Проект "Сказка, сказочка моя".
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Заець Наталия Богдановна

Логопедическое обучение дошкольников осуществляется при взаимодействии взрослого и ребенка. Для повышения его эффективности успешно используется проектная деятельность. Не секрет, что в  работе с ребенком главное - помочь ему поверить в свои силы. Всем известно, что детьми наиболее полно и отчетливо воспринимается то, что было интересно, то, что сами придумали, сами сделали и сами показали другим. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Сказка, сказочка моя"71.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Логопедическое обучение дошкольников осуществляется при взаимодействии взрослого и ребенка. Для повышения его эффективности успешно используется проектная деятельность. Не секрет, что в  работе с ребенком главное - помочь ему поверить в свои силы. Всем известно, что детьми наиболее полно и отчетливо воспринимается то, что было интересно, то, что сами придумали, сами сделали и сами показали другим.

Логопедическая работа над проектом «Сказка, сказочка моя», позволил  мне:

- выбирать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;

- планировать процесс  обучения, выбирать  игры и другие виды деятельности;

- определять, кого из взрослых можно и нужно привлечь к осуществлению проекта для достижения максимального результата.

Актуальность проекта.

 К его созданию и реализации  меня побудило то, что овладение правильным произношением звука «Л» у детей с дизартрическим компонентом очень часто вызывает трудности. У таких детей процесс автоматизации и, особенно, введения звука  в речь бывает  тяжелый и длительный по времени. Практика показывает и подтверждает, что комплексная работа над звуком, включенная в самые разные виды продуктивной деятельности, дает положительную динамику. Хочется отметить, что максимально помогает преодолеть трудности на пути освоения звука «Л» театрализованная деятельность, которая включает в себя речь, движение, ритм, эмоциональный подъем.

Итогом  проекта «Трудный звук, ты наш друг!» стало совместное творческое взаимодействие педагогов, родителей и детей по  составлению  сказки «Колобок» на новый лад и создание презентации к ней.

Вид проекта: творческий, комплексный, долгосрочный. Сроки реализации: четыре месяца.

Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели подготовительных к школе  групп, педагог-психолог, родители, дети старшего дошкольного  возраста.

Цель проекта: создать через игровую и театрализованную деятельность условия, при которых осуществляется комплексное воздействие на детей старшего дошкольного возраста, направленное на правильное освоение в речи звука «Л».

Задачи проекта:

  • приобщать детей к учебной  деятельности и к процессу познания;
  • развивать фонематический слух  и формировать артикуляционную базу;
  • создавать правильные и прочные  произносительные навыки  в различных речевых ситуациях;
  • расширять представления об окружающем мире,  обогащая лексико-грамматический строй и связную речь;
  • побуждать детей к совместной деятельности;
  • развивать мышление и воображение;
  • формировать разнообразные способы общения;
  • наладить работу с воспитателями и родителями;

Ожидаемые результаты:

  • Все дети освоят правильное  произношение звука «Л»:  
  • научатся проговаривать не только  скороговорки, стихи, наполненные словами с данным звуком;
  •  смогут  пересказывать фонетические рассказы и сказки;
  •  будут успешно участвовать в театрализованной деятельности.
  • Речь  детей улучшится и станет:  
  • внятной;
  • выразительной;
  • лексически богатой;
  • грамматически правильной;
  • интонационно окрашенной.
  • У детей появится интерес к:
  • словообразованию;
  • рассказыванию сказок в своих и соседних  группах;
  • составлению сказок на новый лад .

Формы работы:

  • индивидуальная:
  • подгрупповая:
  • работа  в паре;
  • работа в малой  подгруппе;
  • коллективная ( работа воспитателей с детьми). 

Подгрупповая работа  проводилась  логопедом с детьми в парах и в малых подгруппах, а коллективная деятельность осуществлялась воспитателями в условиях группы.

Методы работы:

  • Наглядный:  Используя  наглядный метод, дети  работали  со схемами, играли в электронные игры, в работе применялись разнообразные презентации.
  • Словесный: метод позволял детям составлять предложения по картинкам,  дети строили самостоятельные высказывания при описании игрушек.
  • Действенно-практический: метод был использован при разыгрывании дидактических игр, во время проведения экспериментальной деятельности, в играх малой подвижности и с мячом, при использовании настольного театра.

Перспективный план мероприятий по реализации проекта позволил:

  • Организовать учебно-игровую деятельность логопеда в условиях логопедического кабинета, активно используя предметно-развивающую среду.
  • Наладить совместную работу с педагогами ДОУ.
  • Привлечь родителей к результативной совместной деятельности.

Наш проект долгосрочный, и самым главным  и результативным в нем оказался этап введения звука в беглую  речь. Чтобы дойти до него, нам с детьми пришлось провести большую работу по постановке и автоматизации звука «Л» условиях логопедического кабинета, по развитию фонематического слуха и мелкой моторики. А результативность последнего этапа была обусловлена успешно организованной совместно с воспитателями театрализованной деятельностью.

Работа с воспитателями:

В рамках проекта мной и воспитателями  была тщательно спланирована работа по многим  видам деятельности, которая включала в себя выполнение интересных и полезных заданий в течение недели, развивающих  произносительные, коммуникативные навыки  и творческие способности. Работу над звуком воспитатели включили в такие  направления своей деятельности:

  • продуктивную деятельность ,  экспериментирование,   которое так привлекательно для детей - подготовишек.
  • блок познавательно-речевого развития;
  • игровую деятельность.

Особое место отводилось организации в условиях групп театрализованной деятельности. Благодаря воспитателям в группах еженедельно проводились конкурсы чтецов, один раз даже с участием родителей. Воспитатели привлекали детей к разыгрыванию мини-сценок, к показу сказок с использованием пальчикового и настольного театров, к разыгрыванию сказок не только перед ребятами своей, но и соседних групп. Частое и многократное проговаривание  детьми знакомого речевого материала, желание сыграть роль ярко и красиво, помогли детям преодолеть стойкое нарушение трудного звука «Л».

Воспитатели, будучи партнерами в работе:

  • всегда были знакомы с этапами автоматизации  звука у каждого ребенка;
  • овладели некоторыми приемами успешной автоматизации, для того, чтобы уметь вовремя  оказать помощь детям.

 Работа с педагогом-психологом 

Одним из помощников, который являлся активным участником нашего проекта, был педагог-психолог. Именно он:

  • Формировал  познавательную  деятельность  у тех детей, у которых она была снижена.
  • Развивал у них  мотивацию к учебной деятельности.

Работа с родителями: 

Проект вовлек и родителей в воспитательно-образовательный процесс. Их заинтересованное участие  важно было не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Посещение собрания, консультаций, практических занятий помогло родителям  не только познакомиться с содержанием работы учителя-логопеда, но и увидеть, как ребёнок «работает» на занятиях, оценить его успехи,  даже «заразиться» желанием помогать своему ребенку.

Главное в работе с родителями:

  • создание благоприятного микроклимата для совместной работы;
  • непосредственное участие родителей в учебно-воспитательном процессе;
  • я видела в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнера по коррекционному процессу.

На протяжении  всего проекта родители выполняли задания и рекомендации учителя-логопеда по тетради взаимосвязи.

В конце проекта они были вовлечены в совместную работу по созданию сказки «Колобок» на новый лад. Родители и дети по заданным опорным словам составили эпизоды новой сказки. Дети в условиях логопедических занятий эту сказку собрали воедино, научились ее рассказывать с учетом правильного произношения звука «Л», а потом вынесли эту сказку «на люди».  Рассказывали  ее не только перед ребятами своей группы, но и соседней,   младшей. Я думаю, что каждому из родителей было приятно осознавать, что в создании этой сказки был и их  собственный вклад.

Результативность проекта:

Наш проект позволил каждому  ребёнку почувствовать свою успешность, что очень важно для детей с речевой патологией. Используя свои индивидуальные речевые возможности, они учились  выражать мысли и чувства. Работа в рамках проекта дала возможность детям думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать свои  коммуникативные умения. У детей сложились интеллектуальные предпосылки для начала школьного обучения. А театрализованная деятельность, в которую были вовлечены дети, позволила  добиться главной цели.  Следует отметить,  что к моменту окончания проекта  всего лишь у одного ребенка автоматизация звука  оставалась на  уровне словосочетаний и простых предложений. Это объясняется тем, что у него было выявлено  сложное нарушение звукопроизношения. Остальные  дети освоили правильное произношение такого трудного звука «Л» в беглой речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Если ты подумаешь, сказочку придумаешь"

Презентация  предназначена для обучения  дошкольников  составлению сказки по серии сюжетных картинок. Способствует развитию словаря, связности речи. может быть использована как логопеда...

Проект «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!»

Главная роль в воспитании ребенка при нынешней социокультурной ситуации отведена семье и дошкольному учреждению. Воспитатель, не только воплощает задачу приобщения детей к фольклору и чтению сказок, р...

«Сказка - сказочка» Консультация для воспитателей

«Сказка - сказочка»Консультация для воспитателей      Сказка является сугубо педагогическим жанром,  выполняющим для ребенка роль учителя и толкователя основанных н...

Перспективно-календарное планирование по музыкально-театрализованному кружку « Сказочка»

Перспективно-календарное планирование  по музыкально-театрализованному кружку« Сказочка»     для 2 младшей группы                   ...

Перспективно-календарное планирование по музыкально-театрализованному кружку « Сказочка»

Перспективно-календарное планирование  по музыкально-театрализованному кружку « Сказочка»                             ...

Перспективно-календарное планирование по музыкально-театрализованному кружку « Сказочка»

Перспективно-календарное планирование по  музыкально-театрализованному кружку « Сказочка»                             ...

Перспективно-календарное планирование по музыкально-театрализованному кружку « Сказочка»

Перспективно-календарное планирование  по музыкально-театрализованному кружку « Сказочка»                             ...