Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Осипович Елена Геннадьевна

рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_rebenka.docx37.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47 «Теремок»

        

Согласовано:                                                                    Утверждено:

Родитель ___________  /___________                              Заведующий  МБДОУ д/с №47

Дата _________г                                                                  ____________ Бабушкина Е.А.

Принято:                                                                                Приказ  от          №   _____

на заседании ПМПк

Протокол №  от

Председатель ПМПк _____________/ ________

Дата  _______  

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

ребенка с ОВЗ

Разработан:        

                                                                   Болганюк А.В. учитель-логопед

Протопопова Е.В. педагог-психолог                                            

                                                       Осипович Е.Г. воспитатель

г. Канск

2024г.

I. Общие сведения о ребенке ОВЗ

По результатам психолого-медико-педагогического обследования ребенок имеет особенности в  психическом развитии, нуждается в создании условий для коррекции нарушений развития.

Протокол обследования ребенка от 12 марта 2024г № 19/8 (2). Мальчик является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Ребенок  посещает детский сад с 01.09.2019г. По заключению врача физическое развитие соответствует возрасту. Группа здоровья II.

Мальчик воспитывается в не полной семье.  Воспитанием ребенка занимаются мама и бабушка. Проявляют заинтересованность в воспитании ребенка, рекомендации педагогов выполняют. Принимают участие в мероприятиях ДОУ и группы. Детский сад Саша посещает регулярно, пропускает ДОУ крайне редко, только по болезни.

Любит прогулки. В игровой деятельности совместно с детьми педагогом  не участвует. Правила игр не понимает. Предпочитает играть отдельно, манипулируя с предметами без сюжета, не делится игрушками. Четко разделяет пространство для своей игровой деятельности.

На контакт идет не со всеми детьми. На контакт со взрослым избирательно, по инициативе взрослого.

Уровень обучаемости низкий. Учебный материал не принимает. В занятиях не заинтересован.

Кругозор не сформирован в соответствии с возрастом.

Навыки общественного поведения частично сформированы.

ЗУН в соответствии  с возрастной нормой не сформированы.

Требуются индивидуальные занятия.

Цель:

Создание условий для развития физического, эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями на основе специальных педагогических подходов

Задачи:

Обеспечивать соблюдение здоровьесберегающего охранительного педагогического режима.

Осуществлять воспитательно-образовательную работу по основным образовательным областям (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) с учетом индивидуальных психофизических особенностей и познавательных возможностей ребенка.

Осуществлять коррекционно-педагогическую работу, направленную на преодоление и предупреждение у воспитанника вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности в целом.

Обеспечивать становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении, воспитывать самостоятельность и социально-значимые качества.

Речевое развитие

- учить понимать и выполнять простые речевые инструкции в знакомой ситуации;

- продолжать учить отвечать на вопросы о себе и ближайшем окружении («Как тебя зовут?», «Кто это?», «Что это?», «Что делает?», «Во что играли?»);

- продолжать учить строить фразу из двух-трех слов в учебно-игровых и бытовых ситуациях;

- учить понимать действия персонажей на картинке, побуждать отвечать на вопросы по картинкам.

«Развитие ручной моторики и подготовка руки к письму»:

- учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию (пальчиковые игры);

- учить выделять указательный и большой пальцы своей руки;

- продолжать учить захватывать мелкие предметы щепотью и указательным типом хватания;

- учить проводить карандашом плавную непрерывную линию от начала до конца дорожки;

- учить проводить прямые линии в направлении сверху вниз;

- продолжать учить раскрашивать рисунок, не выходя за контур изображения;

- формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических заданий.

Социально-коммуникативное развитие

- обучать первичным способам усвоения общественного опыта (действия по подражанию, по показу);

- учить выполнять элементарные речевые инструкции в определенной знакомой ситуации;

- учить выражать свои потребности и желания в речи («Я хочу», «Я не хочу»);

- учить здороваться, отвечать на приветствие, прощаться, благодарить за услугу;

- продолжать формировать представления о себе: называть свое имя и фамилию, показывать и называть части тела и лица;

- знакомить с составом семьи: узнавать на фотографии близких родственников, учить называть по имени мать;

- учить выделять и называть по имени и отчеству близких взрослых (воспитателей, педагога);

- учить выделять и называть по имени сверстников группы;

- формировать навыки адекватного поведения в группе, в музыкальном зале, на прогулке.

«Воспитание самостоятельности в быту (формирование культурно-гигиенических навыков)»:

- формировать навык аккуратной еды, пользоваться ложкой, салфеткой;

- учить рассматривать себя в зеркале, исправлять недостатки в одежде и внешности;

- учить аккуратно складывать и вешать одежду;

- закреплять навык мытья рук и лица.

Формирование игры»:

- продолжать учить брать и ставить предметы, книги и игрушки на место;

- продолжать учить воспроизводить цепочку игровых действий с куклой: кормление, укладывание спать и др.;

- учить участвовать в сюжетных играх семейной тематики, выполнять по подражанию с поддержкой педагога ролевые действия (мама, продавец);

Познавательное развитие

«Сенсорное воспитание и развитие внимания»:

- развивать умение воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;

- развивать умение различать и называть основные цвета, находить знакомые цвета в окружающем;

- продолжать учить воспринимать, сличать и обозначать словом величину большой, маленький;

- развивать умение различать объемные формы (шар, куб, треугольная призма) и плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал);

- продолжать учить группировать предметы по заданному признаку (цвет, форма, величина);

- продолжать учить выполнять равномерное чередование элементов двух видов (цвет, форма);

- учить складывать разрезную предметную картинку из двух-трёх частей;

- продолжать учить складывать пирамидку из 5 колец с учетом величины;

- продолжать учить складывать трехсоставную матрешку, пользуясь методом проб;

- учить дифференцировать на ощупь предметы по форме или по величине (выбор из двух-трех);

- учить выполнять речевые инструкции, содержащие пространственные отношения внизу, наверху, на, под, в.

«Формирование мышления»:

- учить пользоваться предметами-орудиями (сачок, палочка, лопатка, воронка и др.) при выполнении практических и игровых задач;

- учить выполнять по показу предметную классификацию на знакомом материале (3-4 группы).

«Формирование элементарных количественных представлений»:

- продолжать учить выделять 1, 2 и много предметов из группы;

- продолжать учить понимать вопрос сколько? и отвечать на вопрос в вербальной форме;

- учить пересчитывать предметы в пределах трех, называть итог счета и соотносить число предметов с количеством пальцев;

- продолжать учить составлять равные по количеству множества предметов, понимать выражение столько ..., сколько ...

«Ознакомление с окружающим»:

- продолжать учить показывать и называть основные части тела и лица;

- продолжать учить различать и называть отдельные предметы окружающей действительности (овощи, фрукты, игрушки, посуда, одежда, мебель, транспорт);

- ввести в пассивный и активный словарь обобщающие слова игрушки, посуда, одежда, мебель;

- продолжать учить различать некоторых диких и домашних животных, птиц (части тела − голова, туловище, лапы, хвост; глаза, уши, нос, рога; узнавание по голосам);

- знакомить с профессиями врача, шофера, продавца;

- учить различать два времени года (зима и лето), подбирать картинки с характерными признаками.

Художественно-эстетическое развитие

«Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность»:

- способствовать слушанию музыкальных произведений, узнавать и эмоционально реагировать на музыку;

- учить петь несложные песенки, соблюдая одновременность звучания;

- формировать чувство музыкального ритма, добиваясь равномерности в выполнении простейших движений под музыку, самостоятельно;

- продолжать учить извлекать звуки из музыкальных инструментов (колокольчик, погремушка, барабан, бубен, металлофон);

- вовлекать в хороводные игры с детьми.

«Ознакомление с художественной литературой»:

- формировать эмоциональное восприятие литературных произведений и интерес к ним;

- формировать умение слушать текст с группой сверстников и реагировать на его содержание.

«Продуктивная деятельность и изобразительная деятельность»:

Лепка:

- воспитывать интерес к процессу и результатам лепки;

- формировать умения раскатывать пластилин круговыми и прямыми движениями между ладонями, передавать круглую и овальную форму предметов;

 - учить лепить по подражанию предметы из двух частей овальной и круглой формы.

Аппликация:

- воспитывать интерес к процессу выполнения аппликации;

- учить выполнять аппликацию, наклеивая предметы разной формы и цвета по образцу;

 - учить выполнять по образцу узоры, чередуя предметы по цвету, форме, величине;

- учить правильно пользоваться кистью, салфеткой.

Рисование:

- учить правильно удерживать кисть (карандаш, фломастер, восковой мелок);

- учить закрашивать контур предмета разными изобразительными материалами (краски, фломастер, карандаш, восковые мелки);

- учить проводить прямые линии;

- учить передавать в рисунках внешние признаки предметов (форма, величина, цвет).

Конструирование:

- учить создавать простейшие постройки (башня, ворота, дом);

- учить выкладывать из счётных палочек простые изображения по образцу (забор, ёлочка, домик).

Физическое развитие

- учить выполнять по речевой инструкции ряд последовательных движений без предметов и с предметами;

- учить ловить и бросать мяч большого и среднего размера;

- учить метать в цель предмет (мешочек с песком);

- учить бегать змейкой, прыгать лягушкой;

- учить передвигаться прыжками вперед;

- формировать умение удерживаться на гимнастической стенке и лазать вверх и вниз по ней;

- учить ползать по гимнастической скамейке на четвереньках.

Эти цели и задачи реализуются в разнообразных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной и чтения.

Принципы:

  • Принцип систематичности;
  • Принцип активности и самостоятельности;
  • Принцип  непрерывности, последовательности,
  • постепенности и доступности;
  • Принцип опоры на обучаемость ребёнка;
  • Принцип соблюдения интересов ребёнка;
  • Принцип тесного взаимодействия и согласованности
  • Принцип работы «команды»  специалистов в ходе изучения и коррекции выявленных нарушений у ребёнка;

Методы:

  • Словесный
  • Практический
  • Игровой

Формы работы:

  • НОД;
  • Утренняя гимнастика;
  • Индивидуальная и подгрупповая работа;
  • Праздники, развлечения.
  • Самостоятельная деятельность ребенка.

Особенности развития

Уровень обучаемости низкий. Учебный материал не принимает. В занятиях не заинтересован.

Кругозор не сформирован в соответствии с возрастом.

Навыки общественного поведения частично сформированы.

ЗУН в соответствии  с возрастной нормой не сформированы.

Этапы

Деятельность специалистов

Деят-ть ребенка

Деят-ть родителей

Сроки

1.Организа

ционный

-Анализ рекомендаций специалистов и педагогов;

-Проведение мониторинга;

- Разработка ИОМ;

-Консультации для родителей.

Участие в мониторинге

Определение приоритетов родителей по оздоровлению реб. (беседы, анкетирование)

Участие в консультациях

сентябрь

2.Практический

ОД; (Включение в образовательную деятельность коррегирующих упражнений.)

Инд. работа по произношению звуков.

Использование пальчиковых игр, дыхательных  упражнений, игр и на разв. фонем-го слуха, нейрогимнастики и упражнений.

Предложить комплекс заданий для закрепления лексических тем   дома.

Мастер класс для родителей по выполнению различных корригирующих упражнений по устранению нарушений звукопроизношения.

Праздники и развлечения совместно с родителями

Систематическое использование упражнений направленных на развитие мелкой моторики, а также умений использовать обобщенные способы исследования объектов окружающей жизни с помощью сенсорных эталонов и перцептивных действий.

Использование интерактивных игр по развитию ВПФ.

Вкл. заданий с использованием мнемотехники в индивидуальные занятия.

Совместная деятельность с детьми группы во время ОД и занятиях с учителем-логопедом; педагогом – психологом.

Совместная деят-ть в инд. и подгрупповой

работе;

Разучивание потешек и

чистоговорок,  коротких стишков, песен и т.д.

Пересказ рассказов, сказок.

Участие в различных видах игр, в том числе интерактивных игрового комплекса «Мерсибо»

Участие в инд.беседах  по вопросам коррекционной работы

дома

Выполнение рекомендаций учителя-логопеда, психолога

Участие в досугах и спортивных мероприятиях совместно с ребенком.

Октябрь - апрель

3.Заключительный

Проведение мониторинга;

Анализ речевого развития ребёнка,

коммуникативных качеств

на конец учебного года;

Обобщение опыта работы

по составлению и организации ИОМ

Участие ребенка в мониторинге

Ознакомление с результатами мониторинга

Май

Создание   развивающей  среды.

Построение комфортной среды

Ресурсы для решения

Социально-бытовые условия

Социально- бытовые условия с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в данном учреждении (наличие  оборудованного пространства  дошкольного учреждения, рабочего места ребенка и т. д.)

кабинет учителя – педагога– психолога, оборудованный мягкими модулями и ковром центр психологической разгрузки; кабинет учителя –логопеда и педагога– психолога.

Освещенность

- Групповое помещение и учебная зона с  достаточной освещенностью (допускается сочетание естественного и искусственного света).

Создание сенсорно-обогащенной среды.

Сигнальные опоры

Зрительные

Звуковые

Обон-льные

Тактильные

Натуральные предметы, игрушки-модели для формирования представлений об окружающем мире

-Контурные и силуэтные изображения для развития зрительного восприятия,

-зрительные ориентиры на спортивном оборудовании.

Контурные, зашумленные и силуэтные изображения для развития зрительного восприятия

-игрушки для развития слухового восприятия, зрительно-слуховой памяти.

-Аудиозаписи со звуками окружающего мира для расширения и обогащения запаса знаний об окр. мире.

- Бытовые запахи, запахи улицы для развития обоняния и обогащение чувственного опыта.

- Различные виды поверхностей, тканей, материалов на узнавание свойств и признаков предметов окружающего мира, природный материал для развития осязательного восприятия, обогащения чувственного опыта.

Специально структурированная информация

- Планы, схемы, мнемотаблицы  для составления рассказов

- Алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию

- Таблицы с геометрическими фигурами, основными цветами спектра.

- Таблицы по лексическим темам

- Детская художественная литература

- Карточки для звукового анализа слов.

Игровые пособия по развитию  зрительно-моторной координации

Учебно-дидактическое обеспечение

- Натуральные объекты, игрушки.

Набор геометрических фигур и тел.

Мелкие предметы ( мелкий строительный материал, набор мелких игрушек и машин).

Мозаика.

Разрезные картинки и рзличные пазлы

Конструктор «Лего» с мелкими деталями.

Конструктор металлический №6

Тренажер- балансир, кольцебросы, бадминтон, калейдоскопы, приборы и игрушки для развития глубины пространства и др. игры

- Трафареты (тематические, геометрические, линейные);

- Раскраски по лексическим темам;

-Материалы для развития тонкой моторики рук (застежки, шнуровки)

- Предметы для массажа мелкой мускулатуры (Например: мяч-еж)

Шнуровка (мягкий конструктор, деревянный конструктор).

Индивидуальный учебный план (на неделю)

Направление работы (специалист)

Продолжи

тельность занятий

Количество занятий в неделю

Форма проведения занятий (индивидуальная, групповая)

Используемые программы

ФИО специалиста

Педагогическая помощь (воспитатель)

20мин

2

индивидуальная

Н.Е.Вераксы,

ИОМ ДОУ

Осипович Е.Г.

Логопедическая помощь (учитель-логопед)

20 мин

2

индивидуальная

ФиличеваТ.Б.

Чевелёва Н.А.     Чиркина Г.В.

Болганюк А.В.

Психологическая помощь ( педагог-психолог)

30 мин

1

Индивидуальная (или подгрупповя по возможности)

АООП МБДОУ №47 для детей с ТНР; «Коррекционно – развивающие занятия» В.Л.Шарохина

Протопопова Е.В.

Дефектологическая помощь (дефектолог)

Музыкальная деятельность (музыкальный руководитель)

30 мин

2

групповая

Н.Е.Вераксы

Шмонова Я.К.

Физическое развитие (инструктор по физ.воспитанию)

30 мин

2

групповая

Н.Е.Вераксы

Пшеничникова О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

Психолого- педагогическое обследование...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка по образовательным областям.

Описание примерного индивидуального образовательного маршрута по образовательным областям....

План индивидуального образовательного маршрута ребенка, не осваивающего образовательную программу по физическому развитию

Создание в ДОУ условий, способствующих усвоение ребенком образовательной программы по физическому развитию, развитие физических качеств, необходимых для обучения в школе....

Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Познавательное развитие"

Осуществление индивидуальной педагогической помощи ребенку; создание условий для усвоения ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечение целенаправленного продвижения ребёнка ...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Речевое развитие"

Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, пересказывать. Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Развивать речь и память. Развиват...