Методическая разработка по диагностике коммуникативных навыков у дошкольников с РАС
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Парисина Анастасия Алексеевна

Данная методика диагностики коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра направлена на определение уровня сформированности коммуникативных навыков у дошкольников в возрасте 3-4 года. Методика основана на работах Хаустова А.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_kommunikativnyh_navykov_u_doshkolnikov_s_ras.docx33.13 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика коммуникативных навыков у дошкольников с РАС

Для анкетирования на уровне констатирующего эксперимента в качестве протокола был использован адаптированный «Протокол педагогического обследования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)» (А. В. Хаустов), протокол приведен в приложении 2.

Для оценки состояния коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста с РАС были выделены определенные их компоненты, которые и оценивались в процессе эксперимента. Таким образом, в ходе исследования коммуникативных навыков детей проводилась оценка следующих ее параметров и микропараметров:

  1. Навыки выражения просьбы/требования:
  1. просьба повторить понравившееся действие,
  2. умение просить какой-либо предмет,
  3. просьба поесть/попить,
  4. требование выполнения любимой деятельности/любимого предмета,
  5. просьба о помощи.
  1. Социальная ответная реакция:
  1. выражение отказа/согласия от предложенного предмета/действия,
  2. ответ на приветствие других людей,
  3. ответ на личные вопросы.
  1. Умения называть, комментировать и описывать свои действия и действия других людей:
  1. определение принадлежности собственных вещей (мой),
  2. определение принадлежности вещей других людей (чужой),
  3. умение называть знакомых людей по имени (свое имя и имя другого человека),
  4. умение комментировать свои действия, сообщать о них информацию,
  5. умение комментировать действия других людей, сообщать о них информацию.
  1. Умения вступать в контакт и задавать вопросы:
  1. желание вступить в контакт,
  2. умение задавать вопросы о предмете («Что ___?»),
  3. умение задавать вопросы о другом человеке («Кто ___?»),
  4. умение задавать общие вопросы, требующие ответа да/нет.
  1. Навыки выражения эмоций и сообщение о них:
  1. выражение радости, удовольствия, сообщение о радости («ура», «весело»),
  2. выражение гнева, неудовольствия, сообщения о гневе («сердитый», «недовольный»),
  3. сообщение о страхе («мне страшно»),
  4. сообщение об усталости («устал»).
  1. Социальное поведение:
  1. просьба поиграть вместе,
  2. умение поделиться чем-либо с другим человеком,
  3. оказание помощи, когда просят.

Алгоритм проведения оценки коммуникативных навыков, как было указано выше, проходит в 3 этапа.

Ниже приведено описание модифицированной методики.

  1. Оценка уровня сформированности навыка выражения просьбы/требования у дошкольников с РАС

Микропараметр 1 (МП1). Просьба о повторении.

Цель: определить уровень сформированности умения просить о повторении какого-либо действия/игры.

Оборудование: стол, 2 стула, игра «Горка с шариками».

Инструкция: разместить игру на столе, сесть вместе с ребенком за стол.

Процедура проведения: показать ребенку как катится шарик с горки, повторить несколько раз, чтобы заинтересовать. Держа в руке шарик, занести его к началу горки и подождать, пока ребенок не попросит повторить. В случае затруднения дать ребенку вербальную или невербальную подсказку. Ждать реакции.

Оценка результатов:

  • 1 б – ребенок игнорирует задание, проявляет неадекватную реакцию;
  • 2 б – ребенок выполняет задание со значительной помощью педагога/ родителя;
  • 3 б – ребенок выполняет задание самостоятельно с незначительной подсказкой;
  • 4 б – ребенок полностью выполняет задание самостоятельно.

Микропараметр 2 (МП2). Умение просить какой-либо предмет.

Цель: определить уровень сформированности умения просить предмет в ситуации выбора.

Оборудование: стол, 2 стула, игрушка машинка и кукла.

Инструкция: положить на стол перед ребенком две игрушки.

Процедура проведения: задать ребенку вопрос, обращаясь по имени: «…, что ты хочешь, машинку или куклу?» с использованием указательного жеста. Сделать паузу, чтобы ребенок мог выразить свое желание. В случае затруднения дать ребенку вербальную или невербальную подсказку, учитывая его предпочтения. Ждать реакции.

Оценка результатов:

  • 1 б – ребенок игнорирует задание, проявляет неадекватную реакцию;
  • 2 б – ребенок выполняет задание со значительной помощью педагога/ родителя;
  • 3 б – ребенок выполняет задание самостоятельно с незначительной подсказкой;
  • 4 б – ребенок полностью выполняет задание самостоятельно.

Микропараметр 3 (МП3). Просьба поесть/попить.

Цель: определить уровень сформированности умения просить поесть/попить.

Оборудование: конфеты, сок, полка/стол.

Инструкция: положить конфеты и сок на стол/полку так, чтобы ребенок их видел, но не мог достать самостоятельно.

Процедура проведения: обратить внимание ребенка на еду/напиток. После этого ждем реакцию ребенка. В случае затруднения дать ребенку вербальную или невербальную подсказку, например, задать наводящий вопрос, обращаясь по имени: «… ты хочешь сок?». Ждать реакции.

Оценка результатов:

  • 1 б – ребенок игнорирует подсказки, проявляет неадекватную реакцию;
  • 2 б – ребенок выполняет задание со значительной помощью педагога/ родителя;
  • 3 б – ребенок выполняет задание самостоятельно с незначительной подсказкой;
  • 4 б – ребенок полностью выполняет задание самостоятельно.

Микропараметр 4 (МП4). Требование выполнения любимой деятельности/ любимого предмета.

Цель: определить уровень сформированности умения требовать выполнения любимой деятельности/любимого предмета.

Оборудование: интерактивная игрушка «Черепаха», 2 стула, стол.

Инструкция: сесть вместе с ребенком за стол, поставить игрушку на стол.

Процедура проведения: поиграть в игрушку самостоятельно так, чтобы вызвать у ребенка интерес. После этого ждать, когда ребенок выразит просьбу ее взять. В случае затруднения дать ребенку вербальную или невербальную подсказку. Ждать реакции.

Оценка результатов:

  • 1 б – ребенок игнорирует деятельность педагога, не обращает внимания на игрушку, проявляет неадекватную реакцию;
  • 2 б – ребенок выполняет задание со значительной помощью педагога/ родителя;
  • 3 б – ребенок выполняет задание самостоятельно с незначительной подсказкой;
  • 4 б – ребенок полностью выполняет задание самостоятельно.

Микропараметр 5 (МП5). Просьба о помощи.

Цель: определить уровень сформированности умения просить о помощи.

Оборудование: контейнер с плотно закрывающейся крышкой, конфета.

Инструкция: поместить в контейнер конфету и плотно закрыть.

Процедура проведения: показать ребенку контейнер с конфетой и дать ребенку. Ждать, когда ребенок попросит помощи после неудачных попыток самостоятельно открыть контейнер. В случае затруднения дать ребенку вербальную или невербальную подсказку. Ждать реакции.

Оценка результатов:

  • 1 б – ребенок не проявляет заинтересованности, не обращает внимания на контейнер, проявляет неадекватную реакцию;
  • 2 б – ребенок выполняет задание со значительной помощью педагога/ родителя;
  • 3 б – ребенок выполняет задание самостоятельно с незначительной подсказкой;
  • 4 б – ребенок полностью выполняет задание самостоятельно.
  1. Оценка уровня сформированности социальной ответной реакции у дошкольников с РАС

Микропараметр 1 (МП1). Выражение отказа/ согласия от предложенного предмета/ деятельности.

Цель: определить уровень сформированности умения выражать отказ/согласие от предложенного предмета/деятельности.

Оборудование: любой предмет или вид деятельности, который вызывает у ребенка негативную/положительную реакцию, например, пирамидка.

Процедура проведения: предложить ребенку пирамидку, задать вопрос, обращаясь по имени: «… ты хочешь поиграть?». Ждать, когда он выразит отказ/согласие. В случае затруднения дать ребенку вербальную или невербальную подсказку. Ждать реакции.

Оценка результатов:

  • 1 б – ребенок игнорирует задание, не обращает внимания на игрушку, проявляет неадекватную реакцию;
  • 2 б – ребенок выражает отказ/согласие со значительной помощью педагога/ родителя;
  • 3 б – ребенок выполняет задание самостоятельно с незначительной подсказкой;
  • 4 б – ребенок полностью выполняет задание самостоятельно.

Микропараметр 2 (МП2). Ответ на приветствие других людей.

Цель: определить уровень сформированности умения отвечать на приветствие других людей.

Оборудование: отсутствует.

Процедура проведения: сесть/встать напротив ребенка так, чтобы находится в поле его зрения, и поздороваться с ним. Ждать его ответа. В случае затруднения дать ребенку вербальную или невербальную подсказку. Ждать реакции.

Оценка результатов:

  • 1 б – ребенок игнорирует обращенное к нему приветствие;
  • 2 б – ребенок выполняет задание со значительной помощью педагога/ родителя, учитывается ответ в форме эхолалии или шаблонный;
  • 3 б – ребенок выполняет задание самостоятельно с незначительной подсказкой;
  • 4 б – ребенок полностью выполняет задание самостоятельно.

Микропараметр 3 (МП3). Ответ на личные вопросы.

Цель: определить уровень сформированности умения отвечать на личные вопросы.

Оборудование: фотография ребенка.

Процедура проведения: сесть/встать напротив ребенка так, чтобы находится в поле его зрения, задать ему вопрос: «Как тебя зовут?». Дать ребенку время подумать. В случае затруднения дать подсказку: если ребенок владеет навыками вербальной коммуникации – сказать: «меня зовут …» и ждать, когда ребенок закончит предложение, если ребенок владеет только невербальной коммуникацией – задавать вопросы: «тебя зовут Миша/Маша/Катя и т.д.» и ждать невербальной реакции ребенка (например, кивок головой). Если задание вызывает у ребенка значительные трудности, можно использовать его фотографию. В этом случае педагог показывает ребенку фотографию, так, чтобы она попала в поле его зрения и задает вопрос, обращаясь по имени: «… кто это?». Можно использовать подсказку в случе затруднения – задать дополнительный вопрос, обращаясь по имени: «… это ты?». Ждать реакции ребенка.

Оценка результатов:

  • 1 б – ребенок игнорирует обращенный к нему вопрос;
  • 2 б – ребенок выполняет задание со значительной помощью педагога/ родителя, например при использовании фотографии ребенок может показать на фотографию и назвать свое имя или указать на себя;
  • 3 б – ребенок выполняет задание самостоятельно с незначительной подсказкой;
  • 4 б – ребенок полностью выполняет задание самостоятельно.
  1. Оценка уровня сформированности умения называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события у дошкольников с РАС

Микропараметр 1 (МП1). Определение принадлежности собственных вещей (мой)

Цель: определить уровень сформированности умения определять принадлежность собственных вещей.

Оборудование: любой предмет, принадлежащий ребенку, например шапка.

Процедура проведения: показать ребенку шапку (или любой другой предмет, принадлежащий ему), задать вопрос: «…, чья шапка?». Ждать ответа ребенка. В случае затруднения спросить: «…, это твоя шапка?». Ждать реакции.

Оценка результатов:

  • 1 б – ребенок игнорирует обращенный к нему вопрос;
  • 2 б – ребенок выполняет задание со значительной помощью педагога/ родителя (значительный уровень усилий, приложенных к привлечению внимания ребенка к вещи);
  • 3 б – ребенок выполняет задание самостоятельно с незначительной подсказкой;
  • 4 б – ребенок полностью выполняет задание самостоятельно.

Микропараметр 2 (МП2). Определение принадлежности чужих предметов (чужой/ твой/ его/ её/ т.д.).

Цель: определить уровень сформированности умения определять принадлежность чужих вещей.

Оборудование: любой предмет, не принадлежащий ребенку, например, куртка взрослого человека (педагога).

Процедура проведения: показать ребенку свою куртку, задать вопрос, обращаясь к ребенку по имени: «…, чья это куртка?». Ждать ответа ребенка. В случае затруднения задавать наводящие вопросы, например: «…, это твоя куртка? …, это моя куртка?» Ждать реакции.

Оценка результатов:

  • 1 б – ребенок игнорирует обращенный к нему вопрос;
  • 2 б – ребенок выполняет задание со значительной помощью педагога/ родителя (значительный уровень усилий, приложенных к привлечению внимания ребенка к вещи и помощь в поиске ее владельца);
  • 3 б – ребенок выполняет задание самостоятельно с незначительной подсказкой;
  • 4 б – ребенок полностью выполняет задание самостоятельно.

Микропараметр 3 (МП3). Умение называть знакомых людей и себя по имени.

Цель: определить уровень сформированности умения называть других людей и себя по имени.

Оборудование: несколько стульев, знакомые ребенку люди (педагоги и дети из его группы, при возможности родители) и их фотографии.

Инструкция: все садятся в круг на стулья, достать фотографии.

Процедура проведения: педагог показывает ребенку фотографию человека и задает вопрос: «кто это?» и ждет, когда ребенок либо укажет на соответствующего человека, либо назовет имя. В случае затруднения дать подсказку: «это мама/ папа/ Миша» и указать на человека. Ждать реакции.

Оценка результатов:

  • 1 б – ребенок игнорирует обращенный к нему вопрос;
  • 2 б – ребенок выполняет задание со значительной помощью педагога/ родителя (ребенок выполняет задание, когда человек, изображенный на фотографии привлекает его внимание к себе);
  • 3 б – ребенок выполняет задание самостоятельно с незначительной подсказкой (ребенок испытывает незначительные затруднения в концентрации внимания на фотографии, ошибочно может указать не на того человека или назвать не то имя, но исправляется после подсказки педагога;
  • 4 б – ребенок полностью выполняет задание самостоятельно.

Микропараметр 4 (МП4). Комментирование своих действий, сообщение информации о них.

Цель: определить уровень сформированности умения сообщать и комментировать свои действия.

Оборудование: любые предметы, предназначенные для выполнения знакомого ребенку вида деятельности, например, карандаши и бумага для рисования, карточки с изображением соответствующих видов деятельности (в случае отсутствие вербальной коммуникации у ребенка).

Инструкция: на столе разместить лист бумаги и карандаши.

Процедура проведения: ребенку предлагаются карандаши и бумага. Когда ребенок начинает рисовать карандашом на бумаге, необходимо остановить ребенка в процессе выполнения действия и задать вопрос, обращаясь по имени: «… что ты делаешь?». Если ребенок затрудняется ответить на вопрос, дайте ему подсказку, обращаясь по имени: «… ты рисуешь?» (можно использовать карточки PECS в случаях, когда ребенок не владеет навыками вербальной коммуникации). Ждать реакции. В случае сильных затруднений, дать время ребенку снова приступить к выполнению деятельности. Снова остановить и задать вопрос повторно. Ждать реакции.

Оценка результатов:

  • 1 б – ребенок игнорирует обращенный к нему вопрос;
  • 2 б – ребенок отвечает на вопрос после нескольких попыток, так же учитывается, если может иногда самостоятельно шаблонно комментировать какую-либо свою деятельность, например дома играя с машинкой говорит «катать машинку» и т.д.;
  • 3 б – ребенок выполняет задание самостоятельно с незначительной подсказкой, балл ставится только если ребенок отвечает на вопрос с одной подсказкой;
  • 4 б – ребенок полностью выполняет задание самостоятельно.

Микропараметр 5 (МП5). Комментирование действий других людей, сообщение информации о них.

Цель: определить уровень сформированности умения сообщать и комментировать действия других людей.

Оборудование: фотографии или изображения с людьми, выполняющими различные виды деятельности.

Процедура проведения: педагог показывает ребенку карточки с изображением какого-либо вида деятельности и задает вопрос, обращаясь по имени: «…, что изображено на картинке/фотографии?». Если ребенок затрудняется ответить на вопрос, дайте ему подсказку: «девочка спит/мальчик ест/и т.д.». Показать следующую картинку и снова задать вопрос. Ждать реакции.

Оценка результатов:

  • 1 б – ребенок игнорирует обращенный к нему вопрос;
  • 2 б – ребенок отвечает на вопрос после нескольких попыток, так же балл ставится, если ребенок иногда самостоятельно шаблонно комментировать какую-либо чужую деятельность, если на это обратить его внимание;
  • 3 б – ребенок выполняет задание самостоятельно с незначительной подсказкой, балл ставится только если ребенок отвечает на вопрос с одной подсказкой;
  • 4 б – ребенок полностью выполняет задание самостоятельно.
  1. Оценка уровня сформированности умения вступать в контакт и задавать вопросы у дошкольников с РАС

Микропараметр 1 (МП1). Желание вступить в контакт.

Цель: определить уровень сформированности умения обратить на себя внимание другого человека с целью вступить с ним в контакт.

Оборудование: отсутствует.

Инструкция: предварительно необходимо понаблюдать за ребенком и определить к какому человеку ребенок проявляет наибольший интерес.

Процедура проведения: когда начнется какое-либо занятие, этому человеку, который интересен ребенку, необходимо находиться в поле зрения ребенка, например за соседним столом, но делать вид, что он занят какой-либо деятельностью (читает журнал). Понаблюдать за реакцией ребенка, будет ли он каким-либо образом пытаться привлечь к себе внимание этого человека. Если ребенок не замечает этого человека, обратить внимание ребенка на то, что тот сидит рядом, его можно позвать. Ждать реакции ребенка.

Оценка результатов:

  • 1 б – ребенок игнорирует другого человека даже после подсказки;
  • 2 б – ребенок реагирует на подсказку педагога, обращает внимание на другого человека, но либо не выражает никаких внешних признаков в попытке привлечь внимание, либо привлечение внимания выражается в неадекватной форме;
  • 3 б – ребенок самостоятельно реагирует на присутствие другого человека, может с подсказкой педагога адекватным образом привлечь к себе внимание;
  • 4 б – ребенок полностью выполняет задание самостоятельно.

Микропараметр 2 (МП2). Умение задавать вопросы о предмете «Что ___?».

Цель: определить уровень сформированности умения задавать вопросы другому человеку о предметах.

Оборудование: непрозрачная коробка, игрушка, которая вызывает интерес у ребенка (например, мячик).

Инструкция: спрятать игрушку в коробку.

Процедура проведения: привлечь внимание ребенка к этой коробке, при необходимости потрясти коробку, чтобы показать ребенку, что внутри что-то есть. Наблюдать за реакцией ребенка. Если ребенок заинтересовался, но затрудняется задать вопрос, дать ему подсказку «… хочешь узнать, ЧТО ТАМ?» (в случае владения ребенком невербальными средствами коммуникации, использовать их). Ждать реакции.

Оценка результатов:

  • 1 б – ребенок игнорирует задание и обращенный к нему вопрос;
  • 2 б – балл ставится, если ребенок проявляет признаки заинтересованности, с трудом принимает подсказки педагога, либо использует умение в хорошо знакомых условиях или при определенных обстоятельствах;
  • 3 б – ребенок проявляет явные признаки заинтересованности, адекватно принимает подсказку;
  • 4 б – ребенок полностью выполняет задание самостоятельно.

Микропараметр 3 (МП3). Умение задавать вопросы о человеке «Кто ___?»

Цель: определить уровень сформированности умения задавать вопросы о другом человеке.

Оборудование: отсутствует.

Инструкция: предварительно попросить какого-либо человека постучать в дверь во время занятия.

Процедура проведения: когда другой человек постучит в дверь, обратить внимание ребенка на стук и наблюдать за реакцией. Если ребенок заинтересовался, но затрудняется задать вопрос, дать ему подсказку «… хочешь узнать, КТО ТАМ?» (в случае владения ребенком невербальными средствами коммуникации, использовать их). Ждать реакции.

Оценка результатов:

  • 1 б – ребенок игнорирует задание и обращенный к нему вопрос;
  • 2 б – балл ставится, если ребенок проявляет признаки заинтересованности, с трудом принимает подсказки педагога, либо использует умение иногда в хорошо знакомых условиях или при определенных обстоятельствах;
  • 3 б – ребенок проявляет явные признаки заинтересованности, адекватно принимает подсказку;
  • 4 б – ребенок полностью выполняет задание самостоятельно.

Микропараметр 4 (МП4). Умение задавать общие вопросы, требующие ответа да/нет.

Цель: определить уровень сформированности умения задавать общие вопросы, требующие ответа да/нет.

Оборудование: любимая игрушка или предмет ребенка, например игровой планшет.

Инструкция: положить планшет рядом с собой так, чтобы ребенок его видел. Подождать, пока ребенок подойдет и захочет его взять. Если самостоятельно ребенок не просит, остановить его, задав наводящий вопрос обращаясь по имени: «… ты хочешь взять?». Ждать ответа. В случае затруднения дать подсказку (задавать вопрос с такой интонацией, чтобы ребенок понимал, что эти слова должен произнести он сам): «Можно я возьму планшет?». Ждать реакцию ребенка.

Оценка результатов:

  • 1 б – ребенок игнорирует задание и обращенный к нему вопрос;
  • 2 б – балл ставится, если ребенок проявляет признаки заинтересованности, с трудом принимает подсказки педагога, либо использует умение иногда в хорошо знакомых условиях или при определенных обстоятельствах;
  • 3 б – ребенок проявляет явные признаки заинтересованности, адекватно принимает подсказку;
  • 4 б – ребенок полностью выполняет задание самостоятельно.
  1. Оценка уровня сформированности навыков выражения эмоций и сообщение о них у дошкольников с РАС

Микропараметр 1 (МП1). Выражение радости, удовольствия, сообщение о радости («ура», «весело»).

Цель: определить уровень сформированности умения выражать радость, удовольствие, сообщает о них.

Оборудование: любая игра или предмет, которые приносят ребенку радость (например, мыльные пузыри).

Процедура проведения: начать надувать мыльные пузыри и вовлечь ребенка в игру. Наблюдать за реакцией ребенка (мимика, жесты, слова, которыми он сопровождает радость).

Оценка результатов:

  • 1 б – ребенок не проявляет эмоцию, либо проявление эмоции носит неадекватный характер;
  • 2 б –ребенок проявляет эмоцию спонтанно, она не связана с внешними факторами или проявление эмоции не всегда носит адекватных характер;
  • 3 б – ребенок проявляет эмоцию, она связана с внешними обстоятельствами, но только при определенных обстоятельствах (например, в знакомой обстановке или с хорошо знакомыми людьми);
  • 4 б – ребенок адекватно проявляет эмоцию, сопровождает какими-либо действиями/словами/мимикой.

Микропараметр 2 (МП2). Выражение гнева, неудовольствия; сообщение о них («сердитый», «недовольный»).

Цель: определить уровень сформированности умения выражать гнев, неудовольствие, сообщать о них.

Оборудование: любимая деятельность ребенка, например, игра в мяч, таймер.

Инструкция: предварительно завлечь ребенка предпочитаемым видом деятельности.

Процедура проведения: дать немного ребенку поиграть в любимый предмет, например поиграть с мячом, когда ребенок будет активно занят деятельностью, сказать ему, что время игры закончилось и надо вернуть мяч. Наблюдать за дальнейшими действиями ребенка, как он будет проявлять свое недовольство. Если ребенок отказывается заканчивать игру, поставить таймер на одну минуту, сказать ему, обращаясь по имени: “..., еще 1 минуту играешь, через минуту зазвонят часы и ты отдаешь мяч”. Когда таймер прозвенит, сказать ребенку: “..., время закончилось, надо вернуть мяч”. Забираем у ребенка мяч и наблюдаем за проявлением эмоций ребенка. В случае затруднения дать подсказку: “..., ты недоволен/рассержен/злишься?” Ждать ответа ребенка.

Оценка результатов:

  • 1 б – ребенок не проявляет эмоцию, либо проявление эмоции носит неадекватный характер;
  • 2 б –ребенок проявляет эмоцию спонтанно, она не связана с внешними факторами или проявление эмоции не всегда носит адекватных характер;
  • 3 б – ребенок проявляет эмоцию, она связана с внешними обстоятельствами, но только при определенных обстоятельствах (например, в знакомой обстановке или с хорошо знакомыми людьми), реагирует на подсказку педагога;
  • 4 б – ребенок адекватно проявляет эмоцию, сопровождает какими-либо действиями/словами/мимикой.

Микропараметр 3 (МП3). Выражение страха, сообщение о нем («мне страшно»).

Цель: определить уровень сформированности умения выражать страх, сообщает о нем.

Оборудование: игрушки для настольного театра (по сказке «Волк и семеро козлят»).

Процедура проведения: начать показывать сказку, сделать особый акцент на том моменте, когда волка впускают козлята в дом и от страха начинают разбегаться. Предложить ребенку показать, как козлята боятся волка. Наблюдать за дальнейшими действиями ребенка. В случае затруднения самостоятельно показать пример, ждать ответной реакции ребенка.

Оценка результатов:

  • 1 б – ребенок не проявляет эмоцию, либо проявление эмоции носит неадекватный характер;
  • 2 б –ребенок проявляет эмоцию спонтанно, она не связана с внешними факторами или проявление эмоции не всегда носит адекватных характер;
  • 3 б – ребенок проявляет эмоцию, она связана с внешними обстоятельствами, но только при определенных обстоятельствах (например, в знакомой обстановке или с хорошо знакомыми людьми), реагирует на подсказку педагога;
  • 4 б – ребенок адекватно проявляет эмоцию, сопровождает какими-либо действиями/словами/мимикой.

Микропараметр 4 (МП4). Сообщение об усталости.

Цель: определить уровень сформированности умения выражать и сообщать об усталости («устал»).

Оборудование: деревянный конструктор.

Инструкция: расположить конструктор в игровой зоне.

Процедура проведения: дать ребенку задание делать постройки из конструктора, при этом педагог должен заниматься тем же рядом с ребенком. Подождать, когда проявятся первые признаки переутомления, пресыщение деятельностью. Наблюдать за реакцией ребенка. В случае затруднения дать ребенку подсказку, изобразить усталость и задать вопрос, обращаясь к ребенку по имени: «…, ты устал?».

Оценка результатов:

  • 1 б – ребенок не проявляет эмоцию, либо проявление эмоции носит неадекватный характер;
  • 2 б –ребенок проявляет эмоцию спонтанно, она не связана с внешними факторами или проявление эмоции не всегда носит адекватных характер;
  • 3 б – ребенок проявляет эмоцию, она связана с внешними обстоятельствами, но только при определенных обстоятельствах (например, в знакомой обстановке или с хорошо знакомыми людьми), реагирует на подсказку педагога;
  • 4 б – ребенок адекватно проявляет эмоцию, сопровождает какими-либо действиями/словами/мимикой.
  1. Оценка уровня сформированности навыков социального поведения у дошкольников с РАС

Микропараметр 1 (МП1). Просьба поиграть вместе

Цель: определить уровень сформированности умения просить поиграть вместе.

Оборудование: любая игра или деятельность, которая нравится ребенку, например, книжка.

Процедура проведения: начать рассматривать книжку так, чтобы ребенок не мог дотянуться до нее самостоятельно. Когда ребенок заинтересуется книгой и проявит желание ее получить, сказать ему, обращаясь по имени: «…, сейчас я читаю эту книжку.» Подождать, пока ребенок предложит почитать вместе. В случае затруднения дать ему подсказку, обращаясь по имени: «…, давай читать вместе?». Ждать реакции.

Оценка результатов:

  • 1 б – ребенок игнорирует действия другого человека и любые попытки привлечь внимание даже после подсказки, либо неадекватно реагирует (например, подходит и пытается отобрать книгу);
  • 2 б – ребенок проявляет заинтересованность, но только при определенных обстоятельствах (например, действие выполняет хорошо знакомый ему человек);
  • 3 б – ребенок проявляет желание взаимодействия, с подсказкой педагога может вступить в контакт;
  • 4 б – ребенок использует умение самостоятельно.

Микропараметр 2 (МП2). Умение поделиться чем-либо с другим человеком.

Цель: определить уровень сформированности умения делиться чем-либо с другим человеком.

Оборудование: набор конструктора, стол, два стула.

Инструкция: предварительно расположить конструктор на столе.

Процедура проведения: посадить ребенка играть в конструктор, дать время «влиться» в процесс, затем сесть рядом и попросить у него детали, чтобы тоже поиграть. Наблюдать за реакцией ребенка. В случае затруднения использовать подсказку обращаясь по имени: «… я тоже хочу, дай мне кубик/ деталь». Ждать реакции.

Оценка результатов:

  • 1 б – ребенок игнорирует присутствие другого человека, либо уходит из игры, когда педагог пытается включиться в нее, проявляет неадекватное поведение;
  • 2 б – ребенок допускает присутствие хорошо знакомого человека в игре, позволяет брать кубики, но самостоятельно не делится, так же требуется подсказка педагога;
  • 3 б – ребенок допускает присутствие другого человека, может поделиться игрушками с подсказкой педагога;
  • 4 б – ребенок проявляет умение самостоятельно без подсказок.

Микропараметр 3 (МП3). Оказание помощи.

Цель: определить уровень сформированности умения оказывать помощь.

Оборудование: конструктор, стол.

Инструкция: перед началом занятия разложить на столе конструктор.

Процедура проведения: позвать ребенка, когда он подойдет, начать собирать конструктор в коробку. Наблюдать за реакцией, будет ли он помогать самостоятельно. В противном случае, попросить его помочь собрать или подать детали конструктора. Ждать реакции.

Оценка результатов:

  • 1 б – ребенок игнорирует задание;
  • 2 б – ребенок оказывает помощь только хорошо знакомому человеку и при условии положительного настроя;
  • 3 б – ребенок оказывает помощь, но только после просьбы;
  • 4 б – ребенок без просьбы оказывает помощь или предлагает ее самостоятельно.

Протокол педагогического обследования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Умение/ навык

Балл

Комментарий

  1. Навыки выражения просьбы/ требования

Просит повторить понравившееся действие

Умение просить какой-либо предмет

Просит поесть/попить

Требует выполнение любимой деятельности/любимый предмет

Просит о помощи

Сумма баллов

  1. Социальная ответная реакция

Выражает отказ/согласие от предложенного предмета/деятельности

Отвечает на приветствия других людей

Отвечает на личные вопросы

Сумма баллов

  1. Умения называть, комментировать и описывать свои действия и действия других людей

Определяет принадлежность собственных вещей (мой)

Определяет принадлежность чужих вещей (чужой)

Умеет называть знакомых людей по имени (свое имя и имя другого человека)

Комментирует свои действия, сообщает информацию о них

Комментирует действия других людей, сообщает информацию о них

Сумма баллов

  1. Умения вступить в контакт и задавать вопросы

Желание вступить в контакт

Задает вопросы о предмете («Что___?»)

Продолжение табл. 23

Умение/ навык

Балл

Комментарий

Задает вопросы о другом человеке («Кто___?»)

Задает общие вопросы, требующие ответа да/нет

Сумма баллов

  1. Навыки выражения эмоций и сообщение о них

Выражает радость, удовольствие, сообщает о радости («ура», «весело»)

Выражает гнев, неудовольствие, сообщает о гневе («сердитый», «сердится»)

Сообщает о страхе («Страшно»)

Сообщает об усталости («Устал»)

Сумма баллов

  1. Социальное поведение

Просит поиграть вместе

Делится чем-либо с другим человеком

Оказывает помощь, когда попросят

Сумма баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении. Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков младших дошкольников через сказку».

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности дошкольника. В современных условиях актуальность данного вопроса возрастает в связи с ос...

Методическая разработка по развитию коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»

Программные задачи: Учить детей самостоятельно или сообща решать поставленную задачу.Учить детей согласовывать свои действия с действиями других детей.Обобщать и закреплять знания детей о сказках...

Методическая разработка "Развитие вокально-хоровых навыков у дошкольников"

Методическая разработка "Развитие вокально-хоровых навыков у дошкольников"...

Методическая разработка по развитию коммуникативных навыков у детей раннего возраста "В гости к сказке"

Методическая разработка содержит подробную технологическую карту НОД для проведения открытого мероприятия в ДОУ с детьми раннего возраста....

Методическая разработка по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Цикл занятий по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА: «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Театрализованная деятельность – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умений воспринимать, оценивать чувство прекрасного в окружающем мире и пере...