ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ воспитанника с задержкой психического развития младшей группы
материал по коррекционной педагогике (младшая группа)

Татьяна Ивановна Быкова

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ воспитанника с задержкой психического развития младшей группы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_sovmestno_s_vospitatelyami.docx53.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад  № 31 «Аленушка»  города Лесосибирска»


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ
воспитанника с задержкой психического развития

младшей группы

                                                      Составители: воспитатели группы

                                                                              педагог - психолог

Лесосибирск 2023г.


Основной целью маршрута является создание оптимальных условий для всестороннего развития личности ребенка.

Индивидуальные занятия учитывают индивидуальные особенности и образовательные возможности ребенка, направлены на коррекцию нарушений развития ребёнка, высших психических функций, формирование социально-бытовых и коммуникативных навыков.  

Учитывается не только возраст ребенка, но и уровень его психического развития, а также индивидуально-типологические особенности и особые образовательные потребности.

Маршрут предусматривает возможность добавления или замены одного или нескольких блоков с учетом индивидуальных особенностей ребенка на основании наблюдений.

Задачи:

  1. Развитие коммуникативных навыков, вербальной и невербальной речи.
  2. Развитие сенсорных эталонов.
  3. Формирование интереса к продуктивной деятельности.
  4. Развитие познавательной активности.
  5. Развитие функций внимания.
  6. Развитие крупной и мелкой моторики.
  7. Развитие способности проявлять эмоции сообразно ситуации, понимать эмоции других людей.

Проводиться в форме индивидуальных занятий, продолжительность занятия 15 минут.

Планируемые результаты

Социально-коммуникативное развитие

- проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;

- ориентируется на просьбы и простые поручения взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т.п.);

- способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;

- выполняет элементарные орудийные действия с предметами бытового назначения;

- проявляет интерес и внимание к различным эмоциональным состояниям человека.

Познавательное развитие

- составляет картинку из 4 частей;

- создает предметные конструкции из 3-5 деталей;

- показывает по словесной инструкции основные цвета и формы;

- выбирает из 3-х предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);

- выполняет постройку из 3-4 кубиков по образцу, показанному взрослым.

Речевое развитие

- испытывает потребность в общении;

- стремится к расширению понимания речи;

- проявляет речевую активность;

- понимает названия предметов, действий встречающихся в повседневной жизни;

- понимает и выполняет словесные инструкции.

Художественно-эстетическое развитие

- раскладывает и наклеивает элементы аппликации на бумагу;

- проявляет интерес к сказкам, рассматриванию картинок;

- эмоционально положительно относится к процессу изобразительной деятельности;

- пользуется карандашами, фломастерами, кистью; рисует волнистые и округлые линии;

- различает по звучанию погремушки, колокольчик, неваляшки или другие звучащие предметы;

- с помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах.

Физическое развитие

- проходит по гимнастической скамейке;

- ударяет мяч об пол и ловит его двумя руками;

- выражает стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.);

- стремится принимать активное участие в подвижных играх.

Степень усвоения:

0 – навык не усвоен;

1 – навык на стадии усвоения;

2 – навык сформирован.

Сенсорное развитие

Задачи: развитие навыков восприятия        и вычленения предметов окружающего мира, восприятия звуков.

Навык

сентябрь

усвоен

октябрь

усвоен

ноябрь

усвоен

- выделяет предмет из общего фона;

- находит парные предметы, картинки;

- складывает коробку форм с основными геометрическими фигурами и цветами;

- сортирует по цвету, соотнося с образцом;

- дифференцирует звучание двух-трех музыкальных инструментов;

Развитие крупной и мелкой моторики

Задачи: развитие крупной и мелкой моторики ребенка.

- выполняет движения и действия по подражанию взрослому;

- ходит по дорожке и по следам;

- катает мяч по инструкции;

- повторяет пальчиковые игры;

- удерживает карандаш в кулаке, при помощи пинцетного или щипкового захвата;

- рисует прямые и волнообразные линии;

- бросает мяч в цель и ловит мяч;

- прыгает на двух ногах на месте;

- ползает по гимнастической скамье;

- самостоятельно нанизывает крупные бусины;

- сортирует рис и фасоль.

Формирование элементарных математических представлений

Задачи: формирование представлений о количестве и форме предметов, о количественном соотношении множеств.

- различает понятия «один» и «много», выделяет один предмет из группы;

- различает понятия «маленький»-«большой»;

- знает 4 основные геометрические формы;

- демонстрирует счет в пределах 3-х;

- может повторить простые конструкции на плоскости.

Развитие пространственных и временных представлений

Задачи: формирование начальных представлений о времени и пространстве.

- имеет представление о времени суток (день, ночь);

- сформированы понятия «сначала», «потом»;

- сформированы понятия «высоко»;

- ориентируется в группе;

- ориентируется на территории детского сада.

Развитие внимания, памяти

Задачи: формирование навыка удержания внимания на предложенной деятельности, воспроизведения движений, звуков.

- находит спрятанную на глазах игрушку;

- находит парные картинки;

- проявляет слуховое внимание к обращению;

- удерживает внимание на задании в течение 2 - 3 минут;

- может вспомнить спрятанную фигуру из предложенного ряда (3-4);

- воспроизводит движения  речевой гимнастики.

Развитие мышления

Задачи: формирование наглядного-действенного мышления, использование инструментов на практике.

- выполняет действия при помощи инструмента;

- выполняет адекватные действия со знакомым предметом;

- нанизывает кольца на стержень пирамидки в соответствии со словесным сопровождением педагога, педагог называет цвет следующего кольца;

- сортирует по форме методом проб и ошибок;

- разбирает и складывать матрешку из 3 частей;

- собирает разрезные картинки из 2х-3х частей.

Развитие речи и формирование коммуникативных способностей

Задачи: формирование невербальной и вербальной коммуникации, способности понимания одиночной инструкции.

- реагирует на свое имя;

- слышит и понимает одиночную инструкцию;

- обращается к взрослому жестами, рукой, использует указательный жест;

- приносит предмет взрослому, ожидает определенной реакции;

- информирует о физиологических проблемах, выражает протест, несогласие;

- просит что-либо дать, предлагать поиграть;

- сообщает о событиях («бах»);

- описывает предметные картинки (например, это желтое солнце);

- участвует в подвижной игре «Кот и мыши» в роли мышки.

Развитие социально-бытовых навыков, представлений об окружающем мире

Задачи: формирование представлений о себе и предметах окружающего мира.

- знает свое имя, показывает на себя;

- находит части тела у себя и у других;

- узнаёт себя в зеркале и на фотографиях;

- проявляет привязанность к родителям, другим значимым взрослым;

- самостоятельно ест, пьёт из чашки;

- пользуется туалетом;

- самостоятельно одевает/снимает одежду;

- имеет представление о предметах окружающего мира и их функционале;

- соотносит изображение с реальным объектом.

Сенсорное развитие

Задачи: развитие навыков восприятия        и вычленения предметов окружающего мира, восприятия звуков, развитие тактильных ощущений.

Навык

декабрь

усвоен

январь

усвоен

февраль

усвоен

- выделяет предмет из общего фона;

- находит предметы, принадлежащие одной группе (мягкие, твердые, гладкие, шершавые);

- воспринимает на ощупь величину, форму, фактуру предмета;

- сортирует по цвету, выбирает цвет, называет цвет;

- дифференцирует звучание трех-четырех музыкальных инструментов

Развитие крупной и мелкой моторики

Задачи: развитие крупной и мелкой моторики ребенка.

- выполняет движения и действия в соответствии со словестной инструкцией;

- ходит по дорожке и по следам;

- повторяет пальчиковые игры;

- удерживает карандаш в кулаке, при помощи пинцетного или щипкового захвата;

- рисует круг, овал;

- может бросать мяч в цель и пытается ловить мяч;

- прыгает на двух ногах с продвижением вперед;

- ходит по гимнастической скамье;

- прикрепляет прищепки;

- приклеивает вырезанные элементы на бумагу.

Формирование элементарных математических представлений

Задачи: формирование представлений о количестве и форме предметов, о количественном соотношении множеств.

- различает понятия «длинный» и «короткий»;

- различает понятия «высокий» и «низкий»;

- знает  основные геометрические формы;

- демонстрирует счет в пределах пяти;

- может повторить простые конструкции на плоскости.

Развитие пространственных и временных представлений

Задачи: формирование начальных представлений о времени и пространстве.

- имеет представление о временах года (зима, лето);

- сформированы понятия «в», «на», «под», «около»;

- сформированы понятия «далеко» и «близко»;

- сформированы понятия «высоко» и «низко»;

- ориентируется на территории детского сада.

Развитие внимания, памяти

Задачи: формирование навыка удержания внимания на предложенной деятельности, воспроизведения движений, звуков.

- находит явные отличия между двумя картинками;

- проявляет слуховое внимание к обращению;

- удерживает внимание на задании в течение 5 минут;

- может вспомнить спрятанную фигуру (игрушку) из предложенного ряда (4-5 предметов);

- воспроизводит движения  речевой гимнастики.

Развитие мышления

Задачи: формирование наглядного-действенного мышления, использование инструментов на практике.

- выполняет действия при помощи инструмента;

- нанизывает кольца на стержень пирамидки, ориентируясь на размер колец;

- сортирует по форме, цвету и размеру;

- разбирает и складывать матрешку из 4-5 частей;

- собирает разрезные картинки из 4 частей.

Развитие речи и формирование коммуникативных способностей

Задачи: формирование невербальной и вербальной коммуникации, способности понимания одиночной инструкции.

- реагирует на простые просьбы и поручения;

- демонстрирует эмоции (радость и грусть) в соответствии с сюжетом картинки;

- обращается к взрослому словесно, жестами;

- информирует словесно о физиологических проблемах, выражает протест, несогласие;

- сообщает о событиях словесно;

- составляет простые предложения с помощью кругов Луллия;

- участвует в подвижной игре «Кот и мыши» в роли кота.

Развитие социально-бытовых навыков, представлений об окружающем мире

Задачи: формирование представлений о себе и предметах окружающего мира.

- знает свое имя, фамилию, возраст;

- называет имена членов семьи;

- находит части лица у себя и у других;

- знает основные профессии и их функционал (доктор лечит, повар готовит, продавец продает);

- знает названия овощей и фруктов, группирует их и называет обобщающее слово;

- самостоятельно одевает/снимает одежду;

- соотносит изображенный предмет с его функционалом;

- соотносит предмет одежды с частью тела, на которое его одевают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с воспитанниками с задержкой психического развития "Осенние узоры"

Совместная  деятельность обогащает представления детей об изменениях в природе осенью, приобщает к художественному слову, знакомит с народным творчеством "Хохломская роспись", учит рабо...

Структура реализации образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для воспитанников с задержкой психического развития

Структура реализации образовательной деятельностив подготовительной к школе группе для воспитанников с задержкой психического развития...

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе для воспитанников с задержкой психического развития "Детский оркестр и Снеговик"

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе для воспитанников с задержкой психического развития "Детский оркестр и Снеговик"...

Индивидуальное занятие с воспитанником с задержкой психического развития в старшей группе Тема занятия: «Внимание». Цель: развитие произвольности и основных свойств внимания.

Индивидуальное занятие с воспитанником с задержкой психического развития в старшей группе Тема занятия: «Внимание».Цель: развитие произвольности и основных свойств внимания....

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с задержкой психического развития

Индивидуальный образовательный маршрут разработан на основе адаптированной образовательной программы для детей с задержкой психического развития....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми с задержкой психического развития подготовительной группы на тему: «Транспорт».

Методическая разработка учителя - логопеда Сергеевой А. А. "Конспект индивидуального  коррекционно- развивающего занятия с детьми старшего возраста на тему : "Транспорт"...