Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 47 «Теремок» комбинированного вида
Согласовано: Утверждено:
Родитель ___________ /___________ Заведующий МБДОУ №47
Дата _________г ____________ Уралкина Н.В.
Принято: Приказ от № _____
на заседании ППк
Протокол № от
Председатель ППк Сырокваш О.А./ ________
Дата _______
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
ребенка с ОВЗ
Разработан:
Захарова Г.В. учитель-логопед
Протопопова Е.В. педагог-психолог
Осипович Е.Г. воспитатель
Шмонова Я.К. музыкальный руководитель
Ведущий специалист: Захарова Г.В. учитель-логопед
г. Канск
2023г.
I. Общие сведения о ребенке ОВЗ
По результатам психолого - медико-педагогического обследования Ребенок имеет особенности в психическом развитии, нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов и является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Протокол обследования ребенка № 29/1 (2) от 20.04.2023г. Рекомендовано обучение по Адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Ребенок посещает детский сад с 01.09.2019г. По заключению врача физическое развитие соответствует возрасту. Группа здоровья II.
Ребенок воспитывается в полной семье. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Проявляют заинтересованность в воспитании ребенка, рекомендации педагогов выполняют. Принимают участие в мероприятиях ДОУ и группы. Детский сад Ребенок посещает регулярно, пропускает ДОУ крайне редко, только по болезни.
Отдает предпочтения подвижным играм, охотно играет с конструктором, машинами. Правила игры понимает, старается выполнять, но часто отвлекается. В основном играет рядом с другим сверстником и подражает его действиям. Часто меняет вид деятельности.
Мальчик подвижный, не конфликтный, общается со всеми детьми. В общении со взрослыми избирателен. Знает правила поведения, применяет их в соответствии с возрастными возможностями (первым здоровается, благодарит за помощь, не прерывает взрослого).
Учебный материал не всегда сохраняет в памяти. Внимание неустойчивое. Не все усваивает во время занятия, не сформированы временные и пространственные отношения, недостаточный объем зрительной памяти, низкий уровень сформированности произвольной регуляции деятельности, требуется индивидуальная работа. Артикуляционная, мелкая моторика развита недостаточно.
Цель и задачи:
Цель: создание условий для развития ребенка с ОВЗ для обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Задачи:
Речевое развитие
- Учить самостоятельно подбирать прилагательные при описании предмета (не менее 4-5 слов).
- Учить использовать в речи простые предлоги (на, в, за, под, перед).
- Учить правильно согласовывать существительные и прилагательные в падежах в единственном и множественном числах.
- Учить составлять короткий рассказ (4-5 предложений) с опорой на вопросы воспитателя или схему. Правильно согласовывать прилагательные и существительные.
- Правильно использовать в самостоятельной речи отрабатываемые звуки.
- Формировать умение пересказывать небольшие рассказы близко к содержанию.
- Составлять самостоятельно связный рассказ по серии картин.
- Составлять описательный рассказ с опорой на схему.
- Расширять словарь глаголов, прилагательных и наречий по лексическим темам.
- Самостоятельно подбирать однокоренные слова.
- Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже»;
Социально-коммуникативное развитие
- способствовать расширению представления об обязанностях детей, в связи с подготовкой к школе
- продолжать формировать умение спокойно отстаивать своё мнение, умение слушать собеседника;
- совершенствовать умения объединяться для совместной игры и труда, выполнять установленные нормы поведения;
- формировать умение работать за столом не менее чем 20 минут
- воспитывать эмпатию и сопереживание посредством сказкотерапии и моделирования воспитывающих ситуаций в свободной деятельности и на занятиях.
Познавательное развитие
- Систематизировать знания о
- сезонных изменениях;
- символике РФ;
- разнообразии в природном мире родного края;
- взаимосвязи жизни человека и окружающей среды.
- Углублять знания о:
- предметном окружении;
-профессиях взрослых;
- о представителях разных народов на территории родного края;
- Закреплять умения
-ориентироваться во временном и пространственном отношении;
-выполнять простые измерительные действия;
-анализировать и моделировать форму предмета, выделять его качества и на их основе классифицировать;
- Формировать предпосылки:
-финансовой грамотности;
-общие представления о множестве;
-установления причинно-следственных связей.
Художественно-эстетическое развитие
- Формировать навыки рисования фигуры человека, окружающей жизни, явлений природы;
- Закреплять умения лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, характерные особенности.
- Формировать умение верно передавать общее настроение песни при пении, работать над дикцией.
- Развивать умение чувствовать музыкальный ритм, музыкальный слух.
- Развивать творческие способности в театрализованной деятельности.
- Закреплять умения конструировать по схеме, по замыслу или словесной инструкции.
- Формировать пространственные представления по отношению к себе (справа-слева, сзади, передо мной; вперед – назад, вверх - вниз).
- Учить устанавливать причинно- следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами на основе наблюдений и практического экспериментирования;
- Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам.
- Учить воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей;
Физическое развитие
- Совершенствовать технику основных движений;
- Формировать умение перестраиваться на месте и во время движения, равняться в шеренге, колонне, кругу;
- Закреплять умения соблюдать темп и ритм в ходьбе и беге;
- Способствовать развитию выносливости, ловкости и гибкости;
- Способствовать развитию интереса к спортивным играм и упражнениям;
- Закреплять умения выполнять пальчиковые упражнения на развитие подвижности, скорости, координации.
Эти цели и задачи реализуются в разнообразных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной и чтения.
Принципы:
- Принцип систематичности;
- Принцип активности и самостоятельности;
- Принцип непрерывности, последовательности,
- постепенности и доступности;
- Принцип опоры на обучаемость ребёнка;
- Принцип соблюдения интересов ребёнка;
- Принцип тесного взаимодействия и согласованности
- Принцип работы «команды» специалистов в ходе изучения и коррекции выявленных нарушений у ребёнка;
Методы:
- Словесный
- Практический
- Игровой
Формы работы:
- НОД;
- Утренняя гимнастика;
- Индивидуальная и подгрупповая работа;
- Праздники, развлечения.
- Самостоятельная деятельность ребенка.
Особенности развития
На занятиях пассивен, интерес кратковременный. Затрудняется удержать внимание. Присутствует игровая мотивация. Уровень самостоятельной активности на занятии низкий. При выполнении заданий требуется организующая помощь взрослого. При чтении художественной литературы часто отвлекается, не проявляет интереса к прочитанному. Особенности психического развития: неустойчивое внимание, несформированность временных и пространственных отношений, недостаточный объем зрительной памяти, низкий уровень сформированности произвольной регуляции деятельности.
Этапы | Деятельность специалистов | Деят-ть ребенка | Деят-ть родителей | Сроки |
1.Организа ционный | -Анализ рекомендаций специалистов и педагогов; -Проведение мониторинга; - Разработка ИОМ; -Консультации для родителей. | Участие в мониторинге | Определение приоритетов родителей по оздоровлению реб. (беседы, анкетирование) Участие в консультациях | сентябрь |
2.Практический | ОД; (Включение в образовательную деятельность коррегирующих упражнений.) Инд. и подгрупповая работа по обучению рассказыванию. Использование пальчиковых игр, дыхательных упражнений, игр и на разв. фонем-го слуха, нейрогимнастики и упражнений. Предложить комплекс заданий для закрепления лексических тем дома. Мастер класс для родителей по выполнению различных корригирующих упражнений по устранению нарушений звукопроизношения. Праздники и развлечения совместно с родителями Систематическое использование упражнений направленных на развитие мелкой моторики, а также умений использовать обобщенные способы исследования объектов окружающей жизни с помощью сенсорных эталонов и перцептивных действий. Использование интерактивных игр по развитию ВПФ. Вкл. заданий с использованием мнемотехники в индивидуальные занятия. | Совместная деятельность с детьми группы во время ОД и занятиях с учителем-логопедом; педагогом – психологом. Совместная деят-ть в инд. и подгрупповой работе; Разучивание потешек и чистоговорок, коротких стишков, песен и т.д. Пересказ рассказов, сказок. Участие в различных видах игр, в том числе интерактивных игрового комплекса «Мерсибо» | Участие в инд.беседах по вопросам коррекционной работы дома Выполнение рекомендаций учителя-логопеда, психолога Участие в досугах и спортивных мероприятиях совместно с ребенком. | Октябрь - апрель |
3.Заключительный | Проведение мониторинга; Анализ речевого развития ребёнка, коммуникативных качеств на конец учебного года; Обобщение опыта работы по составлению и организации ИОМ | Участие ребенка в мониторинге | Ознакомление с результатами мониторинга | Май |
Создание развивающей среды.
Построение комфортной среды | Ресурсы для решения | |||
Социально-бытовые условия | Социально- бытовые условия с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в данном учреждении (наличие оборудованного пространства дошкольного учреждения, рабочего места ребенка и т. д.) кабинет учителя – педагога– психолога, оборудованный мягкими модулями и ковром центр психологической разгрузки; кабинет учителя –логопеда и педагога– психолога. | |||
Освещенность | - Групповое помещение и учебная зона с достаточной освещенностью (допускается сочетание естественного и искусственного света). | |||
Создание сенсорно-обогащенной среды. Сигнальные опоры | Зрительные | Звуковые | Обон-льные | Тактильные |
Натуральные предметы, игрушки-модели для формирования представлений об окружающем мире -Контурные и силуэтные изображения для развития зрительного восприятия, зрительные ориентиры на спортивном оборудовании. Контурные, зашумленные и силуэтные изображения для развития зрительного восприятия | -игрушки для развития слухового восприятия, зрительно-слуховой памяти. -Аудиозаписи со звуками окружающего мира для расширения и обогащения запаса знаний об окр. мире. | - Бытовые запахи, запахи улицы для развития обоняния и обогащение чувственного опыта. | - Различные виды поверхностей, тканей, материалов на узнавание свойств и признаков предметов окружающего мира, природный материал для развития осязательного восприятия, обогащения чувственного опыта. | |
Специально структурированная информация | - Планы, схемы, мнемотаблицы для составления рассказов - Алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию - Таблицы с геометрическими фигурами, основными цветами спектра. - Таблицы по лексическим темам - Детская художественная литература - Карточки для звукового анализа слов. | |||
Игровые пособия по развитию зрительно-моторной координации Учебно-дидактическое обеспечение | - Натуральные объекты, игрушки. Набор геометрических фигур и тел. Мелкие предметы ( мелкий строительный материал, набор мелких игрушек и машин). Мозаика. Разрезные картинки и различные пазлы Конструктор «Лего» с мелкими деталями. Конструктор металлический №6 Тренажер- балансир, кольцебросы, бадминтон, калейдоскопы, приборы и игрушки для развития глубины пространства и др. игры - Трафареты (тематические, геометрические, линейные); - Раскраски по лексическим темам; -Материалы для развития тонкой моторики рук (застежки, шнуровки) - Предметы для массажа мелкой мускулатуры (Например: мяч-еж) Шнуровка (мягкий конструктор, деревянный конструктор). | |||
Индивидуальный учебный план (на неделю)
Направление работы (специалист) | Продолжи тельность занятий | Количество занятий в неделю | Форма проведения занятий (индивидуальная, групповая) | Используемые программы | ФИО специалиста |
Педагогическая помощь (воспитатель) | 20мин | 2 | индивидуальная | АОП МБДОУ № 47 для детей с ТНР | Осипович Е.Г. |
Логопедическая помощь (учитель-логопед) | 20 мин | 2 | индивидуальная | АОП МБДОУ №47 для детей с ТНР, Комплексная образовательная программа ДО с ТНР" Н.В. Нищева | Захарова Г.В. |
Психологическая помощь ( педагог-психолог) | 30 мин | 1 | Индивидуальная (или подгрупповя по возможности) | АОП МБДОУ №47 для детей с ТНР; «Коррекционно – развивающие занятия» В.Л.Шарохина | Протопопова Е.В. |
Дефектологическая помощь (дефектолог) | - | - | - | - | - |
Музыкальная деятельность (музыкальный руководитель) | 30 мин | 2 | групповая | АОП МБДОУ № 47 для детей с ТНР | Шмонова Я.К. |
Физическое развитие (инструктор по физ.воспитанию) | 30 мин | 2 | групповая | АОП МБДОУ № 47 для детей с ТНР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка по образовательным областям.
Описание примерного индивидуального образовательного маршрута по образовательным областям....

План индивидуального образовательного маршрута ребенка, не осваивающего образовательную программу по физическому развитию
Создание в ДОУ условий, способствующих усвоение ребенком образовательной программы по физическому развитию, развитие физических качеств, необходимых для обучения в школе....

Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Познавательное развитие"
Осуществление индивидуальной педагогической помощи ребенку; создание условий для усвоения ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечение целенаправленного продвижения ребёнка ...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Речевое развитие"
Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, пересказывать. Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Развивать речь и память. Развиват...

