Статья. "Использование кинезиологических упражнений и элементов су-джок терапии в работе с детьми с нарушениями речевого развития"
статья по развитию речи

Ксынина Юлия Александровна

Нетрадиционные технологии в речевом развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья.

Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии детей.

Использование кинезиологических упражнений и элементов су-джок терапии в работе с детьми логопатами.

Рука является вышедшим

наружу головным мозгом.

И. Кант

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, проблемы с речевым развитием, общая неготовность к письму.

Всем известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Одним из универсальных методов, который помогает в умственном и физическом развитии ребенка, является кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

  • кроме того кинезиологические упражнения – это развитие межполушарной специализации;
  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • развитие межполушарных связей;
  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие способностей;
  • развитие памяти, внимания;
  • развитие речи;
  • развитие мышления;
  • устранение дислексии.

Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

Все мы прекрасно знаем о связи  между степенью сформированности тонких движений пальцев рук и уровнем речевого и интеллектуального развития. , и используем пальчиковую гимнастику в своей работе с детьми. Но не все знакомы с техникой кинезилогоических упражнений.

В коррекционной работе можно использовать некоторые кинезиологические упражнения, направленные на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизацию работы двух полушарий коры головного мозга.

Целесообразно применять кинезиологические упражнения, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества. Комплекс кинезеологических упражнений рекомендуемый к применению перед началом работы: «Кулак-ребро-ладонь», «Колечко», «Ухо-нос», «Лягушка», «Замок», «Лезгинка». Так же эффективно в структуру коррекционных занятия включать несколько кинезиологических упражнений направленных на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

Также мы применяем в практике работы элементы су-джок терапии.

Су-Джок терапия — это воздействие на биоэнергетические точки сцелью активизации защитных функций организма. В коррекционно–педагогической работе приемы Су-Джок терапии активно используются в качестве массажа для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.).  Это упражнения с массажными мячиками,грецкими орехами, шишками, колючими валиками. Такую работу можно проводить перед выполнением заданий, которые связаны с рисованием и письмом. Упражнения выполняем в течение одной — двух минут.  Мы применяем эти упражнения  в сочетании с упражнениями по коррекции речи.

Применение элементов су-джок терапии способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Для реализации задач используем следующие направления и формы работы:

  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
  • совершенствование лексико-грамматических категорий;
  • совершенствование навыков пространственной ориентации.
  • упражнения для развития общей и мелкой моторики.
  • п/п
  • Тема.
  • Этап занятия, этап работы.
  • Игры, упражнения.
  • I.
  • “Ушки на макушке”.
  • 1. Характеристика звука.
  • “Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери”
  • “Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу”
  • Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука:
  • красный - для гласных;
  • синий с колечком - для звонких твёрдых согласных;
  • синий без колечка - для глухих твёрдых согласных;
  • зелёный с колечком - для звонких мягких согласных;
  • зелёный без колечка - для глухих мягких согласных.

  • 2. Связь звука с буквой. (“Буквы знаю и пишу…”)
  • Прокатывание шариком по написанной букве.
  • Написание буквы и её элементов прокатыванием шарика по поверхности стола, на ладони.

  • 3. Развитие фонематического слуха.
  • Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди др. звуков, услышав слог или слово с ним. Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет.
  • Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком.
  • “Если звук услышат ушки - подними шар над макушкой”
  • “Телеграфисты” (простукивание шариком заданного ритмического рисунка)
  • “Шарик мы ладошкой “стук”, если слышим нужный звук”

  • 4. Звуковой и слоговой анализ слов.
  • (“Раз, раз, раз, слово выложим сейчас…”)
  • Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков су-джок.
  • “По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай”
  • II
  • “Мой послушный язычок всё, что нужно, сказать смог!”
  • 1. Автоматизация звука в слогах, словах, фразах.
  •  
  •  
  • 2. Дифференциация звуков в слогах, словах-паронимах, фразах.
  • 3. “Звуки в стихах…”
  • “Шарик мы ладонью “стук”, повторяем в слоге (слове) звук”
  • “Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори”
  • “Слог да слог - и будет слово, мы в игру сыграем снова”
  • Поочередный массаж пальцев массажными кольцами с проговариванием стихотворений пальчиковой гимнастики.
  • “Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени”.
  • Проговаривание различных стишков, насыщенных корректируемыми звуками, в сочетании с массажными движениями шариками или кольцами
  • III
  • “Весёлая грамматика”
  • Работа по совершенствованию лексико-грамматического строя речи:
  • 1) словоизменение;
  • 2)словообразование;
  • 3) отработка предложно-падежных конструкций;
  • 4) работа над словарем
  • “Шарик кати - слово говори”.
  • Игры с перекатыванием массажёра друг другу:
  • “Один-много”, “Много - один”
  • “Назови ласково”, “Чей? Чья? Чьи?”
  • “Ловко с шариком играем и предлоги называем”
  • “Скажи наоборот”
  • “Кто в каком домике живёт?” и т.д.
  • IV
  • “Лево-право различаю, каждый свой я пальчик знаю”
  • Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания.
  • “Слушай и запоминай, повторяй и выполняй”
  • Ребенка просят надеть колечко на определённый палец указанной руки или покатать шарик по инструкции.
  • “Глазки зарывай, на каком колечко пальце – угадай”
  • “Справа, слева я стучу - перепутать не хочу”
  • V
  • “Дружно с шариком играем и из рук не выпускаем””
  • 1. Игры с шариком су-джок, направленные на развитие мелкой моторики.
  • комплекс “Разминка”
  • сказка “Ёжик”
  • комплекс “Фокусник”
  • прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации

  •  
  • 2. Использование массажеров при выполнении гимнастики во время физ. пауз.
  • Выполнение различных упражнений с шариками в руках по инструкции взрослого.
  • Для проведения упражнений важно моциональное сопровождение:
  • атмосфера эмоциональных положительных эмоций;
  • доброжелательный настрой;
  • заинтересованность логопеда в успехах детей;
  • собственные эмоциональные проявления и детей, и взрослых.
  • Форма организации: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.
  • Особенности взаимодействия с детьми: обеспечения понятного, интересного мотива деятельности.
  • В результате использования су-джок терапии:
  • осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
  • стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
  • развивается координация движений и мелкая моторика;

развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.