Социализация детей с РАС.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Карпушова Мария Владимировна

Формирование навыков социального взаимодействия детей с РАС со сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков социального взаимодействия

 детей с РАС со сверстниками.

                                                                                             Подготовила:

Воспитатель первой категории

                                                                                                   Карпушова М.В.

Формирование навыков социального взаимодействия является важным направлением коррекционной работы. Оно тесно связано и переплетается с развитием коммуникации. Под социальным взаимодействием мы понимаем воздействие людей друг на друга в процессе усвоения социального опыта, формирования социальных связей и отношений.

Развитие социального взаимодействия включает два аспекта:

1. «Механическое» накопление опыта и усвоение определенных социальных

умений.

2. Развитие социальной мотивации.

Сформированность представлений о социально приемлемых способах взаимодействия, умение использовать их, и эмоциональная вовлеченность позволяют детям участвовать в совместной деятельности для:

- совместного решения проблем (например, достижения общей цели в повседневной жизни, в игре, учебной деятельности);

- развития межличностных отношений.

Перечень навыков, необходимых для успешной адаптации и социализации ребенка с РАС в коллективе (классе), включает:

- умение адекватно вести себя, находясь рядом со сверстниками (без криков, попыток убежать);

- умение адекватно реагировать (не кричать или пытаться убежать) на дружеские прикосновения других людей (взять и подержать за руку);

- умение взять предложенный сверстником предмет;

- умение наблюдать/следить за действиями сверстников;

- умение играть «рядом» со сверстниками (параллельная игра);

- умение подражать поведению сверстников, имитировать их действия;

- умение адекватно реагировать на приветствия сверстников (приветствовать в ответ);

- умение устанавливать зрительный контакт, чтобы начать взаимодействие;

- умение предлагать совместную деятельность (игру) сверстнику;

- умение адекватно отвечать на попытки сверстников вовлечь его в какую либо деятельность;

- умение делиться игрушками и другими предметами (позволять другим пользоваться предметами, которыми пользуется сам ребенок);

- умение привлечь к себе внимание перед началом действия;

- умение указывать на предметы, демонстрируя их другим;

- умение участвовать в простых играх, организованных взрослым, в паре с другим ребенком;

- умение соблюдать (следовать) общим правилам (в том числе, в игре);

- умение играть в простые игры с переходом ходов, организованные взрослым;

- умение выбирать партнера для игры;

- умение самостоятельно присоединяться к сверстникам в какой-либо деятельности;

- умение наблюдать за вниманием сверстников (навык разделенного внимания);

- умение определять предпочтения других сверстников к различным предметам или деятельности;

- умение корректировать свое поведение, наблюдая за другими;

- умение помогать сверстникам;

- умение играть вместе со сверстниками для достижения общей цели;

- умение следить за реакцией (проявлением интереса) со стороны окружающих.

Приведенный перечень навыков может быть дополнен в зависимости от потребностей каждого ребенка.

Ключевыми навыками при взаимодействии школьников друг с другом в условиях школы являются: спокойное поведение рядом с другими, навык обращать внимание на них, подражать поведению сверстников, следовать общим правилам, адекватно реагировать на приветствия и другие действия,

включаться в совместную деятельность с другими, делиться предметами, помогать им.

Методы и приемы формирования навыков социального взаимодействия В зависимости от уровня развития детей с РАС и их специфических особенностей подходы и стратегии работы по формированию навыков социального взаимодействия будут разными.

У детей с высокофункциональным аутизмом часто сформирована социальная мотивация, но в силу их «социальной слепоты» они не знают, как осуществить взаимодействие. Поэтому работа строится на принципах развивающих подходов: формирование социальных навыков осуществляется на основе эмоциональной вовлеченности и заинтересованности в совместной деятельности с другими людьми. Сначала ребенок эмоционально вовлекается в процесс простого взаимодействия, а затем осуществляется развитие и расширение его социальных действий.

У детей с тяжелыми формами аутизма часто несформированность социальных представлений и навыков сочетается с отсутствием мотивации. Поэтому при формировании у них социальных навыков первоначально делается акцент на отработке отдельных навыков, которые позволят ребенку функционировать в типичных социальных ситуациях. Это отработка шаблонов, простых социальных действий, общепринятых ритуалов, способствующих соблюдению принятых правил. Социальная мотивация формируется по мере развития социальных навыков: сначала ребенок привыкает к определенным социальным действиям. Затем, когда они становятся привычными и предсказуемыми, он начинает испытывать интерес к их повторению. Таким образом, при работе с детьми с тяжелыми формами аутизма обычный механизм развития социальных навыков изменяется. В работе преобладает структурированный поведенческий подход.

Выбор навыков, которые планируется сформировать, осуществляется на основе результатов обследования с учетом последовательности их формирования в онтогенезе и их важности для повседневной жизни ребенка. Обучение конкретному навыку осуществляется путем его тренировки.

Начинается обучение каждому навыку в индивидуальной форме. В дальнейшем работа переходит в формат подгрупповых и групповых занятий с целью переноса навыка на взаимодействие со сверстником. При этом используется помощь тьютора, который дает ребенку необходимые подсказки и помощь.

В процессе работы важно соблюдение следующих условий:

- использование структурированных занятий, игр и упражнений с понятными для детей правилами;

- дополнительная визуализация (визуальное расписание занятия, урока, иллюстрации правил поведения);

- использование интересных видов деятельности (для повышения эмоциональной вовлеченности).

При обучении социальным навыкам используются следующие методы и приемы:

- Игровые - различные виды игр (имитационные, хороводные, с переходом ходов, подвижные, ролевые, настольные и др.). Применяются на всех этапах и направлениях психолого-педагогической коррекции.

- Моделирование - обеспечивает ребенку возможность понаблюдать, послушать, сымитировать и осуществить перенос модели коммуникативного поведения, которую продемонстрировал взрослый.

- Видеомоделирование - метод обучения, в котором используется видеозапись и демонстрационное оборудование, создающие визуальную модель желательного поведения или навыка.

- Социальные истории - краткое описание определенной ситуации, события или деятельности, включающее информацию о том, чего можно ожидать в такой ситуации и почему.

- Жетонная система подкрепления - позволяет давать положительную оценку действиям ребенка и стимулировать дальнейшее выполнение заданий.

Организация и стратегии работы по формированию навыков социального взаимодействия Формирование навыков социального взаимодействия осуществляется в ходе совместной деятельности: предметной, игровой, конструктивной, изобразительной, учебной. Используются малая групповая, подгрупповая и групповая формы работы. Особое значение уделяется переносу навыка из условий структурированных занятий в повседневную школьную жизнь.

Занятия по формированию навыков социального взаимодействия проводятся в двух форматах:

- в группах детей со схожими нарушениями;

- в группах нормально развивающихся сверстников.

В зависимости от формата меняется стратегия обучения. При работе в группе детей со схожими нарушениями используется стратегия целенаправленной отработки конкретных навыков. Отработка социальных навыков осуществляется в ходе предсказуемых структурированных игр и упражнений, организованных взрослым. Постепенно роль взрослого уменьшается, детям дается больше возможностей для самостоятельного взаимодействия. При работе в группе с детьми со схожими нарушениями навыки могут отрабатываться в менее структурированной ситуации. Важными условиями в такой ситуации являются: наличие интересных материалов, сосредоточенных в одном месте, и специалистов, с которыми установлен эмоциональный контакт. Стратегия действий в этой ситуации предполагает привлечение детей в общее игровое пространство путем использования интересных для них видов деятельности. Задача специалиста заключается в провокации социального взаимодействия между детьми. Механизм формирования навыков в такой ситуации предполагает первоначальную заинтересованность в предложенных материалах и во взрослом. Затем выполняются определенные социальные действия по отношению к другому ребенку, систематически провоцируемые взрослым, и наконец, формируется заинтересованность, и детьми предпринимаются самостоятельные элементарные попытки взаимодействовать. При формировании социальных навыков в группе детей со схожими нарушениями ставится общая для всей группы задача. Например, всех детей

учат делиться игровыми материалами. При наличии в группе помощников - других специалистов (тьютора, дефектолога, логопеда, педагога дополнительного образования) появляется возможность планировать индивидуальные задачи. Например, задача одного ребенка - научиться наблюдать за другими детьми, а другого - обучиться подражать действиям сверстников. При формировании у ребенка с РАС навыков социального взаимодействия в группе типично развивающихся сверстников, используется стратегия фрагментарного включения в более сложную деятельность сверстников на доступном для ребенка с РАС уровне. Постепенно фрагментарное включение переходит в систематическое. Механизм формирования социальных навыков в этой ситуации следующий: понимание ребенком структуры, затем - привыкание к участию в ситуации, затем - формирование интереса к другим сверстникам, и, наконец, попытки самостоятельного взаимодействия с ними. При работе в группе сначала взаимодействие должно быть структурированным, чтобы ребенок понял, что происходит. На последующих этапах - менее структурированным (полуструктурированным). Особенно важно уделить внимание спонтанному использованию ребенком отработанных навыков в свободных ситуациях при минимальном участии специалистов. Практические рекомендации по формированию навыков социального взаимодействия.

Приведем примеры формирования навыков социального взаимодействия в группе детей с РАС.

- Умение адекватно вести себя рядом с другими (например, стоять тихо, слушать задание, не убегать, держаться за руки).

Для формирования данного навыка используются различные методы и приемы: жетонная система подкрепления, социальные истории, видеомоделирование. Для каждого ребенка подбирается либо индивидуальное подкрепление, либо общее для всех (например, наклейки). Детям выдаются жетонные полоски, на которые они будут приклеивать полученные наклейки (жетоны). Занятия организовываются в малой группе (два ребенка). Для занятия выбираются простые подвижные игры типа «Раз, два, три, стоп!», либо хороводные игры. Педагог просит детей встать и взяться за руки. Как только дети выполнили инструкцию, выдается жетон (поощрение) со словами: «Молодцы! Встаньте в круг и возьмитесь за руки!». Игра продолжается. Каждый раз, когда дети правильно выполняют инструкции, им выдается жетон. Если дети научились выполнять определенную инструкцию без напоминания, то вводится следующее правило. За выполнение освоенного правила жетоны уже не выдаются. Дети получают жетоны только за выполнение следующего правила (например, «стоять тихо и слушать задание»). В ходе работы делается короткая видеозапись отрабатываемых навыков для дальнейшего показа детям. Просмотр видеоролика сопровождается чтением короткой социальной истории. Например, «Когда я играю, то сначала я слушаю правила. Я стою тихо и держусь с другими детьми за руки».По мере формирования навыков уменьшается частота выдачи жетонов, используется социальная похвала (например, «молодец, стоишь тихо!»). Постепенно увеличивается число детей в группе, осуществляется переход на групповую форму работы. Когда в рамках занятия навыки сформируются, то можно переносить их использование в ситуацию взаимодействия в группе. При этом возможно возобновление использования жетонов, но с последующим переходом на социальную похвалу.

- Умение подражать поведению сверстников.

Для формирования навыка используются следующие методы: игры на имитацию, жетонная система подкрепления, видеомоделирование, эстафеты. На первом этапе у детей индивидуально формируется умение выполнять задания на имитацию движений. Для этого подбирается серия простых заданий (хлопнуть, топнуть ногой, подвигать кубик, прикоснуться указательным пальцем к носу и т.п.). Ребенка просят повторить действия за педагогом по инструкции «Сделай так же». При обучении применяется система поощрений. Когда навык имитации простых движений сформирован, то дети объединяются в маленькие подгруппы для выполнения фронтальной инструкции «Сделай так же». На следующем  этапе с группой детей разучиваются игры на имитацию (например, «Трам-пам-пам», «У тети Моти» и др.), направленные на быстрое, сопровождаемое текстом, выполнение действий по образцу ведущего. На этапе разучивания игр используется система поощрений. Детям демонстрируются видеозаписи с их собственными игровыми действиями. Когда дети выучили правила игры, педагог выстраивает их в ряд перед собой, выбирает одного ребенка и ставит на свое место, а сам встает вместо него. Объявляет о повторе игры и просит ребенка начинать выполнение. Сам педагог стоит напротив ребенка в ряду с другими детьми и выполняет игровые действия вместе со всеми, тем самым давая подсказку ведущему. Всем остальным ребятам дается инструкция «Сделай так же, как Петя». На этом этапе детей поощряют за подражание другому ребенку (Пете). Далее подобное задание выполняется по очереди с каждым ребенком. После усвоения навыка подражания за другим ребенком в одном виде игры, с детьми проводятся аналогичные игры. Так же возможна отработка данного навыка при проведении спортивных эстафет («Веселые старты»). В дальнейшем навык можно переносить и в режимные моменты в группе.

- Умение следовать общим правилам

Для формирования навыка используются подвижные игры, жетонная система подкрепления, социальные истории, видеомоделирование Занятия проводятся в подгрупповой или групповой форме. Психолог подбирает простую игру с правилами (например, «Раз, два, три, стоп!», «Море волнуется»). Правила должны быть максимально простыми и понятными. Детям объясняются или демонстрируются правила игры. Например, правило - остановиться по команде «стоп!». В ходе игры тем детям, которые соблюдают правила, выдаются жетоны. По мере усвоения и следования правилу игры, инструкция усложняется. Например, правило - в игре «Море волнуется» по команде «стоп!» остановиться в позе морской фигуры. Дополнительно к отрабатываемому навыку возможно написание социальной истории и использование видеомоделирования. Особенно, если происходит работа над выполнением общего правила поведения в группе, в музыкальном зале. Использование поощрения за следование общему правилу переносится на другие игры, или на следование правилам поведения на занятии (например, садиться на стулья по окончании игры, тихо сидеть, когда объясняют задание, и т.д.). Аналогичным образом проводится работа над соблюдением правил поведения в группе.

- Навык совместной деятельности

Педагог организует игру в группе детей (например, хороводную). Ребенку с определенной частотой выдается жетон (наклейка). Дается комментарий: «Никита играет в хоровод с ребятами! Молодец!». В ситуации, когда ребенок категорически отказывается от включения в любую совместную деятельность, необходимо постепенно включать его в общее действие. Сначала он поощряется за то, что играет рядом, затем за то, что  подошел и взял что-то у другого. Или за то, что просто подошел на несколько секунд к другим детям. Важно показать ребенку, что каждый раз, когда он будет подходить или каким-то образом взаимодействовать с детьми, он будет получать поощрение. Действенным методом является применение видеомоделирования и написание социальной истории про формируемый навык. Например: Иногда я могу поиграть с другими детьми в хоровод. Я должен встать в круг и взяться за руки. Я хожу по кругу и пою песню. Играть в хоровод весело. В конце игры я получу приз - наклейку. В качестве видеомоделирования демонстрируется запись игры в хоровод других детей. По мере усвоения навыка можно усложнять задание, менять вид игры или самого задания (например, совместная лепка, рисование, посещение культурно-массовых мероприятий в актовом зале). Главное соблюдать принцип «от простого к сложному».

- Навык соблюдения очередности

Для формирования навыка используются подвижные игры, жетонные полоски, поощрения, социальная история, видеомоделирование. Занятие проводится либо индивидуально, либо в паре с другим ребенком. Вначале подбирается игра или задание, одинаково привлекательные для участников. Например, простая игра на компьютере. Затем педагог предлагает ребенку (или одному из детей) начать выполнять задание. При этом ограничить его игру либо временем (таймер, песочные часы), либо завершением задания в игре так, чтобы и другой ребенок понимал, когда он сможет также поиграть. По истечении времени, педагог четко произносит: «Стоп! Теперь очередь другого». Передает право игры другому ребенку или самому себе. Важно при этом поощрять жетоном как ребенка, который передал очередь на игру, так и ребенка, который ожидает своей очереди («молодец, ждешь свою очередь!»). В другом варианте возможно выполнение общего задания (например, собирание паззла, пирамидки и т.п.) по очереди. При этом дети поощряются не за качество выполненного задания, а за очередность выполнения задания, за умение ждать очереди. Также возможно применение видеомоделирования, в котором отразится процесс выполнения какого-то действия по очереди. По мере усвоения навыка увеличивается число детей в группе. Навык переносится на другие задания, ситуации. Эффективным способом отработки навыка является проведение эстафет. Примеры формирования навыков социального взаимодействия (кейс)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...

"Формирование здорового образа жизни детей как направление социализации детей в дошкольном образовательном учреждении"

Данная статья раскрывает вопрос о сохранении и укреплении здоровья каждого отдельного ребёнка, формировании ценностных установок на здоровый образ жизни....

Проблемы социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Работая с сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, я бессознательно, а потом  и осознанно, искала особенности, чем различны, и чем схожи, дети, живущие в семье, и дети вне сем...

Конспект физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Северное многоборье». Этническая социализация детей Крайнего Севера по освоению национальных видов спорта

Занятие  "Северное многоборье" способствует повышению общей культуры, расширению кругозора, углублению знаний о национальных видах спорта воспитанников. ...

Консультации для родителей «Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей в обществе»; "Художественно-эстетическое воспитание детей"; «Подготовка детей к школе».

Предлагаю вашеву вниманию консультации «Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей в обществе»; "Художественно-эстетическое воспитание детей"; «Подгото...

Круглый стол в рамках ГМО «Создание развивающей образовательной среды для детей с ОВЗ как основы системы условий социализации и индивидуализации» Доклад:«Развитие речи, как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях логопедического сопровождения»

Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Но у детей с ОВЗ процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее...