Проект "Сказка, сказочка моя".
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему
Логопедическое обучение дошкольников осуществляется при взаимодействии взрослого и ребенка. Для повышения его эффективности успешно используется проектная деятельность. Не секрет, что в работе с ребенком главное - помочь ему поверить в свои силы. Всем известно, что детьми наиболее полно и отчетливо воспринимается то, что было интересно, то, что сами придумали, сами сделали и сами показали другим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Логопедическое обучение дошкольников осуществляется при взаимодействии взрослого и ребенка. Для повышения его эффективности успешно используется проектная деятельность. Не секрет, что в работе с ребенком главное - помочь ему поверить в свои силы. Всем известно, что детьми наиболее полно и отчетливо воспринимается то, что было интересно, то, что сами придумали, сами сделали и сами показали другим.
Логопедическая работа над проектом «Сказка, сказочка моя», позволил мне:
- выбирать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;
- планировать процесс обучения, выбирать игры и другие виды деятельности;
- определять, кого из взрослых можно и нужно привлечь к осуществлению проекта для достижения максимального результата.
Актуальность проекта.
К его созданию и реализации меня побудило то, что овладение правильным произношением звука «Л» у детей с дизартрическим компонентом очень часто вызывает трудности. У таких детей процесс автоматизации и, особенно, введения звука в речь бывает тяжелый и длительный по времени. Практика показывает и подтверждает, что комплексная работа над звуком, включенная в самые разные виды продуктивной деятельности, дает положительную динамику. Хочется отметить, что максимально помогает преодолеть трудности на пути освоения звука «Л» театрализованная деятельность, которая включает в себя речь, движение, ритм, эмоциональный подъем.
Итогом проекта «Трудный звук, ты наш друг!» стало совместное творческое взаимодействие педагогов, родителей и детей по составлению сказки «Колобок» на новый лад и создание презентации к ней.
Вид проекта: творческий, комплексный, долгосрочный. Сроки реализации: четыре месяца.
Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели подготовительных к школе групп, педагог-психолог, родители, дети старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: создать через игровую и театрализованную деятельность условия, при которых осуществляется комплексное воздействие на детей старшего дошкольного возраста, направленное на правильное освоение в речи звука «Л».
Задачи проекта:
- приобщать детей к учебной деятельности и к процессу познания;
- развивать фонематический слух и формировать артикуляционную базу;
- создавать правильные и прочные произносительные навыки в различных речевых ситуациях;
- расширять представления об окружающем мире, обогащая лексико-грамматический строй и связную речь;
- побуждать детей к совместной деятельности;
- развивать мышление и воображение;
- формировать разнообразные способы общения;
- наладить работу с воспитателями и родителями;
Ожидаемые результаты:
- Все дети освоят правильное произношение звука «Л»:
- научатся проговаривать не только скороговорки, стихи, наполненные словами с данным звуком;
- смогут пересказывать фонетические рассказы и сказки;
- будут успешно участвовать в театрализованной деятельности.
- Речь детей улучшится и станет:
- внятной;
- выразительной;
- лексически богатой;
- грамматически правильной;
- интонационно окрашенной.
- У детей появится интерес к:
- словообразованию;
- рассказыванию сказок в своих и соседних группах;
- составлению сказок на новый лад .
Формы работы:
- индивидуальная:
- подгрупповая:
- работа в паре;
- работа в малой подгруппе;
- коллективная ( работа воспитателей с детьми).
Подгрупповая работа проводилась логопедом с детьми в парах и в малых подгруппах, а коллективная деятельность осуществлялась воспитателями в условиях группы.
Методы работы:
- Наглядный: Используя наглядный метод, дети работали со схемами, играли в электронные игры, в работе применялись разнообразные презентации.
- Словесный: метод позволял детям составлять предложения по картинкам, дети строили самостоятельные высказывания при описании игрушек.
- Действенно-практический: метод был использован при разыгрывании дидактических игр, во время проведения экспериментальной деятельности, в играх малой подвижности и с мячом, при использовании настольного театра.
Перспективный план мероприятий по реализации проекта позволил:
- Организовать учебно-игровую деятельность логопеда в условиях логопедического кабинета, активно используя предметно-развивающую среду.
- Наладить совместную работу с педагогами ДОУ.
- Привлечь родителей к результативной совместной деятельности.
Наш проект долгосрочный, и самым главным и результативным в нем оказался этап введения звука в беглую речь. Чтобы дойти до него, нам с детьми пришлось провести большую работу по постановке и автоматизации звука «Л» условиях логопедического кабинета, по развитию фонематического слуха и мелкой моторики. А результативность последнего этапа была обусловлена успешно организованной совместно с воспитателями театрализованной деятельностью.
Работа с воспитателями:
В рамках проекта мной и воспитателями была тщательно спланирована работа по многим видам деятельности, которая включала в себя выполнение интересных и полезных заданий в течение недели, развивающих произносительные, коммуникативные навыки и творческие способности. Работу над звуком воспитатели включили в такие направления своей деятельности:
- продуктивную деятельность , экспериментирование, которое так привлекательно для детей - подготовишек.
- блок познавательно-речевого развития;
- игровую деятельность.
Особое место отводилось организации в условиях групп театрализованной деятельности. Благодаря воспитателям в группах еженедельно проводились конкурсы чтецов, один раз даже с участием родителей. Воспитатели привлекали детей к разыгрыванию мини-сценок, к показу сказок с использованием пальчикового и настольного театров, к разыгрыванию сказок не только перед ребятами своей, но и соседних групп. Частое и многократное проговаривание детьми знакомого речевого материала, желание сыграть роль ярко и красиво, помогли детям преодолеть стойкое нарушение трудного звука «Л».
Воспитатели, будучи партнерами в работе:
- всегда были знакомы с этапами автоматизации звука у каждого ребенка;
- овладели некоторыми приемами успешной автоматизации, для того, чтобы уметь вовремя оказать помощь детям.
Работа с педагогом-психологом
Одним из помощников, который являлся активным участником нашего проекта, был педагог-психолог. Именно он:
- Формировал познавательную деятельность у тех детей, у которых она была снижена.
- Развивал у них мотивацию к учебной деятельности.
Работа с родителями:
Проект вовлек и родителей в воспитательно-образовательный процесс. Их заинтересованное участие важно было не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Посещение собрания, консультаций, практических занятий помогло родителям не только познакомиться с содержанием работы учителя-логопеда, но и увидеть, как ребёнок «работает» на занятиях, оценить его успехи, даже «заразиться» желанием помогать своему ребенку.
Главное в работе с родителями:
- создание благоприятного микроклимата для совместной работы;
- непосредственное участие родителей в учебно-воспитательном процессе;
- я видела в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнера по коррекционному процессу.
На протяжении всего проекта родители выполняли задания и рекомендации учителя-логопеда по тетради взаимосвязи.
В конце проекта они были вовлечены в совместную работу по созданию сказки «Колобок» на новый лад. Родители и дети по заданным опорным словам составили эпизоды новой сказки. Дети в условиях логопедических занятий эту сказку собрали воедино, научились ее рассказывать с учетом правильного произношения звука «Л», а потом вынесли эту сказку «на люди». Рассказывали ее не только перед ребятами своей группы, но и соседней, младшей. Я думаю, что каждому из родителей было приятно осознавать, что в создании этой сказки был и их собственный вклад.
Результативность проекта:
Наш проект позволил каждому ребёнку почувствовать свою успешность, что очень важно для детей с речевой патологией. Используя свои индивидуальные речевые возможности, они учились выражать мысли и чувства. Работа в рамках проекта дала возможность детям думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать свои коммуникативные умения. У детей сложились интеллектуальные предпосылки для начала школьного обучения. А театрализованная деятельность, в которую были вовлечены дети, позволила добиться главной цели. Следует отметить, что к моменту окончания проекта всего лишь у одного ребенка автоматизация звука оставалась на уровне словосочетаний и простых предложений. Это объясняется тем, что у него было выявлено сложное нарушение звукопроизношения. Остальные дети освоили правильное произношение такого трудного звука «Л» в беглой речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Если ты подумаешь, сказочку придумаешь"
Презентация предназначена для обучения дошкольников составлению сказки по серии сюжетных картинок. Способствует развитию словаря, связности речи. может быть использована как логопеда...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/12/picture-159882-1489328028.jpg)
Проект «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!»
Главная роль в воспитании ребенка при нынешней социокультурной ситуации отведена семье и дошкольному учреждению. Воспитатель, не только воплощает задачу приобщения детей к фольклору и чтению сказок, р...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/24/picture-134664-1356363833.jpg)
«Сказка - сказочка» Консультация для воспитателей
«Сказка - сказочка»Консультация для воспитателей Сказка является сугубо педагогическим жанром, выполняющим для ребенка роль учителя и толкователя основанных н...
Перспективно-календарное планирование по музыкально-театрализованному кружку « Сказочка»
Перспективно-календарное планирование по музыкально-театрализованному кружку« Сказочка» для 2 младшей группы ...
Перспективно-календарное планирование по музыкально-театрализованному кружку « Сказочка»
Перспективно-календарное планирование по музыкально-театрализованному кружку « Сказочка» ...
Перспективно-календарное планирование по музыкально-театрализованному кружку « Сказочка»
Перспективно-календарное планирование по музыкально-театрализованному кружку « Сказочка» ...
Перспективно-календарное планирование по музыкально-театрализованному кружку « Сказочка»
Перспективно-календарное планирование по музыкально-театрализованному кружку « Сказочка» ...