Упражнения с элементами Су - Джок терапии
картотека по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №33»
(МБДОУ «Детский сад № 33»)
« Как нам помогут Су-Джок»
Составила: воспитатель Лебедева О.А.
В чём секрет метода Су-Джок терапии для развития речи у детей?
Достоинств у метода Су-Джок терапии много, вот некоторые из них:
- Высокая эффективность, доказанная многолетней практикой и многочисленными положительными отзывами;
- Абсолютная безопасностью. Метод, может применяться с раннего возраста и до глубокой старости;
С помощью метода Су-Джок терапии решаются многие коррекционные задачи. Такие как:
- Развитие фонематического слуха и восприятия;
- Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
- Развитие звукового и слогового анализа слов;
- Активизация словаря и совершенствование лексико-грамматических категорий;
- Развитие общей и мелкой моторики;
- Развитие психических процессов;
- Развитие цветовосприятия;
- Развитие пространственно-временных представлений;
- Закрепление счетных операций.
Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал и, одновременно с массажным эффектом, происходит автоматизация отрабатываемых звуков.
Пальчиковая игра «Черепаха». (с шариком) Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. Шла большая черепаха (дети катают Су-Джок между ладоней) И кусала всех от страха, Кусь, кусь, кусь, кусь, (Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку). Никого я не боюсь. (дети катают Су-Джок между ладоней). |
Пальчиковая игра «Ёжик». (с шариком) Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями) На спине иголки (массажные движения большого пальца) очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца) Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца) нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца) А колючки тоже (массажные движения мизинца) на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями) |
Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик». (с массажными кольцами) Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. - Мальчик-пальчик, Где ты был? (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец) - С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец) -С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец) -С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец) -С этим братцем песни пел. (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец). |
Пальчиковая игра с шариком Су - Джок. Описание: Движения шарика выполняются в соответствии с текстом. Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. |
Массаж пальцев эластичным кольцом. Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному) Вышли пальцы погулять, Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. (прокатывать кольцо по пальцу) Этот пальчик для того, чтоб показывать его. (прокатывать кольцо по пальцу) Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. (прокатывать кольцо по пальцу) Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. (прокатывать кольцо по пальцу) А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал. (прокатывать кольцо по пальцу) |
Массаж пальцев эластичным кольцом. Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. На правой руке: Этот малыш-Илюша, (прокатить по большому пальцу) Этот малыш-Ванюша, (прокатить по указательному пальцу) Этот малыш-Алеша, (прокатить по среднему пальцу) Этот малыш-Антоша, (прокатить по безымянному пальцу) А меньшего малыша зовут Мишуткою, друзья. (прокатить по мизинцу) На левой руке: Эта малышка-Танюша, Эта малышка-Ксюша, (движения те же) Эта малышка-Маша, Эта малышка-Даша, А меньшую зовут Наташа. |
Пальчиковая игра с шариком Су - Джок. Описание: Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж. Ходит ежик без дорожек, Не бежит ни от кого. С головы до ножек Весь в иголках ежик. Как же взять его? |
Упражнение с шариком Су – Джок. Описание: Воспитатель берет 2 массажных шарика и проводит ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог: Гладь мои ладошки, ёж! Ты колючий, ну и что ж! Потом ребёнок гладит шарики ладошками со словами: Я хочу тебя погладить, Я хочу с тобой поладить. |
Пальчиковая игра «Зайки на лужайке». (с шариком) Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями) Целый день скакали зайки. (прыгать по ладошке шаром) И катались по траве, (катать вперед – назад) От хвоста и к голове. Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром) Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку) Мимо змеи проползали, (вести по ладошке) «С добрым утром!» - им сказали. Стала гладить и ласкать Всех зайчат зайчиха-мать. (гладить шаром каждый палец) |
Пальчиковая игра «Медведи». (с шариком) Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. Шла медведица спросонок, (шагать шариком по руке, надавливая) А за нею – медвежонок. (шагать тихо шариком по руке) А потом пришли детишки, (шагать шариком по руке в быстром темпе) Принесли в портфелях книжки. Стали книжки открывать, (нажимать шариком на каждый палец) И в тетрадочках писать. |
Пальчиковая игра «Ёжик на дорожке». (с шариком) Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. По тропинке, по дорожке (катаем шарик по ладони) Топают к нам чьи-то ножки. («Топаем» шариком по ладони) Это ёж – колючий бок, (Показать шарик на развернутой ладони) По грибам большой знаток! (Надавить на каждый пальчик поочередно |
Пальчиковая игра «Колючий ежик». (с шариком) Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. Катиться колючий ёжик (круговые движения шариком между ладонями).
И пыхтит, пыхтит, пыхтит. пальцев).
|
Пальчиковая игра «Орешки для белочки» (с шариком). Описание: Движения выполняются в соответствии с текстом. В руки я орех возьму, Между пальцев положу, Я в ладошку положу, |
Пальчиковая игра «Ёжик маленький». (с шариком) Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. Ежик маленький замерз и в клубок свернулся. (крепко сжать шарик ладонью) Солнце ежика согрело, Ежик развернулся. (открыть ладонь и показать шарик) |
Массаж пальцев эластичным кольцом «Лесные звери». Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. На лужок пришли зайчата, Медвежата, барсучата, Лягушата и енот. (поочередно надеваем кольцо на каждый палец) На зеленый, на лужок Приходи и ты, дружок! (катаем шарик по ладошке) |
Пальчиковая игра «Игрушки». (с шариком) Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. На большом диване в ряд (поочередно катаем шарик к каждому пальчику, начиная с большого) Куклы Катины сидят: Два медведя, Буратино, И веселый Чиполлино, И котенок, и слоненок. Раз, два, три, четыре, пять (надавливаем шариком на кончики пальцев) Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать. |
Пальчиковая игра «Мячик - ёжик». (с шариком) Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. Ежик колет нам ладошки, (катаем шарик в разных направлениях) Поиграем с ним немножко. Ежик нам ладошки колет – (шариком ударяем по ладошке) Ручки к школе нам готовит. Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх) Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек) Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик) И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика) Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол) Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик) И немножко покатаем… (катаем мячик по столу) Потом ручку поменяем (меняем руки) |
Массаж пальцев эластичным кольцом «Пальчики». Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Этот пальчик — в лес пошёл, |
Массаж пальцев эластичным кольцом «Моя семья». Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Этот пальчик — дедушка, Вот и вся моя семья! |
Массаж пальцев эластичным кольцом «Работники». Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Ивану-большому — дрова рубить, Родных братьев потешать. |
Пальчиковая игра «Домик». (с шариком) Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. В этом домике пять этажей: (катаем шарик по ладони) пальчик) На втором живет семейство зайчат, |
Пальчиковая игра «Орехи» (с шариком) на левой.
|
Специалисты по исправлению дефектов речи отмечают такой факт: что с каждым годом растет число детей с тяжелыми нарушениями речи. В связи с этим возникает необходимость строить занятия с детьми как можно эффективнее, чтобы уже на одном занятии одновременно решить как можно больше поставленных задач
Упражнение1
Для выполнения этого упражнения вам потребуются мячи Су-Джок красного, зеленого и синего цветов с проволоками. В процессе занятия дети осваивают приемы самомассажа кистей рук с помощью тренажера Су-Джок, развивает мелкую моторику рук, ловкость, координации. Движений, чувство ритма.
Медленно, с выражением читается стих, одновременно предложить ребенку выполнять движения по тексту:
«Этот шарик не простой,
Весь колючий вот такой.
Меж ладошками его кладу,
Им ладошки разотру.
Вверх и вниз его катаю
Свои ручки развиваю!
Можно шар катать по кругу.
Перекидывать друг другу:
Раз, два, три, четыре, пять.»
(Ребенок катает мяч между ладонями движениями вверх-вниз сначало медленно, а затем быстро.)
«Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.»
Также можно использовать Су – Джок шары при совершенствовании лексико-грамматических категорий.
Упражнение «Один-много». Взрослый катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Аналогично проводить упражнение «Назови ласково», «Скажи наоборот»
Упражнение 2
Дети осваивают самомассаж пальцев рук с помощью проволок Су-Джок. Упражнение выполняется по тому же принципу, что первое: вы читаете стихотворение, а дети катают проволочку по каждому пальцу соответственно тексту:
«Раз-два-три-четыре-пять,
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.»
Упражнение 3
Целью его является использование мячей Су-Джок при звуковом анализе слов. При выполнении этого упражнения развиваем мелкую моторику рук, ловкость, координацию движений и одновременно решаем учебную задачу: производим звуковой анализ слов.
На столах перед детьми выкладывают мячи трех цветов: красного, зеленого и синего. Вы называете слог или слово, которое нужно проанализировать, а дети проговаривают и дают характеристику каждого звука из этого слога или слова и, соответственно, выкатывают шарик нужного цвета. Например, вы задаете слово «кит». Дети проговаривают: первый звук (кь)-согласный, мягкий, обозначаем его зеленым цветом. Дети выкатывают вперед по столу мяч зеленого цвета. Второй звук (и) – гласный, обозначаем красным цветом. Выкатываем мяч красного цвета. Третий звук (т) – согласный твердый обозначаем, синим цветом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то ребёнок умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты речевые с...

Использование элементов Cу-Джок терапии
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем ширеего возможности в познании окру...

Дидактический материал для занятий в ДОУ. Игры с элементами Су-джок терапии.
Использование Су-джок массажёров в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с различными играми, упражнениями способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт фу...

Статья. "Использование кинезиологических упражнений и элементов су-джок терапии в работе с детьми с нарушениями речевого развития"
Нетрадиционные технологии в речевом развитии....
Проект «Веселые шарики» (Пальчиковая гимнастика с использованием элементов Су-Джок терапии)
Пальчиковая гимнастика с использованием Су-Джок терапии способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление р...

Авторские наработки .Игровые упражнения с элементами Су - Джок терапии по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Данные упражнения способствуют развитию не только речевых аспектов, но и развитию мелкой моторики посредством выполнения самомассажа....

Мастер-класс «Кинезиологические упражнения и элементы су-джок терапии как средство здоровьесбережения дошкольников»
Мастер-класс «Кинезиологические упражнения и элементы су-джоктерапии как средство здоровьесбережения дошкольников»Ход мастер – класса:Прежде, чем начать свой мастер – класс, я ...
