Презентация "Диагностика детей дошкольного возраста"
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)

Демидова Светлана Викторовна

Данную презентацию я готовила , когда получала дополнительное образование по специальности "Дефектолог - олигофренопедагог", решила здесь опубликовать ее, возможно кому то будет полезно. 

Презентация «Диагностика детей дошкольного возраста» посвящена важной теме выявления и оценки индивидуальных особенностей развития ребёнка в дошкольный период. В работе рассматриваются цели, методы и принципы диагностики, позволяющие педагогам и специалистам эффективно отслеживать динамику развития ребёнка и своевременно выявлять возможные отклонения.

Презентация будет полезна воспитателям, тьюторам, психологам и родителям, заинтересованным в понимании особенностей развития детей и создании благоприятной образовательной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_detey_doshkolnog_vozrasta_5-6_let.pptx1.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогическая диагностика детей 5-6 лет Выполнила Демидова С.В.

Слайд 4

Важность диагностики детей с ОВЗ Современные методы дифференциальной диагностики детей с ОВЗ позволяют выявить нарушения в дошкольном возрасте и своевременно обеспечить ребенку коррекционно-педагогическую помощь, направленную на преодоление имеющихся недостатков в развитии, на профилактику вторичных отклонений. Целью коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка. Важно сформировать «предпосылки» мышления: память, внимание, различные виды восприятия, развивать зрительные, слуховые, моторные функции, пробудить познавательную и творческую активность ребенка. Необходимо создавать условия для становления ведущих типов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в школе. Организация работы с дошкольниками с ОВЗ базируется на принципе единства диагностики и коррекции. Наблюдение за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важнейшее значение для определения путей, методов и конкретного содержания ее на различных этапах обучения и воспитания.

Слайд 5

Диагностика детей Объектом изучения при обследовании, которое проводит дефектолог, является деятельность ребенка. Исследуются такие психические процессы, как внимание, память, мышление, а также уровень сенсорного развития, развитие речи, произношение, элементарные математические представления ребенка, его социальные контакты, ведущий тип деятельности, эмоционально-волевая сфера, моторика. Диагностические задания подбираются с учетом возраста обследуемого ребенка, ведущей деятельности, онтогенетических закономерностей становления психических функций. Педагога интересуют особенности мотивации деятельности ребенка, способность к пониманию инструкции, особенности программирования (способности действовать осмысленно и целенаправленно), способность принимать и использовать помощь взрослого, осуществляя перенос усвоенного способа выполнения задания в аналогичную ситуацию. Диагностическое обследование проводится в сентябре, январе и мае. В сентябре проводится обследование с целью выявления особенностей психического развития ребенка с ОВЗ, уровня развития его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, ведущей деятельности. Необходимо определить уровень обученности детей, степень сформированности знаний, умений и навыков в объеме предыдущей возрастной группы.

Слайд 6

Доска Сегена 2 и 3 варианты Эти варианты более сложные и требуют от детей сосредоточенности и терпения. В основном дети справляются с заданием методом проб и ошибок, зато сколько потом радости: «У меня получилось!»

Слайд 7

Наглядно-действенное мышление Доска Сегена 2 вариант

Слайд 8

Доска Сегена 2 вариант

Слайд 9

Доска Сегена 3 вариант

Слайд 10

Разрезные картинки Выявляется переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. В процессе выполнения задания выявляется способность детей запоминать и восстанавливать пространственную структуру целого (предметного) изображения, разбитого на отдельные части. Сначала предъявляется целая картинка, потом составляющие части перемешивают и предлагают ребенку сделать как было. Важен характер деятельности ребенка: насколько целенаправленно он действует, контролирует ли свою работу, как принимает помощь. 5 лет. Ребенку предлагается сложить картинку из 4-х частей, разрез по диагонали.

Слайд 11

Наглядно-действенное мышление Разрезная картинка из 4 частей

Слайд 12

Наглядно-действенное мышление

Слайд 13

Наглядно-образное мышление Кубики Кооса

Слайд 14

Наглядно-образное мышление Кубики Кооса С помощью этой методики выявляется сообразительность, конструктивная деятельность, развитие внимания, умение ориентироваться в пространстве. Ребенку показывают образец и предлагают сложить такой же узор. Узоры последовательно усложняются. В процессе выполнения задания ребенку может быть оказана различная помощь: дополнительное разъяснение задания, расчленение узора на составляющие части, подсказка, показ. 5 лет. Второй вариант – рисунок с изображением 2-х белых и 2-х красных кубиков, расположенных по диагонали.

Слайд 15

Кубики Кооса Второй вариант по образцу

Слайд 16

Кубики Кооса 2 вариант

Слайд 17

Кубики Кооса 2 вариант

Слайд 18

Кубики Кооса

Слайд 19

Логическое мышление. Обобщение и классификация. Назвать одним словом

Слайд 20

Назвать одним словом

Слайд 21

Назвать одним словом

Слайд 22

Назвать посуду чайную, столовую, кухонную

Слайд 23

Обследование логического мышления 4-й лишний Исследуется возможность формирования и использования обобщенных представлений, логическая обоснованность. Последовательность усложнения задания дает возможность анализировать обобщения разного уровня. 5 лет. Транспортные средства и лошадь. Кошка, собака, коза, дятел. Курица, цыпленок, утка, яйцо. Швейная машинка, пуговица, нитки, очки. Ребенка просят показать лишнюю картинку и объяснить свой выбор

Слайд 24

4-й лишний

Слайд 25

Временные представления

Слайд 26

Времена года

Слайд 27

Временные представления части суток

Слайд 28

Выделение сходства и различия Методика выявляет способность к логическому обобщению, абстрагированию, классификации, умению находить общее и различное в предметах т понятиях. 5-6 лет. Ребенку говорят: «Я буду говорить, а ты продолжай»: «Лимон кислый, а сахар ….» «Ты ходишь ногами, а бросаешь …» «Нож и кусок стекла …» «Мальчик вырастет мужчиной, а девочка....» «Груша и яблоко …» Выделение сходства и различия таких понятий как: лето – зима, вода – лед, волк – собака, день – ночь, мяч –арбуз. Детям бывает трудно понять инструкцию, поэтому ее рекомендуется сопровождать разбором примера. Задание можно предъявлять как в вербальном, так и в наглядном плане.

Слайд 29

Сходство и различие

Слайд 30

Ориентировка в пространстве

Слайд 31

Причинно-следственные связи Методика выявляет понимание ребенком причинно-следственных отношений между явлениями окружающего мира. 5 лет. Ребенка просят ответить на вопрос: «Почему снежинка на ладони тает ? » «Почему зимой мы носим варежки, а летом нет ? » «Почему тетя стоит под зонтиком ? »

Слайд 32

Обследование внимания «Нелепицы» С помощью этих картинок выявляется не только внимание и память, но и опыт ребенка, его смекалка и чувство юмора. Выявляется восприятие и понимание картинок с нелепым, бессмысленным сюжетом. Детям предъявляется картинка и предлагается найти такое, чего в жизни не бывает. Постепенно картинки усложняются. 5-6 лет . Картинки с более сложным сюжетом

Слайд 33

Нелепицы

Слайд 34

Что перепутал художник

Слайд 35

Обследование внимания

Слайд 36

Обследование внимания Методика Россолимо

Слайд 37

Обследование внимания Методика Россолимо

Слайд 38

Подсказка

Слайд 39

Обследование памяти

Слайд 40

Грамматический строй речи Согласование прилагательных

Слайд 41

Грамматический строй речи Управление

Слайд 42

Использование в речи предлогов простых и сложных

Слайд 43

Антонимы

Слайд 44

Геометрические фигуры

Слайд 45

Сравнение по величине

Слайд 46

Сравнение по величине

Слайд 47

Различие оттеночных цветов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей  дошкольного возраста  со стихотворением в условиях...

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...