Формирование нравственно-патриотических чувств у детей с ЗПР и ТНР старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
В рамках педагогической деятельности особое внимание уделяется патриотическому воспитанию детей. На логопедических занятиях дети с ОВЗ старшего дошкольного возраста (5–7 лет) осваивают с логопедом лексические темы в рамках календарно-тематического планирования, которое включает в себя в том числе и занятия по гражданско-патриотическому воспитанию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей с ЗПР и ТНР старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях
В рамках педагогической деятельности особое внимание уделяется патриотическому воспитанию детей. Это связано с тем, что в современном обществе наблюдается утрата ценностных ориентиров, и государство стремится к их возврату и обновлению с учётом современных реалий.
Большое значение имеет формирование патриотической позиции. Но что это такое по отношению к детям дошкольного возраста? Как воспитать человека - гражданина своего Отечества, испытывающего глубокие чувства по отношению к своей Родине, её культуре, традициям, достижениям?
Прежде всего, необходим поиск ответа на вопрос «Кто я такой?» с точки зрения осознания своей принадлежности к нации, её культуре и традициям. В основе лежит процесс идентификации (отождествления), связанный с объединением себя с другим человеком или группой людей путём установления эмоциональной связи и принятия ценностей, норм, образцов поведения как собственных.
Идентификация - сложный процесс, который невозможно в полной мере реализовать по отношению к дошкольникам. При выстраивании системы формирования основ патриотизма необходимо учитывать возможности воспитанников. Только к старшему дошкольному возрасту начинают складываться представления о своей национальной идентичности, система формирования основ патриотизма построена на эмоционально-познавательных основаниях. Она органично пронизывает воспитательно-образовательный процесс, а используемые технологии обеспечивают её успешную реализацию.
Патриотическое воспитание - понятие ёмкое. Патриотизм проявляется через поступки, совершаемые воспитанником в жизни. Большое внимание воспитателей и родителей уделяется содержанию детской деятельности. Занимаясь с детьми любым видом деятельности, взрослые влияют на чувственную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, формируют у него начальное чувство любви к Родине (отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям).
Каждый вид деятельности создаёт благоприятные возможности для патриотического воспитания: на занятиях решаются задачи для познавательного развития ребёнка, в игре прививаются навыки коллективизма, в трудовой деятельности - уважение к людям труда, трудолюбие, бережливость, организованность, чувство ответственности и долга.
Наша задача - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувства гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.
На подгрупповых логопедических занятиях дети с ОВЗ старшего дошкольного возраста (5–7 лет) осваивают и закрепляют с логопедом те же лексические темы, с которыми в данный месяц они знакомятся на занятиях с воспитателем. Календарно-тематический план занятий включает в себя в том числе и занятия по гражданско-патриотическому воспитанию.
Тематический план занятий
СЕНТЯБРЬ | |
Занятие «Детский сад – второй дом ребенка» | |
Задачи | Речевые игры и упражнения |
| Беседа по теме; «Угадай кто это?» (описательные загадки о профессиях детского сада), «День в детском саду» (составление рассказа по серии картинок), «Что я люблю в детском саду» (составление предложений). |
ОКТЯБРЬ | |
Занятие «7 – Я» | |
Задачи | Речевые игры и упражнения |
| Чтение рассказа о семье; «Назови ласково» (закрепление образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением), «Назови свою семью» (закрепление родственных связей), «В моей семье…» (составление предложений о выполнении обязанностей в семье). |
НОЯБРЬ | |
Занятие «День народного единства» | |
Задачи | Речевые игры и упражнения |
| «Иностранец» (прослушивание рассказа о многонациональной стране, в которой мы живем, о празднике «День народного единства»), «Скажи красиво о России» (упражнение в умении дополнять предложения); «Сложи картинку» (государственная символика) |
ДЕКАБРЬ | |
Занятие «Это –я!» | |
Задачи | Речевые игры и упражнения |
| Беседа по теме; «Для чего человеку нужно…?» (составление предложений по образцу), «Подбери признак» (согласование прилагательных с существительными), «Назови ласково» (использование уменьшительно-ласкательных форм существительных)… |
ЯНВАРЬ | |
Занятие «Магнитогорск – наш дом родной!» | |
Задачи: | Речевые игры и упражнения: |
| Беседа по теме; «Интересные места нашего города» (угадай по первым буквам) «Улицы нашего города» (собери слово по порядку букв) «Виртуальная экскурсия по городу» «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» (составление рассказов) |
ФЕВРАЛЬ | |
Занятие «День Защитника Отечества» | |
Задачи: | Речевые игры и упражнения: |
| Беседа по теме; «Подбери синоним» (смелый – храбрый …); «Подбери родственное слово» (герой – …); «Военные профессии» (составление предложений по образцу: «У меня танк, я танкист» и т.д.- каждому выдается картинка с обозначением профессии) «Учет военной техники» (согласование существительных с числительными) |
МАРТ | |
Занятие «Весна. Международный Женский день» | |
Задачи: | Речевые игры и упражнения: |
| Беседа по теме. «Подарим нашим мамам, бабушкам и сёстрам комплемент» (подбор ласковых слов - определений, отвечающих на вопрос «Какая?»); «Мамины загадки» (Расширение и активизация словаря); «Закончи предложение (склонение существительного «МАМА» по падежам). |
АПРЕЛЬ | |
Занятие «День космонавтики» | |
Задачи: | Речевые игры и упражнения: |
| Беседа по теме; «Составь предложения» (собрать предложение из предложенных слов); «Какой, какая, какое» (подборе признаков к существительным); «Лишнее слово» (выбор лишнего слова по определенному критерию) «Расскажи о космосе» (составление фантастического рассказа) |
МАЙ | |
Занятие «День Победы!» | |
Задачи: | Речевые игры и упражнения: |
| Беседа по теме; «Скажи наоборот» (подбор антонима к заданному слову); «Солдатские загадки» (отгадывание загадок военной тематики); «Люди военных профессий» (ответы на вопросы по профессиям); «Что здесь спрятано?» (угадывание военной техники по контуру или тени) |
ИЮНЬ | |
Занятие: «Наша Родина – Россия» | |
Задачи: | Речевые игры и упражнения: |
| Беседа по теме; «Какая она - наша Россия?» (Подобрать признак (большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная) «Где я был(а)? Города России» (составление предложений по образцу «Я был(а) в городе… Там я видел(а) много…) «Подбери родственные слова» (Россия - россиянин, россиянка, россияне, российский; Родина - род, родимый, родители, родственники, родной; Русь - русская, русский, русский язык, русское поле; Отечество - Отчизна, отец, отчий дом. «Скажи иначе» (подобрать синонимы). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях средствами активных методов обучения
Описание опыта работы...

Национальная культура и воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях
Целью педагогического проекта "Национальная культура и воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях" является разработка и апробация модели...

«Формирование мотивации к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях средствами активных методов обучения»
Разработан и апробирован активный метод обучения «Гора успеха», которая дополняет традиционную систему работы с детьми по формированию положительной мотивации....

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
Подгрупповое логопедическое занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РУССКИЕ САМОВАРЫ» по формированию и развитию духовно-нравственных качеств у дошкольников старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях
Цель проекта: приобщение детей к традициям русского народа, к истокам русской культуры и быта у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РУССКИЕ САМОВАРЫ» по формированию и развитию духовно-нравственных качеств у дошкольников старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях
Одной из задач духовно – нравственного воспитания дошкольников является развитие интереса к народным традициям. Так в общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является...

