Сказка, сказочка
проект по коррекционной педагогике

Элизбарашвили Лейла Александровна

Работапо сказкам с помощью родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Годовой проект по сказкам

«Сказка, сказочка»

Сказка в системе коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОВЗ

(учитель-дефектолог, воспитатели)

 Наш проект рассчитан на год. Он представляет собой не только подбор сказочного материала, а полный обхват работы по программе с использованием авторских и адаптированных сказок, книжек-картинок и рабочих тетрадей

Предлагаемый материал, в котором представлены, основные методы и приемы взаимодействие взрослого и ребенка в процессе коррекционно – развивающего обучения в целях максимальной нормализации и восстановление утраченной целостности развития, обеспечения процесса социализации дошкольников направлен на формирование мыслительных процессов и развитию связной речи.

У детей с интеллектуальной недостаточностью, прежде всего появление речи значительно запаздывает. Степень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития. У некоторых детей можно наблюдать поток бессмысленных фраз с сохранением ранее услышанных интонаций. У других речь не возникает и почти не развивается в течение  многих лет. Поэтому именно речь, общение, является одним из важных фактором в развитии.

Основным отличием настоящего пособия для педагогов дошкольного учреждения от других рекомендаций является системный подход, основанный на повышении самостоятельной деятельности этих детей, расширении их кругозора и развитии всех психических функций, а так же создание таких условий для ребенка, которые помогут ему окунуться в мир сказок.

Работа по адаптированным сказкам появилась как результат диагностики индивидуальных особенностей детей от 3-7 лет, имеющих интеллектуальную недостаточность. Сказка служит одним из доступных путей  переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, создание своих собственных чувств через окружающих. Сказкам присущ ореол тайны, волшебства. Эта способность сказки очень важна для ребенка, читая или слушая ее, ребенок «вживается» в  повествование. Он может идентифицировать себя с главным героем и другими одушевленными персонажами. Сказка уникальна, и не только как литературный жанр, но и как произведение, которое понятно ребенку, как некая другая форма искусства.

Работа со сказкой может использоваться, как на фронтальных занятиях, так и в индивидуальной работе в тетрадях, в режимных моментах. В преподнесении сказки и в отработке различных элементов при подготовке к театрализованной деятельности принимают участие разные специалисты: учитель-дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Сказка неотделима от внутреннего мира ребенка имеющего интеллектуальную недостаточность. Для приобретения знаний у детей с нормой в развитии существует много путей:  книги, радио, телевизор, занятия в разных направлениях, обмен информацией ит.д., все это требует определенных навыков, доступных этим детям умение читать, исследовать материал, слушать, анализировать,  делать выводы, способность излагать свои мысли. Эти навыки приобретаются не только с опытом, но и с пониманием ряда жизненных ситуаций, пониманием  прочитанного.

Наши дети не могут вести разговор на этом уровне, а проблемы, занимающие их не менее важны. Как показала практика, помочь им можно через работу со сказками. За основу взяты 6 сказок (одна сказка 1,5 месяца): адаптированный материал на основе сказки «Под грибом» Владимира Сутеева, сказка «Башмачки» Сергея Прокофьева , сказка «Кто сказал, мяу!», авторские сказки: «Зимняя сказка», «Путешествие паровозика», «Осенняя сказка».

  Выбор сказок не случаен, они соответствуют лексическим темам, ркоторые изучаю дети с учетом основной программы.

Учитывая реальные особенности ребенка, опираясь на психологические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью, в работе над сказками  преследуются следующая цель:

  • развить речевые способности у ребенка, повысить самостоятельную деятельность, расширить кругозор и развивать все психические функции.

Из этого вытекают следующие задачи:

  • обогащать жизненный опыт детей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания книги;
  • формировать интерес к книге, приучать слушать литературные произведения.
  • укрепить позитивные взаимоотношения между педагогами и ребенком, создать атмосферу  взаимного доверия;
  • сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах,   используя  метод при составлении сказки «комментированное рисование»;

  • формировать умения воспринимать и понимать произведения литературы:
  • представлять (воображать) словесные картины;
  • представлять обстановку, действия героев, их внешность, поступки, взаимоотношения, услышать звуки, может быть,  почувствовать запах и вкус;
  • осмысливать произведение, осознавать смысл, устанавливать существенные связи, причины тех или иных событий;
  • эмоционально откликаться на литературное произведение, и переживание героев;
  • рассматривать иллюстрации;

Для чего: Актуальность и нарпавления развития и образоват. области

Целевая аудитория (для кого)

  • Технология внедрения инновационного продукта: что? для чего и зачем? для кого? как?
  • ЧТО?

Методическое пособие представляет собой полный материал для работы:

Структурное описание работы

Изучение сказок происходит поэтапно. Деление на этапы условно, но это помогает четко спланировать работу. На каждом этапе планируются задачи, учебная и совместная деятельность, итогом каждого этапа является тот или иной практический выход.

        1 этап – предварительный. Данный этап необходим каждый раз, т.к. детям, имеющим проблемы в развитие свойственна инертность, притупление интереса к окружающему. Условиями установки эмоционального отношения между педагогами и ребенком являются установка на эмпатическое принятие каждого ребенка, эмоциональная поддержка к инициативе каждого из детей, готовность к сотрудничеству в совместной деятельности.

В этот этап входит:

  • Знакомство со сказкой. Очень важное эмоциональное отношение между детьми и педагогами. Принятие каждого ребенка в мир сказки и привлечение каждого ребенка к совместной деятельности.
  • Работа над выразительными движениями. Работа над разными видами игр (подвижные игры, динамические упражнения, пальчиковые игры).
  • Работа с книгой. Работа с книжкой-картинкой и работа над лексическими темами, которые проходят при работе с той или иной сказкой.
  • Работа над развитием речи. Работа с разными видами игр (речевые игры, познавательные игры, игры на развитие психических процессов)
  • Работа в индивидуальных тетрадях. В тетрадях представлены задания на развитие мыслительных процессов, зрительно-двигательной координации, развитие мелкой моторики.

        2 этап – работа с родителями и воспитателями. Создание книжки-самоделки совместно с родителями и воспитателями. В данной работе идет взаимодействие на два полюса: родителей (воспитателей) и детей. Родители учат навыку, необходимым для того, чтобы отражать чувства, позволить ребенку следовать своим путем и сочувствовать в эмоциональной экспрессии ребенка, это повышает коррекционную восприимчивость детей, укрепляет взаимопониманием и взаимодоверие родителей и ребенка.

        3 этап – театрализованная деятельность. Идет через использование приема «превращения», т.е. принятие на себя роли выбранного объекта, который действует в связи с отведенной ему ролью в этой сказке. Перед этим происходит обыгрывание с элементами психогимнастики особенностей, характерных для данного персонажа, его отличительных черт: в движении, позе, мимики, чувствах и т.д.

  • Подготовка к театрализации. Работа над отработкой мимических движений, разнообразных этюдов, которые будут входить в драматизацию сказки.
  • Сюжетно-отобразительные (ролевые игры). Работа над вызыванием интереса к образным игрушкам, умением радоваться встречи с игрушками и желание играть с ними.
  • Театрализованная игра, драматизация сказки. Театрализованные постановки по сказке с использованием разных видов театров: плоскостного театра, театра с использованием кукол-бибабо, пальчиковый театр, театр с объемными игрушками, показ сказки вместе с педагогами родителям и другим детям.

        

Актуальность нашего проекта определяется практической реализацией в ДОУ, позволяющий

Воспитанникам более доступно воспринимать материал;

Педагогам – использовать готовый материал, в котором учитываются этапы программного обучения, эмоциональность, худ.творчество…..

Родителям – принимать активную позицию партнера

месяц

1 сюжет

«Под грибом»

2 сюжет

«Осенняя сказка»

3 сюжет

«Зимняя сказка»

4 сюжет

«Кто сказал, Мяу!»

5 сюжет

«Башмачки»

6 сюжет

«Путешествие паровозика»

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

«Осенняя сказка»

  1. Работа на выразительными движениями и мимикой

Подвижные игры и динамические упражнения

Задачи:

Стимулировать двигательную активность детей;

Развивать выразительность движений в процессе игр и игровых упражнений;

Учить выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову, по сигналу;

Учить изменять движения в соответствии с образцом, подражая положениям рук, ног, туловища, выражением лица, голоса и речью.

Игры: «У медведя во бору», «Заинька попляши», «Зайцы и волк», «Ежик»

  1. Пальчиковые игры

«По грибы», «Осенние листья», «Заяц», «Лиса», «Волк», «Медведь», «За грибами».

  1. Речевые игры

«Кто, что любит?», «Чудо-листочки».

  1. Познавательные игры

«Кто где живет», «Узнай по силуэту», «Составь из частей», «Подбери по цвету», «Найди маму».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сказка - сказочка» Консультация для воспитателей

«Сказка - сказочка»Консультация для воспитателей      Сказка является сугубо педагогическим жанром,  выполняющим для ребенка роль учителя и толкователя основанных н...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему"Сказки - сказочки".

В данном конспекте достаточно широко и развернуто представлено обобщение знаний детей о русских народных сказках и их видах. Также представлен очень интересный метод каталога, с помощью которого дети ...

Проект "Сказка, сказочка моя".

Логопедическое обучение дошкольников осуществляется при взаимодействии взрослого и ребенка. Для повышения его эффективности успешно используется проектная деятельность. Не секрет, что в  работе с...

Спортивное занятие для детей компенсирующей группы "Сказочка про Козявочку" (по мотивам сказки Д.Мамина-Сибиряка)

Спортивное заняте для детей компенсирующей группы с нарушение интеллекта. При проведении аналагичных занятий можно привлекать помощь родителей....

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему «Сказки – сказочки»

На данном занятии закрепляем знания детей о русских народных сказках и на материале сказок вызываем у детей желание принимать участие в разговоре на «сказочную» тему....