Презентация "Диагностика детей дошкольного возраста"
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)
Данную презентацию я готовила , когда получала дополнительное образование по специальности "Дефектолог - олигофренопедагог", решила здесь опубликовать ее, возможно кому то будет полезно.
Презентация «Диагностика детей дошкольного возраста» посвящена важной теме выявления и оценки индивидуальных особенностей развития ребёнка в дошкольный период. В работе рассматриваются цели, методы и принципы диагностики, позволяющие педагогам и специалистам эффективно отслеживать динамику развития ребёнка и своевременно выявлять возможные отклонения.
Презентация будет полезна воспитателям, тьюторам, психологам и родителям, заинтересованным в понимании особенностей развития детей и создании благоприятной образовательной среды.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Важность диагностики детей с ОВЗ Современные методы дифференциальной диагностики детей с ОВЗ позволяют выявить нарушения в дошкольном возрасте и своевременно обеспечить ребенку коррекционно-педагогическую помощь, направленную на преодоление имеющихся недостатков в развитии, на профилактику вторичных отклонений. Целью коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка. Важно сформировать «предпосылки» мышления: память, внимание, различные виды восприятия, развивать зрительные, слуховые, моторные функции, пробудить познавательную и творческую активность ребенка. Необходимо создавать условия для становления ведущих типов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в школе. Организация работы с дошкольниками с ОВЗ базируется на принципе единства диагностики и коррекции. Наблюдение за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важнейшее значение для определения путей, методов и конкретного содержания ее на различных этапах обучения и воспитания.
Диагностика детей Объектом изучения при обследовании, которое проводит дефектолог, является деятельность ребенка. Исследуются такие психические процессы, как внимание, память, мышление, а также уровень сенсорного развития, развитие речи, произношение, элементарные математические представления ребенка, его социальные контакты, ведущий тип деятельности, эмоционально-волевая сфера, моторика. Диагностические задания подбираются с учетом возраста обследуемого ребенка, ведущей деятельности, онтогенетических закономерностей становления психических функций. Педагога интересуют особенности мотивации деятельности ребенка, способность к пониманию инструкции, особенности программирования (способности действовать осмысленно и целенаправленно), способность принимать и использовать помощь взрослого, осуществляя перенос усвоенного способа выполнения задания в аналогичную ситуацию. Диагностическое обследование проводится в сентябре, январе и мае. В сентябре проводится обследование с целью выявления особенностей психического развития ребенка с ОВЗ, уровня развития его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, ведущей деятельности. Необходимо определить уровень обученности детей, степень сформированности знаний, умений и навыков в объеме предыдущей возрастной группы.
Доска Сегена 2 и 3 варианты Эти варианты более сложные и требуют от детей сосредоточенности и терпения. В основном дети справляются с заданием методом проб и ошибок, зато сколько потом радости: «У меня получилось!»
Наглядно-действенное мышление Доска Сегена 2 вариант
Доска Сегена 2 вариант
Доска Сегена 3 вариант
Разрезные картинки Выявляется переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. В процессе выполнения задания выявляется способность детей запоминать и восстанавливать пространственную структуру целого (предметного) изображения, разбитого на отдельные части. Сначала предъявляется целая картинка, потом составляющие части перемешивают и предлагают ребенку сделать как было. Важен характер деятельности ребенка: насколько целенаправленно он действует, контролирует ли свою работу, как принимает помощь. 5 лет. Ребенку предлагается сложить картинку из 4-х частей, разрез по диагонали.
Наглядно-действенное мышление Разрезная картинка из 4 частей
Наглядно-действенное мышление
Наглядно-образное мышление Кубики Кооса
Наглядно-образное мышление Кубики Кооса С помощью этой методики выявляется сообразительность, конструктивная деятельность, развитие внимания, умение ориентироваться в пространстве. Ребенку показывают образец и предлагают сложить такой же узор. Узоры последовательно усложняются. В процессе выполнения задания ребенку может быть оказана различная помощь: дополнительное разъяснение задания, расчленение узора на составляющие части, подсказка, показ. 5 лет. Второй вариант – рисунок с изображением 2-х белых и 2-х красных кубиков, расположенных по диагонали.
Кубики Кооса Второй вариант по образцу
Кубики Кооса 2 вариант
Кубики Кооса 2 вариант
Кубики Кооса
Логическое мышление. Обобщение и классификация. Назвать одним словом
Назвать одним словом
Назвать одним словом
Назвать посуду чайную, столовую, кухонную
Обследование логического мышления 4-й лишний Исследуется возможность формирования и использования обобщенных представлений, логическая обоснованность. Последовательность усложнения задания дает возможность анализировать обобщения разного уровня. 5 лет. Транспортные средства и лошадь. Кошка, собака, коза, дятел. Курица, цыпленок, утка, яйцо. Швейная машинка, пуговица, нитки, очки. Ребенка просят показать лишнюю картинку и объяснить свой выбор
4-й лишний
Временные представления
Времена года
Временные представления части суток
Выделение сходства и различия Методика выявляет способность к логическому обобщению, абстрагированию, классификации, умению находить общее и различное в предметах т понятиях. 5-6 лет. Ребенку говорят: «Я буду говорить, а ты продолжай»: «Лимон кислый, а сахар ….» «Ты ходишь ногами, а бросаешь …» «Нож и кусок стекла …» «Мальчик вырастет мужчиной, а девочка....» «Груша и яблоко …» Выделение сходства и различия таких понятий как: лето – зима, вода – лед, волк – собака, день – ночь, мяч –арбуз. Детям бывает трудно понять инструкцию, поэтому ее рекомендуется сопровождать разбором примера. Задание можно предъявлять как в вербальном, так и в наглядном плане.
Сходство и различие
Ориентировка в пространстве
Причинно-следственные связи Методика выявляет понимание ребенком причинно-следственных отношений между явлениями окружающего мира. 5 лет. Ребенка просят ответить на вопрос: «Почему снежинка на ладони тает ? » «Почему зимой мы носим варежки, а летом нет ? » «Почему тетя стоит под зонтиком ? »
Обследование внимания «Нелепицы» С помощью этих картинок выявляется не только внимание и память, но и опыт ребенка, его смекалка и чувство юмора. Выявляется восприятие и понимание картинок с нелепым, бессмысленным сюжетом. Детям предъявляется картинка и предлагается найти такое, чего в жизни не бывает. Постепенно картинки усложняются. 5-6 лет . Картинки с более сложным сюжетом
Нелепицы
Что перепутал художник
Обследование внимания
Обследование внимания Методика Россолимо
Обследование внимания Методика Россолимо
Подсказка
Обследование памяти
Грамматический строй речи Согласование прилагательных
Грамматический строй речи Управление
Использование в речи предлогов простых и сложных
Антонимы
Геометрические фигуры
Сравнение по величине
Сравнение по величине
Различие оттеночных цветов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план интегрированных занятий с детьми по теме «Ознакомление детей с окружающей действительностью, как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста», для детей старшего дошкольного возраста.
Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....
Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.
В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением в условиях...

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на
Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...

Консультация для родителей "Формирование культуры питания у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ. Правильное питание у детей дошкольного возраста"
консультация предназначена для родителей по формированию правильного питания...

