Картотека игр для развития слухового восприятия у детей с нарушенным слухом
картотека по коррекционной педагогике

В картотеке представлены игры для развития слухового восприятия у детей с нарушенным слухом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр для развития слухового восприятия

у детей с нарушенным слухом

Игры, развивающие реакцию на начало и конец звучания

«Покажите игрушку»

Цель: учить детей выполнять определенное действие в момент начала звучания игрушки и прекращать его при завершении звучания.

Оборудование; барабан, небольшие игрушки (куклы, мишки, зайки...), большой экран или ширма.

Речевой материал; будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно.

Ход игры

Дети полукругом стоят или сидят перед педагогом. У каждого ребенка в руках игрушка. У педагога та же игрушка. Она спрятана за спину. Педагог воспроизводит звучание на барабане, и в момент ударов игрушка появляется из-за спины и танцует. Педагог прекращает игру на барабане и прячет игрушку вновь за спину.

По мере того, как дети овладевают этим умением, видя действия взрослого, звучания начинают предъявляться только на слух. С этой целью педагог воспроизводит удары па барабану за экраном (ширмой).

В дальнейшем в качестве источника звука могут выступать и другие звучащие игрушки, например: гармошка, дудка, свисток, металлофон, шарманка.

«Мы танцуем»

Цель: учить детей выполнять определенное действие в момент начала звучания игрушки и прекращать его при завершении звучания.

Оборудование: пианино, дудка, цветные ленточки, платочки, большой экран или ширма.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно.

Ход игры

Дети полукругом стоят перед педагогом, у каждого в руках ленточки или платочки. Педагог одной рукой начинает играть на пианино, а второй - размахивать платочком (ленточкой) над головой. Он прекращает игру и опускает руку, пряча за спину платочек (ленточку).

Педагог учит детей в момент начала игры на пианино размахивать платочком (ленточкой) над головой и убирать его за спину, когда звучание прекращается. По мере того, как дети овладевают этим умением, видя игру педагога на пианино, звучания начинают предъявляться только на слух. С этой целью педагог играет на пианино за экраном (ширмой) или дети поворачиваются спиной.

Вместо платочков у детей могут быть флажки (ленточки...), которые они поднимают в момент звучания и опускают, когда оно прекращается. Можно дать детям маленьких кукол, которые начинают танцевать под музыку и останавливаются (садятся) при ее прекращении.

Аналогично проводится игра, в которой в качестве источника звука используется дудка

«Похлопаем»

Цель: учить детей выполнять определенное действие в момент начала звучания игрушки и прекращать его при завершении звучания.

Оборудование: бубен, большой экран или ширма.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно.

 Ход игры

Дети полукругом стоят или сидят перед педагогом.

Педагог стучит в бубен. В ответ на удары по бубну дети хлопают в ладоши перед грудью (педагог стимулирует их сопровождать хлопки произнесением слогов папапа или татата (как могут), а после их прекращения опускают руки.

По мере того, как дети овладевают этим умением слухо-зрительно, звучания начинают предъявляться только на слух.

« Игра с мячиком»

Цель: учить детей выполнять определенное действие в момент начала звучания игрушки и прекращать его при завершении звучания.

Оборудование: мелодия с паузами, большой экран или ширма, массажные мячики.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно.

Ход игры

Дети полукругом стоят или сидят перед педагогом.

Педагог включает музыку, дети катают мяч ладошками, во время паузы останавливают мяч.

По мере того как дети овладеют умением выполнять движения слухо -зрительно, звучания начинают предъявляться только на слух.

Умение различать на слух звучащие игрушки

«Барабан или гармошка?»

ЦЕЛЬ: учить детей различать звучащие игрушки

Оборудование: барабан, гармошка, большие зайка и кукла, маленькие зайки и куклы по количеству детей в группе или соответствующие картинки с подписями БАРАБАН, ГАРМОШКА.

Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, барабан, гармошка.

Ход игры Дети сидят перед педагогом за столами. На столе у педагога сидят большой зайка и большая кукла. Около зайки - барабан, около куклы - гармошка. На столах у детей или маленькие зайка и кукла, или соответствующие картинки. Педагог ударяет в барабан

и показывает, как зайка начинает прыгать, и побуждает детей повторить эти движения под звучание барабана. То же самое он проделывает и с гармошкой, под звук которой пляшет кукла.

Педагог на глазах детей играет в разной последовательности то на барабане, то на гармошке, не показывая при этом игрушку, соответствующую предъявляемому звучанию.Дети самостоятельно выбирают нужную игрушку (картинку), т.е. барабан - зайка, который прыгает; гармошка - кукла, которая танцует.Когда дети начнут уверенно справляться с данным заданием, звучания начинают

предъявляться им   на слуховой основе.Аналогично проводятся игры-упражнения и с другими парами звучащих игрушек, например: барабан (прыгает зайка) и дудка (едет машина); металлофон (летает бабочка,

маленькая птичка) и бубен (прыгает лягушка). В дальнейшем ребенку предлагают

выбирать не из двух, а из трех звучаний: барабан - дудка - металлофон, гармошка - бубен -дудка

«Слушаем и показываем»

Цель: учить детей соотносить определенное действие со звучанием той или иной игрушки.

Оборудование: барабан, бубен, дудка, гармошка, свисток, металлофон, шарманка,

соответствующие картинки с подписями: барабан, бубен, дудка, гармошка, свисток, металлофон, шарманка.

Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, Что звучало? Барабан, бубен, дудка, гармошка, свисток, металлофон, шарманка.

Ход игры Дети стоят полукругом перед педагогом. Перед педагогом три звучащих игрушки, например: барабан, дудка, гармошка. Он стучит в барабан и начинает шагать на месте, произнося татата, и побуждает детей к этому же. Педагог повторяет данное

упражнение два-три раза. После каждого выполнения упражнения он спрашивает: «Что звучало? «, дети в ответ показывают соответствующую картинку с подписью и прочитывают ее. Затем аналогично предъявляются звучания гармошки - танцевать (или

приседать положив руки на пояс, или поднять руки над головой и вращать, или кружиться и т.п.), произнося ля-ля-ля; дудки - «играть» на воображаемой дудочке - у .

Педагог в разной последовательности играет то на барабане, то на дудке, то на гармошке. Дети в ответ воспроизводят определенное действие.Затем дошкольники показывают соответствующую картинку и читают подпись.

В течение нескольких занятий педагог проводит описанные выше упражнения с перечисленными игрушками: барабан - шагать на месте, произнося, как могут, папапа, бубен - хлопать в ладоши - татата; дудка - «играть» на дудочке - у ; гармошка -танцевать - ля-ля-ля; свисток - поднимать руки вверх - пи ; металлофон - ударять кулачком о кулачок - татата; шарманка - «играть» на шарманке - ааа.

«Что звучало?»

Цель: обучение различению на слух звучащих игрушек.

Оборудование: барабан и дудка, соответствующие картинки с подписями барабан, дудка,, картинки с изображением этих звучащих игрушек.

Речевой материал: будем играть, слушайте, что звучало? барабан, дудка, верно, неверно, да, нет.

Ход игры Дети стоят полукругом перед педагогом. У педагога барабан и дудка. Он стучит по барабану, дети в ответ шагают на месте, произнося татата. В ответ на

последующий вопрос «Что звучало?» они показывают соответствующую картинку и прочитывают подпись. Аналогично предъявляется звучание дудки.

Педагог на глазах детей в разной последовательности играет то на барабане, то на дудке.

Дети в ответ воспроизводят определенное действие, сопровождая его произнесением слогов.Затем дошкольники показывают соответствующую

картинку и читают подпись. Позднее звучания предъявляются на слух.

Аналогично организуются игры-упражнения и для различения на слух других игрушек.

Постепенно педагог начинает предъявлять игрушки, звучание которых не так резко различается, например: барабан и бубен, дудка и гармошка и т.п. Он также постепенно увеличивает выбор, доводя его до выбора из трех-четырех и более звучащих игрушек

« Угадай на чём играли»

Цель: учить различать  и узнавать звучание музыкальных инструментов.

Оборудование: музыкальные инструменты ( барабан, бубен, детское пианино, дудка, ксилофон, гитара) и ширма. Карточки с изображениями инструментов и их названиями.

Подготовка: Участников знакомят со звучащими инструментами. Выясняют у детей , слышали они их раньше или нет, дети называют и читают названия инструментов. , соотносят названия с инструментами.

Ход игры: ведущий играет за ширмой на каком-то инструменте. Дети определяют какой инструмент звучал. Дети могут назвать инструмент, показать соответствующую картинку, прочитать название ( в зависимости от уровня речевого и когнитивного развития).

Сначала используются контрастные по звучанию инструменты, затем более близкие.

Усложнение игры:

 1.Увеличивают число инструментов для выбора

 2. Используют инструменты со сходным звучанием

3.Проигрывают более короткие музыкальные отрывки

«Шагаем и танцуем!»

Цель: развитие слухового внимания; обучение умению различать на слухзвучание различных инструментов и реагировать на каждое звучание по-разному.

Оборудование: детские музыкальные инструменты — барабан, гармошка.

Ход игры: Перед педагогом на столе стоят барабан и гармонь. Ребенок стоитперед столом, повернувшись к педагогу.

— Сейчас я буду играть на барабане или на гармони. Под барабан надо

маршировать, а под гармонь — танцевать.

Педагог показывает, как надо действовать: стучит в барабан —и марширует, играет на гармони — и приплясывает. Затем предлагает ребенку самостоятельно (безпоказа) двигаться под звуки разных музыкальных инструментов.

Позднее звуковые сигналы подаются на слух.

Такую же игру можно проводить с другими музыкальнымиинструментами, количество которых можно увеличивать до 3-4. Движения также

могут быть разными: прыжки, бег, взмахи руками и т.д.

«Маленький музыкант»

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают

детские музыкальные инструменты.

Оборудование: детские музыкальные инструменты: барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка.

Ход игры: сначала научите ребенка извлекать звуки из музыкальныхинструментов, затем — четко различать их на слух. Для проверки уровня восприятия

ребенком звуков используйте ширму.

Педагог поочередноизвлекает звуки из различных инструментов, а ребенок определяет на слух, на чем

играли. В качестве ответа ребенок может повернуться и показать на нужныйинструмент, выбрать и показать картинку с изображением данного инструмента или,

если позволяют речевые возможности, назвать инструмент словом (возможнозвукоподражанием: «та-та-та» — барабан, «ду-ду» — дудочка, «бом-бом» — бубен и

т.п.).

«Играть» на инструментах может игрушечный зверь или кукла, а педагогспрашивает: «На чем играл зайка?»

Умение различать на слух длительность звучания

«Машина (поезд) едет»

Цель: учить детей различать на слух и воспроизводить долгие и краткие звучания

Оборудование: игрушечные машинки или поезда по количеству детей, две дороги для машин (длинная полоска картона и короткая), таблички долго, кратко, под первой табличкой - длинная черта, под второй - короткая.Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, машина, долго,

кратко.

Ход игры Дети и педагог полукругом сидят на ковре (на полу). У каждого по одной машинке и по две « дороги», расположенные друг под другом. У педагога большая

машина и две большие дороги, чтобы могла «проехать» машина: короткая и длинная.

Педагог везет машину по длинной дороге, произнося УУУУ (долго), побуждает детей провести свои машины по длинной дороге. Затем машина возвращается в исходное положение - между двумя «дорогами». Педагог везет машину по короткой дороге - у и

побуждает к этому же и детей.

Педагог везет машину в разной последовательности то по длинной, то по короткой дороге, произнося гласный у кратко или долго; каждый раз после «поездки» машина

ставится между «дорогами». Дети повторяют упражнение за педагогом, также произнося,

как могут, у долго или кратко. Когда они начнут справляться с заданием уверенно, педагог

после его выполнения спрашивает: «Как звучало?» и помогает с помощью табличек

ответить детям - долго или кратко.

Затем педагог ставит перед собой большой экран или ширму, переносит за него, например, длинную «дорогу», везет по ней машину, произнося протяжно у. Затем это же он проделывает с короткой дорогой. Теперь две дороги за экраном. Педагог везет машину

в разной последовательности то по длинной, то по короткой дороге, произнося за экраном

гласный у кратко или долго. Дети слушают и выполняют упражнение - везут машину по длинной или короткой дороге, произнося у долго или кратко. Каждый раз после «поездки» машина ставится между «дорогами». Педагог после выполнения задания спрашивает:

«Как звучало?» и помогает с помощью табличек ответить детям –долго или кратко.

«Мы рисуем»

Цель: учить детей различать на слух и воспроизводить долгие и краткие звучания.

Оборудование: специально разграфленные листы бумаги, фломастеры, таблички долго, кратко.

Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, фломастеры, бумага, рисуйте, долго, недолго (кратко).

Ход игры Дети сидят за столами. Перед каждым специально разграфленный лист бумаги: нанесены хорошо видимые 10-12 линеечек с четкими точками в начале строки.

Такой же или несколько более крупный лист бумаги прикреплен на доске или на мольберте.

Педагог берет фломастер, устанавливает его в начало первой строчки, протяжно произносит а и одновременно проводит длинную линию. Он предлагает детям взять

фломастеры, установить их в начало строки, вновь произносит протяжно а и помогает детям нарисовать длинную линию.Затем аналогично организуется работа над кратким звуком а - на следующей строчке

рисуется короткая черта.

Педагог в разной последовательности произносит гласный а то кратко, то протяжно; один ребенок рисует линию на листе бумаги, прикрепленном к доске (мольберту), остальные - на своих листах, сопровождая проведение линии долгим или кратким

произнесением звука. Когда дети начнут уверенно выполнять данное упражнение, педагог

после того, как линия уже проведена, спрашивает: «Как звучало?» и помогает детям с помощью табличек, или расположенных на доске (в наборном полотне), или на столе у каждого ребенка ответить - долго или кратко.

Педагог начинает произносить гласный а протяжно или кратко за экраном; дети различают звучание на слух. В ответ они рисуют линии соответствующей длинны и

характеризуют звучание с помощью табличек.

«Звучащее солнышко»

Цель: учить детей различать на слух и воспроизводить долгие и краткие звучания

Оборудование: фланелеграф или доска, оранжевый круг (солнышко), длинные и короткие полоски (солнечные лучи), дудка, большой экран или ширма.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, солнышко, долго, кратко .

Ход игры. Дети стоят или сидят полукругом около фланелеграфа или доски. Педагог говорит: «Будем играть. Вот солнышко (показывает рукой на оранжевый круг на фланелеграфе или доске)». Он берет длинную оранжевую полоску, произносит па и прикрепляет ее к солнышку.

Педагог показывает на луч, ведет по нему пальцем, произнося протяжно па, и побуждает к этому детей. Затем педагог берет короткую оранжевую полоску, произносит кратко па и прикрепляет ее к солнышку. Педагог показывает на короткий лучик, произносит кратко па и побуждает к этому детей.

Педагог произносит то протяжный слог, то краткий и каждый раз предлагает детям повторить его и выбрать на столе луч соответствующей длины.

Когда дети начнут уверенно справляться с этим заданием, можно предлагать определять долготу

звучания слога уже не на слухо-зрительной основе, т.е. видя лицо педагога и слушая его, а только на слух.

Умение различать на слух слитные и прерывистые звучания

«Топайте – идите»

Цель: учить детей определять на слух слитность звучаний.

Оборудование: барабан, большой экран или ширма, таблички.

Речевой материал: Будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, барабан, слитно, неслитно.

Ход игры Дети стоят полукругом перед педагогом. Он производит по барабану ряд ударов без пауз (слитно), шагает на месте, произнося татата, и побуждает к этому же детей. Затем он ударяет по барабану с паузами (не слитно), топает одной ногой, произнося та тата, и побуждает к этому же детей.

Педагог на глазах детей производит то слитные, то не слитные удары по барабану, которые сопровождаются соответствующим произнесением слогов: татата или та тата. В ответ дети либо шагают на месте, произнося слоги слитно - татата, либо топают одной ногой - та тата (не слитно). Когда они начинают справляться с данным заданием, педагог после, того, как дети уже отреагировали тем или иным движением на звучание,

спрашивает: «Как звучало?» и помогает выбрать соответствующую табличку: слитно или не слитно.

По мере того, как дети научаются различать слитные и не слитные звучания на слухо- зрительной основе, они предлагаются педагогом на слух. С этой целью он стучит по барабану за большим экраном или ширмой. Дети воспроизводят услышанное звучание

движениями и произнесением слогов, а затем показывают (или прочитывают) соответствующую табличку.

Стучать по барабану может и «маленький учитель» - один из детей. В этом случае педагог может давать ему задания: «Играй слитно (неслитно)»

«Кораблики»

Цель: учить детей определять на слух слитность звучаний.

Оборудование: кораблики (у каждого ребенка), дом написано корабль или лодка, два синих прямоугольника с нарисованными на них волнистыми линиями,

соответствующими спокойному и штормовому морю.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, слитно, неслитно.

Ход игры Дети сидят на ковре, перед каждым из них кораблик. На ковре или доске помещаются два больших синих прямоугольника (море): спокойное с нарисованными небольшими волнами - волнистой линией и штормовое с большими волнами .

Педагог произносит слогосочетаниятутуту или папапа слитно и одновременно показывает, как кораблик плавно движется по спокойному морю. Затем, произнося слоги прерывисто -ту туту или па папа, он «ведет» свой кораблик по бушующему морю, делая паузы внизу каждой волны.

Педагог произносит слоги то слитно, то прерывисто и учит детей, повторяя слоги за ним «вести» свои кораблики то по спокойному, то по бурному морю.

Когда дети начнут уверенно справляться с заданием, педагог, показывая, как плывет кораблик по штормовому морю, произносит за маленьким экраном слоги не слитно -ту туту (па па па), и по спокойному, - произносит слоги слитно. Таким образом он дает

детям слуховой образец слитного и неслитного звучаний.

Детям предлагается различать характер звучаний на слух, соответственно произнося

слоги слитно и «ведя» свой кораблик по спокойному морю, и неслитно - по штормовому.

В случае ошибки детям предлагается образец звучания сначала на слухо-зрительной

основе (без экрана), а затем оно повторяется вновь на слух - за экраном.

«Веселый круг»

Цель: учить детей определять на слух слитность звучаний.

Оборудование: таблички слитно, неслитно.

Речевой материал: будем играть, слушайте, идите, да, нет, верно, неверно, слитно, неслитно.

Ход игры Дети и педагог стоят в кругу, держась за руки. Педагог произносит слитно слогосочетания, например, татата или папапапа и в момент их произнесения начинает вместе с детьми плавно идти в центр круга, побуждая детей повторять слитно те же слоги.

Затем педагог произносит слогосочетания прерывисто - та тата или па папа и вместе с детьми идет по кругу приставным шагом.

Педагог произносит слоги то слитно, то прерывисто и учит детей двигаться или плавно в центр круга (или из центра назад, когда круг стал маленьким), или резко приставляя ногу, произнося слогосочетания соответственно слитно или неслитно.

Когда дети начали уверенно справляться с заданием вместе с педагогом, он встает в центр круга и вновь и вновь в разной последовательности произносит слогосочетания то слитно, то прерывисто. Дети в ответ воспроизводят движения - плавные в центр круга или

из него или по кругу, резко приставляя ногу, произнося соответственно или татата (папапа) или та тата (па па па).И, наконец) педагог предлагает различать слитное и прерывистое произнесение слогосочетаний на слух, т.е. они произносятся за маленьким экраном. В ответ дети

воспроизводят те или иные движения, сопровождая их соответствующим произнесением

слогов.

Умение различать на слух темп звучаний

«Кукла идет, кукла бежит»

Цель: учить детей различать на слух и воспроизводить темп звучаний.

Оборудование: барабан (или бубен), большая кукла, средние куклы для каждого ребенка, таблички.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, кукла, кукла идет,

кукла бежит, быстро, медленно.

Ход игры Дети стоят или сидят полукругом перед педагогом на ковре. У педагога большая кукла. Он ударяет по барабану в медленном темпе и показывает, как кукла идет медленно, «произнося» па папа или то п - то п - то п. Затем он стучит по

барабану в быстром темпе - кукла бежит - папапа или топ-топ-топ.

Педагог сажает куклу перед каждым ребенком. Он вновь ударяет по барабану, например, в быстром темпе и учит детей показывать, как кукла бежит, произнося, как они могут, папапа или топ-топ-топ. Кукла вновь «садится» перед ребенком. Теперь педагог стучит

по барабану в медленном темпе и учит детей показывать, как кукла идет медленно – папапа или то п - то п - то п. Кукла вновь «садится» перед ребенком.

Педагог стучит по барабану то в быстром, то в медленном темпе, дети показывают, как

кукла медленно идет или бежит. Когда они начинают уверенно справляться с заданием, педагог после его выполнения спрашивает детей: «Как звучало?» и помогает с помощьютабличек охарактеризовать звучание - быстро или медленно. Затем педагог переходит к предъявлению звучаний только на слух.

В дальнейшем игра может быть усложнена: детям предлагается различать три темпа -быстрый, средний и медленный. Под частые удары по барабану игрушка бежит - папапа или топ-топ-топ, под средние (в нормальном темпе) - идет - па папа _ или топ - топ -

топ, под редкие - идет медленно - па папа или то п - то п – то п

«Мишка и зайчик»

Цель: развитие слухового внимания; восприятие и дифференциация на слухразличного темпа звучания одного музыкального инструмента.

Оборудование: барабан или бубен.

Ход игры: В этой игре можно научить ребенка определять темп звучаниямузыкального инструмента (быстрый или медленный) и выполнять определенные

действия в зависимости от темпа.

 —Давай поиграем! Мишка ходит медленно—вот

так, а зайчик прыгает быстро — вот как! Когда я стучу в барабан медленно — ходикак мишка, когда стучу быстро — бегай, прыгай) быстро, как зайчик!

Повторите игру, меняя темп звучания барабана — медленный, быстрый — несколько раз. Можно предложить ребенку попробовать постучать в барабан в

разном темпе (темпы значительно различаются), а после этого поменяться в игреролями

«Пальчики идут, пальчики бегут»

Цель: учить детей различать на слух и воспроизводить темп звучаний.

Оборудование: таблички.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, быстро, медленно.

Ход игры Дети сидят за столами, педагог - за своим столом. Он произносит медленно слоги па папапа и показывает, как по столу медленно идут пальчики - средний и указательный. Он повторяет произнесение слогов и побуждает детей выполнить данное

упражнение. Затем это же он проделывает при быстром произнесении слогов - пальчики бегут.

Педагог произносит слоги то в быстром, то в медленном темпе в разной последовательности, дети показывают, как пальчики или медленно идут, или быстро

бегут. После того как показ окончен педагог спрашивает: «Как звучало? « и помогает

детям с помощью табличек охарактеризовать звучание - быстро или медленно.

Когда дети начинают уверенно справляться с заданием при восприятии слогов на слухо -зрительной основе, предлагается различать темп произнесения слогосочетаний на слух.

«Мы рисуем дождь»

Цель: учить детей различать на слух и воспроизводить темп звучаний.

Оборудование: бубен, мольберт, картинки с изображением сильного дождя и небольшого дождика, большой зонт, листы бумаги, фломастеры, таблички быстро, медленно.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, бубен, дождь,

зонт, карандаш, бумага, рисуйте, быстро,медленно.

Ход игры Дети стоят полукругом. Педагог показывает картинку, на которой изображен сильный дождь, рассматривает ее с детьми. Затем часто ударяет по бубну, говоря кап-кап-кап, дождь, открывает зонт и собирает детей под него. Они все вместе подходят к

мольберту (доске), на котором два чистых листа бумаги: в верхнем углу одного - туча, из которой идет дождь, второго - солнце, закрытое небольшой тучкой. Педагог вновь часто ударяет по бубну, а воспитатель в это время черточками на первом листе, на котором изображена туча, рисует сильный дождь, произнося в быстром темпе папапа или кап-кап-кап.

Педагог показывает картинку, изображающую небольшой дождь, рассматривает ее с детьми. Затем он вновь начинает стучать по бубну, но уже в медленном темпе.Воспитатель на другом листе бумаги, на котором изображено солнце, закрытое облаком,

рисует черточками небольшой дождик, произнося в медленном темпе па папа или ка

п ка п ка п. Педагог говорит: «Всё. Дождя нет», и закрывает зонт.

Дети садятся за столы. Педагог дает каждому по два листочка бумаги с описанными выше символами. Педагог в быстром темпе ударяет по бубну и одновременно рисует сильный, частый дождь на листе бумаги с тучей. Он повторяет удары и побуждает детей

выбрать нужный лист бумаги и рисовать вместе с ним черточки в быстром темпе.

Аналогично организуется работа при ударах по бубну в медленном темпе.

Педагог в разной последовательности стучит по бубну то в быстром, то в медленном темпе. Дети выбирают нужный лист бумаги и рисуют частые или редкие черточки. Можно предложить им сопровождать рисование произнесением слогосочетанийпапапа или кап-кап-кап соответственно в быстром или медленном темпе. Когда дети начинают справляться с данным заданием, педагог после завершения рисования спрашивает их: «Как звучало?» и помогает им с помощью табличек охарактеризовать звучание - быстро

или медленно.

Когда дети овладевают умением различать темп звучания бубна на слухо-зрительной основе, педагог переходит к работе на слух

Умение различать на слух громкость звучаний

«Две собаки»

Цель: учить различать на слух громкие и тихие звучания.

Оборудование: игрушки - большая собака и маленькая собачка, таблички громко и тихо.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, собака, большая собака, маленькая собака, громко, тихо.

Ход игры Дети полукругом располагаются перед педагогом. Он, заинтересовывая детей,

достает большую собаку и показывает, как она лает -АФ-АФ-АФ. Дети вместе с педагогом

изображают большую собаку и ее громкий лай. Аналогично показывается и изображается

маленькая собачка.Педагог, не показывая ту или иную игрушку, изображает то большую, то маленькую

собаку и «лает» соответственно или громко, или тихо

Дети подражают педагогу, а затем показывают на собаку (большую или маленькую), которую они изображали.

Затем педагог демонстрирует детям только лай собак, т.е. он произносит звукоподражание аф-аф-аф громко или тихо. Дети в ответ изображают маленькуюсобачку, «лая» тихо, или большую, «лая» громко и показывают на соответствующую игрушку. Педагог каждый раз после показа спрашивает: «Как звучало?» и помогает детям выбрать нужную табличку громко или тихо.

Когда дети начинают справляться с данным заданием, педагог за экраном дает им образец громкого и тихого звучанийна слух.В ответ дети изображают большую или маленькую собаку, «лая» громко или

тихо, а затем показывают на соответствующую игрушку. На вопрос педагога: «Как звучало?» дошкольники отвечают с помощью выбора таблички.

«Пароходы»

Цель: учить различать на слух громкие и тихие звучания.

Оборудование: две игрушки - большой и маленький пароходы, таблички громко и тихо (перед каждым ребенком).

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, громко, тихо.

Ход игры Педагог разбивает детей на две группы, которые стоят лицом друг к другу.

Перед одной группой детей - большая игрушка с надписью «пароход» (или «лодка»), на некотором

 расстоянии от игрушки расположена табличка громко около второй — маленький пароход с надписью и табличка тихо.

Педагог подходит к первой группе детей, берет в руки большой пароход, произносит громко У и показывает, как пароход «гудит». Все дети повторяют вместе с ним громкий звук и поднимают руки вверх. Затем педагог подходит ко второй группе детей, берет маленький пароход, произносит тихо у и показывает, как пароход «гудит».

Все дети повторяют вместе с ним тихий звук и опускают руки вниз.

Педагог встает между двумя группами детей и «гудит» то громко, то тихо, соответственно поднимая руки высоко вверх или опуская вниз. Дети подражают ему, а

затем показывают соответствующую игрушку. Когда они начинают уверенно справляться

с заданием, педагог после «изображения» звука движениями и голосом спрашивает: «Как

звучало?» и помогает с помощью табличек ответить: тихо или громко, т.е. взять в руки и показать соответствующую табличку.

Затем педагог начинает воспроизводить звукоподражание то громко, то тихо без движений, дети повторяют звук той же силы, сопровождая его движениями и показом соответствующей игрушки. Они также с помощью табличек отвечают на вопрос «Как

звучало?»

В конце занятия первая группа детей громко произносит У и убирает большой пароход, затем вторая группа, тихо «гудя» - у, убирает маленький пароход.

«Мы слушаем музыку»

Цель: учить различать на слух громкие и тихие звучания.

Оборудование: пианино, платочки (ленточки ...) для каждого ребенка, таблички громко, тихо.

Речевой материал: слушайте, громко, тихо, верно, неверно, да, нет.

Ход игры Педагог сидит за пианино, рядом полукругом стоят дети, в руках у них платочки. Педагог одной рукой играет тихо, практически не отрывая пальцев от клавиш, а второй рукой размахивает платочком внизу, произнося тихо ляляля или о. Он побуждает к этому же детей и показывает табличку тихо. Затем он играет громко, высоко поднимая пальцы от клавиш, и размахивает платочком над головой. Он побуждает к этому же детей

и показывает табличку «громко».

Педагог играет на пианино то подчеркнуто тихо, то громко, напевая ляляля или а с той же интенсивностью. Дети видят его игру и соответственно размахивают платочком или внизу, напевая тихо ляляля или а, или вверху, напевая громко ляляля или а.

Когда дети начнут справляться с данным заданием при утрированно громкой и тихой игре на пианино, следует постепенно уменьшать зрительную разницы при воспроизведении громкой и тихой музыки.

В дальнейшем дети поворачиваются спиной к пианино и выполняют соответствующие движения, воспринимая звучание музыки только на слух.

В последствии это упражнение может быть усложнено:

· детям предлагается при громких звуках громко хлопать (или топать одной ногой), произнося громко татата(хлоп-хлоп-хлоп, топ-топ-топ), а при тихих - тихо, произнося тихо татата (хлоп-хлоп-хлоп, топ-топ-топ);

· детям предлагается различать не только громкие и тихие звуки, но и звуки средней интенсивности; при этом дети могут размахивать платочком внизу, на уровне груди и над головой; хлопать (топать) с соответствующей интенсивностью.

«Громко – тихо»

Цель: учить различать на слух громкие и тихие звучания.

Оборудование: барабан или бубен, таблички.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, барабан (бубен), идите, громко, тихо.

Ход игры Дети стоят друг за другом. Педагог громко стучит по барабану (бубну) и показывает табличку «громко»; продолжая ударять в барабан, вместе с детьми идет по кругу, высоко поднимая ноги. Когда барабан звучит тихо, показывается табличка тихо, и педагог и дети идут на носочках.

Затем педагог встает в центр круга, ударяет по барабану то громко, то тихо и побуждает детей при тихих ударах идти на носочках, а при громких - шагать высоко поднимая ноги.

В момент ударов педагог спрашивает: «Как звучало?», и помогает детям с помощью табличек ответить тихо или громко.

Когда дети начинают уверенно справляться с заданием,

на слухо-зрительной основе, педагог выходит из круга и переходит к предъявлению звучаний на слух, используя для этого ширму или большой экран.

Аналогичная игра может быть проведена и с использованием в качестве источника звука

речевых сигналов - слогов, которые произносятся громко и тихо.

Игра усложняется, когда педагог предлагает детям различать громкость звучаний при выборе из трех: громко, негромко (средней громкости), тихо. В этом случае громкие удары по барабану (бубну) или произнесение слогов громким голосом сопровождаются

движением по кругу, при котором высоко поднимаются ноги – «громко», негромкие -обычной ходьбой –

« негромко», а тихие - ходьбой на носочках –«тихо».

«Как звучало?»

Цель: учить различать на слух громкие и тихие звучания.

Оборудование: большой и маленький колокольчики, картинки с изображением больших и маленьких колокольчиков (или барабанов, или дудок и т.п.), фланелеграф или наборное полотно, таблички тихо, громко, большой, маленький.

Речевой материал: слушайте, как звучало? Громко, тихо, большой, маленький, картинки, поставьте картинки, верно, неверно, да, нет.

Ход игры Дети стоят или сидят полукругом около педагога. Перед ними картинки с изображением больших и маленьких колокольчиков (или барабанов...). На фланелеграфе (наборном полотне, доске) наверху в правом углу табличка « громко» и картинка

большого колокольчика, а в левом –«тихо» и маленького колокольчика. Педагог, громко

звенит большим колокольчиком, размахивая им с большой амплитудой, показывает соответствующую картинку и табличку и просит детей показать такую же картинку.

Также он демонстрирует и звучание маленького колокольчика, вызывая его звучание небольшими покачиваниями.

Педагог звенит то маленьким, то большим колокольчиком, спрашивает детей: «Как звучало?» Они с помощь табличек характеризуют звучание - громко или тихо, и показывают соответствующую картинку, устанавливают ее на фланелеграф (в наборном

полотне...).

Когда дети начнут уверенно выполнять данное задание, видя, как педагог извлекает звук колокольчиков, следует переходить к различению данных звуков на слух. Вначале педагог предлагает детям образцы громкого и тихого звучания колокольчиков. С этой целью он

показывает детям маленький колокольчик, прячется за большим экраном или ширмой, звенит в него, появляется вновь перед детьми, продолжая звонить. Педагог спрашивает детей: «Как звучало?», дошкольники в ответ говорят: « Тихо» и показывают

соответствующую картинку. То же самое проделывается и с большим колокольчиком. После этого педагог предлагает детям различать звучания на слух: он в разной последовательности звенит то большим, то маленьким колокольчиком. В ответ дети

характеризуют звучание и устанавливают соответствующую картинку на фланелеграфе

(наборном полотне...). Педагог оценивает Действия детей: «Верно (или неверно). Да (нет)».

Вариант игры

Игра организуется аналогично той, которая описана выше. Но педагог извлекает громкие и тихие звучания только из большого колокольчика (барабана), производя

движения большой и малой амплитуды. В ответ дети демонстрируют круги (квадраты, звездочки...) соответственно большого и маленького размера.

«Громкая и тихая музыка»

Цель: учить различать на слух громкие и тихие звучания.

Оборудование: проигрыватель или магнитофон, пластинка или кассета, ленточки, таблички.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, музыка, громко, тихо.

Ход игры Игра проводится аналогично игре «Мы слушаем музыку».

Дети сидят или стоят вокруг проигрывателя (магнитофона). Педагог , включает  магнитофон и на глазах детей увеличивает громкость. Звучит громкая музыка. Педагог показывает табличку « громко» и

предлагает детям в ответ или размахивать ленточками над головой, произнося громко ляляля, или громко хлопать - хлоп-хлоп-хлоп, или громко топать - топ-топ-топ. Педагог на глазах детей резко уменьшает громкость, показывает табличку «тихо» и предлагает детям в ответ или размахивать ленточками внизу, произнося тихо ляляля, или тихо хлопать - хлоп-хлоп-хлоп, или тихо топать - топ-топ-топ.

Педагог в разной последовательности  предлагает детям то громкую, то тихую музыку. Дети видят его действия, «оценивают» музыку - тихо или громко, воспроизводят те или иные движения, сопровождая их произнесением слогов.

Когда они начнут уверенно справляться с данным заданием, педагог убирает  магнитофон за экран. Теперь дети не видят, как он изменяет громкость, и должны определять ее только на слух.

«Птички»

Цель: учить различать на слух громкие и тихие звучания.

Оборудование: бубен.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, громко, тихо, птички,  летают.

Ход игры: Педагог показывает детям картинку с летающими птицами и картинку птичка в гнёздышке. Педагог начинает громко звенеть бубном и изображает . летающую птичку. Побуждает детей  повторять. Потом тихо звенит бубном и приседает « птичка в гнёздышке».

Затем педагог воспроизводит  громкие или тихие звучания, а дети воспроизводят соответствующие движения. Затем звучания предъявляются на слух.

« Услышал- беги»

Цель: учить различать на слух громкость звучания, развивать слуховое внимание.

Оборудование: бубен.

Инструкция: Если я буду играть тихо- идите медленно на носочках, если звук громкий – идите полным шагом, если очень громко – бегите.

Ход игры:

Ведущий стучит в бубен с разной силой: тихо, громко, очень громко. Дети слушают и выполняют соответствующие действия.

Умение различать на слух высоту звучаний

«Высоко – низко»

Цель: учить различать на слух высокие и низкие звучания.

Оборудование: пианино, игрушки - птичка и мишка, таблички.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, птичка, мишка, покажи(те), высоко, низко.

Ход игры Дети располагаются вокруг пианино, за которым сидит педагог. На пианино над нижними регистрами стоит (сидит) мишка, над верхними - птичка. Педагог воспроизводит низкие звуки, обращая внимание детей на то, в какой части пианино он играет, и показывает, как идет мишка. Он повторяет низкие звуки и побуждает детей изображать мишку, покачиваясь и произнося, по возможности, низким голосом - о, ооо.

Аналогично предъявляются высокие звуки - летает птичка, дети изображают птичку -пипипи (по возможности, высоким голосом).

Педагог играет на пианино в разной последовательности то в низком, то в высоком регистрах. Дети изображают или мишку, или птичку. По мере усвоения данного упражнения педагог после воспроизведения детьми движений спрашивает: «Как звучало?» и учит детей

отвечать с помощью табличек, расположенных соответственно рядом с мишкой над низким регистром и с птичкой - над высоким. Дети часто вместо характеристики звука называют игрушку, того, кого они изображают. В этом случае педагог подтверждает: «Да,

мишка». И вновь спрашивает: «Как звучало?», показывая ребенку на соответствующую табличку и помогая ее прочитать.

Когда они начинают уверенно справляться с данным заданием, видя, как педагог играет на пианино, звучания предлагаются уже на слух. С этой целью пианино закрывается ширмой. Важно, чтобы вначале педагог воспроизводил максимально контрастные звуки

по высоте. Постепенно контрастность должна снижаться. В ответ дети изображают птичку

или мишку и характеризуют звучание, пользуясь табличками над пианино (над высоким и низким регистрами)

В дальнейшем игра может видоизменяться и усложняться:· детям для различения предлагаются не только низкие и высокие звучания, но и средние (например, танцует кукла);

· дети могут не изображать игрушки, а показывать соответствующие картинки, размещать их над клавишами пианино в зависимости от высоты: справа — птички, посередине - куклы, слева - мишки и т.п.;

· дети могут изображать высоту звука рукой – разводить руки в стороны внизу – а(низким голосом), грудь – а (голосом нормальной высоты), над головой – а (высоким

голосом) и т.п.

«Какая чашка (стакан) звучит?»

Цель: учить различать на слух высокие и низкие звучания.

Оборудование: четыре одинаковых чашки или стакана, в двух - немного воды (одинаково в каждой), в двух других вода налита почти до краев, таблички.

Речевой материал: будем играть, слушайте, Как звучало? Да, нет, верно, неверно,

чашка, покажи(те), высоко, низко.

Ход игры Дети стоят или сидят вокруг маленького столика, в одном конце которого стоят две чашки с небольшим количеством воды, в другом - заполненные до краев.

Педагог предлагает детям поиграть. Он деревянной палочкой ударяет сначала по чашкам, стоящим с одной стороны, обращая внимание с помощью естественных жестов, что звук одинаковый, затем - с другой, также подчеркивая, что звук одинаковый. После этого он

чашке с небольшим количеством воды, а затем - по полной и обращает внимание детей на то, что звук разный (используя естественные жесты).

Он вновь ударяет по чашкам с небольшим количеством воды и показывает табличку « низко», а затем по полным чашкам – «высоко».

Педагог на глазах детей ударяет то по первым чашкам, то по вторым и спрашивает: «Как звучало?» В ответ дети показывают соответствующую табличку, лежащую под данными чашками.

Педагог убирает одну из чашек за экран, стучит по ней и спрашивает: «Как звучало?» В ответ дети показывают табличку под второй чашкой с таким же количеством воды.

Аналогично проводится упражнение с другой чашкой.

Педагог предлагает детям угадать, по какой чашке за экраном он стучит. После того, как дети показывают соответствующую чашку (если кто-то из детей ошибся, он может исправиться), педагог поднимает экран, повторяет звук и спрашивает: «Как звучало?»

Дети прочитывают соответствующую табличку.

Для облегчения проведения данной игры-упражнения можно заполнять чашки водой разного цвета.

« Три медведя»

Цель: учить различать на слух высоту, силу, тембр звучания. Учить изменять высоту своего голоса и контролировать её на слух.

Оборудование: карточки с изображением медведей из сказки « Три медведя». Карточки с изображением ребёнка, женщины, мужчины ( старший дошкольный возраст).

Подготовка: Взрослый предлагает вспомнить. Меняя высоту голоса , просит отгадать, кто говорит  : медведь-папа ( низкий голос), медведь – мама ( голос средней высоты) или сын-Мишутка ( высокий голос).Каждая реплика произносится по очереди в трёх вариантах различным по высоте голосом.

- Кто сидел на моём стуле? Кто ел из моей чашки?

- Кто спал в моей постели? Кто был в нашем доме?

С детьми старшего возраста обсуждаются различия в голосах детей, женщин, мужчин. Взрослый при этом имитирует соответствующие голоса и соотносит их с картинками.

Ход игры: Ведущий за экраном произносит голосом разной высоты одну из фраз. Игрок должен назвать ето говорит медведь-папа ( низкий голос), медведь – мама ( голос средней высоты) или сын-Мишутка ( высокий голос). Если игрок затрудняется назвать персонаж, он может показать картинку с изображением одного из трёх медведей ( маленького, среднего или большого).

Умение различать на слух количество звучаний

«Один и много»

Цель: учить отличать на слух однократные и многократные звучания.

Оборудование: барабан, счетный материал, таблички.Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, покажи(те), один,много.

Ход игры Дети сидят за столами, перед каждым на определенном расстоянии два подноса - с одним предметом (или шарик, Или матрешка, или елочка и т.п.) и с большим их количеством.

Педагог на глазах детей ударяет один раз по барабану, Показывает поднос с одним предметом (например, шариком) и побуждает детей сделать то же. Затем все вместе хлопают в ладоши, произнося «па!». После этого он ударяет несколько раз по барабану (интервалы между ударами должны быть достаточно четкими), показывает поднос с большим количеством предметов (например, семь-восемь шариков) и побуждает к этому

дошкольников. Затем все вместе многократно хлопают в ладоши, произнося папа-па-па-па.

Затем педагог предлагает детям различать один удар и большое их количество при слухо-зрительном восприятии.

 Производя один удар или большое их количество, он спрашивает дошкольников: «Сколько?» (используются естественный жест и табличка). Дети показывают

соответственно на поднос с одним или большим количеством предметов и хлопают один или много раз, произнося соответственно па или папапа-па-па.

Педагог предлагает детям послушать, как звучит один и много ударов; для этого показывая на поднос с одним предметом, он за большим экраном ударяет по барабану

один раз, а затем указывает на поднос с большим количеством предметов и ударяет по барабану несколько раз подряд.

Дошкольники различают на слух один удар и несколько ударов. Каждый раз педагог в случае ошибки предлагает воспринять количество ударов слухо-зрительно (т.е. видя и слушая), а затем - на слух.

«Покажи флаг»

Цель: учить отличать на слух количество  звучаний.

Оборудование: флажки по два на каждого ребенка, на первом флажке - один кружок (звездочка, зайчик ...), на втором - два, два таких же больших флажка, таблички.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, флаг, покажи(те), один, два.

Ход игры Дети стоят или сидят полукругом. Педагог демонстрирует большой флажок с одним кружком  и произносит слог па, показывает один палец и табличку один. Затем он показывает флажок с двумя кружками, произносит два слога па па, показывает два пальца и табличку два.
Педагог раздает детям флажки, обращая внимание на изображенные на них кружки, спрашивает: «Сколько?» и учит детей показывать один палец и табличку один или два пальца - два.

Педагог произносит в разной последовательности то один, то два слога. В ответ дети повторяют их, т.е. произносят па или па па, показывают соответствующий флажок и один или два пальца. Если дети затрудняются в определении количества звучаний, то в момент

произнесения слогов педагог показывает соответствующее количество пальцев. Когда

дошкольники начнут уверенно справляться с данным заданием, педагог спрашивает их: «Сколько?» и помогает выбрать нужную табличку. Можно дополнить или заменить табличку цифрой.

По мере того, как дети овладевают умением различать один слог и два слога на слухо-зрительной основе, им начинают предъявлять их на слух, т.е. педагог произносит слоги за маленьким экраном.

Полезно учить детей произносить нужное количество слогов по цифре или табличке.

Для этого можно использовать игровой прием - «маленький учитель»; при этом ребенок может говорить как без экрана, так и за ним.

«Один и много барабанов»

Цель: учить отличать на слух однократные и многократные звучания.

Оборудование: барабан

Ход игры: Взрослый ударяет в барабан один или  несколько раз, так чтобы ребёнок видел. Называет словами сколько прозвучало словами один или много, обозначая их дополнительно ( если ребёнок ещё не знает слов) естественным жестом ( показываем соответственное количество пальцев). В ответ ребёнок показывает на картинке один или много барабанов.

После того как ребёнок научился различать количество звучаний слухо-зрительно, нужно перейти к различению на слух. Для этого взрослый встаёт за спиной ребёнка или воспроизводит звучания за ширмой.

Умение определять на слух направление источника звука

«Кто играл?»

Цель: учить определять направление звука: слева или справа.

Оборудование: барабан (или бубен, гармошка и т.п.), платок, таблички.

Речевой материал: будем играть, слушаи(те), барабан (бубен, гармошка ...), кто играл? Где звучало? да, нет, верно, неверно, справа, слева.

Ход игры: Один ребенок становится в центре, справа и слева от него на одинаковом расстоянии (например, в 1-2 м) выстраиваются в две шеренги остальные дети. У первого ребенка той и другой шеренги - барабан (или бубен, гармошка и т.п.). Педагог предлагает

играть на барабане ребенку из первой шеренги, а затем спрашивает водящего (т.е. ребенка находящегося в центре), кто играл. Водящий показывает на играющего на барабане ребенка и называет его. Дошкольник, который играл на барабане, передает его рядом

стоящему ребенку и встает последним в свою шеренгу. Аналогично проводится работа и с ребенком из другой шеренги. Затем водящему завязывают платком глаза, и он на слухопределяет, кто играл на барабане (т.е. определяет направление звука). Игра повторяется

два-три раза, а затем выбирается новый водящий (или водящие, т.к. ими могут быть сразу два - три ребенка).

Аналогично можно проводить работу по определению направления звука, расположенного спереди - сзади, справа слева - спереди - сзади. Главное чтобы двое или

четверо детей находились на одинаковом расстоянии от водящего и все имели одну и туже звучащую игрушку (например, барабан, дудку и т.п.), или звучащая игрушка может быть одна, а после извлечения из нее звука ее берет педагог и только затем развязывает

платок, которым завязаны глаза водящего. Постепенно детей нужно научить отвечать не только на вопрос «Кто играл?», но и на вопрос «Где звучало?» - справа, слева и т.д. При этом нужно, чтобы ребенок сначала показывал направление звука, а затем - называл его, т.к. он мог еще не усвоить слов, определяющих направление.

« Сверху- снизу»

Цель: учить определять направление звука: сверху или снизу.

Оборудование: музыкальные игрушки ( колокольчик, погремушка, игрушка-пищалка).

Ход игры: для локализации звука в пространстве взрослый предъявляет  ребёнку неречевые и речевые звуки ( А , Ш) сверху и снизу. Для этого можно встать за спиной ребёнка и поднимать и опускать руку со звучащей игрушкой. Звук должен звучать несколько раз, чтобы ребёнок  мог определить, откуда он идёт.

Объяснение задания ребёнку: покажи, откуда идёт звук.

Игры на развитие речевого слуха

«Уберем игрушки»

Оборудование: по три-четыре разных маленьких машинки и птички, коробка или мешочек, маленький экран.

Речевой материал: будем играть, слушай, верно, неверно, да, нет, молодец, убери, у, пипипи.

Ход игры. Педагог показывает ребенку коробку (или мешочек), заинтересовывает его содержимым. Он достает одну машинку, называет ее у, показывает, как она едет, организует игру с ребенком, повторяя вновь и вновь у. При этом малыш воспринимает звучание вначале на слухо-зрительной основе - видя губы педагога, а затем - только на слух - при произнесении звукоподражания за маленьким экраном. Машинкаустанавливается на столе справа от малыша. Затем педагог достает из коробки (мешочка) птичку, показывает, как она летает, клюет, организует игру с нею ребенка, многократно называя игрушку пипипи; малыш воспринимает звукоподражание вначале на слухо-зрительной основе, а затем - на слух. Птичка ставится на столе слева от ребенка.

Аналогично в разной последовательности из коробки (мешочка) извлекаются оставшиеся в нем игрушки и расставляются на столе: машинки справа, а птички слева.

После того как ребенок вместе с педагогом поиграл с игрушками, его просят убрать их в мешочек или коробку. Педагог говорит: «Убери (слухо-зрительно, подкрепляя естественным жестом) пипипи (на слух)». Название игрушек повторяется в разной последовательности.Каждый раз, когда ребенок выбирает нужную игрушку, его просят ее назвать (как может). Постепенно малыша нужно научить сначала повторить за педагогом то, что услышал, а потом брать соответствующую игрушку.Таким же образом можно расставлять игрушки на полке, в шкафу, приносить, чтобы их вымыть, дать кому-то из игрушек и т. д

«Это кто?»

Оборудование: шапочки-маски коровы, собаки, лошади, кошки, овцы, птички, лягушки,

маленький экран.

Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, молодец это кто? Кто? My, ав-ав-ав, прр, мяу, бэ, пипипи, ква-ква-ква.

Ход игры. Педагог раздает детям шапочки-маски (или вешает на шею картинки) с изображением животных, звукоподражательные названия которых дети уже знают. Он произносит одно из звукоподражаний, например, му. Дети показывают на того ребенка, у

которого маска коровы (или картинка), повторяют звукоподражание, малыш изображает

корову, а педагог вместе с детьми еще два-три раза повторяет звукоподражание, предъявляя его не только для слухо-зрительного восприятия (видя его губы и слушая), но и на слух - за маленьким экраном. Аналогично педагог в разной последовательности

произносит то одно, то другое звукоподражания.

По мере того, как дети начинают уверенно справляться с данным заданием при восприятии звукоподражаний на слухо-зрительной основе, они начинают предлагаться

педагогом уже на слух - за маленьким экраном. Дети повторяют услышанное, показывают на того ребенка, у которого соответствующая маска, и он изображает то или иное животное.

«У кого?»

Оборудование: предметы или картинки, соответствующие речевому материалу,

который будет предъявляться для различения на слух, соответствующие таблички, маленький экран.

Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, молодец, речевой материал, который будет предъявляться для различения на слух, У кого? У меня.

Ход игры Педагог показывает детям предмет (или картинку), просит назвать его и выбрать из нескольких соответствующую табличку. Затем педагог сам повторяет слово, словосочетание или фразу, не закрывая лицо экраном, а затем на слух - за экраном и

отдает предмет или картинку одному из детей. Аналогично раздаются и все остальные

предметы или картинки.

Педагог в разной последовательности называет предметы или картинки, находящиеся у

детей и спрашивает: «У кого?» Тот или иной ребенок показывает соответствующий предмет или картинку и табличку, называет его и говорит: «У меня».

Когда дети начинают справляться с заданием при восприятии речевого материала на слухо-зрительной основе, педагог предлагает его только на слух - за маленьким экраном.

Вариант игры (для индивидуального занятия).

Предметы или картинки раздаются игрушкам, например, кукле, зайке, мишке. Игра проводится аналогично тому, как описано выше. Ребенок повторяет услышанное,

показывает соответствующий предмет или картинку и говорит: «У мишки. Собака у куклы» и т.п.

«Лото»

Оборудование: карточки-лото с картинками или надписями, соответствующими речевому материалу, который будет предъявляться для различения на слух, маленький экран.

Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, молодец, лото, у кого? У меня, выиграл(а), я первый (первая), речевой материал слуховых упражнений.

Ход игры Педагог раздает детям самодельные карточки-лото с картинками или надписями, соответствующими речевому материалу, который будет предъявляться для

различения на слух. Карточки-лото имеют одинаковое количество «делений», но составляются индивидуально для каждого ребенка с учетом уровня его слухоречевого

развития. У одного ребенка на карточке-лото более сложный речевой материал, у другого - более простой, у одного ребенка на карточках картинки с подписями, у другого - без подписей, а у третьего - часть картинок заменена написанным словом или фразой.

Педагог предлагает детям игру в лото: выигрывает тот, кто быстрее заполнит картинками свою карту. Вначале игра проводится при предъявлении речевого материала

на слухо-зрительной основе, а затем - только на слух.

Вариант игры (для индивидуального занятия)

Самодельные карточки-лото с картинками или надписями, соответствующими речевому материалу, который будет предъявляться для различения на слух, «раздаются» игрушкам -мишке, зайке.

При проведении игр в ходе обучения опознаванию и распознаванию речевого материала на слух следует помнить, что дети должны научиться узнавать на слух знакомые слова, словосочетания и фразы. При этом

речевой материал должен относиться к разным тематическим группам. Приведем в качестве примера отдельные игры.

«Что нарисовал художник (дети)?»

Оборудование: картинки, соответствующие речевому Материалу, который будет предъявляться на слух, соответствующие таблички, фланелеграф, маленький экран.

Речевой материал: будем играть, слушайте, картинки, возьми картинку, повесь картинку, верно, неверно, да, нет, молодец, речевой материал, который будет

предъявляться на слух.

Ход игры Педагог показывает картинку, на которой художник рисует и предлагает детям, угадать, что он нарисовал (или, показав до занятия, как старшие ребята рисуют, узнать, что они изобразили). Он размещает на доске фланелеграф или ставит наборное полотно, показывает, что у него есть картинки, и предлагает угадать, какие это картинки.

Педагог за экраном называет картинку, например, «у мальчика мяч» и предлагает детям повторить, что они услышали. Тот из детей, кто первым точно повторит данную фразу, получает картинку и размещает ее на фланелеграфе или наборном полотне. Если фраза

точно не воспринята, педагог предъявляет ее для восприятия на слухозри-тельной основе

(дети повторяют ее, при необходимости прочитывают по табличке), а затем на слух, показывает картинку и с сожалением убирает. После предъявления других слов,

словосочетаний или фраз он вновь называет эту картинку.

«Украсим елку»

Оборудование: вырезанная из бумаги большая елка, картинки, соответствующие

речевому материалу, который будет предъявляться на слух, соответствующие таблички,

маленький экран.

Речевой материал: будем играть, слушайте, елка, повесь, отложи, верно, неверно, да, нет, молодец, речевой материал, который будет предъявляться на слух.

Ход игры Педагог показывает детям вырезанную из бумаги большую елку и предлагает украсить ее. Он называет первую картинку, например, «большой красный шар». Дети воспринимают словосочетание на слухо-зрительной основе, повторяют его (при

затруднении прочитывают по табличке). Педагог размещает картинку на елке, а затем называв следующую, например, «Мама спит», дети повторяют воспринятое (при затруднении прочитывают по табличке). Педагог спрашивает, показывая на елку: «Можно повесить на елку?» и помогает детям ответить: «Нет». Картинка устанавливается в наборном полотне.

Аналогично педагог предъявляет для слухо-зрительного восприятия еще две-три картинки. По мере того, как дети начинают справляться с заданием при предъявлении речевого материала на слухо-зрительной основе, педагог начинает предъявлять его на

слух. Тот ребенок, который первым точно повторил слово (фразу, словосочетание), получает соответствующую картинку и размещает ее на елке или помещает в наборное полотно.

«Волшебный кубик»

Оборудование: кубик пластмассовый или из бумаги, на гранях которого написаны цифры от 1 до 6; таблички-задания, на обороте которых написаны цифры от 1 до 6;

картинки и предметы, соответствующие речевому материалу, который будет предъявляться на слух, маленький экран.

Речевой материал: будем играть, слушайте, кубик, брось кубик, Сколько? Покажи табличку, дай табличку, верно, неверно, да, нет, молодец, речевой материал, который

будет предъявляться на слух.

Ход игры. Педагог показывает детям кубик и предлагает одному из них бросить его.

Затем дети называют цифру, написанную на верхней грани, находят соответствующую табличку и отдают ее педагогу. Он произносит слово, словосочетание, фразу, написанную на данной табличке, которую дети воспринимают слухо-зрительно. Дети повторяют

услышанное, или отвечают на вопрос, или выполняют поручение. Аналогично предъявляется следующее задание. В дальнейшем задания предъявляются на слух - за маленьким экраном, в случае затруднения речевой материал предъявляется на слухо-зрительной основе и прочитывается, а затем вновь предлагается для восприятия на слух.

«Что у меня?»

Цель: учить различать слова, резко отличающиеся по звуковому составу,  продолжать развивать слуховое внимание.

Оборудование:   Карточки с изображением 3 предметов, название которых резко различно по звуковому составу (мак, шапка, собака, кошка, петух).  Маленькие карточки с изображением тех же предметов.

Ход игры:

Проводится индивидуально или микро группами по 2-3 ребенка. Педагог сидит напротив ребенка (детей), предлагает отгадать, какие карточки он держит в руке. Кладет перед ребенком карту с тремя изображениями и называет одно из них. Ребенок показывает на картинку и по возможности повторяет слово.

При повторном варианте педагог педагог предъявляет речевой материал на слух..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие слухового восприятия с детьми с нарушениями слуха

Теоретический материал и игры для развития слухового восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями слуха....

Конспекты дидактических игр по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха

Конспекты дидактических игр по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха...

Технология развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха.

Технология развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха....

Конспект занятия по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха.

Конспект подгруппового занятияв старшей группе для детей с нарушением слухапо развитию слухового восприятия, обучению произношениюУчителя-дефектолога Мешковой Л.Н.ГБДОУ № 133 Выборгского района Ц...

Методическая разработка на тему "Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха"

Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характери...

Конспект занятия по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха

Конспект индивидуального занятия для ребёнка 5 лет с нарушением слуха...

Консультация " Развитие слухового восприятия у детей с нарушенным слухом"

В консультации представлены направления развития слухового восприятия у детей с нарушенным слухом...