализует инструктор по физической культуре.

Задачи:

- воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;

- развивать общую моторику;

- развивать физические качества (ловкость, сила, выносливость, быстрота, равновесие);

- развивать координацию движений.

Виды игр и действий для занятий с ребенком с РАС.

1. Использовать: детские песенки, сказки, стихи содержанием которых

предусмотрено изменение голоса взрослого, его мимики («Мишка-косолапый», «Серенькая кошечка», «Дудочка» и др.).

2. Развивать путем многократных и длительных повторений слуховое

предсказания - учить прислушиваться к невидимым игрушкам, предметам. Учить различать и ориентироваться на интонацию: кроткую и суровую, вопросительную и побудительную, а также интонацию запрета и поощрения. Корректировать повышенную реакцию ребенка на слуховые раздражители. При этом нужно учитывать, что ребенок может быть очень чувствительным к слабым раздражителям.

3. Знакомство с музыкальными инструментами.

4. Учить правильно, извлекать звуки с использованием музыкальных

инструментов.

5. Учить действовать по образцу, подражать простым движениям, выполнять инструкцию.

6. Работа над дыханием.

7. Развивать танцевальные движения и игровые действия с предметами

8. Обучать использовать предметы, издающих звуки (звучащая игрушка,

барабан и др.) и формировать соответствующих движений руки,

вызывающих эти звуки.

9. Обучать различению звуков, производимых предметами.

10. Учить определять местоположения источника звука, тренировка слухового восприятия (свисток, погремушка).

Упражнения в равновесии:

  • Ходьба по гимнастической скамейке прямо, боком приставным шагом;
  • Ходьба по узкой рейке прямо;
  • Ходьба по веревке прямо и боком;
  • Хождение по ребристой дорожке, массажным коврикам.

Ползание, лазание:

  • Ползание на четвереньках по полу.

Планируемые результаты: умеет владеть мячом; ходить по гимнастической скамейке без помощи взрослого; лазать по шведской стенке; прыгать на батуте; ползать на четвереньках по гимнастической скамейке; прыгать на двух ногах.

Ребенок с РАС в семье.

Аутизм у ребенка влияет на всю семью. Многие родители детей с аутизмом описывают сложные переживания, возникающие в связи с наличием у ребенка расстройств, могут испытывать сильные стрессы из-за проблемного поведения или необходимости постоянно контролировать малыша. В планировании помощи семье обязательно учитывается и состояние взрослых, находящихся с ребенком, и восприятие ситуации его братьями и сестрами. Нередко они также могут нуждаться в поддержке и консультациях специалистов, для того чтобы поддерживать хорошие отношения друг с другом, отдыхать и радоваться жизни.

Скорее всего, почти все родители, у которых есть дети с синдромом РДА, довольно хорошо осведомлены о том, каким образом описываются данные особенности психического развития.

Родители должны быть твердо нацелены на результат и на успех, проявлять терпение:

- ребенку необходимо создать психоэмоциональный комфорт, чувство уверенность и безопасности. И только после этого можно приступать к обучению;

- при занятиях с ребенком следует правильно ставить цели и все решать постепенно. Сначала ребенку нужно избавиться от страхов, научиться справляться со вспышками агрессии, подключайте ребенка к общественным делам и занятиям;

- родителю нужно понять, что их ребенку тяжело жить в этом мире и научиться его понимать, причем постоянно комментируя словами то, что он делает. Называйте вслух те предметы, которые он трогает, дайте ребенку подержаться за предмет, таким образом, вы будете развивать сенсорное развитие – зрение, осязание. Дети с аутизмом требует многократного повторения названия предметов, его описания и назначения. Такой метод расширяет внутренний мир ребенка и подталкивает ребенка к выражению своих эмоций;

- вовлекайте ребенка в совместную деятельность с помощью игр, например, лото, домино, мозаика, пазлы;

- когда ребенок очень занят каким-то предметом, игрушкой или действием, начинайте комментировать, но «пропустите» какое-то название и это будет провоцировать ребенка произнести нужное слово;

- во время игр с предметами, создавайте смысл игры. Например, при игре с кубиками, стройте поезд, дом, из бумаги можете сделать салют;

- играйте не в сюжетно-ролевые игры, которых боятся дети-аутисты, а в игры, где есть четко установленные правила. Повторять такую игру нужно много раз и сопровождать это своими комментариями. Ребенок запомнит правила и игра станет для него неким ритуалом, ведь дети с аутизмом любят строго определенную последовательность и правила;

- аутисты не понимают мимики, поэтому их нужно этому учить. Включайте ребенку мультфильмы, где у героев понятная и выразительная мимика. Пусть ребенок учится угадывать мимику, используйте стоп-кадр, пусть ребенок увлечется процессом, тогда вы сможете поиграть в игру вместе и без мультфильма. Угадывайте настроение по выражению лица другу друг;

- старайтесь приобщать ребенка к театральным представлениям. Сначала ребенок будет отказываться, причем с бурным сопротивлением, но при постоянной настойчивости ребенок подчинится вам. Не забудьте поощрить своего малыша;

- для того, чтобы ребенок понимал, что такое хорошо и плохо, начните читать сказки и комментируйте действия, почем это плохо или хорошо. Потом предлагайте ребенку поиграть и придумать истории самому. В ход игры задействуйте кукол или другие игрушки.

Необходимость психологической работы с ребенком продиктована тем, что под диагнозом «аутизм» объединяется огромное количество детей с совершенно разными по форме и тяжести проявлениями этого синдрома. Однозначно можно констатировать лишь то, что у детей-аутистов формируются особые отношения с окружающей действительностью свой, индивидуальный психический мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевых нарушений у детей с ранним детским аутизмом.

Представленные методы и приёмы позволят лучше понять начальный этап коррекционного воздействия при работе с данной категорией детей....

Презентация "Ранний детский аутизм"

В презентации обобщен и представлен опыт работы по теме "ранний детский аутизм"...

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ. Рекомендации по коррекционной работе с аутичными детьми.

Здесь представлен материал о детях с РДА. Рекомендации по коррекционной работе....

Принципы организации коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом.

Основные принципы коррекционного подхода в работе с детьми с синдромом раннего детского аутизма. Параметры, по которым можно определить уровень контактов с окружающим миром и людьми ребенка в данный м...

Ранний детский аутизм

Содержание1.     Психофизическое развитие детей в младенческом возрасте2.     Психофизическое развитие детей в раннем возрасте3.     Особенн...

Адаптация ребенка с ранним детским аутизмом в детском саду

Всю часть времени ребенок, посещающий наше образовательное учреждение, находится с воспитателем. Поэтому роль воспитателя  в формировании навыков общения аутичного ребенка со взрослыми и сверстни...